|
|||
Локальность сферы Дом. Историческая память. ЕдинствоЛокальность сферы Дом
Сфера Дома, как и сфера Работы, существует во времени, изменяется с течением времени. Но основной характеристикой сферы Дом является территория, ареал распространения: начиная от места жительства (с точностью до адреса) конкретной семьи в узком смысле, продолжая ареалом распространения этносов и языков, и заканчивая территорией распространения цивилизаций.
Указание на конкретный объект сферы Дома есть указание на место, занимаемое им на карте.
Сфера Дома локальна по своей сути.
Историческая память
И именно в силу своей локальности сфера Дома является хранителем исторической памяти. В темпоральной сфере Работы для исторической памяти просто нет места.
Поэтому все, что выходит за рамки одной отдельно взятой формации, находится в сфере Дом. Это, в том числе, и язык, который обслуживает своих носителей на протяжении больших исторических эпох, включающих в себя несколько общественно-исторических формаций; и психический склад, выражающийся в общности культуры.
Факт обращения к историческому прошлому своего ареала (Дом) не является переходом на позиции политического национализма и отказом от пролетарского интернационализма (Работа) в силу того, что они находятся в разных сферах.
Историческая память и пролетарский интернационализм не противостоят друг другу.
3. Единство
Две сферы (Работы и Дома) представляют собой диалектическое единство. Они неслиянны и нераздельны. Те же люди, которые занимаются продолжением рода Дома, занимаются производством средств к жизни на Работе (возможно, в том числе, и под крышей своего дома).
Развитие материального производства на Работе оказывает влияние и на воспроизводство человека у себя Дома. История, традиции, психический склад и другие характеристики объектов сферы Дома оказывают обратное влияние на развитие сферы Работа.
Но при этом каждая из сфер сохраняет свою самость, самостоятельность.
* * *
Локальность Дома с его исторической памятью и темпоральность Работы приводят к тому, что Дом (Цивилизация) представляет собой консервативную сторону общества, а Работа (Формация) – динамическую его сторону. Вся архаика, все пережитки и предрассудки сохраняются и воспроизводятся Дома; всё новое и прогрессивное возникает и развивается на Работе.
Дом и Работа постоянно противостоят друг другу, но это противостояние, как правило, не доходит до уровня антагонизма, поскольку, как уже было сказано, речь идет об одних и тех же людях. И только в самых острых фазах конфликта антагонизмы внутри Работы могут приводить к антагонизму между Работой и Домом – к гражданской войне, когда "брат на брата".
Революционные силы ищут идеологическое обоснование своей борьбы в Работе, в тех ростках нового и передового, которые возникают и развиваются в лоне старой Формации. Реакционные силы ищут свое идеологическое обоснование Дома, в том числе, возрождая к новой жизни архаичные представления и стереотипы поведения из близкого и далекого прошлого Цивилизации (которая предоставляет для этого богатый материал).
Так называемые либералы на самом деле тоже реакционеры, но в поисках своего идеологического обоснования они обращаются к прошлому на Работе, поднимая на знамя конкуренцию, частное предпринимательство, свободный рынок и прочую архаику раннего капитализма, давно уничтоженную самим капитализмом в ходе своего развития.
В ситуации катастрофического обрушения сферы Работы она перестает быть источником какого бы то ни было идеологического обеспечения. Возникшую лакуну в этом случае неизбежно вынуждена заполнять сфера Дома. Если простыми словами, то разрушение фабрик, заводов, образования и здравоохранения неизбежно ведет к возрождению мракобесия. И либеральные, и коммунистические идеи перестают быть привлекательными, теряя свой источник.
Особого рассмотрения заслуживает тема из нашего недавнего прошлого, когда мещанское разложение Советского Дома привело к полному уничтожению Советской Работы. Другая немаловажная и актуальная тема – возрождение цивилизационной архаики на всём постсоветском и постсоциалистическом пространстве как предпосылка разрушения экономического потенциала и социальной сферы.
Учитывая свойства Дома, любая власть на Работе вынуждена для решения своих задач переписывать историю по-своему, по-своему расставлять акценты, по-своему оценивать конкретные события. Поскольку в сфере Работы главным вопросом является вопрос собственности, то ему подчинен и вопрос истории.
Историю переписывают, чтобы переписать собственность.
* * *
«В буржуазном обществе прошлое господствует над настоящим, в коммунистическом обществе – настоящее над прошлым» [К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии (МЭ: 4, 439).].
Эта фраза сказана при сравнении живого и накопленного труда в буржуазном и коммунистическом обществе. Но эта же фраза будет верна и при сравнении реакционной и революционной идеологии.
* * *
|
|||
|