Распределение запасов и груза (составление грузового плана)
3. Распределение запасов и груза (составление грузового плана)
3.1. Для осадки по летнюю грузовую марку Тлгм = 9,39 м из данных по судну определено водоизмещение в полном грузу Dгр = 19220 т и рассчитана чистая грузоподъемность судна в заданном рейсе:
Dч = Dгр - (D0 + SPзап) = 19220 - (6028 + 645,5) = 12547 т.
Заданное на рейс количество груза Pгр не превысило чистой грузоподъемности судна в рейсе:
(Pгр = 7000 т) < (Dч = 12547 т)
3.2. Запасы по судовым цистернам распределены с учетом заполнения расходных и отстойных цистерн. Размещение запасов на отход и приход приведено в таблице 3.2.1 и 3.2.2. Координаты центра тяжести запасов xзап и zзап рассчитаны по формулам:
xзап = SMx зап/SPзап ; zзап = SMz зап/SPзап .
Таблица 3.2.1 - Размещение судовых запасов на отход судна
Запасы и их размещение
| Шпан-гоуты
| Вместимость, т
| На отход
| масса, т
| плечи, м
| моменты, тм
| x
| z
| Mx
| Mz
|
|
|
|
|
|
|
|
| Моторное топливо 0,900 т/м3
| Расходные топливные цистерны №1,2 Л.Б и П.Б.
| 123¸127
| 39,9
| 39,9
| -23,90
| 6,12
| -953,6
| 188,3
| Отстойные топливные цистерны №1,2 Л.Б и П.Б.
| 123¸127
| 43,8
| 43,8
| -23,90
| 4,73
| -1046,8
| 268,1
| Междудонная цистерна №3 Л.Б.
| 68¸95
| 209,0
| 209,0
| 10,60
| 0,74
| 2215,4
| 154,7
| Междудонная цистерна №3 П.Б.
| 68¸95
| 202,0
| 202,0
| 10,90
| 0,74
| 2201,8
| 149,5
| Междудонная цистерна № 7 П.Б.
| 133¸149
| 66,0
| 27,9
| -35,30
| 1,00
| -984,9
| 27,9
| МОТОРНОЕ ТОПЛИВО ВСЕГО
| 522,6
| 2,74
| 1,51
| 1431,9
| 788,4
| Дизельное топливо 0,850 т/м3
| Продолжение таблицы 3.2.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расходные цистерны диз. Топлива №1,2 Л.Б и П.Б.
| 123¸127
| 22,1
| 22,1
| -23,9
| 6,12
| -528,2
| 135,3
| Междудонная цистерна №6 Л. Б.
| 132¸151
| 69,0
| 24,7
| -36,0
| 0,78
| -889,2
| 19,3
| ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО ВСЕГО
| 46,8
| -30,29
| 3,30
| -1417,4
| 154,5
| Масло 0,890 т/м3
| Цистерна запасов моторного масла Л.Б.
| 141¸144
| 11,1
| 1,8
| -37,8
| 10,58
| -68,0
| 19,0
| Цистерны запасов цилиндрового масла №1,2 Л.Б и П.Б.
| 136¸138
| 9,8
| 1,9
| -34,5
| 10,8
| -65,6
| 20,5
| СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ВСЕГО
| 3,7
| -36,11
| 10,69
| -133,6
| 39,6
| Пресная вода 1,000 т/м3
| Цистерна питьевой воды Л.Б и П.Б.
| 122¸128
| 70,6
| 30,0
| -21,40
| 5,60
| -642,0
| 168,0
| Цистерна митьевой воды Л.Б. и П.Б
| 151¸168
| 179,6
| 42,4
| -49,80
| 1,70
| -2111,5
| 72,1
| ПРЕСНАЯ ВОДА ВСЕГО
| 72,4
| -38,03
| 3,32
| -2753,5
| 240,1
| ИТОГО ЗАПАСОВ НА ОТХОД
| 645,5
| -4,45
| 1,89
| -2872,6
| 1222,6
| | | | | | | | | | |
Таблица 3.2.2 - Размещение судовых запасов на приход судна
Запасы и их размещение
| Шпан-гоуты
| Вместимость, т
| На приход
| масса, т
| плечи, м
| моменты, тм
| x
| z
| Mx
| Mz
|
|
|
|
|
|
|
|
| Моторное топливо 0,900 т/м3
| Расходные топливные цистерны №1,2 Л.Б и П.Б.
