Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гневное небо Испании 17 страница



Нам, лётчикам, пришлось много и основательно поработать в тылах врага. Мы штурмовали войска, выгружавшиеся на железнодорожных станциях, нападали на колонны, двигавшиеся по шоссейным дорогам. Обнаружив противника, в новых боях мы не бросались в атаку сломя голову. Тщательно оценивали обстановку. Старались занять наиболее выгодную позицию, используя солнце, время дня, поведение противника. И не забывали о задней полусфере.

Если группа противника состояла из бомбардировщиков, прикрытых истребителями, мы, выделив четыре — шесть машин, связывали ими самолёты прикрытия, а основными силами атаковали «Хейнкели-111». Заметив же одних истребителей врага, мы старались не ввязываться в бой, а пройти на территорию противника и поискать там его бомбардировщики. Они-то и были для нас целью № 1. А обнаружив их, атаковали. Основной удар направляли по ведущей девятке, вынуждая штурманов сбросить бомбы на свою территорию, не допуская их к позициям республиканских наземных войск. Когда бомбардировщики противника ко времени встречи уже выходили на боевой курс, мы открывали огонь с дальней дистанции.

Наши атаки имели успех при условии, если с первого же захода нам удавалось поджечь один или несколько бомбардировщиков ведущей девятки. Если этого мы достигали, то у лётчиков остальных вражеских самолётов остывал пыл, они очень часто старались тут же избавиться от груза и уйти на свою территорию.

Правда, не всегда обойдёшь заслон истребителей прикрытия. Иногда обстановка заставляла нас ввязываться в бой с «Фиатами» и «мессерами». Тогда бомбардировщиков атаковали И-15, обычно следовавшие за нами. Связанные боем, истребители противника не могли помочь своим подопечным. Если мы уже заставали другую эскадрилью в схватке с истребителями прикрытия, то сами, будто шмели, набрасывались на бомбардировщиков врага.

У лётчиков как бы повысилась острота зрения, увеличился угол обзора. Мы обнаруживали теперь противника раньше и на большем удалении, чем прежде. Этому способствовало и более точное распределение зон воздушного пространства между звеньями, а в звеньях — между парами. Лётчики за несколько секунд, которые отделяли начало атаки от момента открытия огня, успевали не только осмотреть заднюю полусферу, но и увидеть, что там происходит, оценить обстановку и принять соответствующее решение.

Бойцы научились лучше понимать друг друга в воздухе. Сигналы ведущего лётчики-ведомые улавливали быстрее, выполняли задания дружнее. Единство взглядов на ведение боя, тактику, практику боевой работы крепло с каждым новым вылетом.

Конечно, никакая осмотрительность, слаженность, слётанность, тактическое мастерство не гарантировали нас от атак противника со стороны задней полусферы. Обстановка, положение машины в пространстве во время воздушного боя изменяются в мгновение ока. В круговороте схватки при перемещении десятков машин как по горизонтали, так и по вертикали полусфера по отношению к одному истребителю противника может оказаться задней по отношению к другому, и наоборот. Правда, вероятность (непредвиденная вероятность) подобной встречи значительно уменьшилась.

Ещё в октябре мне врезался в память интересный разговор между Соколовым и Скляровым. Тогда он поразил меня, но потом подобные воспоминания о бое, казавшиеся поначалу почти невероятными, сделались обычными.

Речь шла даже не о первых атаках, которые помнят многие, а о действиях в середине схватки, когда лётчики достаточно накрутились и на вертикалях и на горизонталях.

Скляров и Соколов атаковали пару «Фиатов». Скляров был ведущим, Соколов — ведомым.

