|
|||
Примечания 3 страницаПотом мне стало стыдно. Я думал о том, до чего же мы привыкли действовать под влиянием страха и недоверия. Нам бы довериться водительству любви, но мы часто спешим подавить это чувство. Все люди связаны между собою. Кто считает это проклятием человечества, а кто – благодатью. Нельзя быть по-настоящему счастливым, пока страдает хотя бы один человек. Ничто в мире не является для нас чужим: ни чья-то боль, ни чья-то радость. В мире все теснейшим образом переплетается. Радость и наслаждения соседствуют с горем и страданиями, и все же, несмотря на боль и мучения, в мире немало прекрасного и удивительного. Чем острее мы переживаем страдания, тем сильнее ощущаем радость. Вот почему нельзя притуплять чувства, живущие в нашем сердце. Мы просто не имеем права жить так, будто судьбы других людей нас совершенно не касаются! Окружающий мир величественно погружался в вечернюю темноту, а в моем сердце наступал новый рассвет. И вдруг я увидел шедшего ко мне Юного принца. Он шел один и что-то нес в руках. Когда он приблизился, я увидел, что это красивый белый щенок. Я не мог поверить своим глазам. Угрюмый крестьянин, которого мы лишили его любимого четвероногого спутника, подарил нам... новую жизнь. Это было чудом любви и одновременно – первым уроком, преподанным мне Юным принцем. Пока мы ехали сюда, я, считая себя старше и опытнее, думал, что обилием слов учу его уму-разуму. А он, как настоящий учитель, показал мне мудрость молчания. Никогда еще мне не представлялось случая убедиться, что сотня пособий о том, как любить, не заменит одного поцелуя, а сотня разговоров о любви – одного поступка, наполненного любовью. – Это щенок породы кувас, – сказал Юный принц. – А ты знаешь, что эти собаки впервые появились в Тибете? Оттуда они распространились по другим местам. В частности, попали в европейские страны. Этот человек решил, что я буду хорошо заботиться о щенке, – продолжал он, не переставая гладить белый комочек. Немного помолчав, Юный принц добавил: – Я придумал щенку имя. Я назову его Крыло – в память о моем друге-летчике и потому, что щенок белый и мягкий, как облако.
В его голосе появилась нежная мелодичность, какой не было прежде. Мы сели в машину и, проехав еще немного, остановились возле упомянутой гостиницы. Я просто поражался, с какой быстротой к Юному принцу возвращались его прежние радость и счастье. Мы пообедали. Нам разрешили взять Крыло в номер. Щенок был возбужден и успокоился, лишь когда Юный принц уложил его с собою рядом и прижался своей головой к его головке. Вскоре оба уже спали. На губах Юного принца появилась легкая улыбка, и я понял: когда он помчится куда-то в своих снах, Крыло полетит вместе с ним. Глава 12 Утром мы выехали рано. Нас изумила величественная панорама, развернувшаяся с первых же километров пути. И хотя здешние места отличались засушливостью, это не сказывалось на их красоте. Юный принц не был настроен разговаривать. Он о чем-то думал, рассеянно гладя белого щенка, клубочком свернувшегося у него на коленях. Мне показалось, что Юный принц чем-то обеспокоен, однако я не стал прерывать его молчание. Через некоторое время он сам заговорил: – Знаешь, я не хочу быть серьезным человеком. – Ну и не будь им, – ответил я. – Но ведь я должен взрослеть. – Конечно, – согласился я. – В таком случае как я могу взрослеть, не становясь серьезным человеком? – спросил Юный принц. Должно быть, это и тревожило его. – Как говорят, хороший вопрос, – улыбнулся я. – В общем-то, настолько хороший, что я сам до сих пор так и не нашел правильного ответа на него. Детство заканчивается, мы выходим во внешний мир, который сильно отличается от привычного мира в родительском доме. Во всяком случае, для тех из нас, кому посчастливилось слушать сказки и истории о принцах и заколдованных замках. А во внешнем мире мы сталкиваемся с эгоизмом, непониманием, агрессивностью и обманом. Мы пытаемся защищаться, оберегаем нашу детскую бесхитростность, но нас неотступно преследует несправедливость, жестокость, пренебрежение и нехватка любви. И тогда наш дух, вместо того чтобы повсюду струить свет и счастье, начинает все глубже и глубже прятаться внутрь. Наступает момент, когда сказочный мир