Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игорь Калинаускас. Свет вылепил меня из тьмы



Игорь Калинаускас

Свет вылепил меня из тьмы

 

Аннотация

Игорь Калинаускас, пожалуй, самая известная и значительная фигура в современной практической эзотерике. Один из «монстров», вошедших в прогремевшую в 90-е годы книгу Влада Лебедько «Хроники российской саньясы». Психолог, доктор наук, писатель и эксклюзивный консультант многих известных людей. Сегодня Игорь Калинаускас раскрывает карты: все от самых ярких моментов биографии, до секретов потенциальных возможностей человека — в его новой книге «Свет вылепил меня из тьмы».

Каждый найдет в ней то, что ищет: кто-то интригующие подробности жизни мастера, кто-то инструкцию по саморазвитию, кто-то сделает открытия, меняющие жизнь.

В ваших руках книга человека, который не скрывает, что знает, все что хотел знать. Умеет, все что хотел уметь, делает то, что хочет делать и уверен, что так жить может каждый. Было бы желание, а счастье всегда рядом.

 

Вот она, жизнь, она дана, я ее не выбирал. Она такова, и она развивается по своим: законам. Но когда я встре­тился с Традицией, я понял: «Вот она, ТА САМАЯ жизнь, которую я искал, о которой мечтал, которую хотел». Как всякому неофиту, мне казалось: «Все! Все! Все! Счастье состоится здесь и сейчас и немедленно». А потом выяс­нилось, что другой жизни надо учиться. Разучивать все с самого начала... Но уже это было столь здорово, что все сложности учебы только вдохновляли, больше ничего.

Игорь Калинаускас

 

Смысл любого реального духовного учения в том, что­бы помочь человеку выйти туда, где он становится взрослым с точки зрения духовности. А что есть духов­ность? И что есть взрослый человек? Как выглядит путь в другую жизнь изнутри, от первого лица — интеллекту­ально, эмоционально и предельно откровенно в самой ис­кренней книге Игоря Калинаускаса.

 

Часть первая

ДУХОВНОЕ СООБЩЕСТВО

ЭТО СЛОВО «ТРАДИЦИЯ»

Я расскажу вам свою биографию. Но не в том смыс­ле — родился, женился, умер. Постараюсь рассказать о тех событиях и переживаниях, которые, как мне видится, были для меня значимыми. А то про мою биографию то­же легенд более чем достаточно. Пора уже внести в этот вопрос ясность... Первый значительный факт, наверное, состоит в том, что до пяти лет я о себе ничего не помню. Вообще ничего. Знаю только, что родился в городе Нов­городе, что роддом был в барже и что отец быстро за­брал нас с мамой оттуда, потому что там бегали крысы, одному младенцу отгрызли ухо. Но это все рассказы... Никаких засечек в активной памяти не существует, про­сто чистый лист, пустое пространство.

Первое воспоминание относится к пятилетнему воз­расту, и оно очень короткое: мы на извозчике едем от вокзала до первой квартиры, на которой мы жили в Вильнюсе. По полуразрушенной улице Шопена. Но я не знал, что это улица Шопена, потом узнал. Следующие воспоминания относятся к возрасту где-то в пять с поло­виной лет. Их тоже не очень много. Это вторая квартира, у которой была общая с кабинетом отца передняя. Вхо­дишь, налево — кабинет прокурора литовской железной дороги, а прямо — вход в нашу квартиру. Помню стол, под которым мы с братом (он был младше меня на два года) любили играть.

Еще картинка — мне уже шесть лет, весна. Мы гре­емся на солнышке, загораем на крыше этого дома. С мальчишками. Потом «роман» в последней группе дет­ского сада... Длинный такой роман: в детском саду на­чался, в первом классе закончился. В общем, помню, что атмосфера у нас в этом возрасте по части противопо­ложного пола была очень сексуальная, такая, я бы ска­зал, вольная. Что еще... Депо, где мы собирали медную проволоку и какие-то куски меди, сдавали их в утиль и на эти деньги покупали мороженое или ходили в кино. Кинотеатр в один этаж такой, барак. Там я смотрел «Ма­ленького Мука» — фильм такой, который американцы подарили.

