Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины полифония.



1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины полифония.

 

максимальной учебной нагрузки студента часов  57 час., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38  час., самостоятельной работы обучающегося – 19 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)    
в том числе:  
лекционные занятия    
практические занятия    
Самостоятельная работа студента (всего)        
в том числе:
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Анализ нотного текста. Подбор примеров. Сочинение в строгом и свободном стиле полифонии.

Итоговая аттестация

Зачет:6

 

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИФОНИЯ

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.   Количество часов Уро вень освое ния

Тема 1.

Краткая характеристика типов многоголосия.

Содержание учебного материала Краткая характеристика типов многоголосия. Предмет и задачи курса. Порядок, особенности прохождения материала. Формы классной и домашней работы. Требования к зачету, учебные пособия. Понятие монодии. Виды многоголосия: гетерофония. Многоголосие гомофонно-гармоническое и полифоническое. Определение понятия полифонии. Образно-выразительные свойства гомофонно-гармонической и полифонической музыки. Значение полифонии в музыкальном искусстве.
Практические занятия дать определение монодии, гетерофонии, полифонии   
Самостоятельная работа студента: - найти примеры в данных музыкальных произведениях. 0,5

Тема 2. Мелодия

Содержание учебного материала Мелодия. Строгий стиль как художественно-историческое явление, как учебная дисциплина. Условия выполнения практических работ (ориентация на старинные диатонические лады; применяемые тактовые размеры и нотные длительности; ключи До; объемы голосов). Особенности мелодии в строгом стиле, ее вокальная природа. Применение скачков и плавных ходов. Мелодический профиль, кульминация, сложение из неравнодлительных фраз. Характер метрики, неквадратность. Ритмические нормы. 0,5
Практические занятия -анализ мелодии в полифонических произведениях; -сочинение мелодии по заданным условиям. 0,5
Самостоятельная работа студента: -выполнять доразвитие заданных мелодических отрывков, сочинять мелодии по заданным условиям в разных ладах, размерах, ключах.

Тема 3. Двухголосный простой контрапункт

Содержание учебного материала Двухголосный простой контрапункт. Определение контрапункта. Принципы контрапунктирования (комплементарная ритмика, контраст ритма; несовпадение вступлений, кульминаций, цезур, каденций; противоположное, параллельное, косвенное, прямое движение голосов; контраст мелодий). Цифровка интервалов по системе С.И.Танеева. Проходящие и вспомогательные звуки, их полифоническая трактовка как мелодической последовательности по отношению к другому голосу.       Задержание; ритмические нормы. Разрешение с уведением свободной ноты.
Практические занятия -анализ образцов 2голосного простого контрапункта в полифонических произведениях; -сочинение контрапункта с различными заданными условиями.
Самостоятельная работа студента: сочинение контрапункта с проходящими, вспомогательными звуками к заданному голосу; сочинение двухголосных соединений. 0,5

Тема 4.

Двухголосная имитация

Содержание учебного материала Двухголосная имитация. Определение имитации. Понятия пропосты, риспосты. Интервал и расстояние вступления. Строгая и свободная, реальная и тональная имитации. Виды имитации. Применение, значение имитации.
Практические занятии -анализ 2-голосных имитаций с различных произведениях; -сочинение имитаций различного типа.
Самостоятельная работа студента: сочинять темы для имитации, написать имитации на заданные и на сочиненные темы, в разные интервалы, с вступлением верхним, нижним голосом.

Тема 5. Способы преобразова

ния полифо-нической темы

Содержание учебного материала Способы преобразования полифонической темы. Определение увеличения, уменьшения, обращения, возвратного движения, прямого движения. Комбинирование способов преобразования. Обращение в строгом и в свободном стиле.
Практические занятия -анализ способов преобразования полифонической темы в музыкальных произведениях, сочинение преобразованных имитаций.
Самостоятельная работа студента: сочинять преобразованные имитации.

Тема 6.

Канон

Содержание учебного материала Канон. Определение канонической имитации: отличия от простой имитации. Отделы канона. Разновидности канона. Применение, значение, выразительные возможности канона.
Практические занятия -анализ канонов, их сочинение.
Самостоятельная работа студента: сочинять двухголосные каноны (имитировать не менее трех отделов).