нашего детства содрогается под натиском мучительной и неумолимой реальности. И здесь часть людей отказываются от сокровищницы детских мечтаний и начинают строить свою жизнь на фундаменте иллюзорной безопасности. Они верят, что рациональное мышление сделает их жизнь безопасной. Они становятся серьезными людьми, обожающими числа и правила, поскольку те дают им ощущение безопасности. Однако подобная безопасность не может распространяться на все стороны жизни, и потому этим людям так и не удается стать счастливыми. И тогда они начинают копить всевозможные богатства, но и здесь им всегда чего-то недостает. Обладание богатствами не делает этих людей счастливыми, поскольку уводит их от самой жизни. Они сосредотачиваются на средствах и забывают о целях. – Но если богатства не делают их счастливыми, почему же взрослые всю жизнь стремятся к умножению своих богатств? – вполне логично спросил Юный принц. – Думать, будто счастье зависит от количества денег или вещей, – это успокоительный самообман. Упор делается не на то, чтобы жить, а на то, чтобы иметь, поэтому все поиски сосредотачиваются во внешнем мире. Удобная отговорка, чтобы не заглядывать внутрь себя. Если рассуждать таким образом, то получится, что можно быть счастливым без внутренних перемен; достаточно лишь обзавестись модной вещью, купить новую машину или дом. – И неужели люди этого не понимают? – изумился Юный принц. Ему было трудно поверить в духовную слепоту человечества. – С людьми, мой юный друг, происходит нечто странное. Наше общество успело насоздавать столько доступных материальных благ, что люди крутятся словно белки в колесе, занятые приобретением. Они стремятся купить самый новый и совершенный телевизор или автомобиль, но через некоторое время появляются более новые и совершенные модели. Гонка продолжается, и лишь немногие спохватываются и понимают, что шли по ложному пути. Видел бы ты, как лихорадочно люди цепляются за любую, даже ничтожную возможность чем-то отвлечься, только бы ничего не менять внутри себя. Знаешь, в чем главная трудность таких людей? Гонка захватила их, и им уже не остановиться. Они напоминают цирковых жонглеров. Наиболее талантливые способны жонглировать двумя десятками предметов. Поймал очередной предмет, подбросил, тут же поймал следующий... и так по кругу. Секундное промедление – и предметы упадут. Но у жонглеров всего двадцать предметов! – Извини, но я что-то не понимаю твоего примера, – признался Юный принц. – Ловя один предмет, жонглер уже держит в поле зрения другой, который поймает следом. В этом состоит особенность его трюка. Так и люди. Вот они приобрели то, о чем мечтали, а их глаза уже замечают что-то еще, и возникает новая мечта, новое желание. Им кажется: вот купят они это – и оно станет их последним приобретением. Они убеждают себя, что тогда у них будет все необходимое. А потом... последнее приобретение оказывается предпоследним, и они снова убеждают себя. Люди проводят в бессмысленной гонке всю жизнь, перепрыгивая от одного приобретения к другому, словно это камни, по которым можно перебраться через реку. А другой берег так и не приближается. Будущее крепко держит таких людей в своей ловушке. Они не умеют жить настоящим, наслаждаться сегодняшним днем. Все их внимание сосредоточено на том, что может случиться завтра. – А как жить по-другому? – спросил Юный принц, поглаживая спящего щенка. – Просто погрузиться в реальность жизни и позволить, чтобы ее течение тебя несло. Вместо остервенелого стремления к конечной цели путешествия наслаждаться самим путешествием. Проживать каждое мгновение, наполняя его своими чувствами и любовью. Ведь смысл нашего существования – не в приобретении, не в гонке, а в чувствах и ощущениях. Когда возникают препятствия, мы можем изменить их облик, и тогда они станут не досадными помехами, а вехами на пути нашего роста. Нельзя следовать раз и навсегда заведенным правилам, ничего не меняя внутри себя. Помнишь, я приводил пример с рекой? В зависимости от местности ее русло меняет ширину и глубину, но река продолжает течь, продолжает двигаться вперед. Человеку очень важно быть по-настоящему живым. Живым в полном смысле этого слова, не закрывая своих чувств, не подавляя в себе