Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЕРУЙ. РАДУЙСЯ. ВОЗЛЮБИ.



ВЕРУЙ. РАДУЙСЯ. ВОЗЛЮБИ.

Следующим моим событием в армии был Экзюпери. Я по-прежнему много читал и взял в библиотеке Экзю­пери — до этого он мне не попадался. Я только слышал про Маленького принца, но меня это не волновало. А по­том впервые прочел «Ночной полет» Экзюпери. И что-то со мной, а точнее, во мне случилось... Моя внутренняя жизнь качественно изменилась. Я не знаю, как это опи­сать словами, но внутри я стал очень спокойным. Как будто моя внутренняя жизнь отделилась от моей внеш­ней жизни.

А третье событие было в том, что я в армии чуть не женился. Я познакомился с одной девушкой на танцах. Они были сироты, она растила двух маленьких, своих сестренку и братишку. Я стал ходить к ним в гости, ко­пать огород и помогать по хозяйству, детишки ко мне привязались, и я подал заявление, чтобы получить раз­решение жениться. А тут мы закончили предварительное обучение, и меня отправили как можно дальше, хотя я был отличником боевой и политической подготовки. От­правили меня аж в Уссурийский край, на самый Даль­ний Восток. Там я тоже нормально жил, вел школьный драматический коллектив, ездил на сборы, выступал за сборную округа, толкал ядро, метал диск. Как раз тут была годовщина незабвенной Октябрьской революции, и я читал «Реквием» Р. Рождественского в Хабаровске на торжественном концерте.

Потом я был летом в Хабаровске на спортивных сбо­рах и успел сыграть роль в народном театре гарнизона. Короче говоря, в итоге всяких разных приключений я стал сверхсрочником в Хабаровске и стал руководить этим са­мым народным театром. Но до этого я чуть не погиб, уже не по своему желанию. Тогда у нас были Миг-17, очень низкие самолеты. Крыло самолета, вернее, кончик крыла находился на высоте пупка. Мы выкатывали самолет из ангара, и я был на конце крыла. А с другой стороны са­молета кто-то дал команду: «Поворачивай!» Человек, ко­торый правил, сделал поворот, сзади в это время оказал­ся другой самолет, и меня начало сдавливать точно ме­жду двух крыльев. Я издал совершенно звериный вопль. Я теперь знаю, что такое животный вопль. А в госпиталь не пошел, поскольку у меня была премьера. Поэтому я три дня, просто как собака, менял все на сахар и питался чаем с сахаром. И закончилось все нормально.

Ну, в общем, оказался я в Хабаровске, и там тоже не было ничего необыкновенного, кроме одного: я по­ставил условие, что я к ним перехожу, но они отпуска­ют меня поступать на режиссуру. В Щукинское училище, на заочный факультет. И только я приехал в Хабаровск, только оформился — тут буквально в течение суток ме­ня сажают в самолет, и лечу я в Москву. И поступаю я на режиссуру с большим успехом, набрав 48 баллов из 50 возможных. По дороге я женился... То есть я в само­лете познакомился. Она ехала к себе на свадьбу в Ка­лугу... и не доехала. Я послал маме телеграмму: «По­ступил, женился. Игорь». Мама срочно, вместе с Колей, из Крыма от тети залетела в Москву, а потом встречала нас в Вильнюсе. Моя подруга как-то случайно прогово­рилась, что мы познакомились в самолете. У мамы была естественная реакция. Свадебное путешествие у нас за­ключалось в том, что мы семь суток ехали на поезде от Вильнюса до Хабаровска.