— Сблизился с «Фиатом» на 350–400 метров, — рассказывал Виктор Скляров. — «Ну, пора» — и пальцы на гашетку. И тут же себя одёрнул: «Спешишь! «Фиат» идёт впереди, в ус не дует. Не видит, значит». Подошёл к «Фиату» на 300–250 метров: «Ну!» А во мне будто второе «я» проснулось: «Чего торопиться? Ведь не видит тебя итальянец. Подойдёшь ближе — ударишь наверняка!» Первый-то, нетерпеливый, шепчет: «Уйдёт! Оба уйдут!» «Смотри: спокойненько летят. Не колготись!» — это терпеливый говорит. Дистанция — 200–150 метров. «Стреляй! Раззява!» — орёт первый. Тогда второй ещё громче: «Подожди! Ну, милый, подожди!» — и словно держит рукой гашетки, не даёт пустить в дело пулемёты.

Я словно Иванушка на распутье: то с первым согласен, то со вторым. Не успеваю на гашетки нажать, пока на стороне первого своего «я», а второй — гашетки рукой держит.

120-100 метров до «Фиата». Тут оба гаркнули: «Давай!» Ну, я и ударил. Посмотрел — прав второй. Сразу после очереди мой «Фиат» вроде удивлённо этак задумался, на месте как бы застыл. Я едва отвернул, чтобы не столкнуться с ним, а затем «крестничек» клюнул — и к земле, выпустив страусиное перо дыма.

«Молодец! — хвалю себя. — Молодец, проявил выдержку, послушал умного человека». Да и Ваге, Соколову, значит, дал возможность отличиться. Вслед за мной он сбил второго «Фиата». Правда, его лётчик успел сигануть на парашюте.

А Соколов поведал о бое так:

— Хотите верьте, хотите нет, а я иногда своим ведущим командую. Когда во время боя мы сумели зайти в хвост паре «Фиатов» и вышли на дистанцию около четырёхсот метров, а те нас не чуют, я одно твердил ведущему: «Дорогой ты мой, славненький, погоди, не вспугни их сердечных! Я ведь тоже хочу стрельнуть! Оставь мне моего «Фиата»!» И что ж? Послушался меня Витенька. Тогда я уже увереннее стал и не прошу — приказываю: «Не смей открывать огня! Не будь эгоистом!» Снова послушался Витя. А когда дистанция стала меньше ста пятидесяти метров, а Виктор устремился на «Фиаты» и забыл, наверное, что стрелять надо, я не выдержал, крикнул: «Да что ж ты, милок! Пора! Проскочишь, не успеешь выстрелить, перехитришь самого себя!» Сам же держу на прицеле своего «Фиата». И только успел крикнуть: «Давай!» — как Витя будто услышал меня, дал очередь, и из «Фиата» получилась свечка.

«Молодец! — мысленно сказал я ведущему. — Всегда слушайся, что тебе говорят старшие, и будет порядок».

Даю очередь по «Фиату». Да, видно, много сил потратил, командуя Скляровым. Мой «Фиат» только запарил. Не захотел гореть. Тут из кабины, как пробка из бутылки шампанского, выскочил парашют, а за куполом, как чёртик на ниточках, — лётчик. Вовремя! По мне сзади ударил очередью ещё один «Фиат». К счастью, он был далековато. Его пулемёты сделали лишь несколько дырок в хвосте моего самолёта. Мы — вверх. И пошла чехарда: за нами — «Фиаты», за «Фиатами» — наши ребята. В общем, свалка продолжалась. Но мы в накладе не остались.

Подмигнув слушателям, Вага хлопнул Виктора по плечу и наставительно сказал:

— И впредь, если полетим вместе, ты, Витек, повинуйся. Я тебе плохого не пожелаю.

Слушая исповеди, ребята хохотали, а Скляров, нахмурившись, отвечал:

— Хорошо, Иван. Будь по-твоему, раз у нас с тобой отработана телепатия. Только ты, будь ласка, стреляй получше. А то у Муссолини не хватит шелка на парашюты. Не вводи ты беднягу в расходы.

Шутка шуткой, но я по себе знаю и опытные люди подтвердят, что выдумки в этих рассказах в общем-то нет. Такое если и может выдумать, то лишь человек, переживший подобные перипетии боя. А из столь подробного отчёта о схватке следует один вывод: у лётчиков значительно повысилось восприятие происходящего, возросла быстрота и точность реакции в оценке обстановки, в принятии решения.