| 123¸127
| 39,9
| 25,0
| -23,90
| 4,72
| -597,5
| 118,0
| Отстойные топливные цистерны №1,2 Л.Б и П.Б.
| 123¸127
| 43,8
| 27,3
| -23,90
| 6,12
| -652,5
| 167,1
| МОТОРНОЕ ТОПЛИВО ВСЕГО
| 52,3
| -23,90
| 5,45
| -1250,0
| 285,1
| Дизельное топливо 0,850 т/м3
| Расходные цистерны диз. Топлива №1,2 Л.Б и П.Б.
| 123¸127
| 22,1
| 15,6
| -23,90
| 5,90
| -372,8
| 92,0
| ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО ВСЕГО
| 15,6
| -23,90
| 5,90
| -372,8
| 92,0
| Масло 0,890 т/м3
| Цистерна запасов моторного масла Л.Б.
| 141¸144
| 11,1
| 0,2
| -37,80
| 10,58
| -7,6
| 2,1
| Цистерны запасов цилиндрового масла №1,2 Л.Б и П.Б.
| 136¸138
| 9,8
| 0,2
| -34,50
| 10,80
| -6,9
| 2,2
| СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ВСЕГО
| 0,4
| -36,15
| 10,69
| -14,5
| 4,3
| Пресная вода 1,000 т/м3
| Цистерна питьевой воды Л.Б и П.Б.
| 122¸128
| 70,6
| 10,0
| -21,40
| 5,60
| -214
|
| Цистерна митьевой воды Л.Б. и П.Б
| 151¸168
| 179,6
| 12,5
| -49,80
| 1,70
| -622,5
| 21,3
| ПРЕСНАЯ ВОДА ВСЕГО
| 22,5
| -37,18
| 3,43
| -836,5
| 77,3
| ИТОГО ЗАПАСОВ НА ПРИХОД
| 90,8
| -27,24
| 5,05
| -2473,8
| 458,6
| | | | | | | | | | |
3.3. Объем заданного к перевозке груза найден по формуле:
Vгр = Ргр mгр = 7000 · 0,75 = 3350 м3
В таблице 3.3.1 выполнено распределение груза по длине судна пропорционально вместимости отсеков.
Таблица 3.3.1 - Распределение груза пропорционально вместимости отсеков
Наименование помещения
| Зерновой объем отсека, Wзер, м3
| Коэффициент пропорциональности, k
| Киповый объем груза, Wкип, м3
| | | Трюм №1
|
| 1,153
|
| | Трюм №2
|
| 1,115
|
| | Трюм №3
|
| 1,111
|
| | Трюм №4
|
| 1,110
|
| | Трюм №5
|
| 1,141
|
| | Твиндек №1
|
| 1,139
|
| | Твиндек №2
|
| 1,081
|
| | Твиндек №3
|
| 1,082
|
| | Твиндек № 4
|
| 1,071
|
| | Твиндек №5
|
| 1,069
|
| | Твиндек бак
|
| 1,083
|
| | СУММА
|
| -
|
| | 3.4. В первом приближении груз размещен пропорционально вместимости отсеков, и составленный грузовой план представлен в таблице 3.4.1.
Таблица 3.4.1 - Размещение груза в первом приближении
Наименование помещения
| Вмес-тимость W, м3
| zv, м
| Объем Vгр, м3
| Масса Pгр, т
| Плечи, м
| Моменты, тм
| x
| z
| Mx
| M z
| Трюм № 1
|
| 6,38
|
|
| 50,50
| 6,38
|
| 7081,8
| Трюм № 2
|
| 4,86
|
|
| 32,00
| 3,05
|
| 4788,5
| Трюм № 3
|
| 4,78
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Трюм № 4
|
| 4,77
|
|
| -10,50
| 3,68
| -42210
| 14793,6
| Трюм № 5
|
| 6,75
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Твиндек № 1
|
| 10,20
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Твиндек № 2
|
| 10,35
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Твиндек № 3
|
| 10,33
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Твиндек № 4
|
| 10,33
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Твиндек № 5
|
| 12,26
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Твиндек-бак
|
| 14,40
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| ИТОГО ГРУЗ:
|
| -
|
|
| 9,56
| 3,98
|
| 26663,9
| Аппликата центра тяжести груза в частично заполненном трюме № 2 и № 4, определена по кривой центров объемов груза на чертеже размещения грузов по помещениям:
3.5. В таблицах 3.5.1 и 3.5.2 рассчитаны координаты центра тяжести судна после загрузки в первом приближении на отход и приход.
