Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава III. Троицкие гуляния



   Глава III

Троицкие гуляния

 

 

     Этот древний праздник, как сообщают краеведы, приурочен к одному из самых ответственных периодов народного земледельческого календаря – седьмой неделе после Пасхи. Неделю эту наши предки называли по-разному: «семиковой», «русальной», «зеленой». Молодежь в течение этой недели устраивала гуляния, игры и хороводы вокруг березки в лесу, на берегу реки или в деревне. Праздник ждали весь год и тщательно к нему готови­лись.

 

Как у нас в году

три праздника,

Первый праздник

 Семик честной,

Другой праздник

 Троицын день,

А третий праздник

 Купальница.

 

     В наши дни к этому празднику тоже готовятся тщательно, а местная пресса широко освещает это событие, рассказывая своим читателям об истории и традициях Троицких гуляний. Вот что написала Людмила Концедайло в «Тверской Жизни» от 10 июня 1997 года:

«Троица – завершающий день семицких гуляний. На Троицу ходили в церковь с букетами полевых цветов. Эти цветы потом засушивают и хранят за иконами для разных надобностей: их кладут под свежее сено, чтобы не води­лись мыши, в норы на грядки от землероек и на чердак – от комаров. В церкви пол усыпается травою, ее всякий при выходе от обедни старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целеб­ную.

Разнаряженную березу срубали, обносили вокруг де­ревни, потом втыкали на улице и начинали водить вокруг нее хороводы. Напоследок девушки отправлялись на мосты пускать по воде венки, свитые в Семик. Роняя венок в ре­ку, смотрели: чей венок легко поплывет, той и замуж вскоре выходить.

В Троицын день девушки спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли им быть в доме отца. Сколько раз прокукует, столько лет и ждать им замужества».

 

     Выглядело это примерно так. Сначала звучала лирическая русская песня, например вот эта:

 

Время милому жениться, время ехать со двора…

Ой-ли, ой, лю-ли, время ехать со двора.

Мы пешочком не пойдем да лучше троечку наймём…

Ой-ли, ой, лю-ли, лучше троечку наймём.

Милый свататься поехал по богатым по местам…

Ой-ли, ой, лю-ли, по богатым по местам.

Сани лаковы изъездил, шубу лисью износил…

Ой-ли, ой, лю-ли, шубу лисью износил.

Шубу лисью износил да что желал, не получил…

Ой-ли, ой, лю-ли, что желал – не получил.

Что же, миленький, тебе, да нету счастьица нигде?

Ой-ли, ой, лю-ли, нету счастьица нигде?

Не за Волгой, не у нас, да везде милому отказ...

Ой-ли, ой, лю-ли, да везде милому отказ.

 

     Сразу же после исполнения песни появлялись девушки в старинных нарядах, в венках, с травой и ветками, посыпали этой травой пришедших на праздник зрителей, раздавали им вет­ки, после чего подходили к березке и внимательно ее осматри­вали.

 

     Петр. Чего это там они делают?

       Фёдор. Чего-чего? Замуж хотят. Осматривают на березе свои венки, завитые еще на Семик. Гадают по ним.

       Иван. Как это?

       Фёдор. Если венок завял или расплелся, то это плохо. Мо­жет, что никто и не возьмет замуж.

       Пётр. Ничего себе! А еще на чем девки гадают на Троицу?

       Фёдор. На кукушке!

       Иван. На настоящей кукушке?

       Фёдор. Не на дятле же им гадать? Надолбит – замуча­ешься ждать. 

Мужики притворились в деревья.

Девушки выходят на авансцену.

 

       Маша. Кукушка-кукушка, сколько лет еще мне быть в доме отца?

       Иван. Ку-ку-ку-ку-ку!

      Маша. Целых пять лет...

       Дуня. А мне, кукушка, сколько лет быть в доме отца?

       Петр. Ку-ку!

       Дуня. Два года?

       Петр. (Разводит руками.) Ку-ку! Два раза "ку-ку", значит два года.

       Ксюша. А мне, кукушка?

       Фёдор. И тебе – ку-ку!

       Нюра. А мне, кукушка, сколько лет жить в отцовском доме?

       Степа. Ку...

       Нюра. Почему так ма...

       Голоса. Нюрка! Беги домой! Там тебя сватать приехали!

       Нюра. Ой, мама-мамочка! Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Я боюсь!

       Девицы. Чего ты боишься?

       Нюра. А? Я боюсь, что, пока добегу, жениха след просты­нет!

