Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел III/ Практика применения законодательства в сфере обращения с животными без владельцев в некоторых субъектах РФ



Раздел III/ Практика применения законодательства в сфере обращения с животными без владельцев в некоторых субъектах РФ

Одним из первых в России метод ОСВВ применяется в Нижегородской области. Там соответствующий закон приняли еще в 2013 году, когда на улицах областного центра было больше 7000 собак. С 2014-го в Нижнем Новгороде появился благотворительный фонд «Зоозащита НН», который занялся отловом бездомных животных, их стерилизацией и вакцинацией от бешенства (иногда – от других вирусов). К 2016 году численность бездомных собак сократилась до 4500. В 2019 году их стало 2500, а к 2020-му прогнозируют, что их будет всего 800 на миллионный город.

28 ноября 2019 годадепутаты Законодательного Собрания Нижегородской области приняли во втором чтении проект изменений в закон о наделении органов МСУ муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев, а также лечению животных и защите населения.

Документ подготовлен с учетом мнения зоозащитников. В частности, увеличен срок содержания животного без владельца в приюте с 10 до 20 дней. В том числе это необходимо для оказания качественной медицинской помощи.

Также определен порядок организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них на территории Нижегородской области.

Согласно постановлению, приюты размещаются в специально предназначенных для этого зданиях и строениях. Не допускается их размещение в изолированных частях общественных, административных и производственных зданиях, а также в квартирах. Территория приюта должны быть обнесена забором высотой не менее 2 м. Расстояние от жилой застройки – не менее 150 м.

Приюты могут быть государственными, муниципальными или частными. Владельцы могут отдать животных в приют и на временное содержание. При этом приюты не могут отказать в приеме животных без владельцев.

Владельцы животных и уполномоченные лица должны соблюдать требования к содержанию животных: обеспечивать надлежащий уход; оказывать своевременную ветеринарную помощь; принимать меры по предотвращению нежелательного потомства; осуществлять учет и маркирование неснимаемыми и не смываемыми метками животных, поступивших в приют без владельцев, или от которых владельцы оказались; возвращать владельцам животных, которые имеют на ошейниках соответствующие метки. В период карантина запрещается нахождение в одном отсеке или одной клетке карантинного помещения одновременно нескольких животных. Штат приюта зависит от количества животных в нем и от выполняемых услуг.

Кроме этого, в постановлении прописаны конкретные параметры помещений для кошек и для вольеров для собак, какая там должна быть температура и так далее. Уточняется, что собаки должны содержаться в вольерах или будках на привязи. Помимо этого, указано, что каждое животное должно иметь индивидуальную поилку и миску для корма, а также неограниченный доступ к свежей питьевой воде.

На территории Нижегородской области зоозащитниками были обнаружены несколько незаконных приютов для животных.

23 октября 2019 годана заседании Государственного Совета Республики Татарстан принят проект закона Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

По оценке парламентариев, потребуется увеличения расходов республиканского бюджета до 56,5 млн. рублей. В 2019 году объем субвенций из бюджета составил 27,5 млн. рублей. В текущем году финансирование увеличивается вдвое.

Вопрос исполнения республиканского законодательства в сфере отлова и содержания животных без владельцев, а также эффективности бюджетных средств, выделяемых на эти цели, находится на постоянном контроле Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. По мнению Комитета, вопрос, который регулируется двумя республиканскими законами – об отдельных вопросах содержания домашних животных и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере содержания животных без владельцев, с одной стороны касается безопасности граждан, в том числе детей, с другой – нацелен на гуманное отношение к животным.

В Пермском крае, по оценкам экспертов, среднегодовое количество собак без владельцев составляет свыше 10 тыс. особей, в Перми – 5,6 тыс. По нормативу на содержание одного животного в муниципальном приюте выделяется 200 руб. в сутки. В 2019 году на эти нужды в бюджете было заложено 36 млн руб., которых хватает на 17 дней. Прогнозируется, что затраты на содержание одного животного в течение 90 дней составят 54,2 млн руб., а в течение 170 дней – 102,5 млн руб. То есть после вступления закона в силу расходы краевого бюджета вырастут в три раза.

Постановлением администрации города Перми от 18.10.2019 № 746 утверждена ведомственная целевая программа «Обращение с животными без владельцев на территории города Перми». Задачи программы:

- организация отлова и временного содержания собак без владельцев, поступающих в МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек», создание мест для выгула собак;

- организация административно-хозяйственного обеспечения исполнения отдельных переданных государственных полномочий.

