Содержание занятий. Описание упражнений
Содержание занятий
Занятие 1. Представление программы, знакомство.
Ознакомление с задачами и правилами группы.
Цель: Установление контакта с участниками. Создание доверительной атмосферы. Сплочение группы.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Начало работы
| Представление ведущего. Информция о себе и о программе, о целях программы
| Создать дружелюбный и безопасный настрой, про
демонстрировать открытый стиль общения
| | Ведущий принимает участие
|
|
| Разминка
| Дни рождения»,
«Снежный ком”
| Знакомство и
сплочение группы
| | Ведущий
принимает
участие
|
|
| Работа по
теме
| Выработка правил (мозговой
штурм)
| Демонстрация демократического и безопасного стиля
общения
| ватман,
маркеры
| Возможен вариант - ведущий
сам предлагает
правила
|
|
| Разминка
| «Пингвины и медведи»
| Сплочение, разрядка
| | |
|
| Работа по теме
| Общий рисунок
| Выявление лидеров в группе
Материал для анализа атмосферы в группе
| Ватман, фломастеры, музыка
| Дать всем участникам рисовать
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
| Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах
|
| Ведущий может начать и показать как говорить о чувствах
| Занятие 2. Создание атмосферы доверия. Сплочение группы.
Цель: Создать доверительную атмосферу, обеспечить принятие каждого в группе. Сплотить участников группы.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Привет- е
| “Метафоры”
| Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
|
| Ведущий принимает участие
|
|
| Разминка
| “Построиться по ...”
| Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки.
|
| Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки.
|
| 15 – 20
| Работа по
теме
| “Горячий стул”
| Навык восприятия мнения окружающих о себе
|
|
|
|
| Работа по теме
| “Рисунок с поводырем”
| Снятие возбуждения межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.
| Рисунки, карандаши.
| Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со “слепым”.
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
|
|
| Ведущий может говорить о своих чувствах
|
Занятие 3.Отреагирование тревоги, снятие повышенной напряженности.
Цель: Создание доверительной атмосферы. Работа по снятию напряжения и тревоги.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Начало работы
| Приветствие
| Создать безопасную атмосферу, продемонстрировать открытый стиль общения
|
| Ведущий
принимает
участие
|
|
| Разминка
| “Поиск общего”
“Имена”
| Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности и
сплочение группы
|
| Ведущий
принимает
участие
|
|
| Работа по
теме
| “Игра-драматизация”
| Дети, при помощи игрушек изображают пугающие их ситуации школьной жизни
| Игрушки
| Обсуждение наиболее страшных моментов и своих ощущений.
|
|
| Разминка
| “Поросята и котята”
| Разрядка
|
| Ведущий заранее говорит, что он играть не будет так как должен следить за безопасностью
|
|
| Работа по теме
| “Щит”
| Снятие повышенной напряженности
| Щит и меч
| Щит держит взрослый или другой ребенок
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
| Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах
|
| Ведущий может начать и показать как говорить о чувствах
| Занятие 4.Повышение самооценки.
Цель: Осознать свою значимость, повысить уверенность в себе. Создать доверительную атмосферу в группе.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Приветствие
| “Метафоры”
| Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
|
| Ведущий принимает участие
|
|
| Разминка
| Путаница
| Сплочение группы
|
| Ведущие тоже
принимают
участие
|
|
| Работа по
теме
| “Царская семья”
| Дать ребенку возможность почувствовать свою значимость
| Карточки, фломастеры
| Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время упражнения?».
|
|
| Разминка
| “Колпак”
| Разрядка, смех, ощущение цельности группы.
|
|
|
|
| Работа по теме
| “Да – нет”
| Помогает увидеть общность и уникальность каждого.
|
|
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
| Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах
|
| Ведущий может начать и показать как говорить о чувствах
|
Занятие 5.Отработка ситуаций возникновения тревожности.
Цель: Выявить и отработать ситуации тревожащие ребенка.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Привет - е
| “Метафоры”
| Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
|
| Ведущий принимает участие
|
| 15 – 20
| Работа по
теме
| “Метод неоконченных предложений”
|
|
| В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые очень важно знать учителю.
|
|
| Разминка
| “Стул сгорел”
| Разрядка
|
| Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.
|
|
| Работа по теме
| Разыгрывание ситуаций
| Ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу
|
| Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
|
|
| Ведущий может говорить о своих чувствах
| Занятие 6.Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Работа по повышению самооценки.