Таблица 3.5.1 - Расчет абсциссы центра тяжести судна в первом приближении
Статья нагрузки
| На отход
| масса, т
| плечи, м
| моменты, тм
| x
| z
| M x
| M z
| Судно перед загрузкой
| 6028,0
| -10,73
| 8,79
| -64680,4
| 52142,2
| Судовые запасы
| 645,5
| -4,45
| 1,89
| -2872,6
| 1222,6
| Груз
| 7000,0
| 9,56
| 3,98
| 64085,0
| 26663,9
| СУДНО НА ОТХОД
|
| -0,26
| 5,98
| -3468,0
| 80028,7
|
Таблица 3.5.2 - Расчет абсциссы центра тяжести судна в первом приближении
Статья нагрузки
| На приход
| масса, т
| плечи, м
| моменты, тм
| x
| z
| M x
| M z
| Судно перед загрузкой
| 6028,0
| -10,73
| 8,79
| -64680,4
| 52142,2
| Судовые запасы
| 90,8
| -27,24
| 5,05
| -2473,8
| 458,6
| Груз
| 7000,0
| 9,56
| 3,98
| 64085,0
| 26663,9
| СУДНО НА ПРИХОД
|
| -0,24
| 6,18
| -3069,2
| 79264,7
|
3.6. Посадка судна на отход и приход после загрузки в первом приближении рассчитана в таблице 3.6.1.
Таблица 3.6.1 - Расчет посадки судна, после загрузки в первом приближении
Наименования величин
| Обозначения и формулы
| Значения величин
| отход
| приход
| Водоизмещение судна, т
| D (из табл.3.5.1 и 3.5.2)
|
|
| Абсцисса центра тяжести судна, м
| xg (из табл.3.5.1 и 3.5.2)
| -0,26
| -0,24
| Объемное водоизмещение, м3
| V = D / 1,010
|
|
| Средняя осадка судна, м
| Tср (по грузовой шкале)
| 7,05
| 6,77
| Число тонн на сантиметр осадки, т/см
| q (по грузовой шкале)
| 22,60
| 22,34
| Момент, дифферентующий на сантиметр, тм/см
| Mсм (по грузовой шкале)
| 173,0
| 167,4
| Абсцисса центра величины, м
| xc (по кривым элементам)
| -0,23
| -0,162
| Абсцисса центра тяжести площ. ватерлинии, м
| xf (по кривым элементам)
| -1,65
| -1,36
| Аппликата поперечного метацентра, м
| zm (по кривым элементам)
| 8,52
| 8,55
| Коэффициент общей полноты
| d (по кривым элементам)
| 0,660
| 0,661
| Дифферент судна, м
| d = D (xg - xc) / (100 Mсм)
| -0,023
| -0,060
| Осадка судна носом, м
| Tн = Tср + (0,5 - xf/L) d
| 7,04
| 6,74
| Осадка судна кормой, м
| Tк = Tн - d
| 7,06
| 6,80
| 3.7. Так как на отход судна, оно было посажено с допустимым дифферентом на корму, следовательно, за предварительный грузовой план принято распределение груза по трюмам судна в первом приближении, выполненное в таблице 3.4.1.
3.8. Определение посадки судна с помощью диаграммы осадок носом и кормой выполнено в таблице 3.8.1.
Таблица 3.8.1 - Расчеты посадки по диаграмме осадок носом и кормой
Наименования величин
| Обозначения и формулы
| Значения величин
| отход
| приход
| Водоизмещение массовое, т
| D (из табл.3.5.1 и 3.5.2)
|
|
| Момент водоизмещения относит. миделя, тм
| Mx (из табл.3.5.1 и 3.5.2)
| -3468,0
| -3069,2
| Осадка судна носом, м
| Tн (по диаграмме)
| 7,02
| 6,73
| Осадка судна кормой, м
| Tк (по диаграмме)
| 7,05
| 6,81
| Дифферент судна, м
| d = Tн - Tк
| -0,03
| -0,08
| Средняя осадка судна, м
| Tср = (Tн + Tк) / 2
| 7,04
| 6,77
| Полученные по диаграмме параметры посадки отличаются от полученных по формулам незначительно, в дальнейших расчетах использованы результаты, приведенные в таблице 3.6.1.
|