|
|||
Тема: Проведение занятий с использованием рекомендованных для профессионально-прикладной физической подготовки видам спорта.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Дисциплина: Физическая культура Преподаватель: Аникин Алексей Викторович Группа: № 10 ПРМПИ Тема: Проведение занятий с использованием рекомендованных для профессионально-прикладной физической подготовки видам спорта. Теоретическая часть В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача – вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях. Однако, полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение. Общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят обучающихся. Вследствие этого физическое воспитание будущих специалистов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки. Это вызывает необходимость использовать средства физической культуры и спорта для формирования у обучающихся профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. В связи с этим ППФП включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов учебных заведений. Но реализация ППФП в системе физического воспитания студентов, курсантов и слушателей ОУ связана с рядом трудностей, основная из которых – существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций. ППФП введена в программу по физическому воспитанию студентов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает. Программой дисциплины «Физическая культура» предусмотрено ознакомить обучающихся с теоретическими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень 48 физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта. В высших учебных заведениях силовых ведомств профессионально-прикладная физическая подготовка внедряется через включение обязательных военно-прикладных видов спорта в содержание спортивно-массовой работы. Однако большие возможности по определению содержания ППФП и выделению ее как формы физической подготовки заключается в усилении роли специальных физических упражнений (в том числе – комплексных), отражающих специфику различных специальностей, включенных в перечень обязательных для проверки физической подготовленности обучаемых. СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ От полноценности физического развития человека во многом зависит успешность его жизненного пути практически во всех видах деятельности. Человек формирует свой профессиональный статус, занимая место в системе социальных отношений общества. Спорт, как никакой другой вид деятельности, можно представить моделью социальной структуры общества. Основная цель любого вида спорта – стать лучшим, победить, т.е. достигнуть успешности в этом виде деятельности. Основные задачи на жизненном пути у всех людей различны, но все хотят добиться одной цели – достичь жизненного успеха или, говоря иначе, побеждая обстоятельства, каждый человек стремится стать лучшим. Человек, ведущий активный образ жизни, отличается своей энергичностью, трудолюбием, жизнерадостностью и упорством. Современная жизнь отличается постоянно возрастающим потоком информации. Во время обучения в этот процесс достигает максимальных значений. За короткий промежуток времени человек приобретает абсолютно 49 новые знания, овладевает профессией. Эти приобретенные знания помогают обретать более высокие по статусу социальные роли. На этом этапе в физическом воспитании должен делаться акцент на решение специфических задач, связанных с проблематикой овладения будущей профессией. Помимо овладения системой знаний, умений и навыков, обеспечения и сохранения здоровья, обретения психического благополучия, необходима и система профессионально-прикладной физической подготовки, определяющая психофизическую подготовленность будущего специалиста к своей профессии и его способность творчески использовать физкультурно-спортивную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей. Будущая специальность может подразумевать под собой сидячий, малоподвижный образ жизни. При этом необходимо осознавать, что подобное положение дел может привести не только к физической деградации в виде ожирения, атрофии мышц, но и к необратимым ухудшениям в состоянии здоровья. Выход из данной ситуации может быть найден в виде постоянного посещения фитнес-центров и регулярного занятия физическими упражнениями самостоятельно. Как было изложено выше, оптимальной физической нагрузкой могут служить спортивные игры. Однако необходимо учитывать тот факт, что для полноценного участия в игровом процессе необходимо предварительно укрепить опорно-двигательный аппарат и развить такие физические качества, как быстрота, выносливость, сила, ловкость, что еще раз говорит в пользу самостоятельного использования специальных физических упражнений. В современном обществе наблюдается тенденция роста жизненного темпа, схожая с рубежом предыдущих двух столетий. Появляются новые спортивные игры (например, регбол является гибридом регби, борьбы и баскетбола). Не факт, что через несколько лет она станет популярнее уже традиционных игр, таких как: футбол, хоккей или баскетбол, но интерес и заряд положительной энергии она придает. Человек самосовершенствуется всю свою сознательную жизнь. Это в полной мере относится и к физическому развитию: приобретаются новые знания, умения, появляются навыки. Даже с приближением старости можно держать себя в отличной спортивной форме, но для этого необходимо более тщательно подбирать средства физической культуры и оптимизировать двигательный и общий жизненные режимы. Общие формы физических упражнений оздоровительной направленности Одной из самых распространенных форм физических упражнений в настоящее время является аэробика.