Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диалог в рисунке.



Диалог в рисунке.

 

 

Александр выбирает сиреневый цвет, Влад – голубой. Александр начинает рисовать в центре листа парусник, задавая тему. Владик перехватывает инициативу (начиная рисовать, когда папа рисует свой рисунок), изображая море и небо. Мальчику нравится работа с цветом, он посвящает много времени его растушевке. Отец и сын рисуют, как последовательно, так и параллельно. Владик периодически жестами, без слов просит папу что-то нарисовать (но не рисует сам), папа в 80% случаев понимает его и откликается на просьбу. Если папа не понимает, то Владик все равно доносит свою мысль. Так, например, на рисунке появляется лодка. Рисунку дает название Александр («Погоня»), название пишет Влад. Александр сначала хочет написать название сам, но потом уступает сыну. Когда Владик пишет название с ошибкой, Александр произносит критикующую реплику.

Во время обсуждения взаимодействия и рисунка, отец и сын говорят о том, что довольны совместной работой. Особенно им понравилось то, что удалось воплотить единый замысел и понять друг друга без слов. Александру оказалось важным понимать сына. Оба члена семьи активно участвовали в обсуждении, Александр слушал Влада, а тот не боялся высказывать свое мнение. Тем не менее, обращает на себя внимание то, что помимо маленькой схематичной фигуры человека с краю листа, Влад не рисовал фигур, сосредоточившись на фоне. Все фигуры он просил рисовать отца. Александр с удовольствием брал инициативу на себя, не передавая ее сыну и критикуя его за допущенные ошибки.

Проведение данного упражнения позволило отцу и сыну узнавать друг друга, находить общий язык. Но в то же время, выявило существующие трудности взаимодействия.

Таким образом, арт-терапевтические техники в работе с данной семьей позволили отцу и сыну лучше узнать друг друга, найти общий контекст взаимодействия. В трех сессиях можно проследить существенную динамику. Изначально отец и сын демонстрировали незаинтересованность друг в друге – сын проявлял негативизм, в то время как отец занимал по отношению к нему критическую позицию. В ходе выполнения упражнений взаимодействие отца и сына начало налаживаться. Первым проявил инициативу Влад, на что, в последствии откликнулся Александр. Тем не менее, во всех работах прослеживается сильная неуверенность ребенка в себе, подкрепляемая критическим отношением отца. Работа с данной семьей будет продолжена. Опыт психотерапевтической работы с этой семьей показывает, что структура семьи крайне ригдна и с большим трудом поддается изменениям. В связи с этим достигнутые за 3 сессии результаты можно охарактеризовать как весьма значительные.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.