|
|||
Раздел VI / Выводы и комментарии ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Раздел V/ Международный опыт
Изучение мирового опыта в области гуманного обращения с животными без владельцев полезно с учетом комплекса факторов, связанных с конкретными условиями городской среды и др. Опыт США является наиболее показательным и успешным. В городе Чикаго на законодательном уровне регламентируется деятельность муниципальной службы контроля животных, а также правила их содержания. Основной принцип данной программы: "Любое безнадзорное животное на улице или в общественных местах или в пределах частных владений лица, не являющегося собственником животного, подлежит немедленному отлову специалистом по контролю". Этот принцип актуален во всех остальных штатах страны. Муниципальным службам помогает полиция. В составе департаментов полиции городов числятся специалисты, контролирующие городских животных. Для дополнительного контроля недобросовестных владельцев в штатах принята специальная Программа надзора за животными, включающая следующие положения: · организация приютов и отлова бездомных животных; · обязательное получение лицензии на право владения животным; · обязательна стерилизация или получение владельцем лицензии на сохранение животными в неизменном виде и на его последующее спаривание; · просвещение населения обо всех положениях, правах и наказаниях за халатное обращение к животным; · внедрение и оптимизация современных методов быстрого поиска потерянного питомца; · ознакомление населения с определенными правилами выгула собак и обязательное наличие идентификационного жетона; · контроль и ограничение численности животных у одного владельца; · максимальное снижение цены на продажу бездомного животного из приюта, а также популяризация идеи такого приобретения питомца у населения; · введение обязательного административного наказания за несоблюдение правил; · ведение статистики, для контроля и обнаружения проблем. Нидерланды считаются единственной в мире страной, где нет бродячих животных. Своим опытом и рекомендациями они охотно делятся в брошюре «Как Голландия стала свободной от бездомных собак». Если тезисно – их опыт объединяет лучшее из международной практики этичного отношения к животным. Это и правовой статус животных (в том числе наказания за жестокое обращение с ними), и налоги на содержание питомцев, которые заставляют серьезнее взвешивать желание их заводить, и массовая стерилизация четвероногих в обязательном порядке: чтоб предложение не превышало спрос. Безусловно, распространенный и гуманный метод – приюты. Наиболее передовой опыт – в США, Великобритании, Франции, Германии, ЮАР. Бездомных собак отлавливают и помещают в приюты, где они дожидаются новых хозяев, а если за определённый срок таковых не нашлось, их безболезненно усыпляют. Эвтаназия рассматривается как необходимая мера, так как приюты должны быть всегда готовы к поступлению новых животных. Крупнейшие зоозащитные организации (Всемирное общество защиты животных, HSUS и PETA в США) считают, что усыпить животное более гуманно, чем бросить его на улице и обречь на раннюю и жестокую смерть. Однако существуют приюты ограниченного приёма (limited-admission shelters), принадлежащие организациям, которые не усыпляют здоровых животных. Здесь животные спокойно доживают свой век, никому не мешая. Приюты прекращают приём животных, если нет свободных мест. Приюты могут помочь, когда количество собак на улицах не измеряется сотнями тысяч. К тому же на содержание приюта требуется около 100 тысяч долларов в год, и каждый из них может вместить не более 200 собак. Как показала статистика, чуть больше половины собак, содержащихся в приютах, пойманы на улицах, остальных туда сдали хозяева, которым животные по каким-то причинам стали не нужны. Причем, в ряде