способность любить. Нужно уметь наслаждаться каждым мгновением жизни, каждое мгновение творить жизнь, жить здесь и сейчас, а не оставаться запертым в темнице прошлого или будущего. – Так что же, тогда и от воспоминаний нужно отказаться? – перебил меня Юный принц. Возможно, он вспомнил о цветке и друге-летчике, и эти воспоминания были дороги ему. – Ни в коем случае, – поспешил возразить я. – Если о чем-то или о ком-то ты вспоминаешь с радостью и благодарностью – это твой ценный жизненный багаж. В трудные минуты или когда тебе одиноко, такие воспоминания согреют, утешат и ободрят. Но нельзя увязать в прошлом, как бы хорошо и спокойно тебе ни было тогда. Прошлое миновало. Цепляясь за него, ты крадешь у себя настоящее. Прошлое манит своей определенностью, поскольку оно уже состоялось, умерло. И тем не менее есть немало людей, кто предпочитает спокойствие и надежность смерти превратностям жизни с ее непредсказуемым чередованием страданий и радостей. Сделав недолгую паузу, я продолжил: – У воспоминаний есть еще одно коварное свойство, заслоняющее от нас радости сегодняшнего дня. Некоторые воспоминания настолько сладостны и приятны, что люди невольно стараются пережить их снова, а это абсолютно невозможно. Еще в древности философы утверждали, что нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Самое прекрасное событие прошлого никогда не повторится точь-в-точь. Но знал бы ты, с каким упорством великое множество людей пытаются заново пережить события прошлого! В их настоящем происходят ничуть не менее, а то и более приятные события, однако люди не позволяют себе радоваться им. Они застряли в прошлом, убедив себя, что там у них было истинное счастье. В этом люди похожи на животных, которые упрямо возвращаются туда, где однажды нашли обильную пищу. А пищи там больше нет, но животные снова и снова приходят на то место, пока не умрут от голода просто потому, что не захотели поискать пищу в других местах. Сказав это, я умолк. Мы ехали, размышляя каждый о своем. Мне вдруг подумалось, что здешний ландшафт умеет не навязываться, держась на почтительном расстоянии. Очевидное достоинство, хотя и не столь заметное. Когда Юный принц вновь заговорил, его слова удивили меня: – Спасибо тебе. – За что ты меня благодаришь? – спросил я. – За то, что спас меня от несчастья. – Поясни свои слова, – попросил я. – Все это время я думал над тем, что услышал от тебя. И я вдруг понял: у меня в мозгу крепко застряла одна мысль. Я вбил себе в голову, что не буду по-настоящему счастлив, пока не найду себе точно такого же друга, каким был тот летчик. Так вот, в этой мысли содержались три препятствия на пути к счастью, о которых ты говорил. Первое – потребность найти «точно такого, как он». Из-за этого я не обращал внимания на других людей, пусть и не похожих на моего прежнего друга, но не менее достойных и интересных. Второе препятствие – вопрос «безопасности». Ведь в глубине души я сомневался, что мне удастся встретить человека, который был бы точной копией моего друга. И наконец, третье – «поиски». Я все время думал о том, как в будущем встречу такого человека, и не ценил тех, кто рядом со мной. – Как вижу, ты отлично меня понял, – сказал я, испытывая гордость, какую испытывает учитель, общаясь со своим лучшим учеником. – Нельзя все время о чем-то тревожиться, – сказал Юный принц. – Ты прав. Нельзя все время о чем-то тревожиться, – повторил я, и мы оба улыбнулись. Однако на лице Юного принца еще оставался оттенок грусти, скорее всего вызванной его прошлым. Я не стал его расспрашивать и решил подождать. Возможно, потом он и сам расскажет. Наша машина катилась вперед. Я мысленно сравнил ее с рыбой, пьющей из каменного потока дороги. До сих пор меня волновали обычные дорожные мелочи: вовремя добраться до заправочной станции, найти место ночлега. Я боялся вовремя не поспеть в пункт назначения. Теперь же все эти тревоги таяли, и я все больше наслаждался каждым мгновением этого путешествия. Глава 13 Близилось время ланча. К тому же, зная особенность маленьких щенят, я опасался, что Крыло может оставить на плаще Юного принца следы своей «неожиданности». И тут справа от дороги я увидел ресторанчик, где готовили барбекю. Перед ним уже