Цель: Научить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Провести работу по повышению самооценки.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Привет - е
| “Метафоры”
| Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
|
| Ведущий принимает участие
|
|
| Разминка
| “ Щепки на реке ”
| Создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.
|
| После игры участники делятся своими чувствами, которые они испытывали во время плавания.
|
| 15 – 20
| Работа по
теме
| “Мои особенности и преимущества”
| Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого.
| Бумага, фломастеры (карандаши).
| Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.
|
|
| Разминка
| “Упражнение на релаксацию”
| Расслабление
|
| Обсуждение по окончанию
|
|
| Работа по теме
| “Преодолей препятствие”
| Формирование уверенности, преодоление тревоги
|
|
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
|
|
| Ведущий может говорить о своих чувствах
| Занятие 7.Отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Цель: Отработать уверенное поведение в конкретных ситуациях, возникающих в жизни.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Привет - е
| “Метафоры”
| Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
|
| Ведущий принимает участие
|
|
| Разминка
| “Поджигатель”
| Разрядка, сплочение
|
|
|
|
| Работа по
теме
| “Я Алла Пугачева”
| отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях
|
| После проведения упражнения каждый участник говорит о тех чувствах, которые возникли у него в ходе игры.
|
|
| Разминка
| “Разгоняем паровоз”
| Сплочение, ощущение общности группы.
|
|
|
|
| Работа по теме
| “ Карта моей личности”
| Формирование “Я - концепции”, возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.
| Бумага, фломастеры (карандаши).
| Обязательно обсуждение.
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
| Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах
|
| Ведущий может говорить о своих чувствах
|
Занятие 8.Отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Цель: Отработать уверенное поведение в конкретных ситуациях, возникающих в жизни и возможных ситуациях.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Приветствие
| “Метафоры”
| Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
|
| Ведущий принимает участие.
|
|
| Разминка
| “Слепец и поводырь”
| Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру.
|
| Обязательно обсуждение.
|
| 15 – 20
| Работа по
теме
| “Дерево радостей и печалей”
| Побудить участников обратиться к чувствам радости и печали. Обучение рассказывать о своих чувствах.
| Рулон бумаги, карандаши, цветная бумага, клей.
| Дискуссия по заранее заданным вопросам.
|
|
| Разминка
| “Ладошка”
| Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций
|
|
|
|
| Работа по теме
| “Доверяющее падение”
| Опыт преодоления недоверия и страха. Опыт доверительного отношения и поддержки.
|
| Важно поймать падающего.
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
|
|
| Ведущий может говорить о своих чувствах
|
Занятие 9.Формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения.
Цель:Формирование у детей навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
|
|
| Приветствие
| “Метафоры”
| Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
|
| Ведущий принимает участие
|
|
| Разминка
| “Дракон”
| Разрядка, сплочение
|
| Безопасное помещение.
|
| 15 – 20
| Работа по
теме
| “Корабле-крушение”
| Упражнение на формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения. Ознакомление с ролевой структурой группы - выявление лидеров, пассивной части, негативных лидеров группировок.
|
| Упражнение занимает много времени (40 минут минимум), возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы.
|
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями от занятия
|
|
| Ведущий может говорить о своих чувствах
|
Занятие 10. Завершение работы.
Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
№
| t
| Этап
| Описание
| Задача
| Материал
| Примечания
| 1.
|
| Начало работы
| Обмен чувствами “Вася - Вася”
| Вхождение в атмосферу группы. Разогрев группы.
|
| Ведущий принимает участие
| 2.
|
| Разминка
| Общий рисунок.
| Получение позитивных эмоций от совместной деятельности.
| Ватман, фломастеры, музыка
| Дать возможность рисовать всем участникам.
| 3.
|
| Работа по теме
| “Ладошка”
| Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.
|
| Ведущий принимает участие
| 4.
|
| Работа по теме
| “А что дальше?”
| Принятие каждым участником на себя ответственности за своё ближайшее будущее.
|
| Создание специальных условий
| 5.
|
| Завершение
| Завершающий обмен впечатлениями о тренинге. Ритуал прощания.
| Навык разговора о чувствах. Выражения позитивных эмоций.
|
| Ведущий принимает участие
|
Описание упражнений
|