Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Символическая коммуникация. Структуры личности



Символическая коммуникация

Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, пред­ставители символического интеракционизма уделяют особенно боль­шое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. об­щению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.

Символический интеракционизм базируется на трех основных предпосылках:

ü Люди действуют на основе значений, которыми для них обладают вещи

ü  Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением;

ü Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.

 

«значимыми жестами» или «символами» - выражения лица, движения которые говорят о состоянии.

 

Только человек способен создавать симво­лы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация – главный при­знак, выделяющий человека из животного мира.

 

ü Личность не может формироваться вне общества.

 

Для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого». Только при этом условии, индивид превращается в личность, в социальное су­щество, которое способно сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком.

 

Общество мыслится лишь как коммуникация.

 

Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой лич­ности, ролью и референтной группой.

 

Структуры личности

Три основных компонента в структуре личности: /, те, self.

·  Я — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.

· Меня - т.е. каким меня должны видеть другие

· Личность — представляет собой совокупность импуль­сивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие.

 

 

Личность понимается как активное творческое существо, которое способно оценивать и кон­струировать собственные действия.

Случайные вариации и отклонения импульсивного Я и приводят к тому, что появляются новые шаблоны поведе­ния в обществе. Следовательно, изменения в обществе носят случайный характер.

 

Интеракционисты занимаются прежде всего исследованием такого состояния и пове­дения личности, которое характерно для процессов успешного сотрудничества данной личности с другими людьми.

 

Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма

В Символическом интеракционизме обычно выделяют по крайней мере две школы. Чикагская школа - Блумер -  ортодок­сально продолжает мидовские социально-психологические тради­ции.

Айовская школа – Кун – попытка модифицировать  отдельные мидовские концепции в духе неопозитивизма.

Основное различие - по методологическим вопросам, по проблеме определения понятий + разная база методов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.