Проверка остойчивости судна в рейсе
5. Проверка остойчивости судна в рейсе
5.1. Проверка остойчивости с помощью диаграммы предельных моментов из Информации об остойчивости судна выполнена в таблице 5.1.1.
Таблица 5.1.1 - Проверка остойчивости по графику предельных моментов
Наименования величин
| Обозначения и формулы
| Значения величин
| отход
| приход
| Водоизмещение, т
| D (из табл.3.5.1 и 3.5.2)
|
|
| Момент относительно основной плоскости, тм
| Мz (из табл.3.5.1 и 3.5.2)
| 80028,7
| 79264,7
| Момент для перехода к плоскости отсчета, тм
| DM = D z0 , (z0 = 8,0 м)
|
|
| Момент относительно плоскости отсчета, тм
| Mzo 0 = Mz - DM
|
|
| Поправочный момент, тм
| SDmh (из табл.4.1.1)
|
|
| Исправленный момент, тм
| Mzo = Mzo 0 + SDmh
|
|
| Предельный момент, тм
| Mпр (по графику)
|
|
| Разность моментов, тм
| D = Mzo - Mпр
|
|
|
Значения разности моментов показывают, что остойчивость судна удовлетворяет требованиям Информации.
5.2. Нормируемые параметры остойчивости рассчитаны в таблице 5.2.1.
Таблица 5.2.1 - Расчеты нормируемых параметров остойчивости
Наименования величин
| Обозначения и формулы
| Значения величин
| отход
| приход
|
|
|
|
| Водоизмещение массовое, т
| D (из табл.3.5.1 и 3.5.2)
|
|
| Осадка судна, м
| T (из табл. 3.6.1)
| 7,05
| 6,77
| Угол входа палубы в воду, °
| qd = arctg(2 (H - T) / B)
| 25,7
| 26,9
| Площадь парусности судна, м2
| Aп (по схеме отсеков)
|
|
| Аппликата центра парусности, м
| zп (по схеме отсеков)
| 11,53
| 11,39
| Плечо парусности при постоянном ветре, м
| zпc = zп - T/2
| 8,01
| 8,01
| Кренящее плечо давления ветра, м
| lw1=504 Aпzпc/(1000gD)
| 0,047
| 0,050
| Кренящее плечо порыва ветра, м
| lw2 = 1,5 lw1
| 0,070
| 0,075
| Отношение ширины к осадке
| B/T
| 2,92
| 3,04
| Безразмерный множитель
| X1 (из табл. Правил)
| 0,91
| 0,89
| Коэффициент
| kq (из табл. Правил)
| 1,09
| 1,07
| Коэффициент общей полноты
| d (из табл. 3.6.1)
| 0,660
| 0,661
| Безразмерный множитель
| X2 (из табл. Правил)
| 0,98
| 0,98
| Относительная площадь скуловых килей, %
| 100 Aк /(LB)
| 1,50
| Поправочный коэффициент
| k (из табл. Правил)
| 0,95
| Коэффициент капитанской формулы
| c = 0,373 + 0,023 B/T -
- 0,043 L/100
| 0,380
| 0,383
| Период бортовой качки, с
| Tq = 2 c B /
| 9,84
| 10,3
| Коэффициент
| S (из табл. Правил)
| 0,080
| 0,078
| Коэффициент
| r = 0,73 + 0,6 (zg - T) / T
| 0,639
| 0,678
| Амплитуда качки, °
| qr = 109 k X1 X2
| 20,9
| 20,8
| Угол крена от постоянного ветра, °
| q0 = 57,3 lw1 / h
| 1,1
| 1,3
| Угол наклонения при качке навстречу ветру,º
| q1 = qr - q0
| 19,8
| 19,5
| Плечо динам.остойч. при крене q1, м рад
| d1 (из табл.4.3.1 и 4.3.2)
| 0,163
| 0,140
| Угол установивш. крена от порыва ветра, º
| q2 = 57,3 lw2 / h
| 1,7
| 2,0
| Плечо дин.остойчив. при крене q2, м рад
| d2 = h (1 - cosq2)
| 0,001
| 0,001
| Плечо дин.остойчив. при крене 50º, м рад
| d50 (из табл.4.3.1 и 4.3.2)
| 1,116
| 1,063
| Площадь "a" диаграммы, м рад
| a=d1+(q1+q2)/57,3 lw2-d2
| 0,189
| 0,168
| Площадь "b" диаграммы, м рад
| b=d50-(50-q2)/57,3 lw2-d2
| 1,058
| 1,001
| Критерий погоды
| K = b / a
| 5,60
| 5,96
| Параметр
| / B
| 0,077
| 0,075
| Расчетное ускорение (в долях g)
| aрасч=0,0105(h0/c2/B)kqqr
| 0,204
| 0,183
| Критерий ускорения
| K* = 0,3 / aрасч
| 1,47
| 1,64
|
5.3. Проверка выполнения требований к остойчивости судна произведена в таблице 5.3.1.
Таблица 5.3.1 - Проверка выполнения требований к остойчивости
Наименования величин
| Обозна-чения
| Нормативные значения
| Значения величин
| ИМО
| отход
| приход
| Площадь ДСО до угла крена 30°, м-рад
| A30
| ³ 0,055
| 0,471
| 0,393
| Площадь ДСО до угла крена 40°, м-рад
| A40
| ³ 0,09
| 0,768
| 0,767
| Площадь ДСО между 30° и 40°, м-рад
| A30-40
| ³ 0,03
| 0,296
| 0,374
| Наибольшее плечо стат. ост. при q³30º, м
| l30
| ³ 0,20
| 1,60
| 1,55
| Максимальное плечо диагр. стат. ост., м
| lmax
| -
| 2,490
| 2,480
| Угол максимума диаграммы, °
| qm
| ³ 25
|
|
| Угол заката диаграммы, °
| qv
| -
| > 80
| > 80
| Исправленная начальная метацентр. высота, м
| h
| ³ 0,15
| 2,37
| 2,20
| Критерий погоды
| K
| ³ 1
| 5,60
| 5,96
| Угол крена от действия постоянного ветра, °
| q0
| £ 16
| 1,1
| 1,3
| Критерий ускорения
| K*
| -
| ³ 1
| 1,47
| 1,64
| | | | | | |
Остойчивость судна в рейсе удовлетворяет всем требованиям к остойчивости.
|