Мой товарищ уже снял нам там пол избы. Так нача­лась моя семейная жизнь. И все шло нормально, я дру­жил с ребятами из молодежной газеты и вел на телеви­дении передачу «В эфире молодость». Там было много разных впечатлений, но обычных, никаких сильных пе­реживаний. Потом у меня случился очередной приступ, я опять попал в госпиталь, мне снова сделали пункцию и опять удачно, без последствий, и комиссовали. Я вер­нулся домой, взял в Щукинском академический отпуск на один год. А Владимир Федорович, который самоуч­кой, к тому времени стал ведущим дизайнером завода и начальником отдела, у него в подчинении были очень образованные люди... Вот за это время с 62-го по 68-й год он самоучкой, можете себе представить, стал дизай­нером. Потом он поступил в вуз... Министр выяснил, что у него нет высшего образования, заставил его учиться, и он поступил в академию, на искусствоведение. Блестя­ще ее окончил и сделал открытие: нашел неизвестный в Литве памятник народного творчества. Описал его в своей дипломной работе. Такой замечательный человек Владимир Федорович Долматов. Он отдал мне Народный театр. Так я, вернувшись из армии, стал руководителем Народного театра, закончив к тому времени один курс Театрального училища имени Щукина.

Но было мне что-то после армии неуютно. Я не мог никак себя найти. У меня было ощущение, что я как-то подвешен между небом и землей. Внутри... не знаю... Внешняя жизнь-то была бурная: я уже успел и развес­тись, поскольку мне наставили рога, и еще всякие были истории смешные. У меня был театр, все хорошо, а вот... Я искал ответа в разных книжках, я перечитал горы книг по психологии... Но что-то не складывалось. И вот я узнаю, что на завод приехала группа социологов из Мо­сковского университета. Я иду туда к ним, знакомлюсь, работаю с ними, делаю исследования на тему «Конфликт “мастер — рабочий” при сдельной оплате труда». Там я знакомлюсь с Аркадием. И однажды Аркадий пригласил меня к себе в гостиницу, я пришел, и он вручил мне не­большую пачку машинописных листов и говорит: «Вот здесь информация. Может быть, это будет просто еще одна информация. А может быть, с этого начнется твоя новая жизнь». И я тут же, у него в номере, это читаю.

Вивекананда, вступление... философия раджа-йоги... Полное потрясение. Я выхожу из гостиницы, и у меня пе­реживание, что я вышел в другой город, в другой мир. Все то же самое, и все другое. Так состоялась моя встре­ча с Традицией. Так началась моя более или менее со­знательная жизнь. Это произошло в 1968 году.

Потом я был на сессии и познакомился с Борей Ти­распольским. Тоже очень интересно. Я поднимаюсь по лестнице, Боря спускается. Мы останавливаемся вдруг на площадках, поворачиваемся, Боря стоит внизу и го­ворит: «Это ты про “Дракона” пишешь все контрольные работы (по пьесе Е. Шварца «Дракон») по режиссуре?» Я отвечаю: «Я». И мы не расставались трое суток по­сле этого. Так у меня появился первый духовный родст­венник.

Потом получилось так, что мне предложили студию в Даугавпилсе, чтобы возродить русский театр, который там когда-то был, и группа моих ребят поехала со мной. Началась жизнь в Даугавпилсе, коммуной, в одной квар­тире. И там, это было уже на третий год после встречи с Аркадием, я впервые начал что-то рассказывать. У нас были такие пятницы: в ночь с пятницы на субботу мы си­дели и говорили. Так к нам пришел «Огненный цветок», метод качественных структур. В Даугавпилсе у меня бы­ли знакомые, хорошая интеллигентная семья, педагоги, и у них я прочел все выпуски журнала «Семиотика» Тарту­ского университета, потом ездил к Лотману, чтобы про­верить себя по поводу метода качественных структур.

Потом все это кончилось, поскольку Совет Минист­ров большинством в три голоса отклонил идею возрож­дения русского театра в городе Даугавпилсе. Мы стран­ствовали, искали место, где бы могли все продолжить... Кончилась эта история тем, что мы оказались на КамАЗе и провели там зиму в одной квартире. Питались так... своеобразно. А до этого я успел поставить спектакль в Орджоникидзе, ныне Владикавказ. Такая вот жизнь. Но главное все происходило внутри, потому что я учился, и это было для меня самое главное. С тех пор я этим и за­нимаюсь 40 лет уже.