Занятия аэробикой включают в себя элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, прыжковые упражнения на месте. Занятия проводятся в основном под музыку, которая стимулирует повышение эмоционального настроя занимающихся. Помимо этого, музыкальное сопровождение учит занимающихся более четко координировать свои действия во времени, совмещать их с ритмом музыки. Отличительными чертами упражнений аэробики по сравнению с упражнениями общеразвивающего характера классической гимнастики являются: - меньшая амплитуда движений; - нет необходимости неукоснительно соблюдать канонические требования к осанке (до предела выпрямленные колени, оттянутые носки); - высокие требования к быстроте выполнения движений. Основная цель занятий аэробикой в основном заключена в увеличении общей выносливости, работоспособности, снижении массы тела. Основными разновидностями аэробики являются: - степ-аэробика (упражнения проводятся с использованием степплатформы); - фанк-аэробика (под музыку, напоминающую удары сердца); - шейпинг (основной задачей является совершенствование фигуры); - силовая аэробика - аква-аэробика. Основными задачами, которые могут решаться в процессе занятий аэробикой могут быть: совершенствование способности комбинировать и перестраивать движения, совершенствование чувство ритма, развитие общей выносливости, совершенствование внимательности. Основным отличием занятий аква-аэробикой (гидро-аэробикой) является то, что место спортивного зала занимает бассейн. Достоинством проведения занятий в водной среде является расслабляющая атмосфера воды, меньшая нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Занятия гидро-аэробикой организуются по системе «зал-вода». На занятие в зале отводится в среднем 20- 30 минут, на занятия в воде 40 минут. Основными упражнениями являются ходьба, бег, прыжки, наклоны, выполняемые в воде с помощью подручных средств, поддерживающих тело в воде. Упражнения выполняются из различных положений (стоя у борта бассейна, с подвижной опорой, с досками из пенопласта, стоя на дне бассейна, в безопорном положении). Также широко используются упражнения на постановку дыхания, растяжения основных мышечных групп, расслабление. В заключительной части занятия можно использовать свободное плавание на воде. Длительность частей занятия на воде может сильно варьировать в зависимости от температуры воды в бассейне, физического и эмоционального состояния занимающихся (Александрова Р.В., 1998). Занятия в воде и, в частности, гидро-аэробикой, решают такие задачи профессиональной подготовки, как: - совершенствование способности быстро запоминать двигательные действия, выполнять их в различных сочетаниях и комбинациях; - увеличение общей работоспособности; - снижение закрепощенности, общего уровня напряжения мышц, совершенствование точности выполнения двигательных действий. Упражнения, выполняемые в горизонтальном положении, стимулируют развитие вестибулярной устойчивости, а также координации пространственных и временных параметров движений в необычной позе. Различные виды единоборств (бокс, фехтование, спортивная борьба) развивают взрывную силу, выносливость к статическим усилиям, быстроту реакции движений, способность дифференцировать пространственные, временные и особенно динамические характеристики двигательных действий. Если бокс, кикбоксинг, каратэ связаны с выполнением динамических ударных двигательных действий, то дзюдо, самбо, различные виды борьбы связаны с проявлением максимальных усилий и в статике (например, во время удержания, захватов, удушающих, болевых приемов). Особенно необходимо использовать данные средства военнослужащим, работникам служб безопасности, работникам системы внутренних дел, где возможно возникновение ситуаций силового противостояния с преступником (противником). Плавание – один из основных циклических видов спорта. Как и бег, ходьба на лыжах, плавание стимулирует увеличение адаптационных резервов организма (максимального потребления кислорода, жизненной емкости легких, экономизирует деятельность сердечно-сосудистой системы). Плавание положительно воздействует и на центральную нервную систему: устраняет чрезмерную возбудимость, уравновешивает функции различных отделов вегетативной нервной системы, способствует закаливанию организма. Использование различных способов плавания( кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин) разнообразит индивидуальный фонд двигательных умений и навыков, что сказывается и на координационных способностях занимающихся. При плавании снижается давление на позвоночник, а также напряжение мышечных групп, связанных с поддержанием положения тела в вертикальном состоянии. Плавание можно рекомендовать как основной вид профессионально-прикладной