Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гневное небо Испании 12 страница



После приземления мы узнали точные цифры сбитых вражеских самолётов и наши потери. Четырёх: лётчиков не досчитались мы в эскадрильях, принимавших участие в этом крупном бою. Ведь в воздухе в тот день находилось почти одновременно около двухсот самолётов! До того времени ещё не было в воздушном бою столь много самолётов.

Только в бою с нашей группой противник потерял четыре бомбардировщика и три истребителя.

В упорном сражении мы сорвали массированный удар авиации франкистов по наступающим республиканским войскам. Противнику не удалось ослабить сопротивление республиканцев при нанесении контрудара дивизией «Чёрные стрелы».

Наш удар по дивизии «Чёрные стрелы» задержал наступление, ослабил её силы. Дивизия не достигла сколько-нибудь значительного успеха, по крайней мере, такого, на который рассчитывал враг, планируя операцию. Его расчёты оказались опрокинутыми своевременными и упреждающими действиями республиканской авиации.

Через несколько дней после этого крупного сражения произошло, на мой взгляд, событие чрезвычайной важности. Мы впервые встретились в воздухе с немецкими истребителями «Мессершмитт-109». Ещё в сентябре, когда мы находились в Валенсии, нам довелось слышать много рассказов наших лётчиков об этой машине и немецких пилотах, воюющих на «мессерах». Борис Смирнов, Анатолий Серов и их ребята встречались с «мессерами» ещё в Брунетской операции. Но потом «мессеры» на несколько месяцев исчезли с горизонта в прямом и переносном смысле.

По мнению Серова и Смирнова, их исчезновение было продиктовано следующими причинами: «мессер» имел слабый хвост, при очень резком выходе из пикирования хвостовое оперение самолёта отламывалось в воздухе. Правда, вскоре немецкие механики стали укреплять хвост «мессера» расчалками, но это почти не помогало. Очевидно, поэтому Ме-109 и не участвовали в боях. Видимо, машины проходили доводку в заводских условиях. Теперь они, надо полагать, появились модернизированными.

Предупреждали нас ветераны и об одной особенности немецких лётчиков. Они открывали огонь с большой дистанции — 800–700 метров и вели его длинными очередями до 300–350 метров. Такая длительность очереди вызывала у нас удивление. Наши пулемёты не могли так стрелять — перегревались. И не верилось в результативность огня на большой дистанции.

Честно говоря, я придерживаюсь мнения, что дистанция при ведении огня на поражение играет решающую роль. Возьмём хотя бы такой пример. В ходе учебно-боевой подготовки были упражнения, на которые давалось двадцать патронов, и лётчик получал «отлично», если в мишени насчитывали пять его попаданий с дистанции от 350–300 до 50 метров. А при стрельбе в 800-1 000 метров давалась оценка «отлично», если из ста патронов мишень поражалась двумя пулями.

Безусловно, это не значит, что надо отказаться от огня с большой дистанции. Мы пришли к выводу, что следует улучшить качество оружейной стали наших пулемётов.

Нам говорили: немецкие лётчики ведут бой, имея преимущество в высоте. Мы учитывали это в боях с Ме-109. После того как мы изрядно потрепали «Чёрные стрелы» и сорвали операцию франкистов, враг стал очень интересоваться нашими аэродромами. Можно понять столь «пылкую любовь»!

Вспоминается такой эпизод. Вражеские бомбардировщики шли к республиканскому аэродрому Каспе. С командного пункта ВВС получаю приказ идти на перехват. Наша эскадрилья и эскадрилья Ивана Девотченко перехватили противника в нескольких километрах от аэродрома. С ходу пошли в атаку. Мы намеревались заставить неприятеля сбросить бомбы, не доходя до цели. Вдруг, уже в самый момент атаки, замечаю: выше и несколько позади бомбардировщиков — истребители, длинные серебристые самолёты. Когда они разворачивались, солнечные лучи заискрились на фюзеляжах и плоскостях машин.

«Мессеры»! — пронеслось в голове.