 

     Видите, какие страсти бушевали на Троицу! Вот откуда пошла и песня народная – «...некому березу заломати, люли-лю­ли заломати». Бедные деревца за тысячи лет столько претерпе­ли...

     Но не только кукушки кукуют в эти дни на деревьях вокруг Торжка. Оказывается, в понедельник, с утра, сразу же после Троицы, когда у народа нашего еще болит голова и надо бы идти на работу, русалки местные, подстрекаемые лешим, выходят из воды, каким-то образом заползают на деревья, сгоняя оттуда кукушек, дятлов и прочих безобидных птиц, наглым образом раскачиваются на ветках, при этом бесстыдно виляя своими влажны­ми чешуйчатыми хвостами. Кроме того, как сообщают местные краеведы и историки, эти русалки издают какие-то особые зву­ки, похожие на вздохи и стоны, заманивая таким образом наивных мужичков-новоторов в свои объятия, чтобы затем их защеко­тать. И, между прочим, в предместьях Торжка нет-нет да и най­дут отбившегося от дома мужчину, защекотанного русалками…

     Замечу, что эти русалки в последнее время об­любовали проходящую неподалеку трассу Москва – Санкт-Петер­бург. Они выходят обычно к вечеру, и уже не только по поне­дельникам, и не висят, как когда-то, на деревьях, а в основ­ном стоят вдоль дороги, парами или даже небольшими стайками, выдавая себя за девиц легкого поведения. Хвосты свои они уме­ло маскируют под девичьи ноги, и им это без особого труда удается, потому что проезжающей шоферне, особенно вечно спе­шащим дальнобойщикам, ноги их не особенно нужны…

        Вернемся, однако, к нашему празднику.

     Поскольку Тверской край неразрывно связан с именем А.С.Пушкина, то Троицкие гуляния стали частью Недели литературы и искусства, посвященной 198-й годовщине со дня рожде­ния Александра Сергеевича. Два народных праздника соедини­лись, и уже несколько лет в Торжке их отмечают вместе. Проходят Троицкие гуляния на берегу Тверцы у деревни Василёво на территории Музея деревянного зодчества. Описывать природу этих мест мы не станем, потому что она и без нас вос­пета в прозе, стихах и живописи, а вот о Музее деревянного зодчества рассказать стоит.

 

     Такие музеи под открытым небом стали возникать на территории бывшего СССР в конце 70-х годов. Причины этого всплеска любви к своим корням отыскать сейчас, наверное, невозможно. Скорее всего, кому-то из высокого начальства, возможно выход­цу из деревни, пришла в голову идея сохранить таким обра­зом наше уходящее наследие. В данном случае – деревянные постройки. Ну а как еще их сохранить, если не свезти в ка­кое-то одно место, огородить забором и назвать му­зеем или заповедником? Не так ли спасали зубров или других исчезающих животных? Собрали вместе, создали условия, и животные живут себе, благополучно размножаясь. Почему бы так не поступить с домами?

 

 

     Так появились музеи в Псковской и Нов­городской областях, в Костроме, в республиках Прибалтики. Подчиняясь предписанной свыше моде, стали создавать такой му­зей и в Торжке. В 1981 году было подобрано место – вот этот самый берег Тверцы у деревни Василёво. Надо сказать, что мес­то очень удачное, потому что здесь, на территории бывшей усадьбы помещиков Львовых, берег представляет собой своеоб­разные террасы, будто специально созданные для размещения на них музейных экспонатов.

     Тогда же, в 1981 году, сюда привезли первые постройки, и с тех пор музей находится в «стадии создания». На самом же деле он вовсю разрушается. Дерево гниет, крыши текут, водяная мельница уже сгорела, новую стали строить – недостроили. Му­зеем особо никто не занимается, денег на благоустройство и поддержание нет и не предвидится. Новые экспонаты сюда уже давно не везут, потому что опыт показал: привезенные памятни­ки архитектуры, оказывается, погибают в подобных музеях быстрее, чем если бы они охранялись на своем прежнем месте. К тому же перевозили и ремонтировали их все-таки наши, советские, строители, которые нарушили все технологии по рабо­те со старой древесиной: плохо рубили, неправильно крыли, по-дурацки располагали... Подумаешь, музей! Кроме того, всякий дом требует хозяина. В нем обязательно должны жить люди.

             

    

 

     А иначе строение будет бесхозным и безжизненным, в полной зави­симости от какого-нибудь рокового случая, который позволит или не позволит ему устоять. Одним словом, постройки это все-таки не животные: сами собой не размножаются, пищу себе не добывают и от людей спастись бегством не могут. Про то, что сожгли мельницу, мы уже говорили, а буквально накануне праздника газета «Новоторжский вестник» сообщила о разорении одного из экспонатов музея – трактира XIX века.

