|
||||||
Основные положения Чикагской школы.Основные положения Чикагской школы. · Значение любого понятия возникает исключительно в социальном взаимодействии, не определяется свойствами объекта · Объект есть то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии · Пять стадий становления группового представления о социальной проблеме: 1.возникновение социальной проблемы (о чем все говорят) 2.легитимация проблемы (проблема принимает общепринятое значение) 3.мобилизация действий в отношении проблемы (вырабатывается перечень альтернативных действий по отношению к проблеме) 4.формирование плана действий (выбирается и разрабатывается конкретный план действий) 5.трансформация плана в ходе его эмпирического осуществления (наши действия будут меняться) Сравнение:
1.Блумер выступает против операциональных определений, против методов исследования, как тесты, шкалирование, эксперимент и т.п., так как личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людьми находится в процессе постоянного изменения. Поэтому для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь изучение документов, различного вида наблюдения, интервью и т.п. М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей задачей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпирическим путем. Ради этого он вводит операциональн определения и т.д. 2. Методологические различия отчетливо проявляются в их трактовке структуры личности. Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения. Кун - поведение личности можно предсказать на основе интернализованных ожиданий. 3.Блумер - Социальные установки личности не носят стабильного характера. Следовательно, невозможно однозначно выделить факторы, детерминирующие поведение личности, поэтому поведение личности можно как-то объяснить, но невозможно предсказать. Согласно Куну, если мы знаем референтную группу индивида, мы можем предсказать самооценку личности, если мы знаем самооценку личности, мы можем предсказать ее поведение». Кун - «теста 20 ответов по самооценке» или теста «кто я». 4.Различие в подходах к ролевому поведению. Для Блумера ролевое поведение представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Кун, НЕ «делании роли», а о«исполнении», «проигрывании» роли или «принятии роли» - исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности.
В качестве существенного недостатка символического интеракционизма можно назвать и игнорирование им роли эмоций в человеческом поведении.
Теории референтной группы Референтная группа - к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида.
На этом основании Келли выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную.
|
||||||
|