Будущая моя школа, к которой — как, это уже осень? Да! — подвозили на лошади с телегой ящики с лимо­надом, в бутылках с фарфоровой пробкой, как сейчас у пива «Гролш». Мы их воровали, выпивали лимонад и разбивали бутылки для уничтожения следов. Потом по­следнее мгновение, несколько минут перед тем, как меня столкнули в лестничный пролет — мы стоим на площад­ке, а вниз идет лестница в подвал. Подвал очень глубо­кий, лестница в два пролета, над первым пролетом окно, заложенное мешком с опилками, и мы из самодельных луков туда стреляем. Кто-то меня толкает. Следующее, что помню: я лежу внизу в подвале, в каморке дворника. На мне разорвана рубаха, и меня поливают водой. Сле­дующее: уже больница. Побеги через окно на картофель­ное поле, картошка в тумбочке.

Потом мы попрошайничали на улице. Если бы меня отец застукал, я не знаю, что бы было. Я спрятал ру­ку за спину, ребята надели на меня рубашку, и я сел, положил перед собой кепку и так насобирал нам всем на кино и мороженое. Помню тайные свидания с девоч­кой, с которой у меня была «любовь» в детском саду. Это было уже в первом классе. Я приходил к ней, когда не было родителей, и мы играли в эротические игры. По­мню, как залез в вентиляционную систему. Это был ста­рый дом немецкой постройки, и вентиляционные шахты в нем были, как в американских боевиках. Я пробрался к какому-то окошку в классе, где шел урок, ученики меня видели, а учительница нет. Я корчил там рожицы, и весь класс начал ржать. В конце концов, меня засекли, вызва­ли, привели к директору — очень суровый мужчина! — и он отправил меня домой за родителями. А мы уже пере­ехали на другую квартиру, от школы довольно далеко.

Я шел и думал, как я приду домой и что со мной сдела­ет папа, потом долго стоял в подъезде и строил планы.

И вдруг в подъезд вошел наш директор. Увидел меня и говорит: «Николаев, ты чего это тут стоишь?» Я начал что-то ему объяснять, как попаду к отцу, что я ему ска­жу и вообще... «Ладно, — вздохнул директор, — я тебя прощаю».

Ничего интересного потом, какие-то годы такие... Ну разве что двор, где в одном месте на стене были глубо­кие, вполкирпича, выемки — до самого чердака высоко­го трехэтажного дома. По этим выемкам мы залезали на чердак.

И еще помню, как в сарае, который принадлежал на­шей квартире, я нашел обойму пистолетных и обойму винтовочных патронов, серебряный крест фашистский и еще два каких-то крестика, награды. Поменял их на марки. А патроны мы разобрали и жгли порох в костре... Помню огород, откуда мы таскали помидоры, помню вкус этих помидоров. Кладбище, заросшее, старое, на кото­ром мы собирали кленовый сок. Марки собирал, помню... Один раз, помню, мама сгоряча мне сказала: «Домой не возвращайся, если что-то с тобой случится!» — и я не возвращался. Ушел к своему однокласснику. Потом не выдержал, побежал в окно смотреть, увидел, что мама переживает, нервничает...

 

Мы выросли в ситуации, в которой духовные тради­ции практически отсутствуют. Знания о них пришли к нам в основном из книг. Только некоторые из нас имели возможность встретиться и общаться с живыми носителя­ми традиции, поэтому и возник большой перекос в пони­мании того, что есть духовное сообщество и что есть сами духовные традиции.

Первый критерий, который мы можем ввести для того, чтобы рассматривать любой вариант совокупности данных под названием «духовная традиция», — это сравне­ние предлагаемых моделей жизни по уровню сложности. Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни, проще, структурно примитивнее, чем жизнь, кото­рой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд «убежища».

Использование знаний духовной традиции или специ­ально заново организованной системы знаний для созда­ния модели жизни, структурно более простой, однознач­ной и не имеющей внутренних противоречий, указывает на то, что человек не справляется со сложностью внешне­го или сложностью внутреннего мира. И как показывает практика, большинство людей, произнося слово «духов­ность», имеют в виду именно такую ситуацию.

Это очень важно. Использование духовной традиции, духовной культуры в качестве убежища и является наибо­лее распространенным вариантом.

Оформляются эти варианты обычно с помощью самой разнообразной мотивации:

- стремление к самосовершенствованию;

- восхождение «к чему-то там небесному»;

- нисхождение «к чему-то там сатанинскому».

