Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диалог в рисунке. Случай 2



                                                                   Диалог в рисунке

 

Интерпретируя результаты методики, можно говорить о том, что в диаде мама-ребенок отсутствует диалог. Не ожидая реакции мамы, Влад часто берет инициативу, в то же время нуждаясь в действиях и обратной связи со стороны матери. Лариса же столь погружена в собственные переживания, что зачастую демонстрирует родительскую беспомощность. Характер взаимодействия показал, что она интересуется сыном, но не знает, как организовать взаимодействие.

Данный опыт помог Ларисе задуматься о своей родительской позиции. Она более активно включилась в воспитание сына и во взаимодействие с ним. Это привело к небольшому конфликту, так как Владу было сложно перестроиться, расставшись с инициативой в некоторых вопросах (и, соответственно, властью). Через некоторое время ситуация выровнялась, и Влад смог занять детскую позицию, в то время как мама укрепилась в родительской.

Таким образом, арт-терапевтические техники, обходя сопротивление, позволили маме и ребенку выразить свои чувства, запустили процесс рефлексии и позволили в значительной степени перестроить характер взаимодействия.

 

Случай 2

 

Психотерапевтическая работа проводилась с четырьмя членами семьи на протяжении длительного периода времени – полутора лет, потом был сделан перерыв на год, к моменту описываемых ниже событий работа была возобновлена и продолжалась 1 месяц. Состав семьи. Александр (50 лет), в анамнезе инсульт, занимает активную жизненную позицию, финансово обеспечивает семью. Татьяна (35 лет) – периодически работает в компании Александра, но большую часть времени и сил посвящает детям. Лера (14 лет) – диагноз ДЦП, умственная отсталость. Лера практически не говорит, демонстрирует сильную агрессию в адрес брата, при этом может быть ласкова, много привлекает к себе внимания родителей. Влад (8 лет) учится во втором классе, активный, смышленый мальчик, проявляет агрессию в отношении Леры. Запрос семьи после перерыва – регуляция отношений детей, коррекция отношений мамы и сына.

В общем виде ситуацию можно описать следующим образом. В семье присутствует сильный, часто скрываемый супружеский конфликт. Татьяна крайне эмоциональна, чувствует себя привязанной к детям и зависимой от обстоятельств (болезнь дочери, необходимость постоянно с ней заниматься). Александр обстоятелен, рассудителен, несколько отстранен от семьи. Основная претензия Татьяны – невключенность мужа, отсутствие помощи с его стороны. В супружеских конфликтах Татьяна пытается «достучаться» до Александра, в то время как он, опасаясь сильных эмоций, отстраняется еще больше. Иногда конфликты заканчиваются суицидальными угрозами со стороны женщины. Дети регулируют отношения супругов. Александр состоит в коалиции с Лерой (оправдывая ее действия и ругая Влада), Татьяна – с Владом (идя у него на поводу и оправдывая непослушание). В результате конфликт детей можно интерпретировать как отражение конфликта родителей. На момент описываемой ниже работы Татьяна с Лерой уехали в длительный отпуск в санаторий, в работе остались Влад и Александр. Это стало хорошей возможностью организовать и наладить их взаимодействие, помочь отцу и сыну узнать друг друга вне существующих стереотипов.

На трех сессиях семье было предложено три арт-терапевтических техники.

 

1 сессия. Александру и Владу было предложена попробовать несколько иную форму работу, на что оба дали свое согласие.

Разогрев. «Изобразить жестами имя». Членам семьи предлагалось изобразить свое имя жестами и повторить жесты других. Во время выполнения упражнения оба заметно смущаются.

«Рисунок имени». Членам предлагалось нарисовать свое имя. После чего рисунки совместно обсуждались.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.