Они шли растянутым строем «пеленг». Ошибиться было довольно трудно. О появлении на фронте вражеских машин каких-либо других марок мы не слышали, а описания их силуэта и внешнего вида совпадали с увиденным.

«Мессеры» с полупереворота ринулись на нас. Основной удар приняла на себя эскадрилья Девотченко. Она шла впереди. Прекратив атаку бомбардировщиков, мы рванулись навстречу Ме-109. От «мессеров» к нашим самолётам потянулись светящиеся следы трассирующих пуль. «Мессеры» открыли огонь с большой дистанции и продолжали его до того момента, когда стрельба наших пулемётов не оказалась эффективной. Прекратив наскок, «мессеры», используя скорость, приобретённую на пикировании, стали круто уходить вверх.

Что и говорить, все это выглядело красиво, эффектно, но безрезультатно. Длинные очереди с большой дистанции, набор высоты, строгий строй, образцовая слётанность — все это подтверждало, что перед нами немецкие лётчики.

«Немцы очень боятся потерять превосходство в высоте…» — вспомнилось напоминание товарищей, уже воевавших с асами третьего рейха. Но тут, с ходу, в бою, предпринять что-либо для набора высоты было уже поздно. Пришлось в доли секунды выбирать иную форму схватки, которая лишила бы немцев преимущества.

Раз мы не можем добиться в свою пользу преимущества в высоте — немцы нам его не уступят, — то следует найти другой тактический приём борьбы, прежде всего с бомбардировщиками противника. И мы пошли вниз, под строй бомбардировщиков. Атаковали их снизу. При выходе из атаки старались не вырываться над их строем, чтобы не угодить под огонь «мессеров». Так мы бомбардировщиками противника прикрыли себя от атак истребителей врага, не желавших терять преимущество в высоте. «Хейнкели» выполняли роль щита — не станут же немецкие лётчики вести огонь сквозь строй своих самолётов! Так нам удалось лишить немцев их главного преимущества.

«Мессеры» бросались лишь на те машины, которые в пылу схватки всё-таки выходили выше строя бомбардировщиков или далеко в сторону, но опять-таки вели огонь со значительной дистанции и никак не желали спуститься к нам под строй «Хейнкелей-111». Чувствовалось, что «мессеры» находятся в замешательстве. В ходе боя они не могли найти тактический приём, чтобы напасть на нас с большим толком.

Два «мессера» всё-таки попытались подобраться к нам снизу. Но мы их заметили вовремя. Четверка И-16 дружно набросилась на врага. Один Ме-109 сбили. Другой поспешил убраться наверх подобру-поздорову.

Изолировав себя от «мессеров», мы уничтожили два бомбардировщика. Остальные вынуждены были сбросить бомбовый груз, не долетев до аэродрома Каспе. Лишь одиночным машинам удалось сбросить бомбы на лётное поле. Наши самолёты с этого аэродрома уже находились в воздухе.

В эскадрилье Девотченко погиб один лётчик. Он вырвался в атаке очень высоко, в стороне от основной группы. Там его и прижали «мессеры».

Крепко досталось и Ивану Девотченко. Как потом мы узнали, на его самолёте оказалась перебита система выпуска шасси, пробиты покрышки и повреждён один цилиндр в моторе. Однако все обошлось. Иван сумел посадить самолёт на брюхо.

О боях с «мессерами» мы говорили много. Их появление на нашем участке фронта было неожиданным. В первом бою мы не могли с ходу найти верный тактический приём для борьбы с ними, хотя знали, что немецкие лётчики дерутся, обладая превосходством в высоте. Этот воздушный бой мы подробно разобрали вместе с лётчиками эскадрильи Девотченко. В разборе приняли участие Иван Ерёменко и командиры других эскадрилий. Совместными усилиями мы выработали новые тактические приёмы для наращивания ударов по «мессерам».

Один из тактических приёмов заключался в следующем.