Сроки реализации программы: 2020 – 2022 годы.

Объемы и источники финансирования программы: 77508,300 тыс. руб., в том числе 39973,800 тыс. руб. – средства бюджета города Перми, 37534,500 тыс. руб. – средства бюджета Пермского края.

В Приморском крае принят региональный закон "Об отдельных вопросах обращения с животными в Приморском крае", который признает утратившей силу прежнюю региональную нормативно-правовую базу в сфере обращения с животными и устанавливает новый порядок в этой области правоотношений. Законом предусмотрено, что вести такую деятельность могут организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами местного самоуправления муниципальные контракты, либо муниципальные предприятия.

Регламентировать деятельность по обращению с животными без владельцев, работу приютов и норм содержания в них животных предстоит правительству Приморского края. Также им принимается порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными, устанавливается перечень дополнительных сведений о поступивших в приют животных и порядок их размещения в сети «Интернет».

Финансовое обеспечение полномочий, переданных органам местного самоуправления, будет осуществляться за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета. Их общий объем и распределение по муниципальным образованиям утверждается законом о краевом бюджете исходя из методики и нормативов, прописанных в законе "Об отдельных вопросах обращения с животными в Приморском крае". Для расчета размера субвенций в этом документе, в частности, установлена стоимость услуг по отлову животных без владельца (884 рублей на одну особь) и их транспортировке до приюта (1066,7 рублей), содержанию в течение 20 календарных дней (3306,75 рублей) и возврату на прежнее место обитания (1066,7 рублей). Кроме того, определена стоимость содержания одного безнадзорного животного в течение года (22154,77 рубля) и стоимость эвтаназии (3880 рублей).

Согласно финансово-экономическому обоснованию, всего на реализацию закона потребуется 45,7 млн рублей. Из них общий объем субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям, составит 27,9 млн рублей. Еще 17,8 млн рублей необходимо для финансирования мероприятий, которые будут проводить государственные ветеринарные учреждения Приморского края, – вакцинацию, стерилизацию и маркирование отловленных животных. Учитывая, что в 2019 году на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев из краевого бюджета было выделено около 32 млн рублей, реализация принятого закона потребует дополнительных расходов в размере 13,7 млн рублей.

А в Республике Башкортостан в декабре 2019 года депутаты комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Государственного Собрания сочли республику не готовой к вступлению в силу с 1 января 2020 года федерального закона об ответственном обращении с животными. По предварительной оценке, республиканского управления ветеринарии, на исполнение закона потребуется не менее 320 млн рублей в год, что в пять раз больше, чем выделялось прежде.

Определенное представление о ситуации в субъектах РФ дают также результаты мониторинга ассоциации «Благополучие животных», объединяющей организации и активистов-зоозащитников страны (приложение 1). Только в15 из 85 субъектов Российской Федерации законодательно закреплен принцип гуманного отношения к животным, а в закупках этих 15 регионов учтен принятый федеральным законом метод ОСВВ. Представители «Благополучия животных», как и многие другие зоозащитники, утверждают, что этот метод – один из самых эффективных в борьбе с проблемой безнадзорных кошек и собак. В числе регионов-лидеров: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Нижегородская, Ростовская, Тульская, Сахалинская области.

В нормативных правовых актах еще 30 регионов страны (и среди них – Ставропольский край) говорится о необходимости гуманного обращения с животными, у которых нет владельцев, однако в нормах, а также в закупочной документации содержится множество лазеек, позволяющих истребление животных. Например, нечетко описаны основания для эвтаназии пойманных собак и кошек – или не предусмотрена стерилизация, вакцинация и возможность содержания зверей в приюте. В таких случаях подрядчики чаще всего убивают пойманных собак.

Хуже всего с регуляцией популяций животных без владельцев дело обстоит в 40 регионах. В числе аутсайдеров – Астраханская, Кемеровская и Ульяновская области, а также республики Тыва, Калмыкия и Ингушетия. Как утверждают организаторы мониторинга, в местных нормах много неточностей и нарушений федерального закона – закупки, которые проводят муниципалитеты, подразумевают убийство пойманных собак и кошек как фактически единственный способ обращения с бродячими животными после поимки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.