Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные положения Чикагской школы.



Основные положения Чикагской школы.

· Значение любого понятия возникает исключительно в социальном взаимодействии, не определяется свойствами объекта

· Объект есть то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии

· Пять стадий становления группового представления о социальной проблеме:

1.возникновение социальной проблемы (о чем все говорят)

2.легитимация проблемы (проблема принимает общепринятое значение)

3.мобилизация действий в отношении проблемы (вырабатывается перечень альтернативных действий по отношению к проблеме)

4.формирование плана действий (выбирается и разрабатывается конкретный план действий)

5.трансформация плана в ходе его эмпирического осуществления (наши действия будут меняться)

Сравнение:

Чигагская Айовская
Г. Блумер (1900 – 1987) 1.Описательные методвы, отсутствие точных определений 2.Личность – процесс непрерывного изменения в результате взаимодействия между I и me 3.Поведение объяснимо, но не предсказуемо 4.Ролевое поведение – role-making М. Кун (1911-1963) 1.Операционализация понятий, эмпирическая проверка 2.Теория самооценки личности – внимание к рефлексивному Я (смотря на себя глазами обобщенного другого мы оцениваем себя, формируя самооценку) 3.Поведение предсказуемо на основе интернализованных ожиданий (ролей), (мы в согласии с мешком своих ролей, но от нас требуют другого или иначе, конфликт ролей, перенапряженность от переизбытка ролей). 4.Ролевое поведение – проигрывание и принятие роли

1.Блумер выступает против операциональных определений, против методов исследования, как тесты, шкалирование, эксперимент и т.п., так как личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людьми находится в процессе постоянного изменения. Поэтому для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь изучение документов, различного вида наблю­дения, интервью и т.п. М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей зада­чей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпи­рическим путем. Ради этого он вводит операциональн определе­ния и т.д.

2. Методологические различия отчетливо проявляются в их трактовке структуры личнос­ти. Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения. Кун - поведе­ние личности можно предсказать на основе интернализованных ожиданий.

3.Блумер - Социальные установки личности не носят стабильного характера. Следовательно, невозможно однозначно выделить фак­торы, детерминирующие поведение личности, поэтому поведение личности можно как-то объяснить, но невозможно предсказать. Согласно Куну, если мы знаем референ­тную группу индивида, мы можем предсказать самооценку лично­сти, если мы знаем самооценку личности, мы можем предсказать ее поведение». Кун - «теста 20 ответов по самооценке» или теста «кто я».

4.Различие в подходах к ролевому поведению. Для Блумера ролевое поведение представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Кун, НЕ «делании роли», а о«исполнении», «проигрывании» роли или «принятии роли» - исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности.

 

В качестве существенного недостатка символи­ческого интеракционизма можно назвать и игнорирование им роли эмоций в человеческом поведении.

 

Теории референтной группы

Референтная группа - к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида.

 

  • Понятие «референтная группа» было использовано Т. Нькомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.
  •  Окончательное утверждение понятия «референтная группа» в западной социальной психологии связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. Ее нормы превращаются в социальные установки индивидов.
  • Весьма существенный вклад в разработку проблемы референтной группы внес известный американский социолог Р. Мертон. Он применил понятие референтной группы в широко известном исследовании «Американский солдат», в котором анализировались социальные установки и поведение американских солдат, воевавших во время Второй мировой войны в Европе. В 1952 г.

 

  • Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он отмечает, что понятием «референтная группа», обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой. Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептивными процессами.

На этом основании Келли выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную.

  1. Нормативная функция для того, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им.
  2. Сравнительно-оценочная функция референтной группы заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.