В каждой эскадрилье выделялось две пары наиболее подготовленных и физически крепких лётчиков. Им предстояло идти на 1 000–1200 метров выше общего боевого порядка эскадрильи и несколько позади. Когда эскадрилья вступит в бой с «мессерами», эта четвёрка должна атаковать врага сверху и гнать вниз, где их подхватывали бы другие пилоты. Находясь все время над «мессерами», эта четвёрка должна была внимательно следить за действиями противника и ни в коем случае не позволять ему уйти выше себя. Так мы навязывали немецким лётчикам наш план, нашу тактику боя, заставляли вести схватку в невыгодных для них условиях.

В группу высотных чистильщиков, как мы её назвали, сначала решили взять добровольцев. Оказалось, что каждый лётчик пожелал быть высотным чистильщиком. Пришлось назначить четвёрку приказным порядком. В нашей эскадрилье высотными чистильщиками стали Платон Смоляков, Виктор Скляров, Виктор Годунов и Иван Соколов.

Возможность проверить наши теоретические расчёты немцы предоставили нам безотлагательно. Словно по заказу.

Мы получили задание и вылетели на патрулирование — прикрывать наземные войска от возможных налётов бомбардировщиков. Свой боевой порядок построили по-новому. Четвёрка Смолякова держалась выше эскадрильи примерно на тысячу метров, несколько сзади и в стороне. Как мы и ожидали, через несколько минут появились «мессеры». Их было пятнадцать. Они шли прямо к линии фронта, метров на 600 выше нашего основного порядка. Знали мы и другое — за истребителями должны следовать бомбардировщики врага. Связывать себя боем нам, естественно, не хотелось. Поэтому пытаемся обойти «мессеров», не вступать с ними в схватку и выйти на основную цель — бомбардировщики, атаковать их, заставить сбросить смертоносный груз на своей территории. Этот манёвр основывался на расчёте, что «мессеров» свяжет боем другая наша эскадрилья, которая патрулировала в соседнем районе. Но так не получилось. «Мессеры», едва почуяв, что мы хотим пройти к бомбардировщикам, кинулись в атаку, используя своё превосходство в высоте.

Разворачиваемся, чтобы встретить врага лицом к лицу. Немцы уже, видимо, предвкушали лёгкую победу. И вот в критический момент, когда дистанция между нами не превышала 1 000—900 метров и «мессеры» каждое мгновенье могли открыть огонь со своей излюбленной дистанции, группа высотных чистильщиков во главе со Смоляковым кинулась на врага.

Это было для немцев полной неожиданностью. Видимо, лишь разглядев трассы пуль, идущие сверху, они поняли, откуда по ним стреляют. Атака «мессеров» не получилась. Ведь они представления не имели, какова численность атакующих сверху, и растерялись. Часть машин пошла вниз. Тут уж мы не дали им опомниться и встретили очередями. Другие самолёты противника рванулись наверх, чего только и ждали ребята из группы Смолякова. С первой же атаки они подожгли один Ме-109.

Бой завязался в двух ярусах. Внизу мы схватились с основной частью нападавших, вверху четвёрка Смолякова сражалась с четвёркой «мессеров». Видя, что путь наверх им отрезан, немцы решили выйти из боя. И тут, как бывает в подобных случаях, один из Ме-109 замешкался, и звено Ивана Панфилова расправилось с ним.

Тем временем группа высотных чистильщиков вступила в трудный поединок. Лётчики «мессеров», ринувшиеся наверх, оказались особенно сильными и хорошо подготовленными. Действовали они парами, атаковали умело, хорошо прикрывали друг друга. Нашим ребятам никак не удавалось расчленить их пары. А здесь ещё, как на грех, Виктор Скляров при выходе из атаки действовал не особенно умно, подался в сторону и оказался один.

Заметив одиночную машину, немцы парой кинулись на Склярова. Виктор пошёл на вертикаль, стараясь оторваться, да не тут-то было. «Мессеры» не уступали нам в манёвренности и скорости. На выручку Склярову поспешил Смоляков. Он вызволил Виктора из трудного положения, но сам в свою очередь нарвался на пару других «мессеров». Немцы были очень активны, хорошо ориентировались в ведении боя. Видя, какая опасность грозит Смолякову, звено Шубина из нижнего яруса пошло вверх на помощь товарищу. Но их опередил Годунов. Он своим самолётом прикрыл Смолякова. Очередь, выпущенная «мессером» по Смолякову, пришлась в машину Годунова. Его И-16 на какое-то мгновенье завис в воздухе, а потом свалился, начал беспорядочно падать. На подбитый истребитель Годунова по-шакальи бросилась пара «мессеров», но, увидев звено Шубина, прекратила преследование и на большой скорости вышла из боя. Оторвалась от нас и вторая пара, едва почувствовав, что осталась одна.