Независимо от мотивационного оформления, от то­го, во имя чего и зачем, при анализе обнаруживается, что человек пытается создать себе или психологическое, или практическое жизненное убежище. Он упрощает свою внешнюю ситуацию за счет специально организованно­го внешнего мира (например, секта, община) или свою внутреннюю организацию за счет создания внутренне не­противоречивого, структурно простого мира, тем самым уходя от напряжения, сложностей и противоречий, и в любом случае оказывается в убежище. Чаще всего оправ­данием подобного «ухода» служит такой мотив, как само­совершенствование.

Сверхценностью, как правило, становятся пережива­ния. Все содержание духовности как убежища сводится к «особым переживаниям», которые объявляются сверхценностными, или же к переживаниям общения, к простой, ясной структуре общения по принципу «все мы хорошие, все мы любим друг друга, все мы мирные и тихие». Не­обходимость убежища осознается как со стороны рацио­нального знания, так и со стороны духовной традиции. Существует категория людей, которые время от времени нуждаются в такого рода убежищах, и поэтому эти убежи­ща существуют, существовали и будут существовать. Но когда человек, претендующий на серьезное отношение к традиции и к духовному сообществу, пытается свести всю задачу духовной традиции к убежищу, это просто выдает его незнание.

Если бы это было так, то есть если бы столь структур­но упрощенная духовная жизнь была возможна, то духов­ное сообщество давно перестало бы существовать. Оно сохранилось бы просто как абстрактная идея или в виде отдельных общин, которым удавалось бы существовать бо­лее или менее долго, но производить ту продукцию, кото­рую человечество получает от духовного сообщества, они бы не смогли.

Прежде всего, разграничением между духовным убежи­щем и духовной традицией как таковой является понятие работы и пути. Подлинным содержанием духовной тра­диции, естественно, является движение к истине. Любая духовная традиция, в какой бы форме она ни представа­ла перед нами, в первую очередь является предложени­ем пути к истине. Основной ценностью любой духовной традиции является истина в том качестве, в котором она определяется в соответствии с принципом времени, мес­та и людей. Любая живая духовная традиция содержит в себе рефлексию о том, что достижение истины — это са­мая сложная из всех сложных задач, которые человек мо­жет поставить перед собой.

Естественно, что сам путь и жизнь на этом пути содер­жат огромное количество деталей, конкретного содержа­ния, конкретных противоречий, опасностей, соблазнов, спадов и подъемов. Описание этого пути содержит не меньшее количество подробностей, эмоций и тому по­добного, чем описание любой жизни вне традиции. Это первый разделительный рубеж. Если в убежище истина как достижение только декларируется, а основными цен­ностями являются моменты переживания, то в духовной традиции как таковой, на Пути, существует лишь единст­венная ценность — истина. Все остальное обесценивает­ся. Иногда это обесценивание, при неправильном пони­мании технологии и отсутствии достаточно полного зна­ния, приводит к таким срывам, как глубинный цинизм, деструктивные влияния на человека и т. д. Путь полон опасностей.

Эти опасности и эти препятствия, преодоление их, а также сопутствующие этому переживания и открытие в себе каких-то способностей и возможностей — все это обесценено тем, что единственная ценность, осознавае­мая как смысл, к которому все устремлено, собрано, скон­центрировано, — это истина в той формулировке, кото­рая принадлежит данному духовному учению. А поскольку путь продолжителен, то существует огромный разброс ме­жду людьми: одни находятся в этом месте, другие в том, есть остановившиеся, движущиеся, движущиеся назад, не­прошедшие, погибшие, живущие — это огромный мир со всеми признаками живого, конкретного, а не абстрактное «вообще».

Этот мир не переносится в книгу: книги учений духов­ных традиций, как правило, содержат в себе выжимку, то есть такую формулировку истины, как она формулируется в данной традиции. Иногда в книгах более или менее пол­но излагается структура пути (основные этапы) и некото­рое количество технологических знаний, которые данная традиция считает возможными для передачи в тексте или через текст. Но в любом случае текст чаще всего предна­значен для работы с ним, а не просто для «познаватель­ного» прочтения. Когда вы сталкиваетесь с материалом, который по всем своим признакам не принадлежит к этой жизни (то есть к жизни Великого Среднего), то прежде всего следует сориентироваться — что вы сами ищете и что вам предлагают: убежище, где первый признак — это простота, структурная обедненность, отсутствие кон­кретики и максимальная абстрагированность, или Путь. Путь — это ключевое слово, он изначально подразумевает протяженность во времени и отсутствие гарантий того, что цель обязательно будет достигнута, а также всякие со­путствующие сложности, требующие работы, руководства инструкторов, учителей и проводников, требующие для своего осуществления огромной структуры под названием духовное сообщество, сообщество живых носителей тра­диции.

