обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 час., самостоятельной работы обучающегося – 19 часов.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
|
Количество часов
| Уро
вень освое
ния
|
Тема 1.
Краткая характеристика типов многоголосия.
| Содержание учебного материала
Краткая характеристика типов многоголосия.
Предмет и задачи курса.
Порядок, особенности прохождения материала.
Формы классной и домашней работы.
Требования к зачету, учебные пособия.
Понятие монодии.
Виды многоголосия: гетерофония. Многоголосие гомофонно-гармоническое и полифоническое.
Определение понятия полифонии. Образно-выразительные свойства гомофонно-гармонической и полифонической музыки. Значение полифонии в музыкальном искусстве.
|
|
|
Практические занятия
дать определение монодии, гетерофонии, полифонии
|
|
Самостоятельная работа студента:
- найти примеры в данных музыкальных произведениях.
| 0,5
|
Тема 2. Мелодия
| Содержание учебного материала
Мелодия.
Строгий стиль как художественно-историческое явление, как учебная дисциплина.
Условия выполнения практических работ (ориентация на старинные диатонические лады; применяемые тактовые размеры и нотные длительности; ключи До; объемы голосов).
Особенности мелодии в строгом стиле, ее вокальная природа. Применение скачков и плавных ходов. Мелодический профиль, кульминация, сложение из неравнодлительных фраз. Характер метрики, неквадратность. Ритмические нормы.
| 0,5
|
|
Практические занятия
-анализ мелодии в полифонических произведениях;
-сочинение мелодии по заданным условиям.
| 0,5
|
Самостоятельная работа студента:
-выполнять доразвитие заданных мелодических отрывков, сочинять мелодии по заданным условиям в разных ладах, размерах, ключах.
|
|
Тема 3. Двухголосный простой контрапункт
| Содержание учебного материала
Двухголосный простой контрапункт.
Определение контрапункта.
Принципы контрапунктирования (комплементарная ритмика, контраст ритма; несовпадение вступлений, кульминаций, цезур, каденций; противоположное, параллельное, косвенное, прямое движение голосов; контраст мелодий).
Цифровка интервалов по системе С.И.Танеева.
Проходящие и вспомогательные звуки, их полифоническая трактовка как мелодической последовательности по отношению к другому голосу.
Задержание; ритмические нормы. Разрешение с уведением свободной ноты.
|
|
|
Практические занятия
-анализ образцов 2голосного простого контрапункта в полифонических произведениях;
-сочинение контрапункта с различными заданными условиями.
|
|
Самостоятельная работа студента:
сочинение контрапункта с проходящими, вспомогательными звуками к заданному голосу; сочинение двухголосных соединений.
| 0,5
|
Тема 4.
Двухголосная имитация
| Содержание учебного материала
Двухголосная имитация.
Определение имитации.
Понятия пропосты, риспосты. Интервал и расстояние вступления.
Строгая и свободная, реальная и тональная имитации. Виды имитации. Применение, значение имитации.
|
|
|
Практические занятии
-анализ 2-голосных имитаций с различных произведениях;
-сочинение имитаций различного типа.
|
|
Самостоятельная работа студента:
сочинять темы для имитации, написать имитации на заданные и на сочиненные темы, в разные интервалы, с вступлением верхним, нижним голосом.
|
|
Тема 5. Способы преобразова
ния полифо-нической темы
| Содержание учебного материала
Способы преобразования полифонической темы.
Определение увеличения, уменьшения, обращения, возвратного движения, прямого движения. Комбинирование способов преобразования.
Обращение в строгом и в свободном стиле.
|
|
|
Практические занятия
-анализ способов преобразования полифонической темы в музыкальных произведениях,
сочинение преобразованных имитаций.
|
|
Самостоятельная работа студента:
сочинять преобразованные имитации.
|
|
Тема 6.
Канон
| Содержание учебного материала
Канон.
Определение канонической имитации: отличия от простой имитации.
Отделы канона.
Разновидности канона.
Применение, значение, выразительные возможности канона.
|
|
|
Практические занятия
-анализ канонов, их сочинение.
|
|
Самостоятельная работа студента:
сочинять двухголосные каноны (имитировать не менее трех отделов).
|
|
Тема7. Трёхголосный простой контрапункт
| Содержание учебного материала
Ричеркар.
Определение, историческое значение.
Приемы сочинения темы, способной к стреттным проведениям.
Выбор ответа.
Форма целого.
|
|
|
Практические занятия
-анализ ричеркаров и их сочинение.
|
|
Самостоятельная работа студента:
сочинять двух- и трехголосные ричеркары.
|
|
Тема 8.