Всю эту жизнь я жил бедно... хотя и не слишком бед­но — я получал 125 рублей как режиссер, но не всегда ж была работа. Потом КГБ запретило мне работать в теат­ре. А потом меня не брали на работу в Вильнюсе вообще никуда, даже стрелком пожарной охраны. Как раз в это время у меня родился сын Дарька. Я придумал профес­сию «интеллектуальная проститутка» — за 10 рублей весь вечер отвечал на любые вопросы. Потом был «кро­лик»: я участвовал во всяких экспериментах в качестве испытуемого, там и закончил с темой экстрасенсорики.

Потом был Киев, потом Чернобыль, потом черно­быльцы, клиника... И замечательный человек — Ангели­на Ивановна Нягу, профессор, доктор медицинских наук, невропатолог. У нее я тоже многому научился. Еще в мо­ей жизни были прекрасные люди, которые сыграли в ней очень большую роль: Александр Михайлович Паламишев, мой педагог в Щукинском училище, и Владимир Павло­вич Эфраемсон, основатель медицинской генетики, чело­век, сидевший до и после войны в лагерях. Я имел честь редактировать его рукопись «Пять генетических призна­ков гениальности». А еще Елизавета Людвиговна Маевская, педагог-консультант ВТО, бывшая актриса МХАТа, отсидевшая 10 лет в лагерях, Петр Михайлович Ершов, театральный педагог, автор потрясающих книг «Техноло­гия актерского искусства» и «Режиссура как практиче­ская психология», и Павел Васильевич Симонов, дирек­тор Института высшей нервной деятельности, друг Петра Михайловича. В этом институте я тоже участвовал в раз­личных экспериментах. Обыгрывал детектор лжи, там... всякие разные другие штучки...

Потом меня опять обманули — обещали прописку и квартиру в Киеве и не дали. Я уволился, уехал в Вильнюс и открыл кооператив по оказанию психологических услуг. Потом опять Киев, театрик, «ЗИКР»... А потом Питер.

 

Радуйся — оттого, что Веруешь, Возлюби то, во что Веруешь. Самое сложное, конечно, Веруй. По моим по­нятиям, веровать — это не действие, это состояние, то­тальное переживание. Если человек переживает что-то тотальное или как бы, попросту говоря, вздрогнул весь и на этот выброс энергии, на этот «вздрог» наложилось четкое желание, то оно обязательно сбывается. Просто сто процентов гарантии.

Веровать — это тоже вздрог всего существа. Бывают люди, которые веруют, но не рады этому. Вера, обрушив­шись на них совершенно внезапно, является для них тя­желой ношей, которая мешает им жить «по-простому». У нас любят говорить: «Хочу жить по-простому», то есть механически, когда все случается и не надо напрягаться. Такие люди веруют, но они не могут этому возрадоваться и поэтому помещают свою веру в иные миры, и, конечно, здесь все не так, как там. Там, да, там все в соответствии с верой, а здесь все не так. Знаете, как у Высоцкого: «Нет, ребята, все не так, все не так, как надо». И это служит им оправданием, что живут они не по вере своей. А если лю­ди не живут по своей вере, то, естественно, живут по чу­жой. Но сами они, как правило, этого не замечают. Стара­ются не замечать.

Вообще, говорить о вере — это чревато. Но все равно говорить о ней надо. Вера — это прежде всего преобра­жение. В этом ее смысл. Преображение — процесс слож­ный, требующий от человека огромного напряжения, вы­нимающий и выворачивающий на свет божий все, что в нем есть. Как сказал доктор Щеглов, «мы прекрасные и ужасные». Очень красиво сказал. И вот все это выворачи­вается и под беспощадным светом начинает преображать­ся. И это не морковка. Преображение — это предельное напряжение всех сил человеческих, предельное. Вот вы спрашиваете часто: «Как это?» Но пока преображение не началось, пока вы не уверовали, не поставили эту веру над собой, не убрали ее из зоны своих манипуляций, что тол­ку гадать «как»!

