|
|||
Символическая коммуникация. Структуры личностиСимволическая коммуникация Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. Символический интеракционизм базируется на трех основных предпосылках: ü Люди действуют на основе значений, которыми для них обладают вещи ü Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением; ü Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.
«значимыми жестами» или «символами» - выражения лица, движения которые говорят о состоянии.
Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация – главный признак, выделяющий человека из животного мира.
ü Личность не может формироваться вне общества.
Для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого». Только при этом условии, индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком.
Общество мыслится лишь как коммуникация.
Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой.
Структуры личности Три основных компонента в структуре личности: /, те, self. · Я — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности. · Меня - т.е. каким меня должны видеть другие · Личность — представляет собой совокупность импульсивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие.
Личность понимается как активное творческое существо, которое способно оценивать и конструировать собственные действия. Случайные вариации и отклонения импульсивного Я и приводят к тому, что появляются новые шаблоны поведения в обществе. Следовательно, изменения в обществе носят случайный характер.
Интеракционисты занимаются прежде всего исследованием такого состояния и поведения личности, которое характерно для процессов успешного сотрудничества данной личности с другими людьми.
Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма В Символическом интеракционизме обычно выделяют по крайней мере две школы. Чикагская школа - Блумер - ортодоксально продолжает мидовские социально-психологические традиции. Айовская школа – Кун – попытка модифицировать отдельные мидовские концепции в духе неопозитивизма. Основное различие - по методологическим вопросам, по проблеме определения понятий + разная база методов.
|
|||
|