Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 6. BTC 2937



Глава 6. BTC 2937

 

В 23:30 рейс BTC 2937 на высоте 11 000 м продолжал следовать своему маршруту и входил в воздушное пространство, контролируемое цюрихским диспетчером Петером Нильсеном. Командир Гросс вызвал на связь диспетчера:

— Швейцарский радар, добрый вечер! Говорит рейс BTC 2937, эшелон 360.

— Говорит диспетчер, повторите!

— Швейцарский радар, добрый вечер! Говорит рейс BTC 2937, эшелон 360.

— BTC 2937, добрый вечер! Идентифицировал вас! — ответил диспетчер.

— Подтверждаю! — ответил Гросс.

Слева, навстречу им, на той же высоте летел грузовой самолёт Boeing 757 компании DHL. Они двигались навстречу друг другу прямо в одну точку, но пока об опасном сближении диспетчер не сообщил ни экипажу Ту-154, ни экипажу Boeing 757, на борту которого летели только капитан и второй пилот. Последние летели из Бергамо в Брюссель.

 

В пассажирской же кабине Ту-154 было тихо. Прежний пыл детей заметно остыл. Светлана сидела с Дианой и читала журнал, Диана же глядела в иллюминатор. Костя и Артур рассказывали друг другу анекдоты и веселились. Вдруг Костя воскликнул:

— О! Я одну загадку вспомнил, спорим, не отгадаешь?

— Давай, спорим, а на что? — ответил Артур.

Костя задумался, думая, на что бы поспорить, и предложил:

— На желание! Если не отгадаешь, то, когда мы прилетим, я загадаю тебе желание, а если отгадаешь, то ты мне. Идёт?

— Давай!

— Слушай! Едет автобус! В автобусе десять пассажиров. Автобус остановился на остановке — один человек вышел и два зашли. Едет-едет дальше.

— Подожди! Один вышел и два зашли? — переспросил Артур, просчитывая пассажиров.

— Да, правильно.

— Ага, давай дальше.

— Итак он едет-едет и останавливается на следующей остановке — три человека зашли и четыре вышли.

— Подожди! — снова сказал Артур и, посчитав людей, добавил: — Давай дальше!

— Автобус едет-едет и на следующей остановке — один человек вышел и никто не зашёл.

— Ага, дальше!

— Едет-едет дальше. На следующей остановке никто не вышел и никто не зашёл. Едет-едет дальше! На следующей остановке — два человека зашли и два вышли.

— Ага! Дальше! — ответил, считая пассажиров, Артур.

— А теперь вопрос!

Артур уже хотел было, не дожидаясь вопроса, назвать количество пассажиров, но Костя всё же успел задать свой вопрос:

— Итак! Сколько было остановок? — спросил Костя и засмеялся.

— Что? Остановок? — изумился Артур. — Эй, так нечестно, я считал пассажиров, а не остановки.

— А надо было считать остановки, — ответил Костя и продолжал смеяться.

Артур подумал-подумал и, будучи не в силах вспомнить точное количество остановок, ответил наугад:

— Пять было остановок.

Ответ был правильным, хотя Артур назвал его наугад, но Костя, то ли из-за того, что сам не утруждал себя считать остановки автобуса, зная заранее, что Артур проиграет, то ли из-за того, что не хотел проигрывать, сказал:

— Нет, неправильно! Остановок было шесть!

— Давай ещё раз тогда? — спросил Артур.

Костя подумал и согласился. Он повторил загадку, но уже с другим количеством пассажиров, которых тщательно считал сам в уме, а Артур теперь уже считал остановки. В конце концов Костя спросил:

— Итак! Сколько осталось пассажиров в автобусе? — и ещё громче, чем прежде, залился смехом.

— Ну, блин! Так нечестно, — возразил Артур и тоже засмеялся.

Другие дети беседовали между собой, обсуждали полёт и веселились. Только Зоя сидела молча. В руке она держала свой блокнот и на последней странице дописывала только что придуманный ею стих. Она любила сочинять стихи. У столь юной девочки была поэтическая душа. Вот что она сочинила:

 

Я хочу лететь как птица,

Но не получается.

Может, это только снится,

Что мечты сбываются.

 

Я могу упасть, сорваться

С облака одной ногой,

Но лучше за минуту налетаться,

Чем быть всю жизнь слепой.

 

Я с месяца упала,

С его острого края,

И долго летала,

И долетела до рая!

 

Дописав стихотворение, она глядела в иллюминатор и о чём-то думала. В это же время в кабине пилотов громко прозвучала команда «TRAFFIC-TRAFFIC» («СБЛИЖЕНИЕ-СБЛИЖЕНИЕ»). Это сработало оповещение системы TCAS о критически опасном сближении. Такое же оповещение одновременно получил и экипаж Boeing. Система TCAS — это система безопасности, которая создаёт трехмерную карту вокруг самолёта, используя данные о высоте, скорости и направлении. Самолёты, оборудованные такой системой, постоянно передают эту информацию друг другу, и, если самолёты слишком сближаются друг с другом, TCAS предупреждает об этом пилотов. Такое предупреждение и получили пилоты Ту-154 и Boeing. Затем с экипажем Ту-154 наконец связался диспетчер и сообщил:

— BTC 2937, срочно снижайтесь. Займите эшелон 350!

Но почти в ту же секунду в кабине Boeing пилоты услышали команду TCAS: «СНИЖАЙТЕСЬ-СНИЖАЙТЕСЬ», а в кабинете Ту-154 пилоты услышали команду: «ПОДНИМАЙТЕСЬ-ПОДНИМАЙТЕСЬ».

— Что за чёрт? Он велел нам снижаться, а система говорит подниматься! — вскрикнул Григорьев.

— Посмотри быстро инструкцию! — ответил командир.

Григорьев тут же достал полётную инструкцию, быстро нашёл нужную страницу и прочитал: «В случае если экипаж получит две противоположные команды от диспетчера и системы TCAS, то приоритетом обладает команда диспетчера».

Система TCAS непрерывно повторяла команду «СНИЖАЙТЕСЬ» экипажу DHX и «ПОДНИМАЙТЕСЬ» экипажу BTC. Экипаж Boeing почти сразу выполнил команду TCAS. Экипаж же Ту-154 вдруг повторно получил команду от диспетчера:

— BTC 2937, ускорьте движение на эшелон 350! Вижу встречный борт! Он движется с двух часов.

Тогда Гросс начал резкое снижение. Теперь два самолёта, снижаясь, летели прямо в одну и ту же точку со скоростью более чем 1 300 км/ч. Экипаж Ту-154 тщетно пытался разглядеть Boeing справа.

— Где он? ГДЕ ОН? — кричал Григорьев.

В этот момент Гросс посмотрел налево и, к своему ужасу, увидел летевший прямо на них Boeing.

— ВОТ ОН! — закричал Гросс и дёрнул штурвал максимально вверх, от себя. Экипаж Boeing в последние секунды ещё тоже пытался спасти ситуацию, пилоты дёрнули штурвал максимально на себя, но было уже слишком поздно. Вдруг грохот и взрыв раздался в небе. Грузовой Boeing своим килем разрубил Ту-154 напополам, а сам, лишившись киля, безнадёжно вращаясь, устремился вниз.

 

Так 1 июля 2002 года в небе над Германией произошла ужасная трагедия, унёсшая жизни пятидесяти двух детей и девятнадцати взрослых пассажиров, включая экипажи самолётов. Обломки самолётов упали рядом с городом Юберлинген. Это была одна из самых трагичных авиакатастроф за всю историю авиации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.