|
|||
Рисунок Александра. «Саша».. Рисунок Влада. «Владик.»Рисунок Александра. «Саша».
Александр рисует очень сосредоточенно, вдумчиво. Он явно увлечен процессом. Рисунок располагается в центре листа. По словам Александра, он использовал преимущественно теплые тона, от рисунка, по его мнению, исходит ощущение самодостаточности, наличия ядра (твердого, но в тоже время гибкого). Круг мягко движется вперед, рассекая голубое пространство. В обсуждении стало ясным, что Александру важно быть гибким в общении, сохраняя внутренний центр, собственную позицию. В процессе обсуждения Александр был немногословен, но работа над рисунком явно была для него важна, она запустила процесс переживания и рефлексии. Влад рисунком папы не интересовался, не участвовал в его обсуждении, вел себя демонстративно, проявляя в некоторой степени негативизм. Анализируя известные нам факты, можно сказать, что данное описание отражает стиль поведения Александра в семье. Он избегает конфликтов, не настаивая на собственной позиции. Но в то же время, он остается при своем мнении, которое достаточно жестко и не меняется даже в процессе спокойного обсуждения. Обращает на себя внимание также динамика рисунка – в нем отражено движение из правого верхнего угла в левый нижний.
Рисунок Влада. «Владик.»
Свое имя Влад рисует в виде хаотичных красных линий, не смотря на бумагу, рисунок быстро заканчивает. Говорит, что рисует то, что приходит ему в голову. Определяет свое имя как «веселое». Рисунок не обсуждает. Александр не интересуется рисунком сына, привлекая внимание к своему рисунку. В отношении отца к рисунку сына прослеживается обесценивание. От рисунка Влада остается противоречивое впечатление. С одной стороны, он очень энергичный, спонтанный, отражает связь с бессознательным процессом. С другой стороны, от рисунка остается впечатление, что он выполнен из позиции негативизма, желания избежать задания. Таким образом, данное упражнение показало отсутствие контакта отца и сына. Также можно предположить, что поведение ребенка было связано с обидой на отца.
2 сессия. «Рисунок левой рукой». Членам семьи предлагается левой рукой нарисовать свою любимую детскую игру, предварительно о ней вспомнив и описав ее. Предполагается, что рисунок левой рукой позволяет клиенту вспомнить ощущения детства. После рисования работы обсуждаются. Данное упражнение было предложено как отцу, так и сыну с целью поиска контекста, в котором возможно сходство их переживаний, а также организация взаимодействия. Во время разговора о любимых играх Влад рассказывает про игру в вышибалы. Александр описывает то, как в детстве он создал армию пластилиновых солдатиков, а также про игру в «Чижа». Влад демонстрирует большую заинтересованность в папином рассказе, задает ему много вопросов, на которые папа отвечает.
|
|||
|