Как случится, так и будет. Если вас тянет в доменную печь, то либо бегите в противоположную сторону, и жела­тельно без оглядки, чтобы в соляной столб не превратить­ся, как жена Лота, либо горите в этом огне, и плавьтесь, и радуйтесь, и восторгайтесь преображению. И когда уже будет абсолютный предел и преображения, и восторга, и радости хотя бы оттого, что посмел, вошел в это, прыг­нул, победил сторожевые пункты здравого смысла, — по­любите этот мир, в котором это возможно. И ваш путь за­кончится, и пойдет грибной дождь, и будет светить солн­це. И если вы захотите, то сможете вернуться к людям, от которых так долго и мучительно отрывались. Это будет прекрасная жизнь.

Преображение никогда не кончается.

 

Святые красиво называли преображение «преображением Господним», имея в виду не только преображение Христа, но и наше преображение — человеческое. Для меня это так и есть. Это и есть предназначение челове­ка. Преображаясь сам, он преображает мир, одухотворяет его. Преображение и постижение — для меня это высший смысл, и, собственно говоря, все пребывание в мире — это постоянные усилия по раскрытию этого смысла.

Помните, в Гефсиманском саду, усыпив будущих апо­столов, а тогда еще своих учеников, молился Иисус до кровавого пота: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Од­нажды я узнал, что кровавый пот — это реальность. Что в суперэкстремальных ситуациях, в сверхзапредельном на­пряжении сил у человека может выступить кровавый пот. Вот у Иисуса в Гефсиманском саду такое случилось. Что он постиг в той молитве? Нам с вами вряд ли когда-нибудь откроется, потому что вряд ли мы с вами сможем так мо­литься.

Любой смысл, в том числе и смысл жизни, рождается из огромного усилия души и духа, в вопрошании истины и ее постижении. Но никогда не бывает одного постижения на всех. Все это клише, готовые гамбургеры, макдоналдсы, картофель фри, кока-кола. Не бывает готового, одина­кового для всех смысла. Ни тебе преображения, ни тебе постижения, ни тебе вопрошания. То, что в славянских языках называется вопрошанием, обращенностью, там, в экзотических странах, на вершинах Гималаев, называется медитацией. Я же говорил вам, что надо переосмысливать обыденность.

Когда люди говорят, что повседневная жизнь их отвле­кает и не дает им сосредоточиться на возвышенном, они просто признаются в своей слабости, в том, что силы и веры для преображения и осмысления у них нет. Но ес­ли повседневная жизнь вам мешает, идите в скит, в мона­стырь или в пещеру. Потренируйтесь сначала там, а потом возвращайтесь опять сюда. Потому что, пока это не полу­чилось здесь, преображение не произойдет. Постижение какое-то, да, может. Но преображение — нет. Ну как что- то в этом мире может помешать?! Если это часть вас и вы часть этого — кто кому мешает? Чем может помешать хо­рошо приготовленная яичница, чисто выстиранное белье или зарабатывание денег в поте лица своего? Или отсутст­вие необходимости зарабатывать деньги? Что может по­мешать вопрошающему, живущему в вере, радости и люб­ви? Или вы имеете в виду мелочи быта, психологические беспокойства под названием «переживания»? Так это все сгорит все равно, это все переплавится.

И вы тогда увидите, что естественный фон челове­ка, фон, на котором он смотрится совершенно органич­но, — это люди. Такие же люди, у которых та же самая суть, та же самая сердцевина. Преображение Господне... Смерть — великий учитель, великая подсказка. Чтобы ро­диться — надо умереть. Один мой замечательный приятель говорил: «Ну, что вы мне талдычите: реинкарнация, реин­карнация. Я каждое утро рождаюсь заново и каждый ве­чер умираю». Конечно, в определенном смысле это была бравада. Но я его хорошо знал, и знал, что за этой брава­дой стоит абсолютно неколебимое понимание: это един­ственное, что надо делать.

Смертью смерть поправ... Преображение и есть смер­тью смерть поправ. И тогда смерть становится не искуше­нием, не наказанием и не источником животного страха, а великой подсказкой бытия. В этом вот теле, не уклады­ваясь в гроб и не закапываясь в землю, можно рождаться и умирать до полного преображения, жизнью смерть поправ

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.