 

«На днях в одну уникальную постройку (в трактир) ворвались воры. Похищенные из трактира вещи оценены в 2,5 миллиона рублей. По факту возбуждено уголовное дело. Но пока, как говорят, суд да дело, и праздник нагрянет, а трактир в разоре. Да-а... Похоже, воры себя же и обок­рали. Хотя они вряд ли будут участниками праздника».

 

     Этот трактир был перевезен из деревни Булясово Рамешковского района, где благополучно простоял вплоть до начала 80-х годов, когда охранители старины перевезли его сюда в Ва­силёво.

 

 

     Кроме трактира в музее представлена русская изба-пятис­тенок конца ХIХ в., в которой когда-то жила большая семья. Нельзя сказать, что изба эта ухожена, скорее наоборот: вся она какая-то косая, кривая, серая, а поскольку стоит посреди леса – то еще и одинокая. Хотя, как мне сказали, там живут сейчас беженцы. Вокруг избы находятся хозяйственные построй­ки, которые обязательно окружали такое крестьянское жилище. Где-то должен находиться скот, где-то надо хранить зерно и прочее, что обеспечивало бы жизнь семьи. Так, рядом с избой построена житница, со специальным подмостком и обязательно с навесом, чтобы привезенный в мешках или рогожных кулях хлеб не намок при разгрузке, если случится дождь. Кроме житницы рядом с избой стоит амбар, и здесь же – колодец, судя по всему, декоративный, потому что, заглянув туда, воду не увидишь.

     Выше крестьянского подворья находится деревянная церковь Знамения. Доставили ее сюда из села Пылево, Весьегонского ра­йона, в 1981 году и уже на месте отреставрировали. Специальная табличка сообщает, что эта церковь, клетского типа, была построена в 1742 году, хотя в книге Я.В.Малкова «Древнерусс­кое деревянное зодчество», выпущенной в 1997 году Издатель­ским домом «Муравей» (Москва), указывается, что церковь эта построена ровно на сто лет раньше – в 1642 году. Кто здесь прав – не знаю. Известно только, что в церкви Знамения есть уникальная особенность: она имеет своеобразный шатровый по­толок из восьми граней сложной формы и, наверное, поэтому подлежит охране как всенародное достояние.

     Что значит: клетского типа?

     Строили сначала четырехугольную клеть – крытый сруб с полами, потолками, дверями и окнами, а потом к ней пристраи­вали приделы. Клетские церкви и часовни строились на Руси без малого тысячу лет.

     Другой шедевр деревянного зодчества – Церковь Спаса на Сози. (В церковной летописи: «Церковь Преображения на погосте Спасском, что на реке Созь».) Возведена церковь в 1728-1732 гг. Она гораздо больше церкви Знамения, у нее высокое одно­маршевое висячее крыльцо и тоже очень редкое устройство по­толка – «неба». Вид такого устройства назывался «кораблем». Церковь стоит на возвышенном месте, перед нею площадь, на ко­торой обычно происходят праздничные представления. Главки и барабаны у церквей и стоящих неподалеку небольших деревянных часовен покрыты осиновым лемехом – небольшими дощечками фи­гурной формы. Осина со временем серебрится, и создается впечат­ление, будто главки покрыты серебряными чешуйками.

Клетские часовни во множестве ставились в маленьких удаленных деревнях и селах, иногда в расположенных возле них священных рощах. Священник в часовне был не положен, поэтому службы по праздникам чаще всего отправляли сами крестьяне, они же и крестили, и отпевали. Строили часовни по своему разу­мению и вкусу. Главное отличие от клетской церкви – отсутс­твие алтаря. Но зато в состав часовен чаще входят шатровые звонницы, венчающие притворы трапезных.

     Что будет дальше с этими священными экспонатами – неизвестно. Хотели перенести сюда же и знаменитую деревянную церковь Вознесения (еще ее называют Тихвинской), которая находится в Торжке на берегу Тверцы, но затем решили оставить на своем историческом месте, и, судя по всему, сделали пра­вильно.

 

 

     Еще один экспонат – рига. Так называли большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота. Обычно рига стави­лась на задворках, здесь же она почти в центре площади, напротив еще одного ценного экспоната – пожарного депо. Как мне сообщили, это обстоятельство вызывает недоумение у тех посетителей музея, которые знакомы с традиционным русским бы­том.

