|
|||
БЛОК «ИНТЕРАКЦИОНИСТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ»Стр 1 из 5Следующая ⇒ БЛОК «ИНТЕРАКЦИОНИСТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ» Общая характеристика интеракционистской ориентации в социальной психологии Название ориентации происходит от понятия «интеракция» - обозначает «социальное взаимодействие». Интеракция – основная проблематика. Теоретический источник ориентации – социально-психологические концепции Джорджа Мида. Эта ориентация пришла из социологии. Отправным пунктом для интеракционистских теорий является процесс символического взаимодействия индивидов в обществе. Интерес ориентации - сам процесс социального взаимодействия
Здесь большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.
В интеракционисткой ориентации следующие направления: 1. Символический интеракционизм; 2. Ролевые теории; 3. Теории референтной группы.
Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ориентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Идеи Мида приобрели широкую известность благодаря стараниям его ученика Герберта Блумера, который пропагандировал и подчеркивал значимость идей Мида под названием «символический интеракционизм».
Представители символического интеракционизма уделяют большое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. По мнению Блумера, символический интеракционизм базируется на 3-х основных предпосылках:
«значимыми жестами» или «символами» - выражения лица, движения которые говорят о состоянии. ü Существование человека не только в природном, физическом, но и в «символическом окружении ü Для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого», т.е. войти в положение того человека, которому адресована коммуникация и посмотреть на себя его глазами. ü Один из основных тезисов символического интеракционизма заключается в утверждении, что индивид, личность всегда социальны, т.е. личность не может формироваться вне общества.
В символическом интеракционизме выделяют две школы: · Чикагская школа во главе с Блумером, эта школа продолжает мидовские социально-психологические традиции. ей противостоит: · Айовская школа во главе с М.Куном.
Символический интеракционизм Мида «Сознание, личность и общество» Блумер, его ученик, всячески пропагандировал и подчеркивал значимость идей Мида под названием «символический интеракционизм». Блумер ввел это понятие в 1937 г., а затем оно получило широкое распространение
|
|||
|