Сложный контрапункт
| Содержание учебного материала
Сложный контрапункт.
Определение, классификация сложного контрапункта.
Определение, классификация подвижного контрапункта.
Вертикально-подвижной контрапункт. Первоначальное и производное соединения. Обозначения по системе С.И.Танеева. Виды перестановок. Показатель вертикального передвижения.
Применение и значение вертикально-подвижного контрапункта.
|
|
|
Практические занятия
-анализ различных видов сложного контрапункта.
|
|
Самостоятельная работа студента:
перечислить виды сложного контрапункта, объяснить принцип образования производных соединений в разных видах сложного контрапункта.
|
|
Тема 9. Двойной контрапункт
| Содержание учебного материала
Двойной контрапункт.
Определение двойного контрапункта. Наиболее употребительные виды двойного контрапункта. Особенности техники двойного контрапункта октавы Iv -7, Iv -14, -21.
Октавный контрапункт - самая употребительная разновидность двойного контрапункта.
Двухголосный бесконечный канон и каноническая секвенция I разряда - полифонические средства, требующие применения вертикально-подвижного контрапункта: вычисление Iv.
Применение, значение бесконечного канона, канонической секвенции.
Особенности техники двойного контрапункта дуодецимы Iv -11,-18. Различные способы разрешения сексты в первоначальном соединении.
Применение двойного контрапункта дуодецимы в трехголосных канонах I разряда.
Особенности техники двойного контрапункта децимы Iv – 9, - 16.
Сложный показатель. Применение в художественной литературе первоначальных соединений, дающих два или несколько производных.
|
|
|
Практические занятия
-анализ и сочинение двойных контрапунктов с заданными условиями.
|
|
Самостоятельная работа студента:
Выполнять упражнения, состоящие из первоначального и производного соединений в двойном контрапункте октавы с заключительной каденцией в простом контрапункте; сочинять трехголосные имитации с удержанным противосложением в двойном контрапункте октавы; сочинять бесконечные каноны в октаву, канонические секвенции (Iv= -7. -14).
Выполнять упражнения, состоящие из первоначального и производного соединений в двойном контрапункте дуодецимы (заключительная каденция в простом контрапункте).
Выполнять сочинение бесконечных канонов, канонических секвенций Iv= -11. -18. Сочинить трехголосный канон ( Р+R при Iv= -11).
Выполнять упражнения, состоящие из первоначального и производного соединений в двойном контрапункте децимы (заключительная каденция в простом контрапункте в основном ладу).
Сочинять бесконечные каноны, канонические секвенции Iv= -9.-16.
Сочинять двухголосные соединения с двумя, с тремя показателями.
|
|
Тема 10. Тройной контрапункт
| Содержание учебного материала
Тройной контрапункт.
Определение тройного (четверного, пятерного) контрапункта. Выразительные возможности, области применения.
Многоголосные бесконечные каноны и канонические секвенции. Использование в художественной литературе.
|
|
|
Практические занятия
анализ и сочинение трехголосного бесконечного канона, канонической секвенции
|
|
Самостоятельная работа студента:
выполнять сочинение трехголосного бесконечного канона, канонической секвенции.
|
|
Тема 11. Го
ризонтально-подвижной и вдвойне - подвижной контрапункт
| Содержание учебного материала
Горизонтально-подвижной и вдвойне-подвижной контрапункт.
Определение горизонтально-подвижного и вдвойне-подвижного контрапункта. Выразительные возможности, области применения.
Бесконечный канон и каноническая секвенция II разряда. Использование в художественной литературе.
|
|
|
Практические занятия
- анализ примеров горизонтально-подвижного и вдвойне-подвижного контрапункта, сочинение примеров.
|
|
Самостоятельная работа студента:
выполнять сочинение двухголосного соединения, допускающего горизонтальное передвижение (каденция необязательна), допускающего горизонтальное и вертикальное передвижение; сочинение двухголосного бесконечного канона, канонической секвенции II разряда.
|
|
Тема 12. Контрапункти
ческие нормы свободного стиля
| Содержание учебного материала
Контрапунктические нормы свободного стиля.
Свободный стиль как художественно-историческое явление, как учебная дисциплина. Условия выполнения письменных работ (мажор и минор, употребительные размеры и длительности, предназначение для фортепиано, органа, струнных инструментов, черты мелодики и ритма).
Проходящие и вспомогательные звуки в свободном стиле. Скачковые и брошенные вспомогательные.