стояло несколько машин. Мы тоже остановились и зашли внутрь. У самого входа за двумя составленными вместе столами расположилась большая семья: родители и пятеро малолетних детей. Едва мы появились, как пять пар детских глаз изумленно раскрылись, увидев Юного принца в его необычном наряде. Я поспешил увести его в другой конец зала, но это не помогло. За столом семейства царило возбуждение, словно в зал вошел один из трех волхвов, но без верблюда. Я заметил, что и мой друг ошеломлен реакцией этой семьи. Юный принц специально уселся спиной, чтобы не видеть детских пальцев, показывавших в его сторону. Но он все равно слышал детские голоса, оживленно комментирующие его наряд. Отец семейства, размахивая зажатой в руке куриной ножкой, пытался утихомирить детвору, однако чувствовалось, что и его удивило появление странного подростка в диковинной одежде. Зато мать семейства, сидевшая к нам спиной, продолжала есть, не выказывая ни малейшего любопытства. Похоже, она придерживалась старинного правила: «Когда я ем, я глух и нем» – и только так хотя бы на время отключалась от шума и возни своих чад. Чувствовалось, столь пристальный интерес задел самолюбие Юного принца. Как мог, я старался его ободрить. Я говорил, что детское любопытство вполне понятно и простительно, но, к сожалению, и многие взрослые ничем не отличаются от детей, когда видят что-то непривычное. Я говорил о том, что однообразие скучно и уныло. Чем даже внешне разнообразнее общество, тем оно богаче. – Можешь себе представить цветы, которые и пахнут, и выглядят одинаково? Никаких различий. Как бы мы тогда восхищались красотой и неповторимостью того или иного цветка? Различия – вот что нас привлекает. Мы смотрим на цветок и понимаем, что он уникален. Уникален формой и окраской лепестков, оттенком аромата. Продолжая разговор, я посетовал на странность человеческой натуры. Люди сразу замечают чью-то непохожесть, но их любопытство почему-то направлено не в сторону познания или даже заимствования каких-то особенностей этого человека, а в сторону отчужденности. Пока мы ели сочное мясо с жареной картошкой и салат, я рассказывал Юному принцу, что величайшие гении человечества очень часто не находили понимания и признания у современников. Но без этих гениев человечество так и топталось бы на месте. Я обличал умственную ограниченность тех, кто боится малейших перемен в заведенном порядке вещей. И если они замечают в ком-то искру созидания, то не дают ей разгореться в преображающий огонь, а, словно бдительные пожарные, торопятся погасить. – Мой дорогой друг, – сказал я, кладя руку на плечо Юного принца. – Прости людям их несовершенство. Их привычка судить по внешнему облику почти инстинктивна. Разум включается позже, когда суждение уже составлено. Но если ты сохранишь уверенность в себе и веру в свои жизненные ценности, люди в конце концов признают тебя. Иногда – просто чтобы похвастаться в кругу друзей своим знакомством с оригинальной личностью вроде тебя. Юный принц уткнулся в тарелку. Я не знал, слушает ли он меня, однако решил продолжить: – Но есть более быстрый и легкий способ сблизиться с людьми. – И что это за способ? – слегка оживился Юный принц. – Повести себя совершенно по-иному. Тебе незачем привлекать чужое внимание к своему внешнему виду и ждать, пока люди захотят узнать твой внутренний мир. Внешне ты можешь ничем не отличаться от окружающих, но своим поведением, речью, поступками показать им, насколько ты внутренне богат и неповторим. – А что бы сделал ты? – спросил Юный принц, поставив меня в довольно затруднительное положение. Я немного подумал, затем сказал: – В первом случае, увидев тебя таким, как сейчас, некоторые люди потянутся к тебе, но многим захочется отойти подальше. Учти, они еще ничего не знают о тебе. Они воспринимают тебя по внешнему виду, руководствуясь собственными предрассудками. А предрассудки могут говорить как в твою пользу, так и против тебя. Вроде бы можно радоваться: ведь ты обратил на себя внимание многих людей. Но это еще не значит, что все они захотят познакомиться с тобою поближе. Кого-то своим внешним видом ты отвернешь от себя навсегда. Во втором случае, когда внешне ты не отличаешься от окружающих, многие даже