     В больших русских селах пожарное депо было обязательно. Обычно в нем были три створчатых въезда, в которых могли находиться три пары запряженных лошадей, пожарная бочка и прочие противопожарные инструменты и приспособления. Профессиональных пожарных на селе не было. Ими становились крестьяне, каждый из которых хорошо знал, что и как ему делать, случись пожар. Чуть что, кто-то бежит и запрягает пожарную тройку с бочкой, кто-то тащит багор, кто-то ведра. Представленное в музее пожарное депо было построено в 1912 году в деревне Лап­тиха Бежецкого района и перевезено в Василёво в 1984 году. Это единственное пожарное депо, сохранившееся в Тверской об­ласти, и надо отметить, что из всех экспонатов музея депо выглядит наиболее свежо и естественно.

 

 

     Один из самых ценных экспонатов – ветряная мельница. Она, правда, стоит здесь без ветряка, но догадаться, что это все-таки мельница, а не баня, можно.

     Представлен здесь и большой двухэтажный амбар XIX в. Его привезли из села Сутоки Рамешковского района. А последний экспонат, доставленный сюда в 1989 году, – Часовня Успения XIX в. из деревни Фендераево, Вышневолоцкого района.

     Усадебный комплекс в Василёве благоустраивался по проек­ту замечательного русского архитектора Николая Александровича Львова, который находился в отдаленном родстве с владельцами усадьбы. Этот архитектор любил использовать в своих парковых постройках валуны, которые находили на местных полях. Здесь, в Василёве, Львов построил из таких валунов необыкновенной кра­соты арочный мост, который народ окрестный назвал «чертовым». Кому-то показалось, что к этому мосту приковывали цепями провинившихся крепостных и даже пытали их каленым железом, а под мостом, в полумраке, якобы устраивали над народом еще бо­лее страшные экзекуции.

     В действительности никто никого ни к чему не приковывал, тем более не пытал, и во времена Пушкина, когда здесь жили Львовы, репутация у моста была самая что ни есть добрая и «чертовым» его не называли: под мостом тогда находился один из трех каскадных прудов, а в вольерах плавали лебеди да еще мирные гуси и утки.

     Вот что пишет об усадьбе Львовых В.Ф.Кашкова в своей книге «Пушкинский путеводитель»:

 

«Архитектурный ансамбль Василево-Митино был один из грандиозных в уезде. Он был "каменной симфонией" Н.А.Ль­вова, по образному выражению современников. Возведенный на естественных террасах, искусно подправленных опытной рукой мастера, ансамбль стал своеобразной визитной кар­точкой Торжка для всех, кто ехал или плыл со стороны Пе­тербурга».

          Вот на каком месте расположен Музей деревянного зодчест­ва, вот где будут проходить Троицкие гуляния!..

 

Завершив экскурсию, я встретился с научным сотрудником этого музея Мариной Рябковец, располагаю­щей к себе ясной речью и грустными, устав­шими глазами.

     – Главное – недостаток финансирования, – с ходу говорит Марина. – А нет денег – нет и квалифицированных кадров!.. Кроме ме­ня в музее есть только директор и кассир. Вот наступят холо­да, нужны дрова, исправные печи, здания нужно ремонтировать и просто поддерживать в них жизнь. Кроме того, надо охранять постройки от шкодливых посетителей. Да и добираться сюда каж­дый день из Торжка и обратно домой тоже непросто. Транспор­та у музея нет, а о личной машине при зарплате в 350 тысяч рублей в месяц даже мечтать не приходится: хватило бы денег на рейсовый автобус.

     Я спросил у Марины о будущем музея.

     – Трудно сказать, но если так будет продолжаться, то будущее за разрухой. Сейчас у нас два здания в аварийном сос­тоянии; валунный мост – то же самое; ветряная и водяная мель­ницы разрушаются; наш шедевр – Спас на Сози – тоже в плохом состоянии... Может, в Твери или в Москве какие-то разговоры о спасении культуры идут, но мы здесь «внизу» об этом ничего не знаем и на своем уровне сдвигов не видим. В избе у нас живут переселенцы, и они как-то за нею следят, да еще за последней оставшейся лошадью. А в целом все грустно, – заключает Ма­рина, все же улыбаясь…

 

 

     Пройдет очередной праздник, закроется веселая и шумная ярмарка, отгуляют новоторы и гости, разойдутся по домам, разъедутся по деревням и селам, вернутся к своим делам, коих непочатый край, и останутся в одиночестве старинные деревян­ные постройки – безмолвные свидетели разных эпох и судеб. Да­же не свидетели, а участники. Вырванные из своих родных мест и свезенные сюда для платного обзора, они обречены на постепенное умирание, потому что чье-то «благое начинание» угото­вило им роль странного декора на фоне живой природы. В трак­тире должны варить, жарить, кормить; в церкви – служить моле­бен; в амбаре – хранить зерно; пожарное депо должно быть гото­вым к тушению пожара, а мельницы – ветряные и водяные – мо­лотить зерно... Без всего этого постройки оказываются мертвыми. Их не способны оживить ни экскурсии, ни реконструкции. Дом должен жить изнутри. Причем той жизнью, которая была изна­чально в него заложена: сперва строителями, а потом и поколе­ниями его жителей.