государств взять собаку из приюта довольно сложно: как в случае с приёмными детьми, нужно заполнить специальную анкету из 40 пунктов и выполнить много формальностей. Это делается для того, чтобы люди ответственно подходили к появлению в доме животного и осознавали все хлопоты, которые с этим связаны. Во многих европейских странах, среди которых ФРГ, Франция, Австрия, Швеция, Норвегия, введены налоги на содержание собак. Например, в Германии, чтобы завести собаку, необходимо заплатить налог в размере 150 евро за первую собаку, 300 – за вторую. Если собака бойцовая, налог составляет уже 650 евро. В Швеции и Норвегии размер налога зависит от размера самой собаки. К этой сумме добавляется обязательная страховка на случай нападения. Владельцы бойцовых собак должны получить справку о безопасности животного. При регистрации права владения собакой ей присваивается номер, хозяин должен выгравировать его на ошейнике или нанести татуировку на ухо. Многим животным вводят чип стоимостью 30 евро с информацией о владельце. Однако сумма налога значительно снижается, если хозяин стерилизует свою собаку. Так удаётся предотвратить размножение брошенных собак и устранить главную причину проблемы – человеческий фактор. Такие методы не позволяют владельцам просто так выкидывать собак на улицы города и вынуждают более ответственно подходить к решению завести питомца. Штрафы – еще один действенный и справедливый метод, когда наказание несут не животные, а их беспечные владельцы (ФРГ, Великобритания, США, Италия). Выброс животного на улицу – строгое административное нарушение, которое карается штрафом от 25 тысяч евро. В Италии в этом случае предусмотрена уголовная ответственность и до года тюрьмы. Запрещён также безнадзорный выгул, когда собака может причинить вред прохожим. Для владельцев бойцовых собак предусмотрены особые штрафы за нарушение выгула и содержания – до 50 тысяч евро. Ко всему прочему, в Европе категорически запрещено разведение собак частными лицами. Также в ряде стран применяется способ отлов – стерилизация – возврат (Бангладеш, Великобритания, Египет, Индия, Индонезия, Россия, Румыния, Таиланд, Турция, США, локально – в Италии, Болгарии и Греции). ОСВ – дополнение к стандартному муниципальному отлову. Эта практика существует по отношению к семейным группам бесхозных кошек, которые живут в каком-то городском ареале. У такой группы всегда есть опекун, который следит за их здоровьем и количеством. Об остальном заботятся зоозащитники, которые на благотворительные средства одновременно стерилизуют самок (иногда и самцов), делают им прививки, иногда ставят метки и возвращают на прежнее место. После этого число бездомного приплода увеличиться не должно. В Индии, например, после того как Верховный суд запретил убивать бездомных собак (в том числе ради регуляции численности), метод стерилизации, вакцинации и возврата стал актуальным и в отношении с бесхозными псами. К числу локальных методов борьбы с бродячими животными относится ликвидация кормовой базы (сознательное лишение их пропитания). Список действий широкий – от ограждения заборами мусорных контейнеров и свалок до общественного договора, что кормить таких животных не стоит. Логика предельно ясна: бродячие животные будут живы, пока смогут находить еду. Нет еды – нет проблем с бездомными. По мнению экспертов, для России оптимальным представляется вариант западного подхода, предусматривающего активное профессиональное воздействие на популяции бездомных животных путем безвозвратного отлова, сеть приютов неограниченного приёма, дополнительное применение ОСВ (например, "колонии" кошек, небольшие группы собак на огороженных предприятиях). При этом основным фактором снижения численности может стать только всемерное предотвращение размножения животных (даже имеющих хозяина).