не заметят твоего присутствия. Мало ли таких подростков? Но если бы решение нужно было принимать мне, я бы предпочел второй вариант. Пусть он медленнее и незаметнее, зато глубже. Но в любом случае важно, чтобы внутри ты оставался самим собой. Чтобы не подстраивался под вкусы других. – А тебя не тревожит, что твое послание может затеряться и что многие даже не узнают о твоем приходе в мир? – спросил Юный принц. Я догадался: юноша пытается спрятать свой страх. Он боится, что так и не найдет того, кого ищет. Помнится, я ответил ему, что верю в чье-то величие, только если этого человека считают великим те, кто близко его знает. Если мы намерены передать миру нечто по-настоящему важное, не беда, что нас слушают всего полтора десятка человек. Они разнесут свет нашего послания в самые темные уголки планеты, подобно тому как к нам доходит свет далеких звезд, тысячи лет летевший в темноте. – Что же касается людей, – с воодушевлением сказал я, глядя Юному принцу в глаза, – я уверен, что мы обязательно встретимся с тем, с кем нам судьбою предначертано встретиться. Нужно лишь должным образом подготовиться, чтобы узнать этого человека, выделив его среди множества других. Наш разговор в ресторане подействовал на Юного принца, и он согласился сменить одежду. В этом поселке нашелся скромный магазинчик одежды. Когда мы вышли оттуда, на моем спутнике были джинсы, фуфайка, кроссовки и бейсбольная шапочка. Шапочку он надел козырьком назад, но оттуда все равно выбивались пряди золотистых волос. Теперь он ничем не отличался от сотен тысяч ребят его возраста. – Кто родился принцем, останется принцем в любой одежде, – улыбаясь, сказал я. Мне хотелось ободрить его. Как-никак это была его первая экскурсия в наш мир чудес и страданий. Но он вдруг ответил: – Теперь мое королевство живет только внутри меня. С этими словами он бросился навстречу футбольному мячу и, поддав ногой, вернул мяч игравшим на улице ребятам. Щенок со странным именем Крыло весело тявкал, подпрыгивал и норовил цапнуть своего хозяина за пятку.
Здесь, дорогой читатель, я должен просить вас и всех друзей Юного принца великодушно простить мое вмешательство в его внешний облик, поскольку отныне его будет не отличить от других подростков. Но я знаю: те, кто умеет видеть широко распахнутым сердцем, без труда его узнают. Глава 14 Едва мы уселись в машину и поехали дальше, Юный принц повернулся ко мне и сказал: – Прошу, расскажи мне еще о том, как ты сумел не превратиться в серьезного человека. Мне показалось, что его сильно будоражила мысль о неминуемой серьезности, сопровождающей взросление. – Как ты помнишь, я говорил о том, что некоторые люди отказываются от своих мечтаний и идеалов, заменяя их накоплением богатств и обретением безопасности. Иногда поиски успеха и признания становятся бегством в будущее, поскольку таким людям не хватает мужества быть самими собой. Они боятся, что их станут упрекать и стыдить за желание быть самими собой, за желание следовать своему истинному предназначению. Тебе могут встретиться и другие люди. Те буквально помешаны на дисциплине. Они стремятся управлять реальностью и упорядочивать ее сообразно их представлениям. Люди этого типа оценивают других и классифицируют все предметы окружающего мира, чтобы затем расставить их по полочкам – настоящим и мысленным. Иными словами – сделать их неподвижными. Таким людям кажется, что они действуют во благо своих близких и всего человечества. На самом же деле они превращают безграничные преобразующие богатства Вселенной и такие же безграничные преобразующие богатства человеческой любви в... подобие склада. Знал бы ты, сколько сил тратят родители, уча своих детей дисциплине. Если бы они, не жалея сил, учили детей любви, жить на нашей планете было бы куда приятнее. – Ты хочешь сказать, что, когда много дисциплины, – это плохо? – спросил Юный принц. – Сначала поясню, чтó большинство людей понимают под дисциплиной. Есть человеческое понимание порядка, а есть порядок природный. Человеческий порядок ниже природного, поскольку тот имеет божественное происхождение и потому стоит выше человеческого. А дисциплина – это попытка навязать природе несовершенный человеческий порядок. Людям следовало бы