Сумеют ли в Торжке, в котором и без того проблем мно­жество, найти силы и средства, чтобы оживить свой уникальный музей? Смогут ли найти некую сложную формулу, которая бы сое­динила уходящее с настоящим? Иначе музей превратится в унылое и заброшенное кладбище. Причем кладбище именно для того, что так хотелось бы сохранить…

     Но… сейчас мы с вами на празднике! Вокруг деревянных построек множество народу, слышится детский смех, громкий веселый говор, играет гармонь, звучит песня, и потому всё грустное –

 прочь…

 

     Вход на Троицкие гуляния был платным, что справедливо. Все-таки задействованы различные городские службы, для которых организация праздника – работа. Тем не менее кто очень хотел, мог попасть на территорию музея и просто так. С гостей праздника, которых встречали у входа принаряженные в яркие народные одежды новоторки, требовали исполнения како­го-нибудь номера, например песни или стиха или просто шутки. Особо важным гостям преподносили традиционные хлеб да соль: только что испеченный золотистого цвета каравай. Нако­нец-то и я, впервые в своей жизни, удостоился такого внима­ния…

     До этого я наблюдал подобное чествование лишь с экрана телевизора. Вспомните, как какой-нибудь важный гость сходит по трапу самолета, или выходит из поезда на перрон, или выса­живается из лимузина, а его уже встречают красавицы в народ­ных костюмах и с поклоном преподносят каравай. И эти высокие гости вели себя как-то неловко, почему-то терялись, нервнича­ли... Сначала осматривали каравай, потом, неуклюже наклонив­шись, откусывали от него или отщипывали кусочек своими неп­риспособленными для этого дела руками и клали в свой началь­ничий рот. А иные, особенно высокомерные, не делали даже и этого: просто брали у красавиц каравай и передавали своим по­мощникам или охране, считая для себя невозможным прилюдно же­вать. И каравай, только что бывший в фокусе всеобщего внима­ния и находившийся в эпицентре события, в одно мгновенье ухо­дил даже не на задний план, но вообще переставал для всех су­ществовать. А между тем мне интересна судьба этого недоеден­ного каравая: что с ним происходит, после того как символи­ческий акт гостеприимства уже совершен? Куда его девают после торжественной церемонии? Может, высокий гость затем спохваты­вается, мол, куда дели каравай? Или, может, охрана съедает его тут же за углом?

     В отличие от официозных и казенных, каравай в Василёве предусмотрительно разрезали на кусочки, так что ни отщипы­вать, ни тем более откусывать его не пришлось, равно как и размышлять о том, что с ним сталось после церемонии: весь каравай был вскоре съеден.

     Сразу же у входа в музей начиналась ярмарка. На ней были представлены изделия декоративно-прикладного искусства, и я уже было направился к первому лотку с какими-то яркими и нео­бычными игрушками, но тут мое внимание было отвлечено появле­нием необычного существа – искусственной лошади.

     Этот забавный номер всегда пользуется успехом, и, навер­ное, многие хотя бы раз в жизни его видели. Не знаю точно, как это делается, но, кажется, сначала создается муляж лоша­ди – с гривой, конской мордой, хвостом, уздечками и шорами, – а затем все это надевается на двух артистов, которые, как могут, имитируют это умное парнокопытное животное, добавляя в его поведение немного человеческой дури.

 

 

     Но здесь модель лошади была до предела упрощена. Обыкновенную мешковину натянули на двух самодеятельных артистов и там, где должна находиться голова, – пришили еще один мешок, в нем прорезали дырки для глаз и сделали некое подобие рукава, который при богатом воображении можно принять за вытянутую лошадиную морду. «Рукав» этот не был жестко приспособлен и потому свисал вниз, больше напоминая короткий толстый хобот, нежели морду лошади. Ни гривы, ни ушей, ни ноздрей у этого существа не было, так что где-нибудь в Африке оно вполне сош­ло бы за слона, а в Австралии – за кенгуру. Здесь же, в ис­конно русском крае, все прекрасно понимали: это лошадь.