Второй критерий состоит в том, что наличие такой мотивации, как самосовершенствование, показывает на непричастность предлагаемого знания к реальной духов­ной традиции. Из предыдущего ясно, что духовная тради­ция как Путь не может предложить идею самосовершен­ствования — она может предложить идею постижения ис­тины, становления истины и слияния с истиной, то есть идею такого состояния, когда бытие субъекта и бытие ис­тины становятся тождественными, но она не может пред­ложить идею самосовершенствования как таковую. Это очень важно.

Правда, возможен вариант, когда людей заманивают, понимая, что другая мотивация им просто недоступна, и поэтому предлагается некая система самосовершенство­вания с расчетом на то, что некоторая часть людей, во­влекаемая в идею совершенствования, потом обнаружит в себе более глубокую мотивацию. Или же дело действи­тельно в том, что в предлагаемом знании от духовного со­общества осталась только внешняя оболочка — словесная или формальная. По существу дела, это не имеет отноше­ния к духовной традиции.

Между идеей постижения и идеей самосовершенство­вания лежит пропасть. Это совершенно разные вещи. Ес­ли мы встречаемся с материалом, опирающимся на идею самосовершенствования, то в лучшем случае перед нами продукт, созданный в духовной традиции и отданный во всеобщее пользование. Вот один из последних свежих примеров: сейчас в психотерапии у нас, и в особенности у американцев, стала модной «самая современная и про­грессивная» методика под названием «нейролингвистиче­ское программирование». Эта методика — часть одного из буддийских путей. Когда-то этот материал был секретным и сугубо эзотерическим, сейчас он оформлен в приемле­мой форме и существует в психотерапии. Также всем из­вестна аутогенная тренировка. Это материал, сделанный в раджа-йоге. Хатха-йога, которую печатают в наших журна­лах, имеет отношение к живой традиции хатха-йоги толь­ко как продукт, произведенный этой традицией. Потому что если хатха-йога — это действительно духовный путь, в чем у нас нет оснований сомневаться (хотя нет и осо­бых оснований утверждать), то он не может предложить идею самосовершенствования. А если мы попытаемся вы­яснить, через кого к нам пришла эта «наша» хатха-йога и что написано о ней в современных книжечках, то увидим, что в них изначально заложена только столь популярная идея самосовершенствования.

Каков смысл этого продукта? Первое — это помощь, товар, которым в соответствии с законом «время, ме­сто, люди» духовное сообщество обменивается с Великим Средним, внутри которого оно находится. Это результаты исследования, результаты работы. В духовном сообщест­ве существует свое понимание работы и продукции. Здесь все сосредоточено на человеке, на человеческом бытии и на взаимоотношении между человеком и реальностью, ме­жду человеком и истиной. А поскольку духовное сообще­ство — это тоже часть человечества, то продукты усовершенствованных технологий, поисков и знаний контроли­руемо или, иногда, неконтролируемо поступают в Великое Среднее и входят в оборот общей жизни.

Таким образом, мотивация указывает на то, что же конкретно предлагается: убежище или Путь. Мотивация, сформулированная как идея некоего самосовершенствова­ния, явно указывает нам на технологический продукт.

Это важно помнить. Никакого совершенствования в духовной традиции нет.

Происходящие изменения могут выглядеть для посто­роннего наблюдателя как совершенствование, но внутри самой традиции нет ни такой формулировки, ни реф­лексии, поскольку единственная ее цель — постижение. Трансформации, которые происходят при этом, необхо­димы для того, чтобы произошло постижение, они по­бочный продукт, следствие прохождения определенных этапов и не являются даже временной целью, потому что совершенна только истина.

Третий критерий связан с полным отсутствием у нас непосредственного соприкосновения с живыми носителя­ми традиции. Мы выросли в обстановке гонения и иско­ренения любых проявлений деятельности духовного сооб­щества, и поэтому наше представление о живом носителе традиции — это лубочная картинка или, в лучшем случае, художественный образ, очищенный от своей конкретно­сти. Взять, скажем, скульптуру Будды. И то, если как сле­дует порасспрашивать людей, как они себе представляют Будду, то выяснится, что даже скульптуру они видят не полностью. Масса людей совершенно не помнит, что Буд­да на большинстве скульптур полный, а по некоторым по­ниманиям даже, страшно сказать, толстый. А Лао-цзы так просто пузатый толстячок.

