|
|||
Ирвинг Гофман ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Ирвинг Гофман
ü «у человека в обществе других людей есть достаточно оснований для того, чтобы управлять впечатлениями, которые возникают у участников социальной ситуации» ü Исполнение роли = целостное поведение, которое человек демонстрирует перед другими и которое влияет на других людей ü Фасад= «сценические декорации»+ «личный фасад»+«социальный фасад» (социальные ожидания, связанные с социальной ролью) ü Драматическая постановка=придание действию определенного значения через стратегии самопрезентации ü Сценические декорации – время и пространство, предметы физического мира ü Личный фасад – внешний вид, особенности невербалики.
Гоффман рассматривает индивида лишь как носителя самых различных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями.
При этом Гоффман исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, с тем чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
Он исходит из того, что для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге. Средствами такой информации служит их внешность, предыдущий опыт взаимодействия с подобными индивидами и то окружение, в котором находится индивид. Однако наиболее значимая информация содержится в словах и делах партнеров по взаимодействию. Он вводит понятие «фасад» исполнения роли, под которым понимает стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во время исполнения роли [Goffman, 1959]. Элементами фасада являются окружение, внешность индивида и манера поведения. Весь процесс социального взаимодействия трактуется им как процесс приспособления личности к ситуации и самомаскировки, а индивид выступает как носитель многочисленных разрозненных, чуждых его личности ролей либо в качестве марионетки, либо циничного обманщика.Роль, которую играет один, приспосабливается к ролям, исполняемым другими присутсвующими и эти другие составляют так же и публику. Необходимо заставить аудиторию поверить тебе, так же надо самому верит в то, что делаешь. Исполнение – проявление активности индивида за время его непрерывного присутствия перед каким-то конкретным множеством зрителей. Передний план – та часть индивид.исполнения, которая регулярно проявляется в обобщенной и устойчивой форме, определяя ситуацию для наблюдающих это исполнение. Личный передний план – знаки офиц.положения, умение одеваться, пол,возраст,раса и тд. Включает в себя: внешний вид (то, что в данный момент говорит о состоянии исполнителя) и манеры (предупреждают о роли во вдаимодействии, которую о собирается играть). Авансцена – сцена действия в опр.ситуации Кулисы – там ты реальный Роли: исполнители, аудитория, посторонние Мистификации – поддержание желаемого впечатления и соц.дистанции Бывают команды, у который отношения внутри либо зависимость, либо панибратство. Команда – любое множество индивидов, сотрудничающих в постановке отдельной рутинной партии. У команды есть распорядитель. Создаются для определенных задач, в частности для выступления на более обширной сцене. Коммуникация с выходом из представляемого характера: 1.обсуждение отсутствующих 2.сценические разговоры 3.командный сговор 4.перестройка по ходу исполнения
|
|||
|