Смоляков, Скляров и Соколов не преследовали противника, а поспешили на прикрытие Годунова, самолёт которого продолжал беспорядочно падать.

Лишь метрах в четырёхстах от земли машина Годунова выровнялась, обрела управление и с углом градусов в тридцать пять пошла к земле. Она опускалась, словно подбитая птица, неуверенно скользя то на одно, то на другое крыло, покачиваясь из стороны в сторону.

Наконец машина Годунова приземлилась, вернее, упала, подняв облако жёлтой пыли. Лётчики прикрывали товарища, пока к самолёту подбежали бойцы и вытащили из кабины Виктора. Потом к месту падения подъехала санитарная машина, и Годунова увезли.

Только тогда Смоляков со своими товарищами ушёл на аэродром.

Ещё когда мы только начинали схватку с «мессерами», вторая группа наших истребителей, которая патрулировала соседний участок, поспешила на поддержку. Это была эскадрилья И-15 из группы Анатолия Серова. Приблизившись к месту боя, лётчики заметили бомбардировщиков противника, шедших к линии фронта. И-15 атаковали их, заставили сбросить бомбы на территорию мятежников и в ходе схватки сбили два самолёта.

После посадки мы, как обычно, собрались на КП эскадрильи. Хотя бой прошёл удачно, оправдал себя выработанный нами тактический приём против «мессеров» и мы даже сбили два самолёта, радости не чувствовалось. Неприятная тишина стояла на КП. Со взлётной полосы было слышно, как негромко переговариваются механики, осматривая машины, позвякивают гаечные ключи.

Мы переживали, беспокоились за Виктора. Жив ли он? А если жив, то что с ним? В каком он состоянии?

Я доложил на КП ВВС о результатах воздушного боя, потом спросил:

— Что с Годуновым? Мы видели, что его увезли на машине.

— Пока неизвестно, — ответили мне. — К нему поехал Радгауз. Как только прояснится что-нибудь, позвоним.

Поблагодарив, я положил трубку. Ребята, не сговариваясь, расположились около КП на солнышке, которое в это время греет так же, как в сентябре в России. Лётчики помалкивали, щурились, нет-нет и посмотрят на выстроившиеся самолёты, а меж машин, подобно смертельной ране, зияет пустота в том месте, где должна находиться машина Годунова.

Часа через два — звонок с КП ВВС.

— Задание на вылет!

Получив приказ, я снова спросил о Годунове, но ещё ничего не было известно.

Вылет прошёл спокойно. За время нашего патрулирования не появилось ни одного самолёта противника. Пришла смена, и мы вернулись. Подрулив к КП, около которого находилась стоянка моего самолёта, я выключил мотор и крикнул Михаилу Викторовичу, который был у телефона:

— Что с Годуновым?

— Пока неизвестно… — понурив голову, сказал Кригин.

Привезли обед. Но было не до еды. Хлебнули по ложке супа, поковыряли вилками второе, выпили сок. Снова ребята расположились поблизости от КП.

Солнце стало клониться к закату, когда наконец раздался долгожданный звонок. Мы уж отчаялись узнать о состоянии Годунова сегодня. Я схватил трубку. Говорил Радгауз, советник врача ВВС.

— Откуда ты, Леонид?

— Из госпиталя.

— Как Годунов?

— Жив. Хотя очень слаб. Большая потеря крови. Двумя пулями перебита левая рука.

— Жить будет?

— Должен выжить… Вообще уму непостижимо, как при таком ранении он пришёл в себя, смог управлять самолётом и даже посадить его! Надо обладать сверхчеловеческой волей. После подобного ранения по всем медицинским законам наступает шок. Только вмешательство врача может привести человека в себя. А Годунов очнулся и без всякой помощи нашёл в себе силы выровнять и приземлить машину. Удивительно!