с большой осторожностью командовать природой, заставляя ее подчиняться их требованиям. Чаще всего результат бывает прямо противоположным. Природа бунтует и восстает против людей, и тогда ее порядок превращается в хаос. Существует длинный список трагических последствий, к которым привели попытки людей командовать природой. Мы загрязнили многие уголки некогда прекрасной планеты, сделав их малопригодными или даже непригодными для жилья. Мы уничтожили немало видов растений и животных. Мы бездумно расточаем полезные ископаемые и другие природные богатства. И все это – примеры человеческой «дисциплины» и «порядка». – Я понимаю, о чем ты говоришь, – задумчиво кивая, сказал Юный принц. – В своем первом путешествии на Землю мне встретился один человек. Он считал, что может повелевать звездами. Он целыми днями подсчитывал количество звезд, производил какие-то вычисления, потом записывал результат, который запирал в стол. Он думал, что это позволяет ему владеть всеми звездами. – В таком случае ты заметил, до чего же серьезные люди любят разные числа. Они не успокоятся, пока не узнают точную высоту горы, точное количество жертв в какой-нибудь аварии или точную сумму денег, которую ты зарабатываешь за год. Я привел тебе лишь несколько примеров, а их несравненно больше. – Я слышал, что и на вашей планете поддерживают порядок, давая каждому человеку какой-то номер, – с опаской сказал Юный принц. Как бы наивно ни звучали его слова, он был прав. У нас не один, а множество разнообразных номеров. Номер паспорта, номер социального страхования, телефонный номер, номер кредитной карточки... – Ты прав, – печально вздохнул я. – На Земле живет слишком много людей, и их надо каким-то образом упорядочить. Одних лишь имен недостаточно. – А можно посмотреть, где ты носишь свои номера? – с любопытством спросил Юный принц. Он полагал, что номера у меня нанесены прямо на тело. Я улыбнулся, достал бумажник и вынул оттуда несколько своих документов. Но вскоре мне расхотелось улыбаться. Я вспомнил бредовые и, к счастью, пока безуспешные попытки раз и навсегда «пронумеровать» каждого человека. Я не стал говорить Юному принцу о них. Такое мне ему не объяснить. – Быть может, в недалеком будущем людей станут различать по генетическому коду, и тогда отпадет надобность в номерах, – продолжал я, рассуждая вслух. – Надеюсь только, что Бог не допустит, чтобы это вылилось в ограничение свободы нашего индивидуального духа. – О чем ты говоришь? – недоуменно спросил Юный принц, уловив в моем голосе тревогу. – Я говорю о том, что Бог, создавая материю и жизнь, с самого начала представлял себе человека как последний шаг в эволюции природы. Бог видел человека духовным существом с искрой свободной воли, самосознанием и некой творческой субстанцией, которую мы иногда называем душой. И потому люди, если они не свободны, не могут творить в полную силу. Они тогда вообще ничем не могут заниматься в полную силу. – Бог? А что такое Бог? Ты говорил о Нем так, словно Он – причина почти всего, что происходит в мире. Или сила, способная справиться почти со всеми трудностями. – Кто Он? Я даже не знаю, как правильно задавать этот вопрос: «Кто Он такой?» или «Что Это такое?» – Но ты говорил «Он»... – Да, говорил, – перебил я Юного принца. – И мог ли я не говорить о Нем? Я замолчал, потом сделал глубокий вдох. Все это время Юный принц изумленно наблюдал за мной. – Если бы я знал, кто такой... или что такое Бог, я бы знал все. Говорят, что Бог такой, какой есть. Он сам себе начало и конец, потому Он же является началом и концом всего существующего. Это одно объяснение. Кто-то представляет Его непрестанным обновлением, бесконечной вереницей причин и следствий. Есть и те, кто связывает Бога с нашими понятиями совершенства, высшего блага и красоты. У Бога много имен. Слово. Творец. Истина. Высшая Мудрость. – А мне кажется, что человеческое незнание Бога превышает знание о Нем, – вдруг сказал Юный принц. – Я тоже так думаю. Человеческий разум ограничен и не в состоянии постичь бесконечное. Но постыднее всего то, что даже сегодня люди, упорствуя в своем невежестве, продолжают убивать друг друга из-за различия их представлений о Боге. Юный принц вздрогнул, и я поспешил