 

Мы с вами можем пройти мимо живого носителя традиции — он для нас неопознаваем. Если же его лег­ко опознать, если он полностью соответствует нашему художественному образу, то это, как правило, шарлатан.

Это естественно, потому что шарлатан знает, в каком ви­де перед нами надо предстать. Очень редко это человек, специально работающий над образом, как, скажем, Раджниш, он во втором этапе своей работы стал использовать особые костюмы и театр, создав такой образ, который помог ему еще больше спрятаться за опознаваемость. Обычно живой носитель для нас неопознаваем. Поэтому мы бросаемся из крайности в крайность. Те из нас, кто столкнулся с суфийской традицией, готовы видеть суфи­ев в каждом сумасшедшем, в каждом пьяном. Когда ты уже понимаешь, что у тебя нуль знаний, ты готов на все. Оборотная сторона незнания — или памятник, или ощу­щение, что все кругом кишмя кишит «духовными учите­лями»...

Подлинные же носители традиции, независимо от то­го, к какой конкретно традиции они принадлежат, опозна­ют друг друга совершенно свободно. Наше незнание плюс существование внутри общества, в котором просто нет возможности получить навык опознавания таких людей, привело нас к совершенно иллюзорному представлению о том, как выглядит живой носитель традиции. А вариан­тов — тысячи. Насколько по-разному выглядят люди, на­столько по-разному выглядят и носители традиции. В силу незнания в нашей культуре, в нашем сообществе как нигде распространена шизофренизация духовной идеи.

Поиск абстрактных наставников чаще всего приводит к тому, что начинаются «глюки», появляются «небесные женихи» или «учителя небесные» в экстазах, в снах либо в так называемых медитациях. Естественно, мы не можем отбросить факт, что один раз на тысячу или на десять ты­сяч действительно может произойти такое проявление реальности. Но в большинстве случаев это элементарный процесс шизофренизации личности, и обычно он закан­чивается если не в самой психушке, то постановкой на учет в ней же.

Какой же выход из этой ситуации? Прежде всего вы­ход, как всегда, в том, чтобы признаться в своем незна­нии. Признаться в том, что мы не имеем ориентиров для этого. Если мы попытаемся создать какой-то совокупный образ, то, во-первых, он будет усредненный, а во-вторых, идеализированно абстрагированный и лишенный своей конкретности. Но абстрактные люди не живут. Абстракт­ные люди — это памятники или плод воображения. По­этому люди с огромной легкостью ловятся в сети шарла­танов и совершенно с той же легкостью проходят мимо истинных носителей традиции. В то время как человек, живущий в глубинке Средней Азии и сталкивающийся всю жизнь с детства с различными проявлениями духовного сообщества, без труда отличит пира от суфийского масте­ра. Он знает, что пир будет ходить в благородных одеж­дах, а суфийский мастер — валяться под забором, эпати­ровать публику или представляться простым сапожником. Он ориентируется, так как уже видел разные варианты. Мы же с вами не видели их и поэтому опираемся на то, что слышали или читали, на сохранившуюся в минималь­ной степени религиозность культуры, то есть в основном на классические религиозно-церковные образы. Это тре­тий источник грандиозной путаницы.

 

НАПОМНЮ:

I критерий. Разница между убежищем как структурноупрощенным вариантом жизни и путем ре­альной духовной традиции, который всегда труден, долог и так же полон всевозможных конкретностей, как и любая жизнь. В убе­жище — смещение ценностей на переживание, а в Пути — одна сверхценность — истина.

IIкритерий. Мотивационная разница. В истинной духов­ной традиции не может быть такой мотива­ции, как самосовершенствование, и всякий материал, в котором самосовершенство­вание выступает в качестве ведущей идеи, есть в лучшем случае продукт какой-либо духовной традиции.

IIIкритерий. Наше абсолютное незнание того, в какой форме может выступить живой носитель традиции. Отсюда попытка искать канони­ческий образ, абстрактный образ и самое страшное — бестелесный образ.

