Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сварог. Семаргл (Симаргл). Нечисть



Сварог

Бог огня, огненной стихии. Принято считать, что Сварог олицетворяет дух огня вообще, тогда как небесное воплощение огня представляется в образе Дажьбога. По Б. А. Рыбакову: «Огонь связывает кузнецов со Сварогом, но сам Сварог не кузнец; при нем только упали небесные клещи, необходимые кузнецам. Сварог скорее божественный культурный герой, открывший людям железо и учредивший семейные порядки»

Семаргл (Симаргл)

Также был в числе семи богов, которым в Киеве был установлен идол, однако, до сих пор не понятно имел ли он облик человека или же собаки. Рыбаков утверждает, что «это – священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы». Также интересно сопоставление этого божества с иранским Сэнмурвом, хранителем «дерева всех семян», который был наделен зубами, когтями и крыльями, а потому считается, что именно его изображали в древности как крылатого пса – охранителя посевов от диких животных, да и от домашнего скота тоже.

Нечисть

Отдельно упомянем некоторых представителей мелкой нечисти, которые, однако, дольше всего держались и даже держатся в народе. В некоторых из них до сих пор верят, им приносят дары.

Водяной - в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Часто сопровождается водяницами (русалками) – умершими девушками, утопленницами.

Леший - в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства. В быличках Леший — проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребёнка, сбить с пути. Он — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами.

Упырь - в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Образ упыря заимствован народами Западной Европы у славян. По позднейшим поверьям, упырём становится после смерти человек, рождённый от нечистой силы или испорченный ею, самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун.

По ночам упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, реже высасывает кровь, после чего жертва погибает и сама может стать упырём.

Домовой - в восточнославянской мифологии дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота.

 

Кикимора - в восточнославянской мифологии злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу, может выжить хозяев из дому; враждебна мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности курам.

Все эти существа были частью жизни древних славян. Им приносили дары, делались заговоры, с целью отпугнуть от себя нечистую силу и обезопасить свой дом, семью и себя лично.

 

 

 

 

Заключение

Мы рассмотрели в целом хронологически все стадии, которые прошло язычество на Руси. Несмотря на то, что сохранилось очень мало достоверных источников информации о мифологии Руси, всё же мы видим отголоски тех времён до сих пор: в песнях, в сказках, в корнях слов. Именно из этих источников, а также из научных работ великих ученых, по крупицам, мы собрали информацию, которая была представлена выше.

Мы выяснили причины зарождения язычества. Прошли все стадии его расцвета. Узнали больше о богах, назвали главных из них и провели краткую характеристику. Таким образом, мы приобщились к древнерусской мифологии, узнали больше о верованиях и глубже изучили историю народа, от которого сами произошли.


Библиография

1. Язычество древних славян. Рыбаков Б.А., 1981 г.

2. Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология, 1810

3. Р. К. Баландин "Сто великих богов", 2003 г.

4. "Мифологический словарь", издательство "Русич", 2000 г.     

5. "Мифологический Словарь" Гл.ред. Е.М.Мелетинский , Москва, «Советская Энциклопедия» 1991г.

6. http://godsbay.ru/slavs/ - Славянская мифология (открыт 10.05 в 12:15)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.