Задержания приготовленные, неприготовленные (в т.ч. взятые скачком). Особенности разрешения (нисходящие, восходящие, через вспомогательный к ноте разрешения, различные формы запаздывающих разрешений). Диссонирующее приготовление. Переход диссонирующего задержания в новый диссонанс. Двойные задержания в трехголосии.
|
|
|
Практические занятия
-анализ произведений свободного стиля.
|
|
Самостоятельная работа студента:
Сочинение контрапункта к заданному голосу с использованием проходящих. Досочинение противосложения с проходящими в имитации на заданную и сочиненную тему. Сочинение двухголосного канона со скачковыми вспомогательными.
Сочинение трехголосной имитации на заданную тему, содержащую брошенные и скачковые вспомогательные.
Выполнять сочинение канона в обращении с дополнительным нижним голосом с применением восходящих и нисходящих разрешений приготовленных задержаний.
Сочинение двух- и трехголосных имитаций с применением разного рода неприготовленных задержаний.
Сочинение двухголосного канона с применением всех видов диссонансов.
|
|
Тема 13.
Вертикально-подвижной контрапункт в свободном стиле
| Содержание учебного материала
Вертикально-подвижной контрапункт в свободном стиле.
Условия написания первоначального соединения в связи с особенностями использования диссонансов в свободном стиле.
|
|
|
Практические занятия
-упражнения на двойной контрапункт
|
|
Самостоятельная работа студента:
на заданные темы написать ответы и противосложения (по 2-3 к каждому ответу) в двойном контрапункте.
|
|
Тема 14.
Фуга 6
| Содержание учебного материала
Фуга.
Определение фуги. Историческое развитие фуги. Цикл прелюдия - фуга. Фута в эпоху И.С.Баха.
Развитие фуги в творчестве венских классиков: взаимодействие с гомофонными формами.
Новизна трактовки композиторами XIX нач. XX вв.
Фуга в музыке 1-й пол. XX в.
Применение и значение фуги.
Основные композиционные элементы фуги.
Определение тема, ее значение в форме. Каденция. Темы контрастные и однородные. Строение. Тонально-гармонические особенности. Скрытое голосоведение. Кодетта. Возможные изменения темы в последующих проведениях.
Ответ реальный и тональный. Субдоминантовый ответ. Момент вступления ответа. Преобразования в ответе. Ответы в нетрадиционные интервалы.
Противосложение. Переход темы в противосложение. Мотивное содержание. Гармонические свойства. Противосложение удержанное и используемое единожды.
Определение интермедии. Тематическое содержание, строение интермедий, расположение и роль их в фуге.
Определение стретты. Расположение и роль стретт в фуге.
Части фуги.
Экспозиция. Порядок вступлений. Экспозиционные интермедии. Дополнительное проведение. Контрэкспозиция.
Развивающая часть формы фуги. Интонационно-контрапунктические и гармонические средства развития. Одиночные и групповые проведения темы. Тональные планы развивающих частей.
Завершающая часть формы. Ее строение. Тонально-гармонические особенности. Плотность изложения при окончании.
Разновидности формы фуги.
Наиболее общие признаки объединения и разграничения частей в фуге. Признаки окончания экспозиционной и начала развивающей части, окончания развивающей и начала завершающей части. Трехчастная и двухчастная формы фуги. Разновидности трехчастной формы (рондообразные фуги). Однотональная фута в эпоху И.С. Баха. Многотемная фуга, ее разновидности.
Определение фугетты, фугато. Использование в художественной практике.
|
|
|
Практическая работа
-анализ фуг различных авторов.
|
|
Самостоятельная работа студента:
Анализ тем, ответов, противосложений в фугах Баха. Генделя, композиторов венской классической школы, композиторов XIX — 1-й пол. XX вв.
Сочинение двух-четырехтактных тем. Нахождение ответов на заданные темы (в т.ч. на темы Баха) и сочинение противосложений к ним. Нахождение ответов и написание противосложений на сочиненные темы.
Определение пригодности сочиненных тем для получения стретт. Сочинение двух- трехголосных стретт.
Анализ экспозиционных частей фуг Баха. Написание трехголосных экспозиций на сочиненные (дающие стретты) темы.
Сочинение трехголосных трехчастных фуг.
Анализ клавирных, органных, хоровых, оркестровых фуг И.С.Баха и других композиторов.
|
|
|
максимальная учебная нагрузка студента
|
|
|
| обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
|
|
|
| самостоятельная работа обучающегося
|
|
|