     – А может, не лошадь? – спросил я у сопровождавших меня организаторов праздника.

     – А что же это, по-вашему? – ответили мне вопросом.

На гриву, ноздри и прочие конские детали, сказали мне, нужны большие средства, а поскольку денег выделено не было, то и лошадь оказалась соответствующей. Как говорится, чем бо­гаты...

     Артистов, как мне показалось, в эти мешки на время праздника попросту зашили, чтобы они уже никуда не делись. Видимо, для большей красоты к туловищу описываемой лошади были пришиты красные, синие и зеленые лоскуты, так что настоящие кони, ес­ли бы увидали – шарахнулись. Но то кони, а народу нашему, особенно детям, именно такое и нравилось. Лошадь все время но­ровили покормить, просовывая в условную пасть конфеты, булоч­ки, печенье, а один гость праздника пытался засунуть в рукав целый шашлык, и, когда кто-то из детей сказал с укором, что лошади не едят мяса, из пасти послышалось глуховатое: «Едят-едят!»

     Нетрудно догадаться, что кормили и поили лишь первую половину условного животного, следовательно, того артиста, который был спереди. Второму, видимо, не доставалось ничего, а поменяться местами они не могли ни по техническим причинам, ни из-за большой разницы в росте: в этом случае выделялась бы не голова, а задняя часть лошади. Наверное, поэтому к концу праздника эта наугощавшаяся половина едва волочила ноги, в то время как задняя часть животного была в полном порядке. От этого лошадь уже больше походила на айболитовского Тянитол­кая…

     Теперь, отвлекаясь от этой диковинной лошади, я расскажу о тех изделиях декоративно-прикладного искусства, которые были выставлены на обозрение. Не обо всех, конечно, но лишь о тех, которые успел увидеть.

     Что такое наша русская ярмарка вообще, я точно не знаю. Наверное, это большой базар, только не совсем обычный, в чем-то праздничный, с бесшабашными гуляниями, песнями, хоро­водами; не только продажа и покупка навезенного отовсюду то­вара, но и своеобразный выход энергии для неизбалованного ве­сельем трудового народа. Ярмарка – это наш российский карна­вал. Здесь, в Василёве, ее масштаб был не ахти каким. Просто стояли у своего лотка продавцы, демонстрируя товар, который произвели своими руками. Нечто среднее между выставкой и ма­газином. Смотри, любуйся, но если хочешь и есть деньги, то мо­жешь купить.

     Что же мы здесь видим?

     Вот принаряженные девушки показывают всевозможные тканные изделия – вышивку крестом и филейную гладь: полотенца, скатерти, накидки на подушки, салфетки, покрывала, занавески, лоскутные одеяла. Все это демонстрируют девушки-мастерицы из Твери, из акционерного общества «Лучинушка», – Оля Ковалева и Клава Смирнова. Рядом работы членов акционерного общества «Оберег» при школе-интернате номер два. Возглавляет это общество Константин Ана­тольевич Котовский. Он на празднике, со своими работами. Старица представлена Центром русской культуры. Из­делия показывали и продавали вышивальщицы Лидия Михайловна Карасева и Тамара Козакова. Кроме работ вышивальщиц, были представлены мягкая игрушка, плетение из бересты, расписные разделочные доски и матрешки...

     …Здесь эти матрешки были настоящими, в виде полноватых крестьянских девок, а не засунутых друг в друга горбачевых, ельциных, сталиных, лениных или брежневых, какими торгуют на Арбате или в других столичных местах, привлекая иностранцев. Из них, кстати, только матрешка-брежнев действительно похожа на прототипа, потому что именно в том месте, где обычно идет расширение шеи у матрешки, шло расширение и у Леонида Ильича. Так совпало! У других же советских деятелей такого сходства с матрешками нет: ни своими головами, ни туловищами, ни прочими частями тела они под наши матрешки не подходят, и потому выглядят эти деревопродукты просто уродливо. Но все равно их де­лают, а иностранцы – покупают…

     Далее мое внимание привлек прилавок с куклами. Изготавливает их торжокская мастерица Эмма Александровна Васильева. Шь­ет им костюмы, рисует лица, делает парики и прочее. Она сама и ее продукция в Торжке хорошо известны. В местном Доме культуры есть даже выставка ее «кукольных портретов» – политиков и де­ятелей культуры, – но только персоны эти не общероссийского, а районного масштаба. Говорят, что никто Эмму Александровну де­лать куклы не учил, она сама каким-то образом всему научи­лась. Вообще, на ярмарке куклы были самые разные: сказочные персонажи, клоуны, звери... Особенно привлекают полуметровые Баба-Яга с длинным крючковатым носом и такого же размера ее извечный товарищ по темному ремеслу – Кощей Бессмертный. Действительное назначение этих кукол и мягких игрушек мне не­известно, хотя промысел не новый, идущий из глубины веков. Видимо, такие куклы и игрушки нужны и не только для детской забавы.