Тема7. Трёхголосный простой контрапункт

 

Содержание учебного материала Ричеркар. Определение, историческое значение. Приемы сочинения темы, способ­ной к стреттным проведениям. Выбор ответа. Форма целого.
Практические занятия -анализ ричеркаров и их сочинение.
Самостоятельная работа студента: сочинять двух- и трехголосные ричеркары.

Тема 8.

Сложный контрапункт

Содержание учебного материала Сложный контрапункт. Определение, классификация сложного контрапункта. Определение, классификация подвижного контрапункта. Вертикально-подвижной контрапункт. Первоначальное и производное соединения. Обозначения по системе С.И.Танеева. Виды перестановок. Показатель вертикального передвижения. Применение и значение вертикально-подвижного контрапункта.
Практические занятия -анализ различных видов сложного контрапункта.
Самостоятельная работа студента: перечислить виды сложного контрапункта, объяснить принцип образования производных соединений в разных видах сложного контрапункта.

Тема 9. Двойной контрапункт

Содержание учебного материала Двойной контрапункт. Определение двойного контрапункта. Наиболее употребительные виды двойного контрапункта. Особенности техники двойного контрапункта октавы Iv -7, Iv -14, -21. Октавный контрапункт - самая употребительная разновидность двойного контрапункта. Двухголосный бесконечный канон и каноническая секвенция I разряда - полифонические средства, требующие применения вертикально-подвижного контрапункта: вычисление Iv. Применение, значение бесконечного канона, канонической секвенции. Особенности техники двойного контрапункта дуодецимы Iv -11,-18. Различные способы разрешения сексты в первоначальном соединении. Применение двойного контрапункта дуодецимы в трехголосных канонах I разряда. Особенности техники двойного контрапункта децимы Iv – 9, - 16. Сложный показатель. Применение в художественной литературе первоначальных соединений, дающих два или несколько производных.
Практические занятия -анализ и сочинение двойных контрапунктов с заданными условиями.
Самостоятельная работа студента: Выполнять упражнения, состоящие из первоначального и производного соединений в двойном контрапункте октавы с заключительной каденцией в простом контрапункте; сочинять трехголосные имитации с удержанным противосложением в двойном контрапункте октавы; сочинять бесконечные каноны в октаву, канонические секвенции (Iv= -7. -14). Выполнять упражнения, состоящие из первоначального и производного соединений в двойном контрапункте дуодецимы (заключительная каденция в простом контрапункте). Выполнять сочинение бесконечных канонов, канонических секвенций Iv= -11. -18. Сочинить трехголосный канон ( Р+R при Iv= -11). Выполнять упражнения, состоящие из первоначального и производного соединений в двойном контрапункте децимы (заключительная каденция в простом контрапункте в основном ладу). Сочинять бесконечные каноны, канонические секвенции Iv= -9.-16. Сочинять двухголосные соединения с двумя, с тремя показателями.

Тема 10. Тройной контрапункт

Содержание учебного материала Тройной контрапункт. Определение тройного (четверного, пятерного) контрапункта. Выразительные возможности, области применения. Многоголосные бесконечные каноны и канонические секвенции. Использование в художественной литературе.
Практические занятия анализ и сочинение трехголосного бесконечного канона, канонической секвенции
Самостоятельная работа студента:  выполнять сочинение трехголосного бесконечного канона, канонической секвенции.

Тема 11. Го

ризонтально-подвижной и вдвойне - подвижной контрапункт

Содержание учебного материала Горизонтально-подвижной и вдвойне-подвижной контрапункт. Определение горизонтально-подвижного и вдвойне-подвижного контрапункта. Выразительные возможности, области применения. Бесконечный канон и каноническая секвенция II разряда. Использование в художественной литературе.
Практические занятия - анализ примеров горизонтально-подвижного и вдвойне-подвижного контрапункта, сочинение примеров.
Самостоятельная работа студента: выполнять сочинение двухголосного соединения, допускающего горизонтальное передвижение (каденция необязательна), допускающего горизонтальное и вертикальное передвижение; сочинение двухголосного бесконечного канона, канонической секвенции II разряда.