 

Следующий аспект — отношения между духовным со­обществом и Великим Средним. В этих отношениях есть много разных ступеней, переходов и, естественно, нет жесткой границы — вот духовное сообщество, а вот все остальное человечество. Представлять себе это так — зна­чит поставить мысленный эксперимент, который проде­лал Гессе в своей книге «Игра в бисер», где «духовная про­винция» резко ограничена и все формализовано. Нет. Ду­ховное сообщество построено прежде всего по принципу так называемого незримого колледжа, если пользоваться нашими европейскими определениями. Принадлежность к духовному сообществу не есть принадлежность социали­зированная, это не обязательно монастырь, не обязатель­но какая-то одежда или значок. Это просто другая жизнь, построенная по другим принципам. И естественно, чтобы жить этой жизнью, нужно быть другим. Поэтому градации вхождения в эту другую жизнь — разные.

В чем принципиальное, основное отличие между жиз­нью в Великом Среднем и в духовном сообществе? Как ни странно, последняя выглядит беднее (эта бедность, кста­ти, и дает почву для абстрагирования). Чем она беднее? Прежде всего тем, что в ней отсутствуют захват или экс­пансия. Сценарий жизни в духовном сообществе не вклю­чает в себя захват территории. По существу своему, но не обязательно в материальном смысле духовная жизнь беднее, то есть она менее разнообразна в своих вариан­тах. Почему? Потому что в первой части сценария жизни в духовном сообществе полагается целевое бытие. Люди, живущие целевым бытием, — это одержимые, целеустрем­ленные, но не фанатики. Хотя провести эту грань бывает очень трудно.

Различить целеустремленного человека и фанатика удается обычно по результатам их деятельности. Произ­вел какую-либо продукцию — значит, не фанатик, а це­леустремленный. Ничего не произвел, а просто сошел с ума — фанатик. Не случайно люди, живущие в Великом Среднем по принципам целевого бытия, вызывают осо­бое чувство: с одной стороны, ими восхищаются, с дру­гой — они вызывают реакцию избегания.

В духовном сообществе целевое бытие полагается из­начально, а целевое бытие — это бытие бедное. Богатым, в смысле многообразным, оно становится постепенно, а достижение высшей точки возможного для целевого бы­тия богатства означает, что наступило время от него отка­зываться. Наступает время следующего этапа, следующей большой главы сценария жизни в духовном сообщест­ве, — время целокупного бытия. Эти основные первона­чальные этапы сразу резко отделяют сценарий обычной жизни от сценария жизни в духовном сообществе. Естест­венно, что здесь и происходит отбор. Членом духовного сообщества по определению может оказаться только тот человек, который реализовал целевое бытие и сумел от­казаться от него на высшей его точке. Практически этот отказ и есть вход. Переключение происходит за счет осо­знавания, что та часть пути, которая построена на прин­ципах целевого бытия, закончена и теперь продвижение возможно только за счет реализации принципов целокуп­ного бытия.

Естественно, любой член духовного сообщества обыч­но выглядит асоциальным по той простой причине, что, не имея социального разрешения, он реализует свое социаль­ное бытие по сценарию, который Великое Среднее загото­вило лишь для великих и знаменитых, для исключений.

Члены духовного сообщества сразу начинают жить по сценарию, разрешенному Великим Средним только для та­ланта. В этом сценарии тоже предусмотрено, что в начале пути, пока еще нет продукции, талант пинают со всех сто­рон. Он тоже асоциален. Все основные опасности содер­жатся в первом этапе — этапе целевого бытия. Почему? Потому что очень легко создать пародию на целевое бы­тие, используя его особенности для самооправданий. Для того чтобы различить целевое бытие из духовного сцена­рия и видимость целевого бытия, годится тот же крите­рий упрощения или усложнения жизни. Он помогает об­наружить разницу довольно быстро и спокойно. В духов­ной традиции целевое бытие — это очень трудный путь, это фаза восхождения.

Она связана с большим напряжением не только внут­ренним, но и внешним.

 

ВОСХОЖДЕНИЕ - ЦЕЛЕВОЕ БЫТИЕ

Происходит постоянное усложнение, нарастание труд­ностей как во внешнем мире, так и во внутреннем. Чем дальше, тем сложнее, чем дальше, тем труднее. Посколь­ку этот принцип совершенно противоположен обычному сценарию — чем дальше, тем легче, — то естественно, что сам он и служит критерием отбора и различения. Ника­кой таинственности не надо — сам принцип производит отсев. Те, кто не в состоянии следовать этому принципу, оказываются не в состоянии осуществить следующий шаг, и все.