Ведь речь идёт об одном бое. Точнее, о единственной атаке, её завершающей части, когда машины прошли всего 300–320 метров, догоняя «Фиаты». Скляров хотел открыть огонь с дистанции 400–450 метров, а дал очередь со 120–100 метров. Следовательно, чувства, которыми они делились, были присущи им во время прохождения отрезка в 300–320 метров. Скорость И-16 превышала скорость «Фиата» на 90-100 километров в час, значит, отрезок в 300–350 метров лётчики преодолели за 10–12 секунд. И эти секунды вместили в себя оценку обстановки, рассуждения о правильности выбора и точное решение, определившее исход атаки.

Не всегда и не всем из нас сопутствовали только удачи. Общим несчастьем для всего нашего личного состава явилась тяжёлая утрата, которую мы понесли 28 декабря. Во время налёта наших самолётов на железнодорожную станцию огнём зенитной артиллерии сбили Ивана Соколова. Снаряд разорвался под самолётом. Машина загорелась. Лётчик, видимо, был тяжело ранен. Но несколько секунд спустя, вероятно придя в себя, Иван сумел выровнять беспорядочно падавшую машину. Более того, в глубоком пике ему удалось сбить пламя, ликвидировать пожар. Потом Соколов развернулся и стал уходить на республиканскую территорию. Машина шла достаточно ровно, мотор работал неплохо. Мы, продолжая штурмовку, подумали, что все обойдётся благополучно.

Соколова сопровождали, охраняя от противника — большого любителя лёгкой поживы. Мы уже давно знали эту слабость врага и не предоставляли подбитого товарища превратностям судьбы. Отход Соколова на свою территорию прикрывали Скляров и Рязанов. Ивану удалось дотянуть до своих. Однако посадить самолёт у него, очевидно, не осталось сил. Наверное, Соколов снова потерял сознание, иначе трудно понять происшедшее дальше. Машина с небольшим углом пикирования, но сильно накренясь, как бы безвольно скользя, ударилась о каменистую землю.

Больно, очень больно было сознавать, что погиб ещё один наш боевой товарищ — Иван Соколов, Вага, как любовно мы его называли. Теперь уже трудно вспомнить, откуда взялась ласковая кличка Вага. Наверное, из училища. Когда Соколов служил под Бобруйском в моем подразделении, его тоже называли Вагой.

Иван был уравновешенным и смелым человеком. Волевым лётчиком. Не терялся в сложной обстановке. Верным боевым другом считали его все наши однополчане. Можно было положиться на него как на самого себя. Соколов обладал великолепными качествами воздушного снайпера. В Бобруйском гарнизоне в подразделении, которым мне довелось командовать, очень немногие умели поражать воздушную цель так, как это делал Соколов. Командование не раз отмечало его мастерство, награждало призами.

После первого воздушного боя с «мессерами», когда решался вопрос о назначении высотных чистильщиков, после Смолякова — командира звена, я, не раздумывая, следующим назначил в четвёрку Соколова, твёрдо уверенный, что его место именно там. И в боях Соколов оправдал доверие. Только за двенадцать дней с начала Теруэльской операции на счету лётчика-истребителя Соколова числилось два самолёта противника, сбитых лично, и три — в группе. А свой общий счёт он открыл одним из первых — три сбил лично и семь машин противника уничтожил в группе.

Впрочем, Соколов обладал не только талантом лётчика-истребителя и воздушного снайпера, но и терпением и тактом педагога. Он выполнял в эскадрильи обязанности инструктора по воздушному бою…

Вернувшись после штурмовки на свой аэродром, я побежал на КП, к телефонам. Может быть, всё-таки жив Соколов… Теплилась ещё такая надежда. У аппаратов находилась наша переводчица Валентина Александровская. Она поглядела на меня крупными округлившимися глазами.

— Звонили с передовой? — спросил я.