— Виктор, он такой! — ответил я Радгаузу и мимикой постарался объяснить столпившимся около меня ребятам, что, мол, выкарабкается Годунов.

— Такой не такой… Ближайшие сутки покажут, как пойдёт дело. Переливание крови ему сделали. Как только будет транспортабелен, перевезём в Валенсию, — сказал Радгауз.

На этом разговор закончился. Нам оставалось ждать и надеяться, что дела пойдут хорошо.

Напряжение первых дней боев спало. Мы вылетали по нескольку раз на прикрытие наземных войск.

По вечерам, когда наставало время уезжать в городок, где мы квартировали, Михаил Викторович неизменно заставлял нас выезжать только в колонне, а в доме по ночам закрывал окна и строго следил за выполнением приказа.

Как-то после довольно нудного дня собрались ехать отдыхать. Одна из автомашин, на которых мы добирались с аэродрома до Альканьиса, почему-то забарахлила. Лётчики, приговаривая, что в тесноте — не в обиде, расселись по другим машинам. И поехали в город. Минут через пятнадцать шофёр устранил поломку и поспешил вслед за нами. Я уже говорил, что в Испании, как и везде на юге, быстро темнеет. Шофёр въехал в Альканьис в густых сумерках. И тут его машину обстреляли одновременно с двух чердаков, пробили лобовое стекло, крышу и две покрышки.

Добровольцы дружины охраны порядка, состоящей из местных жителей, сразу же оцепили эти дома. Квартал прочесали на совесть, но ничего, кроме стреляных гильз, не обнаружили. После этого случая всякие шуточки по адресу бдительности Михаила Викторовича Кригина прекратились. Ребята сами и следили за одновременностью выезда машин с аэродрома, и окна на ночь запирали.

А через несколько дней мы убедились, что «пятая колонна» внимательно наблюдает за нами и всячески старается помочь своим хозяевам — франкистам расправиться с лётчиками. Альканьис — тишайший городок, расположенный достаточно далеко от линии фронта, а враг вроде бы ни с того ни с сего принялся бомбить его по ночам. Причём бомбить не беспорядочно, а прицельно. На цель — дом, в котором мы жили, — их стали наводить разноцветными ракетами также агенты «пятой колонны». Они пускали их с разных сторон, а параболы их темнёхонько вели к нашей гасиенде, как называли наш дом ребята, припомнив читанные в детстве романы о прериях и ковбоях.

Бомбы ложились поблизости. Нам приходилось вскакивать с постелей и бежать в подвал. Налёт продолжался полчаса или несколько больше. Потом наступало затишье. Мы поднимались в комнаты, а через час снова слышалось прерывистое подвывание «Юнкерса». Опять с разных сторон к нашему дому тянулись разноцветные ракеты. И так раза два-три за ночь. Противник, что называется, принялся за нас основательно. Будучи не в состоянии расправиться с нами в воздухе, он донимал нас на земле. По утрам мы, усталые от беспокойной ночи, отправлялись на аэродром. Совершали, как правило, по четыре-пять вылетов, вели бои, а затем ехали в Альканьис под бомбёжку.

…В один из горячих дней около полудня мы возвратились после третьего боевого вылета. Два из них сопровождались тяжёлыми боями. Сбили пару «Фиатов», кое-кто нахватал порядочно пробоин.

Маленький Хосе, осмотрев наш «москас», широко и радостно улыбался:

— Спасибо, хефе! Ни одной дырки!

— Пожалуйста, Хосе! Рад стараться! — улыбнулся я и шутливо откозырял своему технику. Мы оба были очень довольны. Посмеиваясь, я взъерошил его чёрные волосы, а он похлопал меня по спине где-то между лопаткой и поясницей. Я твёрдо помнил трогательную просьбу своего техника — не привозить пробоин. Хосе остался у машины, чтоб дотошно, как обычно, проверить матчасть, проследить за заправкой и пополнением боекомплекта, а я пошёл на КП.