физической подготовки для водолазов, а также представителей умственного труда, профессий, проводящих рабочий день в сидячей позе, работников, чей труд связан с повышенными психоэмоциональными нагрузками (например, менеджеры). Атлетическая гимнастика – комплексы упражнений силового характера, направленные на развитие силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, взрывной силы. Основная масса физических упражнений в атлетической гимнастике проходит с использованием разнообразных отягощений: гири (16, 24, 32 кг), гантели (от 2 до 12 кг), упражнения с грифом, эспандером, штангой, блочные устройства. Основные виды двигательных действий представляют собой разнообразные жимы, толчки, жонглирование, повороты, наклоны, сгибания и разгибания. Стрелковый спорт развивает объем зрительного анализатора, быстроту переключения с одного объекта на другой, координационные способности, в частности, в течение длительного времени занимать статическое положение, согласовывать выстрелы с ритмом дыхания. Этот вид спорта подходит не только специалистом, чья будущая профессиональная деятельность связана с применением оружия, но и для специалистов точных работ. Подвижные и спортивные игры нашли широкое применение в области профессионально-прикладной физической подготовки. Применяя их можно совершенствовать у занимающихся не только двигательные способности, но и сопряженные с ними оперативное мышление, внимательность, находчивость. Характер динамики подвижных игр определяет степень быстроты мышления. Так, например, во время волейбола возможны остановки, паузы, передачи мяча по высокой амплитуде, переходы подач, что объясняет меньшую моторную плотность занятия и, следовательно, меньшую нагрузку на психику, меньшие требования к таким способностям как быстрота мышления. Такие игры как баскетбол, мини-футбол отличаются большей моторной плотностью, что предъявляет повышенные требования к быстроте оперативного мышления, причем на фоне физической усталости, возможного силового противостояния. В высшем учебном заведении с целью формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности предпочтительнее использовать подвижные, нежели спортивные игры. Первые отличаются упрощенными правилами, а также минимальными требованиями к площадкам и оборудованию. Помимо развития двигательных качеств, оперативного мышления, внимательности, коллективные подвижные игры формируют у занимающихся коммуникативные способности. Побуждение к действиям, оценка действий партнеров, указания на желаемые действия, сообщение о местоположении, о предполагаемых действиях, название комбинации, жестикуляция, подача звуковых команд, кивки головой, движения пальцами рук, глазами обогащают коммуникативный потенциал занимающихся спортивными и подвижными играми. Во многих работах профессионально-прикладной направленности совершенствование коммуникативной деятельности связано с использованием спортивных и подвижных игр с внесением дополнительных изменений в правила, усиливающих их целенаправленное использование в области профессиональной подготовки [11, 23, 25, 38]. На достижение поставленных целей могут работать и такие дополнительные средства физической культуры, входящие в программу по физической культуре (подготовке) для вузов, как, например, судейство спортивных и подвижных игр по упрощенным правилам, разработка и написание конспекта занятия по физической культуре (подготовке). Так, например, участвуя в судействе спортивных и подвижных игр, занимающийся не только приобретает навыки судейства, но и одновременно с этим совершенствует способность отстаивать свое мнение или решение в различных спортивных ситуациях. Основными характеристиками таких 55 ситуаций являются: различия в целях деятельности, которые присущи игрокам противоборствующих команд и исполняющему роль «судьи», недостаток или наоборот избыток информации, лимит времени на принятие решения, восприятие ситуации. Использование технических средств в практике профессионально-прикладной физической подготовки В практике ППФП все большее значение приобретает использование дополнительных средств и, в частности, технических средств. Их неоспоримыми достоинствами являются компактность, возможность на небольшом пространстве организовать совершенствование практически всех профессионально-важных двигательных способностей: быстроты, общей выносливости, гибкости, ловкости, силы. Для совершенствования выносливости и, в частности, ее разновидности – общей выносливости, необходимой практически во всех сферах деятельности, связанных с большим объемом передвижений, можно использовать аэробные, циклические тренажеры. Простейшим из таких тренажеров является степплатформа. Нагрузка в данном случае регулируется за счет высоты восхождения. К тому же, в условиях дефицита денежных средств ее просто смастерить своими руками. Разнообразить движения можно по системе «аэробики» – изменяя технику двигательного действия (восхождения на ступеньку). Более продвинутые модели для шаговой нагрузки (степперы) моделируют восхождение по лестнице с помощью более сложных технических приспособлений. В отличие от степ-платформы на них можно выполнять «восхождение» более длительное