Покусывая губы, чтобы сдержать слезы, Валя кивнула.

— Погиб?

— Соколов… погиб… — с трудом выговорила она и отвернулась. Для неё это была первая смерть в бою человека, которого она знала лично, с которым ещё какой-то час тому назад разговаривала, может быть, шутила, глядя снизу вверх на сокола в лётном комбинезоне на молниях и сбитом на затылок лётном шлеме.

— Поступило новое задание? — спросил я у Александровской.

— Да, товарищ командир группы. Вот оно… Быстро оценив смысл приказа, дал указание ускорить дозаправку горючим самолёты, пополнить боекомплект. Объяснил лётчикам характер цели, порядок и маршрут полёта и подхода. И как-то взгляд мой невольно задержался на бывших новичках, тех, кого готовил к схваткам с противником Иван Соколов.

«Новички, новички, — думал я, глядя на них, теперь уже обстрелянных истребителей, стоявших передо мной с суровыми, обветренными лицами. — Вас, когда были новичками, готовил к боям ваш наставник и друг Иван Соколов».

Словно наяву послышался мне вдруг голос Ивана:

— Будь всегда осмотрителен, собран, — говорил он ученику. — Первым обнаруживай противника. Уже в этом будет твоё преимущество перед врагом… Атакуй первым! Но прежде чем нажать на гашетки, обернись, посмотри, нет ли на хвосте врага. Огонь открывай с ближней дистанции. И обязательно прицельный! Старайся с первой атаки сбить или подбить противника. Стрелять с дальней дистанции неприцельно, навскидку обязан тогда, когда выручаешь из беды товарища или когда непременно хочешь заставить бомбардировщиков врага сбросить бомбы хотя бы на пятьсот-триста метров не доходя до цели…

Припомнился мне случай в Сарагосской операции. Как-то пришлось нам туговато. Я решил взять с собой в боевой вылет лётчика-новичка, которого тренировал Иван Соколов. В проведённых учебных боях пилот проявил себя неплохо, перегрузки выдерживал прилично и в общем показал хорошие результаты.

Узнав о моем приказании, Иван очень официально подошёл ко мне:

— Разрешите обратиться, товарищ командир!

— Слушаю, Иван.

— Товарищ командир, пока назначенного вами лётчика брать на боевой вылет не следует.

— В чем дело?

— С ним надо провести ещё два-три воздушных боя на перегрузки. Потом можно со спокойной совестью посылать на любое боевое задание.

— Но лететь больше некому!

— Я слетаю за него.

— Ты только что вернулся, вёл бой, устал…

— Пока я у него в дядьках, — настаивал Соколов, — то не только перед вами, а прежде всего перед своей совестью отвечаю за него. Дам все, что могу, отпущу от себя — пусть хоть на голове ходит. Спрошу как с товарища, а не как с ученика…

— Твои пойдут на голове. Скорее итальянец либо немец башку об землю расшибёт… И держишь ты их в страхе божьем.

— Жаловались? — немного насупился Иван.

— Нет, наоборот, — улыбнулся я. — А про страх божий… Сам видел, как ты их воспитываешь.

— Не для парада, в бой готовлю, товарищ командир.

И уговорил-таки Иван меня не брать с собой лётчика-новичка. Сам полетел. Попали мы в тяжёлую схватку. У меня в глазах рябило от перегрузок, когда мы дрались с превосходящей нас группой «Фиатов». Жарко пришлось. Соколов раза два отшивал от меня длинными очередями какой-то прилипчивый «Фиат». Новичок, действительно, вряд ли выдержал бы такое напряжение. Может быть, ему бы не хватило именно двух-трёх тренировочных боев, чтобы выдержать.