     …Сейчас, в связи с проникновением к нам западной кино- и телепродукции, в наши дома ворвались чуждые нам монстры и чудовища, всевозможные киборги, терминаторы, вурдалаки и еще невесть что. Кричат, визжат, брызгают слюной, бряцают клыками и челюстями! А жаль. Ведь у нас самих много чего есть достой­ного, не менее страшного и прожорливого. Те же Баба-Яга и Ко­щей Бессмертный. Еще неизвестно, как бы повел себя хвалёный заморский Терминатор, увидав летающую в ступе бабушку с крючковатым носом, пытливым взглядом и увесистым помелом... А ведь есть еще у нас Змей Горыныч о трех головах, затаивший­ся в листве Соловей-разбойник, есть Леший, ведьмы разные, чу­дища поганые и еще многое прочее, что незаслуженно забыто и высокомерно оттеснено на задний план. Пусть страшные, ничего, что поганые и злые, но зато свои, родные, домашние...

     На нескольких лотках расположились всевозможные деревянные поделки: разного размера черпаки, братины – большие чаши, куда наливали брагу или пиво, пускали по кругу, поочередно пили и тем самым братались; небольшие ковши, из которых тоже угощали гостей, кроме того – подносы, ложки, половники... 

– А что это такое? – спрашиваю у девушек, представляющих товар.

     – Это черпаки, – отвечают мне.

     – А что же ими черпать?

     – Как что? Вы купите – и сразу найдёте что черпать, – от­вечают, улыбаясь, девушки.

     – Так ведь нечего черпать, – говорю я, разглядывая не­большой черпачок, который мне чем-то понравился. – Купить просто так, для декоративного оформления интерьера, – нехоро­шо. Вещь должна использоваться по назначению. Вот Лувр в Париже – огромное здание, а не декоративное: французы нашли ему применение. Черпачок же этот вроде бы совсем крохотный, а ку­да его?

     Тем временем вокруг нас уже собралось несколько человек.

     – Ну что значит «нечего черпать»? Не может такого быть, чтобы в хозяйстве ничего не надо было черпать, – сказал ка­кой-то мужчина.

     – Знаю, – отвечаю я, – но вот ломаю голову, напрягаюсь изо всех сил и никак не могу представить: что в нашей жизни можно черпать? Если надо, скажем, из кастрюли налить суп, то пользуем­ся половником; дальше для супа нужна ложка, а потом, для вто­рого, уже вилка или просто руками… Но чтобы черпать?.. Просто нечего черпать, – отчаялся я, но черпак из рук не вы­пускаю.

     – Да зачем выяснять? – сказала принимавшая участие в обсуждении проблемы женщина. – Лувр какой-то выдумал... Вот зануда!.. Купите, поставьте дома и пусть стоит, вещь-то вон какая красивая! С ручкой, резьба уникальная, это же произведение искусства!

     Купил я все-таки этот черпак. Ведь, действительно, иной раз хочется чего-нибудь зачерпнуть – и нечем. Так теперь хоть будет чем…

     Из деревянных игрушек я обратил внимание на небольшую скульптурную композицию, изображающую начальную сцену одной известной драмы: стоит, виновато потупя очи и облокотившись двумя руками на посох, чтобы не свалиться, несчастный старик; перед ним разбитое корыто, а по другую сторону этого корыта – старуха, в непреклонной позе, засунув обе руки в рукава и скрестив их на своем старушечьем животе, да с такой страшной и недовольной рожей, что не приведи Господь!

 

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

 

     Уж не знаю, с кого умелец вытесывал эту старуху, но, ви­димо, где-то в глухих тверских лесах или на болотах обитают такого рода особи. Так ведь надо их найти, уговорить позиро­вать, как-то объяснить, зачем все это нужно… А вот золотой рыбки в этой сценке нет. Но, может, это вовсе и не начало драмы? Может, как раз наоборот, это финал и уже вся эта ис­тория заканчивается? Что толку гадать, итог-то один – разби­тое корыто…

     Скульптурную композицию я покупать не стал, но вот деревянную игрушку, которая живо напомнила мне детство и которую я уже, наверное, лет тридцать не держал в руках, купил не задумываясь. Что же это за игрушка?