Раздел VI / Выводы и комментарии Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в действие совсем недавно. При всей его очевидной актуальности и важности некоторые представители власти и экспертного сообщества уже настаивают на необходимости корректировок и уточнений части положений Закона, а также нормативных подзаконных актов. Должно это коснуться и регионального законодательства. Например, на площадке Общероссийского народного фронта в Пермском крае предложили внести изменения в законодательство в части введения штрафных санкций для хозяев, которые безответственно относятся к своим питомцам и отпускают их на свободный выгул, тем самым подвергая опасности других людей. Также представители ОНФ предлагали реализовать ряд эффективных мер, сокращающих количество безнадзорных животных: передать полномочия по обращению с бездомными животными с поселенческого на уровень муниципальных районов и городских округов; ужесточить ответственность управляющих компаний и ТСЖ за нарушение правил хранения и утилизации пищевых отходов; установить запрет на неконтролируемую торговлю животными; организовать взаимодействие с частными приютами для животных и волонтерами-зоозащитниками; увеличить норматив на стерилизацию отловленных животных; увеличить срок содержания животных в приютах; ввести обязательное чипирование домашних животных с указанием информации о владельце; разработать систему мер поощрительного характера для владельцев, ответственно относящихся к содержанию домашних животных. В правительстве Пермского края заверили, что на основе поступивших предложений в регионе будет принят новый правовой акт, регулирующий вопросы обращения с животными без владельцев. «Главная мысль, к которой мы пришли по итогам широкого общественного обсуждения, – у всех собак должны быть легко устанавливаемые владельцы, а их ответственность за животных необходимо ужесточить. Уже сейчас очевидно, что федеральный закон "Об ответственном обращении с животными", во-первых, направлен на радикальную гуманизацию по отношению к тем же собакам, а во-вторых, ориентирован на борьбу с последствиями появления безнадзорных животных на улицах городов, но никак не на причины. Нужно добиваться изменения его идеологии. Предложения экспертов ОНФ будут направлены в адрес правительства и депутатам законодательного собрания Пермского края», – заявил представитель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Игорь Лобанов. В свою очередь, и зоозащитники считают, что федеральный закон № 498-ФЗ нуждается в тщательной доработке, а без поддержки государства и граждан проблемы роста числа безнадзорных животных и жестокого обращения с животными решить невозможно. Чтобы положения закона работали, законодатель должен дополнительно прописать механизмы его исполнения на местах. По словам заместителя руководителя рабочей группы по вопросам безнадзорных животных Общественной палаты Москвы Елены Ивановой, зоозащитники совместно с рядом профильных ведомств разработали Порядок обращения с безнадзорными животными и предложения по организации деятельности приютов. Однако в принятых осенью 2019 года правительством РФ Методических указаниях по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и Методических указаниях по организации деятельности приютов предложения зоозащитников не были учтены. Для перехода на систему ОСВВ местные власти в регионах должны понимать, как это сделать, и иметь четкие инструкции. В первом из принятых документов регионам предоставлено право действовать по своему усмотрению и с учетом имеющейся инфраструктурной обеспеченности. Елена Иванова считает это проблемой: у большинства субъектов РФ нет ни опыта, ни подходящей инфраструктуры. И вместо приютов, устроенных по всем санитарным нормам, в отдельных регионах могут снова появиться настоящие концлагеря для животных. Чтобы животные не погибали при отлове от непроверенных медпрепаратов, в рабочей группе Общественной палаты Москвы предлагают ввести для подрядчиков фармлицензии на хранение и перевозку лекарственных препаратов, а также обязательный перечень средств для обездвиживания животных при транспортировке. Кроме того, обязательным требованием при отлове должен стать акт вскрытия умершего животного. Все это оградило бы животных от действующих жестоких практик, а исполнителей закона в регионах избавило бы от необходимости выдумывать собственные правила. Субъектам РФ очень нужна системная поддержка государства не только муниципальных, но и частных приютов. В том числе и финансовая, на чем акцентирует внимание председатель комитета Государственной Думы РФ по экологии и охране окружающей среды В.В. Бурматов. Президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа считает необходимым скорейшее принятие закона о регистрации животных, что позволит регулировать численность непривитых и некастрированных домашних животных и выявлять особей с генетическими заболеваниями. Именно с этим фактором связано появление агрессивных животных на улицах, куда их выбрасывают несознательные владельцы. Поэтому ветеринары предлагают внести поправки в ГК РФ и рассматривать животное не как "имущество", а как "источник повышенной опасности". В таком случае владельцев агрессивных животных смогут наказывать в случае их нападения на людей. Практикующие ветеринары предлагают ввести налог на некастрированных животных для владельцев, не занимающихся специальным разведением. Для малоимущих граждан, приютов и волонтеров-зоозащитников предлагается ввести льготы или вовсе сделать кастрацию их подопечных бесплатной. Помимо работающего закона и системы ОСВВ необходима пропаганда ответственного отношения к животным среди детей и взрослых. Практическое решение вышеперечисленных аспектов требует эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон – органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, экспертного сообщества и общественности.
4.03.2020 г. Приложение на 5 л.
Аналитический отдел информационно-аналитического управления аппарата Думы Ставропольского края
Исп. Рябчиков С.Е. (8652) 26-65-28
|
|||
|