Едва я доложил Е. С. Птухину о результатах последнего вылета, как зазвонил местный телефон. Дежурный из въезда на аэродром сообщил:

— Хефе, камарадо руссо просит разрешения проехать к вам.

— Пропустите…

Хотелось отдохнуть, но раз пожаловал гость — надо принимать.

Вскоре у навеса КП остановилась легковая машина. Из неё вышел невысокий товарищ средних лет в штатском. Я видел его впервые и ждал представления.

— Дивизионный комиссар Усатый, главный политический советник республиканской армии.

Я отрапортовал, как и положено, о боеготовности самолётов, вылетах и результатах воздушных боев.

— В настоящее время эскадрилья находится в готовности номер два. Машины по звеньям рассредоточены по аэродрому, лётный состав — у самолётов, товарищ дивизионный комиссар.

Главный политический советник республиканской армии протянул мне руку.

«Усатый-то Усатый, только вот усов никак не замечаю. Настоящих, запорожских», — подумал я про себя.

Я представил советнику начальника штаба Кригина, инженеров Лопеса, Мануэля.

— Навестил вас, чтобы познакомиться с лётчиками вашей эскадрильи, — сказал Усатый.

— Товарищ дивизионный комиссар, при готовности номер два я не смогу собрать лётный состав.

Советник вскинул густые брови:

— Знаю. Да и не надо. Собрание я проводить не намерен. Обойдём звенья — вот и познакомимся. Так оно и лучше. Пройдусь на своих двоих, а то либо сижу, либо езжу. А скажите, товарищ Гусев, почему это машины расположены не как обычно, а по кругу?

«Заметил! — подумалось мне. — Сразу заметил. Быстрый глаз».

— Аэродром позволяет рассредоточить самолёты по кругу, что уменьшает потери при бомбёжке противником и ускоряет взлёт всей эскадрильи.

Усатый двигался быстро и легко. Гражданский костюм сидел на его статной фигуре по-военному, словно влитой. Я шёл чуть позади старшего по званию. У машины Ивана Панфилова дивизионный комиссар первым вступил в разговор. Представить его я так и не успел.

Стоял полуденный зной. Сидя в кабине, Иван обмахивался снятым с головы шлемом.

— Помогает? — улыбнувшись, спросил Усатый.

— Трохи-трохи… — ответил наблюдательный Панфилов, безошибочно угадав в подошедшем уроженца Украины. И слово за слово, между дивизионным комиссаром, командиром звена и ведомыми завязалась непринуждённая беседа. Комиссар рассказал о положении на фронтах и взаимоотношениях разных партий, входящих в состав правительства. Очень образно, живо передал свой разговор с одним из руководителей анархистской организации здесь на фронте. И закончил с ноткой сожаления в голосе:

— Так смотришь по делам, вроде не плохой парень. И сам хорошо воюет, и подразделение его крепко держится… А в головах — полный кавардак. Муть.

Простота в обращении, знание многих вопросов политической и экономической жизни Испании, умение разобраться в авиационных делах свидетельствовали о большом опыте работы дивизионного комиссара Усатого. Потом, поинтересовавшись нашим житьём, боевой работой, главный политический советник спросил:

— То, что все хорошо, — это не плохо. А что нужно, чтоб стало ещё лучше?

— Перво-наперво — зажигательные патроны, — твёрдо сказал Панфилов. — Мы об этом и раньше говорили нашим старшим товарищам, приезжавшим из штаба ВВС.

— Не дают?

— Вопрос — сколько?! На голодном пайке держат. У противника в боекомплекте — семьдесят пять — восемьдесят процентов патронов с зажигательными пулями. А у нас — двадцать — двадцать пять процентов, — пояснил Панфилов.

Лётчики, стоявшие около командира звена, закивали.

— Попробую помочь, товарищи, — и Усатый пошёл к следующему звену.

Дивизионный комиссар поговорил с лётчиками из трёх звеньев, когда над КП взвилась зелёная ракета.