     Это небольшой кружок фанеры, расписанный узорами: ромашками с зелеными лепестками на красном фоне. На дощечке стоят четыре деревянные курочки и один петух с поднятым квер­ху большим хвостом. Птицы, как и сама дощечка, тоже разрисо­ваны в ромашку. Так вот, туловища этих куриц (и, соответс­твенно, петуха) жестко прикреплены к фанерному кружку, но их головы и вытянутые шеи – свободно болтаются на тоненьком штырьке. К каждой из этих куриных шей прикреплена от­дельная нитка, которая затем пропускается вниз через неболь­шое отверстие. Там нитки соединяются и к ним прикрепляется груз в виде деревянного шарика. И когда всё это вращаешь, то куры (и, соответственно, петух) ударяют по фанер­ке головами, словно молоточками, изображая клевание зерен. Интенсивность клевания зависит напрямую от скорости вращения кружка. Игрушка почему-то называется «Куры авторс­кие»… Признаюсь, иногда, втайне от всех, я не спеша вращаю эту игрушку: куры клюют зерно и постукиванием успокаивают нервную систему, расшатанную суматошной Москвой. По такому же принципу устроены еще несколько деревянных игрушек, главный персонаж которых – медведь: он и по нако­вальне стучит молотом, и руки моет под умывальником, и даже работает на компьютере. Но мне больше понравились именно клю­ющие курочки…

 

                   

 

     Среди деревянных игрушек я заметил также Емелю-дурака, нарумяненного и почему-то с очень тонкой талией. В одной руке этот Емеля держал ведро, а в другой – только что пойманную щу­ку. Бедная щука была выгнута дугой, больше напоминая неболь­шое коромысло. Был здесь и воин-богатырь, за доспехами кото­рого было невозможно разглядеть, есть ли у него руки, и очень интересная игрушка Леший.

     Этот Леший представлял собою обыкновенный лесной пенёк, поросший мхом и грибами-поганками, и из пенька торчала смеш­ная, болтающаяся на пружине голова, как и пенек, обросшая мхом. Кроме головы, из этого пенька выглядывали большущие лешачьи руки с ногтями, выкрашенными в зеленый цвет. На голове у Лешего как-то отстраненно сидела маленькая птичка, тоже по­чему-то зеленая, но не попугай. Вроде очень смешно и забавно. Но это здесь, среди бела дня, на ярмарке, где много народу и даже есть милиция. А попадись такое ночью, где-нибудь в лесу или на болоте, – вмиг заикой станешь.

 

     Еще я купил две маленькие расписные глиняные игрушки: петушка и коровку. Петушок этот классический, гордый, строй­ный, с поднятой кверху головой, сразу видно, что делал этого петушка опытный мастер. А вот коровка попалась странная. Она, во-первых, меньше петушка; во-вторых, взгляд у этой коровки какой-то удивленный, а на голове, между рогами, кудрявый красный чубчик, а в носу – большое синее кольцо; кроме то­го, у коровки почему-то всего две ноги, а вместо туловища идет к хвосту простое сужение организма, как это устроено у тюленей или моржей, и все заканчивается маленькой дырочкой, в которую нужно дуть, потому что коровка, как мне подсказали, это еще и свистулька. И петушок, оказывается, тоже! Любопыт­но, но коровка, несмотря на то что меньше петушка, издает, как и положено корове, звук низкий, а петушок пищит довольно высоко…

Была там еще такая же глиняная игрушка-козел, с боль­шими желтыми растопыренными рогами и с коричневой в белый го­рошек бородой, но козла я почему-то покупать не стал и теперь очень жалею: была бы у меня еще и свистулька-козел…

     Несколько слов об этих самых свистульках надо обязатель­но сказать. Если кто-то считает, что их придумали для пустой забавы, лишь для того, чтобы люди свистели от нечего делать, то он глубоко ошибается. Древние славяне с помощью таких свис­тулек прогоняли нечистую силу перед пахотой. Выходили в апре­ле толпой в чисто поле и давай свистеть что есть мочи. Шум вокруг Торжка поднимался невообразимый, зато злые духи пуга­лись и уходили туда, где не свистели. Но там, где не свистели, народ наш древний дико кричал; а где не кричал – топал ногами, трещал трещотками и хлопал хлопушками, – словом, отов­сюду старался злых духов прогнать подальше. Вот и оставались для



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.