Да, лётчики, которых тренировал Иван Соколов, в схватках показывали себя грамотными истребителями, смелыми, напористыми, волевыми. Ведь именно грамотность в лётном и военном смысле позволяют пилоту быть смелым. Обладая одной только волей, и на балалайке «Барыню» не сыграешь. Поэтому понятна была та благодарность, с которой лётчики отзывались об Иване Соколове как об инструкторе… И вот его не стало…

Учтя горький опыт провала первого контрнаступления, франкисты сосредоточили значительные силы и 29 декабря снова перешли в контрнаступление. В нем участвовали наиболее подготовленные франкистские войска. Если в первом контрнаступлении действовало около четырёх дивизий противника, то теперь их было до семнадцати. Командовали ими наиболее опытные генералы. Контрнаступление пехоты поддерживало значительное количество танковых, артиллерийских и авиационных соединений и частей. На земле и в воздухе разгорелись ожесточённые, кровопролитные бои.

Мы, напрягая все силы — физические и моральные, поддерживали наземные части, поливали пулемётным огнём атакующие части противника, прикрывали республиканские войска от налётов бомбардировочной авиации врага. Одновременно вели воздушные схватки с истребителями. Вылетали на штурмовку железнодорожных станций и шоссейных дорог, по которым поступали на фронт подкрепления врага.

Став в известном смысле универсалами, мы, сами того не замечая, опрокидывали жившие в нас представления об истребителе как о лётчике, чьё предназначение — в основном схватка с самолётами противника в воздухе. Опыт показал, что истребители накрывают и наземные цели.

29 декабря 1937 года лётчики эскадрильи произвели по пять боевых вылетов. Дрались упорно. На бреющем полете расстреливали цепи шедшего на штурм Теруэля врага. Вели воздушные бои с бомбардировщиками и истребителями противника, прикрывали республиканские части с воздуха.

Не менее напряжёнными были и последующие дни. Линия фронта почти не изменялась, и мы понимали, что республиканские части держатся на своих позициях очень стойко. Не везде и не всегда мы успевали. Тогда на защитников Теруэля обрушивались «хейнкели». Не считаясь с потерями, франкисты стремились во что бы то ни стало захватить город к Новому году. Они вели почти беспрерывные атаки. Республиканские войска стояли насмерть. Ожесточённые атаки врага наталкивались на неприступную, как бы бетонную стену — стойкость республиканских войск.

Вспоминая об этих днях, прославленный республиканский генерал Эрнике Листер так охарактеризовал ход боев:

«29 декабря крупные силы пехоты пытались прорвать нашу оборону и в тот же день войти в Теруэль. Их поддерживали большое количество танков, адский огонь почти 600 орудий, ливень бомб (многие из которых были 250-500-килограммовыми), сбрасываемых 80 самолётами, и пулемётный огонь множества самолётов-истребителей.

На фронте от Конкуда до Сан-Бласа — на главном направлении атаки, защищаемом 11-й дивизией, противник не продвинулся вперёд ни на шаг ни 29-го, ни в следующий день, хотя атаковал беспрерывно.

Вот боевые сводки трёх бригад 11-й дивизии (все три бригады находились на линии фронта, я не имел ни одного человека в резерве), которые отражают напряжённость боя и героизм наших людей лучше, чем это смог бы сделать я:

«…1-я бригада, 29 декабря. После артиллерийской и миномётной подготовки, с огромной силой обрушившейся на наши позиции, противник предпринял мощную атаку против наших позиций и сектора 100-й бригады. Когда мы заканчиваем эту сводку, атака противника ещё продолжается. Отбивая атаки на протяжении всего дня, наши солдаты нанесли ему большой урон пулемётным огнём и ручными гранатами, и он оставил на проволочных заграждениях массу убитых. Авиация врага непрерывно действовала на протяжении всего дня, взаимодействуя с наземными силами.

30 декабря. На рассвете, после сильной артиллерийской подготовки, противник начал новую бешеную атаку с использованием ещё большего количества оружия и людей, чем накануне. Наши войска продолжали сражаться с непревзойдённым героизмом, но в некоторых местах вынуждены были отойти. В результате героических усилий мы вернули потерянное, принудив танки противника, уже достигшие наших позиций, отступить.