Тема 12. Контрапункти

ческие нормы свободного стиля

Содержание учебного материала Контрапунктические нормы свободного стиля. Свободный стиль как художественно-историческое явление, как учебная дисциплина. Условия выполнения письменных работ (мажор и минор, употребительные размеры и длительности, предназначение для фортепиано, органа, струнных инструментов, черты мелодики и ритма). Проходящие и вспомогательные звуки в свободном стиле. Скачковые и брошенные вспомогательные. Задержания приготовленные, неприготовленные (в т.ч. взятые скачком). Особенности разрешения (нисходящие, восходящие, через вспомогательный к ноте разрешения, различные формы запаздывающих разрешений). Диссонирующее приготовление. Переход диссонирующего задержания в новый диссонанс. Двойные задержания в трехголосии.
Практические занятия -анализ произведений свободного стиля.
Самостоятельная работа студента:  Сочинение контрапункта к заданному голосу с использованием проходящих. Досочинение противосложения с проходящими в имитации на заданную и сочиненную тему. Сочинение двухголосного канона со скачковыми вспомогательными. Со­чинение трехголосной имитации на заданную тему, содержащую брошенные и скачковые вспомогательные. Выполнять сочинение канона в обращении с дополнительным нижним голосом с применением восходящих и нисходящих разрешений приготовленных задержаний. Сочинение двух- и трехголосных имитаций с применением разного рода неприготовленных задержаний. Сочинение двухголосного канона с применением всех видов диссонансов.

Тема 13.

Вертикально-подвижной контрапункт в свободном стиле

Содержание учебного материала Вертикально-подвижной контрапункт в свободном стиле. Условия написания первоначального соединения в связи с особенностями использования диссонансов в свободном стиле.
Практические занятия -упражнения на двойной контрапункт
Самостоятельная работа студента: на заданные темы написать ответы и противосложения (по 2-3 к каждому ответу) в двойном контрапункте.

Тема 14.

Фуга 6

Содержание учебного материала Фуга. Определение фуги. Историческое развитие фуги. Цикл прелюдия - фуга. Фута в эпоху И.С.Баха. Развитие фуги в творчестве венских классиков: взаимодействие с гомофонными формами. Новизна трактовки композиторами XIX нач. XX вв. Фуга в музыке 1-й пол. XX в. Применение и значение фуги. Основные композиционные элементы фуги. Определение тема, ее значение в форме. Каденция. Темы контрастные и однородные. Строение. Тонально-гармонические особенности. Скрытое голосоведение. Кодетта. Возможные изменения темы в последующих проведениях. Ответ реальный и тональный. Субдоминантовый ответ. Момент вступления ответа. Преобразования в ответе. Ответы в нетрадиционные интервалы. Противосложение. Переход темы в противосложение. Мотивное содержание. Гармонические свойства. Противосложение удержанное и используемое единожды. Определение интермедии. Тематическое содержание, строение интермедий, расположение и роль их в фуге.  Определение стретты. Расположение и роль стретт в фуге. Части фуги. Экспозиция. Порядок вступлений. Экспозиционные интермедии. Дополнительное проведение. Контрэкспозиция. Развивающая часть формы фуги. Интонационно-контрапунктические и гармонические средства развития. Одиночные и групповые проведения темы. Тональные планы развивающих частей. Завершающая часть формы. Ее строение. Тонально-гармонические особенности. Плотность изложения при окончании. Разновидности формы фуги. Наиболее общие признаки объединения и разграничения частей в фуге. Признаки окончания экспозиционной и начала развивающей части, окончания развивающей и начала завершающей части. Трехчастная и двухчастная формы фуги. Разновидности трехчастной формы (рондообразные фуги). Однотональная фута в эпоху И.С. Баха. Многотемная фуга, ее разновидности. Определение фугетты, фугато. Использование в художественной практике.
Практическая работа -анализ фуг различных авторов.
Самостоятельная работа студента: Анализ тем, ответов, противосложений в фугах Баха. Генделя, композиторов венской классической школы, композиторов XIX — 1-й пол. XX вв. Сочинение двух-четырехтактных тем. Нахождение ответов на заданные темы (в т.ч. на темы Баха) и сочинение противосложений к ним. Нахождение ответов и написание противосложений на сочиненные темы. Определение пригодности сочиненных тем для получения стретт. Сочинение двух- трехголосных стретт. Анализ экспозиционных частей фуг Баха. Написание трехголосных экспозиций на сочиненные (дающие стретты) темы. Сочинение трехголосных трехчастных фуг. Анализ клавирных, органных, хоровых, оркестровых фуг И.С.Баха и других композиторов.
    максимальная учебная нагрузка студента    
  обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося    
  самостоятельная работа обучающегося     



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.