Жизнь Великого Среднего, поскольку ты находишься внутри нее, не в специальных условиях, размывает тебя, затягивает в свою налаженную колею. Сама по себе жизнь прекрасна и в обычном варианте, она действительно пре­красна, если относиться к ней творчески, если быть в ней духовным, в обычном смысле этого слова. Она дает огром­ное количество радости, творчества — в ней можно найти все, что вы хотите, она очень многообразна. А тут предла­гается бедная жизнь, особенно в первой фазе — очень бед­ная, однонаправленная. И поэтому здесь очень сложно.

Другой вариант возникает, когда кто-либо сталкива­ется с традицией, где создается специальная ситуация, скажем, монастыря, на время или навсегда. Традиция раз­вивается внутри замкнутого социума, по определенным правилам — там, конечно, все несколько иначе. Но и там проявляется тот же принцип — не всякий послушник ока­зывается способным реализовать себя. Далеко не всякий. Каждый человек — штучный человек, единственный — это основной принцип духовности, и поэтому невозможно создать структуру, гарантирующую одинаковое достиже­ние всем. Идея уравниловки в духовности возникнуть не может в силу своей антигуманности.

Она опровергает исходный тезис познания духовного: каждый человек, взятый в его тотальности, неповторим. Конечно, у него есть какие-то элементы, которые совпада­ют частично или взаимно перекрываются, но по сути каж­дый конкретный человек уникален. А значит, не может быть одинаковых результатов. Поэтому знание, которое духовное сообщество добывает и реализует в различных практиках, резко отличается от того знания, к которому мы с вами привыкли. Привычное знание предназначено для массового человека, оно имеет дело со стандартом. Ко­гда человек воспитан по определенным правилам социа­лизации, эти правила делают нас более или менее похо­жими. У нас нет знания, предназначенного для индивиду­альности. В нашем сообществе только недавно появились спецшколы, кое-какая элитность, разбор по индивидуаль­ным одаренностям и прочее. Но знания, предназначенно­го для выявления штучности, пока нет. А если и есть, то практически все оно заимствовано в той или иной форме у духовного сообщества.

Каким же образом духовное сообщество, несмотря на все эти сложности, умудряется существовать в течение ты­сячелетий и даже в наше время? Из-за растущей государ­ственности и монополизации наше время — наиболее су­ровое для духовного сообщества. Почти везде разрушены традиционные механизмы отбора, вовлечения, возможно­сти свободного нахождения духовного источника, свобод­ного самоопределения в этом, свободного входа и выхода. И жатва не столь обильна, и работников все меньше. Каким же образом оно существует? Почему человечество в своем глобальном инстинкте или саморефлексии все-таки как-то сохраняет это ощущение, знание, предчувствие — по-раз­ному, в разных местах и разных временах — необходимо­сти существования духовного сообщества? Можно сказать, что духовное сообщество — это такой институт человека, который человечество содержит на протяжении всей сво­ей истории. Это только мы в нашем европоцентризме уве­рены, что мы создаем институт человека и что раньше его не было. Во все времена или, во всяком случае, во все исторически фиксированные времена существовало ду­ховное сообщество, занимавшееся человеком и его взаи­моотношением с реальностью. Вот это и есть институт человека. И поэтому духовное сообщество существовало, существует и будет существовать. Это часть человечества, профессионально занимающаяся человеком.

Если бы мы имели возможность проследить, как духов­ное сообщество выдавало свою продукцию на протяжении истории человечества в Великое Среднее, мы бы увиде­ли, что оно сыграло в истории колоссальную роль. Мало того, уже где-то на рубеже той и этой эры, скорее даже во времена V-IV веков до н. э., духовное сообщество отрефлексировало невозможность переносить свои законы на все человечество и требовать от него такого пути раз­вития. Оно уже отрефлексировало специфику того, что это другая жизнь, — уже тогда произошла эта саморефлексия. А ведь саморефлексия — это серьезная штука, Вели­кое Среднее только начинает процесс саморефлексии, то есть осознания себя как единого человечества за счет то­го, что создало глобальную проблематику, затрагивающую всех, — атомную опасность, экологический кризис и про­чее. Здесь только начинается саморефлексия, а в духов­ном сообществе эта рефлексия произошла как минимум две с небольшим тысячи лет тому назад.