9-я бригада. 29 декабря. В предыдущую ночь противник пытался застать нас врасплох, но его атака была полностью отбита. Днём наблюдалась большая активность вражеской авиации и артиллерии, наши позиции подвергались интенсивной бомбардировке с воздуха и обстрелу из пушек. На правом фланге 100-й бригады нас дважды атаковали 15 танков. Ружейным и пулемётным огнём они были отбиты. В результате третьей атаки танкам удалось пересечь линию 100-й бригады.

30 декабря. После длительной авиационной и артиллерийской подготовки противник бросил большое количество людей и техники в яростную атаку, направленную главным образом против сектора 100-й бригады. Мы встретили его сильным фланговым огнём, отбили все атаки и причинили большие потери. Этот манёвр был совершён быстро и с большой отвагой.

100-я бригада. 29 декабря. После интенсивной авиационной и артиллерийской подготовки противник предпринял сильную атаку по всей линии фронта. Атака продолжается и сейчас, когда мы даём эту сводку. Враг использует все имеющиеся у него виды боевых средств и массы людей. Неоднократно земля устилалась трупами врагов. Наши солдаты с большим подъёмом совершают подвиги, восхищая своим героизмом.

30 декабря. Накануне мы сохранили наши позиции в итоге ожесточённого боя, в котором противник понёс огромные потери. Сегодня он предпринял новую атаку крупными силами людей, поддержанных большим количеством танков и другими военными средствами; эта атака, как и вчера, была отбита нашими солдатами со сверхчеловеческим напряжением. Мы сходились в рукопашной схватке не только с людьми, но даже с танками, достигшими линии нашей обороны. Причём люди не покинули своих позиций, они вывели из строя несколько танков противника, а других обратили в бегство. Тела раненых и трупы мятежников покрывают поле боя. Враг не подбирает их».

…В последние дни 1937 года противник предпринял новый ожесточённый штурм Теруэля. Казалось, что республиканские войска не выдержат такого свирепого натиска и оставят город. Противнику удалось даже захватить отдельные опорные пункты. Но большего достичь враг был не в состоянии. Республиканцы устояли, выдержали натиск. Более того, стоя насмерть, республиканские войска сумели ликвидировать очаги сопротивления в самом Теруэле, и 8 января 1938 года город был освобождён полностью.

В один из дней начавшегося второго наступления франкистов мы вышли на штурмовку железнодорожной станции. Противник круглосуточно подвозил к фронту резервы. Отказавшись от марша на Мадрид, командование мятежников и интервентов бросало все новые и новые части в район Теруэля, где республиканцы добились известного успеха.

Мы подошли к железнодорожной станции северо-восточнее Теруэля вместе с эскадрильей Фернандо Клаудина. На путях стоял эшелон с пехотой и артиллерией противника. Открыли огонь зенитки. Особенно неистовствовали малокалиберные, наиболее опасные для нас в момент выхода из атаки. Именно малокалиберная зенитная установка подбила самолёт Соколова. Как я выяснил, случилось это так.

Проводя штурмовку, мы обычно довольно точно устанавливали расположение батарей. Заканчивая атаку, лётчик выводил самолёт за пределы действия зениток и там шёл вверх. Казалось почти невероятным, чтобы снаряд малокалиберной зенитной артиллерии мог поразить машину, идущую на бреющем полете. Однако противник постоянно искал новые тактические приёмы стрельбы. Вероятно, в тот день, когда был сбит Соколов, зенитчики, охранявшие станцию, кроме обычных стационарных использовали несколько блуждающих малокалиберных батарей. Их хорошо маскировали, и они молчали до поры.

Когда штурмующие звенья установили границы зенитного огня и, не опасаясь, стали круто уходить вверх, блуждающие ли, резервные ли батареи и открыли по ним огонь. Дело в том, что при уходе вверх самолёта, он, во-первых, задрав нос, как бы подставляет под огонь наибольшую площадь, во-вторых, при изменении направления движения теряет скорость и, в-третьих, по отношению к наблюдателю — в данном случае зенитчику — машина как бы зависает в воздухе, становится на какое-то время неподвижной мишенью.

