|
|||
Предстартовая подготовкаПредстартовая подготовка Чтобы снять предстартовое напряжение (стресс, мандраж, трясучку, неосознанное волнение и т.д.) специалисты по спортивной психологии предлагают различные способы саморегуляции, в том числе идеомоторную и аутогенную тренировки, медитацию. Эти способы саморегуляции не всегда эффективны. Автор предлагает комбинированный способ регуляции предстартового состояния, испытанный им многократно и успешно в практике соревновательной деятельности. Предстартовое волнение, в основном, вызвано значимостью соревнования для спортсмена и неопределенностью конечного результата. Чем большая значимость, тем больший стресс испытывает человек перед соревнованиями, зачастую за 1-3 месяца до старта. Лучшим способом снятия, или уменьшения волнения является погружение в привычные, профессиональные действия, а именно, необходимые манипуляции с оружием (удержание в изготовке, нажатие на спусковой крючок и т.д.) или сосредоточение на лыжной технике во время разминки. Для подготовки себя к стрелковой практике разминка с оружием будет предпочтительнее. Выполнение комплекса необходимых действий должно носить осознанный характер, т.е. внимание должно быть приковано к выполняемым действиям для восприятия их ощущения и оценки качества согласованности элементов или компонентов техники выстрела. Перед разминкой желательно вспомнить комфортность ощущения изготовки и всю цепочку взаимосогласованных действий. Затем приступить к их реализации. Если спортсмен во время тренировок мало уделял внимания практике запоминания своих ощущений, то вначале ему будет сложно восстановить их. Все поддается настойчивой практике. Разминка перед стрельбой на тренировке или соревнованиях нужна, чтобы подготовить себя (нервно-мышечные центры) к точным, согласованным действиям. Чтобы мобилизовать эти нервно-мышечные центры для выполнения меткого выстрела, надо направить внимание на восприятие ощущения изготовки, совместное гармоничное выполнение прицеливания и обработку спуска.
1. С закрытыми глазами проверить ощущение правильной изготовки «лежа» или «стоя «, проверить комфортное удержание системы «стрелок-оружие», затем направить внимание на усилие пальца. Осознано воспринимать комфортность изготовки и управлять усилием пальца во время обработки спуска. 2. Действия пункта 1 с открытыми глазами. Обработка спуска делается на белом фоне, будь то стена или обратная сторона мишени, при рассеянном зрительном восприятии мушки и осознанном мышечного ощущения изготовки и нажатия пальца. 3. Отработка согласованного взаимодействия «наведение мушки – нажатие пальцем» при рассеянном зрении. Во время наведения оружия в район прицеливания начинается обработка спуска, при оптимальном положении мушки – дожатие. Изготовка контролируется подсознательно за счет навыка. Основное внимание на управление пальцем. Здесь необходимо сделать уточнение. Во время выполнения задач второго и третьего пунктов взгляд должен быть рассеянным. Прицельный глаз, как бы, сканирует положение мушки относительно района прицеливания, не активизируя внимание на мишени или мушке. Внимание на восприятии динамичного состояния пальца на спусковом крючке. Спортсмен просто отслеживает зрительную информацию, в соответствии с которой происходит наведение оружия в мишень и незначительное уточнение положения мушки в районе прицеливания, где сразу же происходит дожатие спуска. Было бы замечательно научиться представлять себе, что наведение оружия происходит указательным пальцем, нажимающим на спусковой крючок, в то время как само наведение осуществляется за счет управляемой изготовки. В этом случае стрелок будет регулировать усилие нажатия пальцем в зависимости от приближения мушки к району прицеливания. Палец при этом будет в активном состоянии и сработает на дожатие в нужный момент совмещения мушки с мишенью. Перед стрельбой по реальной мишени спортсменам предоставляется возможность продолжить разминку на огневом рубеже. Здесь надо повторить действия пункта 3. Глаз рассеянно воспринимает положение мушки, внимание направлено на восприятие себя в системе «стрелок-оружие» и давления пальца на спусковой крючок. Главное – удерживать внимание на усилии пальца и сохранять состояние рассеянного зрительного восприятия мишени и мушки. Зрительная информация о перемещении мушки к центру мишени является основанием для начала обработки спуска. Внимание должно быть направлено на восприятие своих действий, то есть внутрь себя, а не во вне. Если целостное действие выполняется правильно, и появилась уверенность, можно разминку заканчивать. Иногда бывает так, что на разминке ничего не получается. Не удается сосредоточиться на своих действиях, что-то все время отвлекает. В этом случае надо надеть наушники, взять оружие, в изготовке закрыть глаза и сосредоточить внимание на ощущении своих действий: усилие хвата кистью рукоятки и другие элементы изготовки. Затем, не открывая глаз, начать обработку спуска. Когда ощущения действий «пробъются» на уровень осознания информации, можно продолжить разминку с третьего пункта. Бывает и такое состояние, при котором не ладится согласованность действий и сколько ни стараешься, ничего не получается. Чтобы не впадать в панику, надо положить оружие и сделать пробежку. Во время нее вспомнить порядок действий с оружием до восприятия мышечных ощущений. После этого согласованность действий восстановится. На пристрелке не стоит увлекаться меткой стрельбой, лучше проверить согласованность действий, делая дожатие спуска с выносом влево или вправо, в зависимости от направления предполагаемого ветра. Цель разминки и пристрелки – привести в действие согласованность элементов и компонентов выстрела. Убедиться, что при выполнении целостного действия, пуля попадает по отметке. Не надо лишний раз доказывать себе, какая(ой) ты меткая(ий). Надо сохранить нервную энергию для стрельбы в соревновании, а не растрачивать ее попусту «до того». Примечание: При встрече со старыми друзьями, которых давно не видел, постараться приветствовать их сдержанно, без эмоционального всплеска. Энергию надо беречь для соревнований!
|
|||
|