успокоить его улыбкой. – Не волнуйся, я не принадлежу к числу подобных невежд. – Скажи, есть ли еще вопросы, из-за которых люди готовы убивать друг друга? – Увы, таких вопросов много. Но ни один из них не порождает столько ненависти, как различие в представлениях о Боге. А в основе этой ненависти лежит страх. Если кто-то позволяет себе усомниться в твоих представлениях о Боге и божественной природе, это воспринимается как намек на ущербность твоего сознания. Но с недавних пор началось то, что гораздо хуже стычек из-за представлений о Боге. Люди вообще прекратили размышлять о Боге в тишине своего разума, словно их перестало волновать, зачем и ради чего они живут на свете. – А что ты думаешь об этом? – спросил Юный принц, надеясь, что я пролью хотя бы немного света на столь запутанный и непонятный вопрос. – Я предпочитаю ощущать Бога внутри себя как необходимость соединиться со всеми живыми существами. Для меня Бог – энергия любви, которая питает и поддерживает каждого из нас и всю Вселенную. Кажется, мои слова успокоили Юного принца, и он на некоторое время погрузился в собственные раздумья. – Мне представляется, что и животные не могут проявить себя в полной мере, если мы держим их в клетке, – сказал он, поглаживая голову спящего щенка. Должно быть, ему вспомнился барашек, запертый в ящике. – Есть люди, прячущие своих детей или других людей в особые клетки. Прутья в этих клетках сделаны из требований, ожиданий и страхов. Но все, что навязывается силой, пусть и с самыми благими намерениями, обязательно вызывает сопротивление. Получается, что дисциплина, какой ее понимают люди, ведет к душевной неподвижности. Утрачивается непосредственность, без которой нет обновления. А обновление – отличительная черта жизни. Недаром существует мрачная шутка: «Самое упорядоченное и безопасное место – это кладбище». – Так значит, порядок только мешает? – спросил изрядно сбитый с толку Юный принц. – Без определенной доли внешнего порядка нам не обойтись, иначе вокруг будет сплошной хаос. Внешний порядок может быть строже или мягче. Это зависит и от самих людей, и от окружающих обстоятельств. Но истинный порядок – это порядок духовный. Он должен быть устремлен к Богу, поскольку от Него мы пришли и к Нему вернемся. Однако духовный порядок не есть что-то застывшее и неподвижное. Наоборот, это постоянная эволюции и рост нашей духовной сущности. – Откуда ты столько знаешь? – спросил Юный принц, поражаясь моей способности находить ответы на его вопросы. – Из жизненного опыта и интуиции, – ответил я. – А откуда ты знаешь, что прав? – Из жизненного опыта и интуиции, – повторил я ответ. – И ты никогда не ошибаешься? – с восхищением спросил Юный принц. – Конечно ошибаюсь, и тогда я добавляю еще одну крупицу в хранилище своего опыта. Пойми: я не говорю, что мои представления и убеждения – это абсолютная истина. Это кусочек мудрости, принесший мне пользу. Тебе следует сделать то же самое. Не надо просто верить всему, что я говорю. Возьми и проверь, годится ли это для твоей жизни. – А где набраться опыта? – захотел узнать Юный принц. – В жизни, – ответил я. – Весь мой опыт состоит из допущенных ошибок и необходимых действий по их исправлению. Внимательный и смышленый человек способен учиться на ошибках других людей, не повторяя того, что сделали они. Источников такого опыта предостаточно. Книги, наставники, да и просто чьи-то истории. Все это может дать тебе ключи к решению собственных проблем и обогатить твой жизненный опыт. Но что именно взять из прочитанного, увиденного и услышанного – решать тебе и только тебе. По его глазам я видел, что мои рассуждения звучат для него несколько туманно. Я не удивился. Для молодого поколения гораздо нагляднее наши поступки, нежели наши слова и рассуждения. Незаметно мы въехали в глубокий каньон. Лента шоссе приближалась к реке, что текла по дну каньона. По обеим сторонам тянулись причудливые скалы, характерные для подножий Анд. Чаще всего они были зубчатыми или остроконечными. Но одна скала сразу же привлекла наше внимание. Она напоминала столб или колонну, стоявшую на гребне холма и устремленную в небо. Вскоре мы узнали и ее название. На дорожном указателе значилось: «Перст Божий».
|
|||
|