Вот в такой момент зависания противник и сбил Соколова. Следовавшие за Иваном истребители, конечно, атаковали батарею, разогнали прислугу, но уничтожить орудия было не под силу нашим пулемётам.

Теперь при штурмовке мы старались уходить вверх, пролетая за станцию, теряя несколько секунд, но почти в безопасности. Наша эскадрилья подожгла несколько вагонов со снарядами, расстреляла пехоту и кавалерию. Настал черед сменить прикрывавшую нас эскадрилью Клаудина. Мы отправились наверх, а наши товарищи-испанцы — вниз, на врага.

В это время к станции подошла смешанная группа «Фиатов» и «хейнкелей». Завязался бой. И тут я увидел, что два «Хейнкеля-111» прижали к земле один из самолётов эскадрильи Клаудина. Я ринулся вниз, давая очередь за очередью с дальней дистанции. Преследователи отвернули. И тут по номеру машины я узнал, что лётчик, которого я выручил из очень сложного, почти безвыходного положения, не кто иной, как Фернандо Клаудин. Он помахал мне рукой и пошёл вверх продолжать бой.

Истребителей противника мы обратили в бегство и пошли на свой аэродром. Минут через десять после посадки к нам прилетел Клаудин. Он с несвойственной для него живостью выскочил из кабины, подбежал ко мне и крепко обнял.

— Спасибо, спасибо, Алехандро, — взволнованно повторял Клаудин. — Теперь в каждый мой день рождения, прежде чем выпить за своё здоровье, я буду поднимать тост за тебя!

31 декабря мы работали с полным напряжением, оказывая поддержку обороняющимся. К концу дня эскадрилья четвёртый раз вылетела на боевое задание: действуя против атакующей пехоты противника, помогала республиканцам удерживать занятые позиции. Нас прикрывала эскадрилья Клаудина. После четырёх заходов нам предстояло поменяться местами.

Встретившись в воздухе с испанскими товарищами — эскадрильей Клаудина, мы пошли к фронту. Выйдя в район штурмовки, установили по сигналам расположение своих войск, наметили цели и пошли на врага.

В первой атаке по наступающим франкистским цепям мы заставили их залечь. На втором заходе, как и намечалось по плану, обрушились на артиллерийские огневые точки противника.

А дальше план штурмовки был нарушен. Разогнав солдат у орудий, мы выходили из второй атаки, когда заметили группу вражеских бомбардировщиков. Их ведущий закапчивал доворот на боевой курс. Эскадрилья Клаудина уже вступила в бой с истребителями прикрытия. Мы, не набирая высоты — времени для этого не оставалось, — с ходу пошли на сближение с бомбардировщиками. Атака пришлась снизу и сзади. Своим звеном я с дистанции 300–400 метров начал бить по франкистским самолётам, которым осталось самое большее пройти километр, чтобы дотянуть до цели — позиций республиканцев, истекающих кровью в неравной борьбе с отлично оснащённым артиллерией противником. Не хватало только, чтобы на наших глазах враг обрушил свой смертоносный груз на головы героических защитников Теруэля.

Вслед за мной и другие звенья эскадрильи открыли огонь по вышедшим на боевой курс «Хейнкелям-111». Но враг проявлял упорство. Видя, что его истребители прикрытия связаны боем и он фактически предоставлен самому себе, ведущий немецкой группы продолжал тянуть к цели.

Мы, развернувшись, повторили атаку. Моему звену удалось сбить головной самолёт первой девятки.

И тут нервы вражеских штурманов не выдержали. Чтобы облегчить свой отход, они начали беспорядочно сбрасывать бомбы. Многие из них угодили в расположение наступающих франкистских войск. Что ж, противник вдвойне наказан за упрямство. Решился идти — иди несмотря ни на что. Остановиться на полдороге — значит потерять все. Но могли ли интервенты пойти на риск? Конечно, нет. Всегда, когда на войне, в бою, вставал перед нашим врагом вопрос о жизни и смерти, он предпочитал рисковать всем не ради победы, а ради своей собственной шкуры.

