Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поистине, те, кто уверовали, и творили добрые деяния, они – наилучшие из творений»[45].



﴿إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ ءَامَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ﴾

4-«Воистину, вашим покровителем является лишь Аллах, а также Посланник Его и верующие, которые выстаивают молитву, и при поясном поклоне [во время молитвы] вносят закят»[43].

В связи с обстоятельствами ниспослания этого аята рассказывают, что однажды в мечеть Посланника Аллаха% зашел нищий и стал просить милостыню. Но никто не подал ему. Тогда Али ибн Аби Талиб6, совершающий в это время поясной поклон, указал на нищего пальцем и отдал ему свое кольцо. В честь этого подаяния и был ниспослан этот аят.

Это событие было описано десятью сподвижниками Пророка% и среди них Ибн ‘Аббас, ‘Аммар, Джабир ибн ‘Абдалла, Абу Зарр, Анас ибн Малик, Биляль и другие. Кроме того, обстоятельства ниспослания этого аята подтверждаются многими суннитскими богословами[44].

Почти все достоверные толкования Корана фиксируют это событие.

А теперь рассмотрим смысл этого аята:

Арабское слово /валий/ используется в этом аяте не в смысле 'друг' или 'помощник', поскольку понятия дружбы и помощи относятся ко всем мусульманам вообще, а не только к тем, кто подает милостыню при совершении молитвенных поклонов. Согласно мусульманским источникам, оно подразумевает здесь исключительно Али ибн Аби Талиба6, а использование глагола /аману/ 'уверовали' во множественном числе объясняется важностью лица, о котором идет речь. Аналогичный прием применяется в предыдущем аяте, посвященном взаимному проклятию, где говорится /анфусана ва анфусакум/ 'нас самих и вас самих'.

В то же время многие из мусульманских богословов и толкователей Корана считают, что слово /валий/ используется в настоящем аяте в значении 'покровитель', от /вилайя/ - 'покровительство, материальная и духовная ответственность и наставление'. Тем более, что этот покровитель упоминается здесь в одном ряду с Аллахом и Его Посланником%.

Таким образом, настоящий аят указывает на правопреемство и имамат Али ибн Аби Талиба6.

﴿إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُوْلَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيّـِةِ﴾

5-«Поистине, те, кто уверовали, и творили добрые деяния, они – наилучшие из творений»[45].

Ибн 'Асакир о ниспослании данного аята цитирует предание, которое передал Джабир ибн Абдуллах. Он говорит: «Мы были с Пророком% и его светлость, указав на Али4, сказал: “Клянусь тем, в Чьих руках моя душа! Воистину, он и его шииты (т.е. последователи), непременно будут спасены в Судный день”». В это время был ниспослан этот аят. Предания на эту тему можно найти в работах многих суннитских богословов, в том числе в «Манакиб» Хатиба Харизми, «Кифаят аль-хисам» Абу На’има Исфахани, в известном комментарии «Табари, а также в «Аль-Фусул аль-мухимма» Ибн Саббага Малики, «Фатх аль-кадир» Шаукани, «Йанаби’ аль-мавадда» Шейха Сулеймана Кундузи Ханафи, «Рух аль-ма’ани» Алуси и во многих других известных источниках[46].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.