время, ударная нагрузка на стопу максимально снижена за счет плавного хода гидравлических цилиндров, степень регулирования нагрузки достигает максимальных значений. Усложненные формы «степперов» характеризуются задействованием в работу мышц рук. Если «степперы» воспроизводят циклическую структуру движений 56 при ходьбе, то тренажеры типа «беговой дорожки» моделируют беговые движения. Достоинствами «беговой дорожки» является возможность значительно варьировать скорость передвижения, а также моделировать бег в гору за счет изменения наклона бегового полотна. Мини-компьютеры в каждой беговой дорожке позволяют следить за функциональными параметрами организма (пульс, энергетическая стоимость выполняемой работы), пройденной дистанцией. Максимальная индивидуализация тренировочной нагрузки может быть достигнута с помощью различных программ оценивающих верхнюю границу пульса, степень его восстановления. С помощью компьютера на беговой дорожке можно проводить тренировку в режиме «фартлек», заранее выбирая временные отрезки, через которые изменяется скорость движения полотна, а также угол его наклона. Еще одним достоинством применения «беговой дорожки» в городских условиях является резкое снижение ударных нагрузок на стопу и позвоночный столб. Применяя тренажеры с моментальным получением обратной информации о состоянии тренирующихся можно не отвлекаться на оценку состояния человека. В случае выхода за рамки «пульсовой стоимости» компьютер автоматически снизит нагрузку и доведет ее до приемлемого уровня. Еще одним тренажером, использующим циклический принцип работы, является «велотренажер». В отличие от последнего в современных тренажерах применяется другой принцип регулирования нагрузки, не механический, а магнитный. Варианты регулирования нагрузки в этом тренажере немногим меньше, чем на «беговой дорожке», однако, отсутствие ударной нагрузки на стопу и позвоночник компенсирует этот недостаток. Другой аналог данного тренажера, так называемый, «гребной» помимо тренировки аэробной выносливости максимально загружает мышцы рук, спины и брюшного пресса, при этом исключая ударную нагрузку на позвоночный столб и стопу. Применение этого тренажера наиболее оптимально для студентов, курсантов, учащихся ПТУ, чьи будущие нагрузки связаны с силовыми. Одной из разновидностей этого тренажера является тренажер, имитирующий езду на лошади, где в работе также синхронно участвуют и руки, и ноги. В отличие от ранее описанных тренажеров нагрузки здесь регулируются в основном за счет частоты повторений и собственного веса. Тренажеры для развития силовых возможностей чрезвычайно многообразны и, в целом, их можно классифицировать по признаку объема воздействия (простейшие, комплексные), по способу регулирования нагрузки (собственным весом, с помощью системы отягощений, блоков). Силовые тренажеры, где нагрузка регулируется только за счет количества повторений и величины собственного веса представляют собой эргономически соединенные металлические части для выполнения подтягиваний различным хватом, поднимания ног из исходного положения в упоре на предплечьях, сгибаний и разгибаний рук в упоре на брусьях. Комплексные тренажеры предназначены для совершенствования практически всех основных мышечных групп на достаточно ограниченном пространстве. Данные тренажеры удачно вписываются в учебные занятия по физическому воспитанию по методу круговой тренировки, где можно проработать бицепсы, трицепсы, мышцы стопы, разгибатели и сгибатели бедра, мышцы спины и живота. Количество вариаций упражнений достигает нескольких десятков. Нагрузка регулируется за счет применения дополнительных «блинов», «плит». Индивидуальность достигается изменением углов наклона сидений, высоты стоек, амплитуды движений с помощью ограничителей [17, 21, 24, 38]. Для развития координационных способностей в ППФП применяются такие элементарные тренажеры как диск «Здоровье», тренажер «Горка». Тренажер диск «Здоровье» доступен, недорого стоит, в то же время позволяет развивать важные координационные способности, как межмышечную координацию, способность сохранять равновесие в динамике. Его конструкцию составляют два диска, соединенных между собой осью. 58 Более сложный тренажер «Горка» представляет собой диск, в центре которого расположена полусфера. Перевернув его и положив полусферой вниз, а самому встав на плоскую поверхность, можно совершенствовать способность сохранять равновесие в статической позе. При возникновении сложностей первые попытки можно выполнять с помощью партнера. Для совершенствования способности к расслаблению применяют тренажеры с возможностью переводить занимающегося из положения «стоя» в положение «вниз головой». Современные тренажеры обладают системами безопасности, предотвращающими неожиданное переворачивание, надежной системой фиксации ног, быстрым изменением угла наклона. Данные тренажеры подходят для снятия напряжения в области позвоночника, формируют навыки расслабления. При достаточной материально-технической базе их можно рекомендовать для специалистов, чей будущий труд связан с монотонной профессиональной деятельностью, с нахождением в однообразной рабочей позе, большим объемом передвижений.
|
|||
|