Пока мы атаковали «Хейнкелей», к фронту почти одновременно подошли новые группы: одна противника — бомбардировщики под прикрытием истребителей, другая — наши СБ («катюши»), прикрываемые двумя эскадрильями И-16. На сравнительно небольшом участке неба над линией фронта сосредоточилось более 120 самолётов!

Вокруг нас носилось много самолётов. Одни стремительно взмывали вверх, стараясь уйти от погони; другие рвались вниз, чтобы затеряться среди других и спастись; третьи рывком бросались сбоку на чужой самолёт, случайно в неразберихе подставивший под огонь свой борт; неслись навстречу друг другу в лобовой атаке; подкрадывались к зазевавшемуся противнику сзади и били наверняка.

Светящиеся шнуры трассирующих пуль исчертили небо во всех направлениях. Казалось чудом, что в этой гуще ещё кто-то летает, борется, сражается. И с обеих сторон, точно ошалевшая, бьёт зенитная артиллерия, а на земле вздымаются разрывы бомб.

То в одном, то в другом месте воздушного пространства вспыхивает и катится вниз огненным клубком подбитый самолёт. Тот взрывается в воздухе, другой, стараясь сбить пламя, входит в крутое пике, оставляя за собой шлейф чёрного дыма, но, так и не выйдя из пикирования, врезается в землю. И среди этой коловерти стремительного движения и ревущих моторов, среди всплесков огня, окутанных, словно ватой, дымом разрывов зенитных снарядов, маячили медленно опускавшиеся купола парашютов — экипажи подбитых машин.

Видение боя входит в сознание как бы мгновенно запечатлёнными фотографиями. Общая картина схватки предстаёт словно мозаика. Наблюдать-то недосуг! Едва-едва на выходе с вертикали успеваешь оглядеться, прикинуть, как ведут эту воздушную рукопашную свои ребята, выбираешь цель и кидаешься к ней. Так я подошёл совсем близко к бомбардировщику противника. Машина занимает всю сетку прицела.

«Ну, сейчас я ему дам прикурить!» — проносится в мыслях.

Давлю на гашетки. Нет очереди! Быстро перезаряжаю пулемёты. Жму на гашетки до боли в пальцах. Молчат пулемёты. Патронов нет! Кончились… А уж как старался я экономить боекомплект!

Теперь приходилось быть трижды осмотрительным и внимательным. Приглядевшись к бою, к переплетениям, просверкам трассирующих пуль среди медленно расползающихся клубов от зенитных снарядов, я заметил, что патронов нет не только у меня. Это заметно по атакам: лётчики не подходят к противнику ближе, чем на 400–500 метров.

Пока мы связываем действия истребителей прикрытия, другая эскадрилья раскалывает строй бомбардировщиков противника. Немногим из них удаётся сбросить свой груз на цель. А наши СБ, плотно прикрытые вновь прибывшей эскадрильей И-16, уверенно вышли к позициям врага и отбомбились. Но вот отбомбившиеся машины, как наши, так и противника, на полном газу со снижением уходят на свою территорию, под прикрытие плотного огня зенитных батарей. За ними следуют истребители прикрытия, отсекая преследователей.

Воздушное пространство остаётся в распоряжении одних истребителей.

Теперь у многих из наших ребят, я вижу, тоже нет патронов! Однако ни один и не помышляет об отходе. Мы продолжаем всухую атаковать «Фиаты», особенно когда кто-либо из товарищей попадает в сложное положение. Пока враг не догадывается, что мы без патронов. «Фиаты» бросают цель и уходят в стороны, едва «ястребки» устремляются в ближний бой. А самочувствие в подобном случае у лётчика не из лучших. Чаще приходится оборачиваться, следя за своим хвостом: как бы враг не подкрался сзади.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.