Необходимость содержания духовного сообщества не­сомненна. Вы ведь сами понимаете, что если бы это не имело смысла, то в ходе исторического процесса оно уже давно бы погибло. Это не так сложно сделать как в отдель­но взятой стране, так и во всех остальных, вместе взятых, если бы это был вопрос формальный. Но поскольку это вопрос не формальный, это вопрос жизни человечества, то духовное сообщество существовало, существует и будет существовать. Как и во всяком другом деле, как и во вся­кой другой профессии, и в духовной традиции есть пери­од голого энтузиазма под названием неофитство и пери­од, когда это все работает на самоутверждение личности или индивидуальности. Это как освоение специфической информации, получение каких-то специфических навы­ков, нужных, чтобы занять свою территорию в социуме, утвердиться в качестве неповторимого элемента этого со­циума. И как в любой профессии, в духовной традиции также неумолимо наступает момент выбора, когда ты или становишься профессионалом, или потихоньку бросаешь это занятие, или остаешься любителем до конца дней. Это уже вопрос привязанности, любви, самореализации и внутренней необходимости...

Вообще духовное сообщество — это сообщество взрос­лых людей, в том смысле, о котором мы с вами не раз го­ворили: в смысле личной ответственности, беспощадного реализма и беспощадной устремленности. Это сообщест­во взрослых людей в полном смысле этого слова, и поэто­му разные глупости там просто не проходят. Человечество в целом находится, условно говоря, в подростковом воз­расте, когда саморефлексия еще только начинается оно уже наломало много дров, и неизвестно, будет ли ему так сильно везти в дальнейшем или оно закончит, как подро­стки, не пережившие этот период и ставшие асоциальны­ми. А духовное сообщество уже, можно сказать, достигло солидного, зрелого возраста, возраста взрослого чело­века. Хотя я бы не говорил, что это старческий возраст. Предположительно, что приблизительно возраст сущно­стной, если соизмерять с человеческим возрастом, — в пределах тридцати пяти-сорока лет. Тут не надо преувели­чивать, как это стало сейчас модно в многочисленных убе­жищах, называя учителей «тысячелетними». В духовном сообществе это все совершенно ни к чему, оно гораздо трезвее. Его романтизм беспощаден и поэтому напомина­ет трезвость обычной жизни. А еще я бы сказал, что оно предельно реалистично и поэтому иногда кажется нам чем-то вроде кощунства, жестокости или еще чем-нибудь в этом роде. Для подросткового романтизма такая оценка беспощадного реализма естественна.

 

СООБЩЕСТВО ОДИНОЧЕК?

Я использую термин «сообщество», потому что каждая традиция создает определенные структуры, связанные с источником, то есть с возможностью прихода людей в традицию с целью обучения и, естественно, со всевозмож­ной работой, по с добыванию знания, его обработкой и передачей той части знания, которую считает необходи­мым передать данная традиция в использование Велико­го Среднего, и так далее. Кроме того, духовное сообще­ство — это живая цепь, и поэтому оно не может состоять только из одиночек в большом смысле этого слова. В нем одномоментно присутствуют все: и те, кто только подо­шел к порогу, и те, кто уже завершил свой путь. Это есте­ственно.

Кроме того, жизнь традиции, которая связана толь­ко со своим замкнутым социумом типа монастырского или общинного, связана с обеспечением этого социума, а жизнь традиции, которая растворена в человечестве, то есть не имеет своего отдельного социума, связана с проблемами нахождения внутри общего социума. Это масса всевозможной работы. В каждой традиции очень немногие посвящают себя исключительно исследователь­ской работе в областях, находящихся «за концом пути».

Чаще всего это происходит параллельно. Понятие «оди­ночка» в этом случае употребляется не в привычном смысле — человек, который живет отдельно и ни в чем не нуждается, а в том смысле, что этот человек не только осознал, но и реализовал свою штучность. Одиночка он в этом смысле. Не нужно переносить это понятие авто­матически из одной жизни в другую. В некоторых тради­циях есть, конечно, классическое одиночество — отшель­ник, вообще не выходящий на контакт с людьми, но это большая редкость.

Если традиция растворена в социуме, тогда возникают сложности внутреннего общения. Кроме того, разные тра­диции взаимодействуют между собой.

Стоит помнить, что фраза: «Большая птица летает в одиночку и в обществе себе подобных не нуждается» — слу­жит определенным целям — это учебная фраза. Она про­тивопоставлена понятиям «одиночество» и «неодиночество» в обыденном, общераспространенном смысле этих слов. С точки зрения стороннего наблюдателя, можно, конечно, сказать и так, но изнутри это выглядит совсем по-другому. Само чувство причастности к духовному со­обществу — это уже очень много, а через него



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.