|
|||
Глава 6. BTC 2937Глава 6. BTC 2937
В 23:30 рейс BTC 2937 на высоте 11 000 м продолжал следовать своему маршруту и входил в воздушное пространство, контролируемое цюрихским диспетчером Петером Нильсеном. Командир Гросс вызвал на связь диспетчера: — Швейцарский радар, добрый вечер! Говорит рейс BTC 2937, эшелон 360. — Говорит диспетчер, повторите! — Швейцарский радар, добрый вечер! Говорит рейс BTC 2937, эшелон 360. — BTC 2937, добрый вечер! Идентифицировал вас! — ответил диспетчер. — Подтверждаю! — ответил Гросс. Слева, навстречу им, на той же высоте летел грузовой самолёт Boeing 757 компании DHL. Они двигались навстречу друг другу прямо в одну точку, но пока об опасном сближении диспетчер не сообщил ни экипажу Ту-154, ни экипажу Boeing 757, на борту которого летели только капитан и второй пилот. Последние летели из Бергамо в Брюссель.
В пассажирской же кабине Ту-154 было тихо. Прежний пыл детей заметно остыл. Светлана сидела с Дианой и читала журнал, Диана же глядела в иллюминатор. Костя и Артур рассказывали друг другу анекдоты и веселились. Вдруг Костя воскликнул: — О! Я одну загадку вспомнил, спорим, не отгадаешь? — Давай, спорим, а на что? — ответил Артур. Костя задумался, думая, на что бы поспорить, и предложил: — На желание! Если не отгадаешь, то, когда мы прилетим, я загадаю тебе желание, а если отгадаешь, то ты мне. Идёт? — Давай! — Слушай! Едет автобус! В автобусе десять пассажиров. Автобус остановился на остановке — один человек вышел и два зашли. Едет-едет дальше. — Подожди! Один вышел и два зашли? — переспросил Артур, просчитывая пассажиров. — Да, правильно. — Ага, давай дальше. — Итак он едет-едет и останавливается на следующей остановке — три человека зашли и четыре вышли. — Подожди! — снова сказал Артур и, посчитав людей, добавил: — Давай дальше! — Автобус едет-едет и на следующей остановке — один человек вышел и никто не зашёл. — Ага, дальше! — Едет-едет дальше. На следующей остановке никто не вышел и никто не зашёл. Едет-едет дальше! На следующей остановке — два человека зашли и два вышли. — Ага! Дальше! — ответил, считая пассажиров, Артур. — А теперь вопрос! Артур уже хотел было, не дожидаясь вопроса, назвать количество пассажиров, но Костя всё же успел задать свой вопрос: — Итак! Сколько было остановок? — спросил Костя и засмеялся. — Что? Остановок? — изумился Артур. — Эй, так нечестно, я считал пассажиров, а не остановки. — А надо было считать остановки, — ответил Костя и продолжал смеяться. Артур подумал-подумал и, будучи не в силах вспомнить точное количество остановок, ответил наугад: — Пять было остановок. Ответ был правильным, хотя Артур назвал его наугад, но Костя, то ли из-за того, что сам не утруждал себя считать остановки автобуса, зная заранее, что Артур проиграет, то ли из-за того, что не хотел проигрывать, сказал: — Нет, неправильно! Остановок было шесть! — Давай ещё раз тогда? — спросил Артур. Костя подумал и согласился. Он повторил загадку, но уже с другим количеством пассажиров, которых тщательно считал сам в уме, а Артур теперь уже считал остановки. В конце концов Костя спросил: — Итак! Сколько осталось пассажиров в автобусе? — и ещё громче, чем прежде, залился смехом. — Ну, блин! Так нечестно, — возразил Артур и тоже засмеялся. Другие дети беседовали между собой, обсуждали полёт и веселились. Только Зоя сидела молча. В руке она держала свой блокнот и на последней странице дописывала только что придуманный ею стих. Она любила сочинять стихи. У столь юной девочки была поэтическая душа. Вот что она сочинила:
Я хочу лететь как птица, Но не получается. Может, это только снится, Что мечты сбываются.
Я могу упасть, сорваться С облака одной ногой, Но лучше за минуту налетаться, Чем быть всю жизнь слепой.
Я с месяца упала, С его острого края, И долго летала, И долетела до рая!
Дописав стихотворение, она глядела в иллюминатор и о чём-то думала. В это же время в кабине пилотов громко прозвучала команда «TRAFFIC-TRAFFIC» («СБЛИЖЕНИЕ-СБЛИЖЕНИЕ»). Это сработало оповещение системы TCAS о критически опасном сближении. Такое же оповещение одновременно получил и экипаж Boeing. Система TCAS — это система безопасности, которая создаёт трехмерную карту вокруг самолёта, используя данные о высоте, скорости и направлении. Самолёты, оборудованные такой системой, постоянно передают эту информацию друг другу, и, если самолёты слишком сближаются друг с другом, TCAS предупреждает об этом пилотов. Такое предупреждение и получили пилоты Ту-154 и Boeing. Затем с экипажем Ту-154 наконец связался диспетчер и сообщил: — BTC 2937, срочно снижайтесь. Займите эшелон 350! Но почти в ту же секунду в кабине Boeing пилоты услышали команду TCAS: «СНИЖАЙТЕСЬ-СНИЖАЙТЕСЬ», а в кабинете Ту-154 пилоты услышали команду: «ПОДНИМАЙТЕСЬ-ПОДНИМАЙТЕСЬ». — Что за чёрт? Он велел нам снижаться, а система говорит подниматься! — вскрикнул Григорьев. — Посмотри быстро инструкцию! — ответил командир. Григорьев тут же достал полётную инструкцию, быстро нашёл нужную страницу и прочитал: «В случае если экипаж получит две противоположные команды от диспетчера и системы TCAS, то приоритетом обладает команда диспетчера». Система TCAS непрерывно повторяла команду «СНИЖАЙТЕСЬ» экипажу DHX и «ПОДНИМАЙТЕСЬ» экипажу BTC. Экипаж Boeing почти сразу выполнил команду TCAS. Экипаж же Ту-154 вдруг повторно получил команду от диспетчера: — BTC 2937, ускорьте движение на эшелон 350! Вижу встречный борт! Он движется с двух часов. Тогда Гросс начал резкое снижение. Теперь два самолёта, снижаясь, летели прямо в одну и ту же точку со скоростью более чем 1 300 км/ч. Экипаж Ту-154 тщетно пытался разглядеть Boeing справа. — Где он? ГДЕ ОН? — кричал Григорьев. В этот момент Гросс посмотрел налево и, к своему ужасу, увидел летевший прямо на них Boeing. — ВОТ ОН! — закричал Гросс и дёрнул штурвал максимально вверх, от себя. Экипаж Boeing в последние секунды ещё тоже пытался спасти ситуацию, пилоты дёрнули штурвал максимально на себя, но было уже слишком поздно. Вдруг грохот и взрыв раздался в небе. Грузовой Boeing своим килем разрубил Ту-154 напополам, а сам, лишившись киля, безнадёжно вращаясь, устремился вниз.
Так 1 июля 2002 года в небе над Германией произошла ужасная трагедия, унёсшая жизни пятидесяти двух детей и девятнадцати взрослых пассажиров, включая экипажи самолётов. Обломки самолётов упали рядом с городом Юберлинген. Это была одна из самых трагичных авиакатастроф за всю историю авиации.
|
|||
|