Эскадрилья получила боевое задание. Я думал, что после нашего вылета дивизионный комиссар уедет. Но он дождался возвращения. Доложил Усатому, что задание выполнено. В воздушном бою мы участия не принимали: когда подошли, схватка уже заканчивалась. Сделали всего по одной атаке. Никого не сбили, сами потерь не имеем, пробоин тоже. При патрулировании противника в воздухе не обнаружили. На земле же не утихает ожесточённое сражение.

Затем я сообщил о выполнении задания на КП ВВС, и мы с дивизионным комиссаром поехали в четвёртое звено. Здесь, как и в остальных звеньях, лётчики сетовали на недостаток зажигательных патронов.

— Слышал о ваших нуждах, — сказал Усатый. — Постараюсь помочь. А какого вы мнения о противнике — об итальянских, немецких лётчиках? — обратился дивизионный комиссар к моему заместителю командиру звена Платону Смолякову.

— Немцы — враг серьёзный, — ответил Платон. — У них хорошая слётанность, отлично владеют машиной, пилотаж на высоте. Я про «мессершмитты» говорю. Лётчики на бомбёрах — упрямые. Но ни те, ни другие никогда не забывают, что под ними — Испания.

— Как это?

— Не своя страна, чужая земля. И погибать здесь им ни к чему. А воевать и по-настоящему и одновременно с оглядкой — невозможно. В отчаянном положении немцы дерутся отчаянно, а вообще стараются не рисковать. Итальянцы ещё меньше идут на риск. Их чаще всего приходится вынуждать на бой, если только они не прикрывают свои бомбардировщики. Тут они вступают в драку волей-неволей.

Около часа пробыл Усатый в звене Смолякова.

Во время беседы с лётчиками мне не удавалось представить дивизионного комиссара ребятам. Подойдя, он тут же вступал в разговор. Я не успевал и рта раскрыть.

Собравшись после полётов, пилоты и техники поинтересовались весёлым и толковым гостем.

— Кто этот симпатичный дядя? — спросил меня Жора. Я сказал.

— Ого! — не сдержался Скляров. — Тем более симпатичный. Этот, пожалуй, действительно пробьёт дело с зажигательными патронами.

— Да, — поддержал Виктора Смоляков, — не похоже, чтоб он словечко на ветер бросил. Ну, а коли все, кому мы плакались в жилетку о зажигательных патронах, поднажмут, то они будут.

Забегая вперёд, скажу, что наша настойчивость не пропала даром. Уже в конце октября в боекомплекте истребителей было до 60–75 процентов патронов с зажигательными пулями. Видимо, и дивизионный комиссар посодействовал нам.

…Мы не ослабляли бдительности, зная, что «пятая колонна» усиливает диверсионные действия.

Испанские товарищи из охраны порядка вылавливали ракетчиков по ночам. Но стоило стемнеть, как над Альканьисом снова появлялись бомбардировщики, а в сторону нашего дома с разных сторон опять летели ракеты разных цветов, указывая цель «Юнкерсам». Так продолжалось примерно неделю. Испанские товарищи рассчитывали, что с ракетчиками всё-таки удастся справиться. В перерывах между вылетами заваливались спать под крылом самолёта, но, честно говоря, мы не столько отдыхали, сколько мучились. Чтобы толково воевать, с полной отдачей сил, при таком напряжённом лётном дне нам необходимо было как следует отоспаться ночью.

Выход из препротивного положения подсказал Михаил Викторович. Километрах в пяти от аэродрома подыскали одиночный дом. Туда и переехали. А в город ежедневно отправлялись машины «с нами». То были товарищи из обслуживающего персонала. Побыв час-другой в Альканьисе, они на одной машине возвращались обратно на базу. Мы в эту пору уже спали взапуски, а франкисты по-прежнему бомбили наш дом в городе, ракетчики их направляли. А мы уже не искушали судьбу и жили в отдельном домике за городом, хотя и в тесноте, но, действительно, не в обиде.

В это же время произошёл и другой случай, который с достоверностью подтвердил, что «пятая колонна» не дремлет.

С «мессерами» мы сталкивались теперь почти каждый день. Немцам понадобилось довольно долгое время, чтобы найти хоть какое-нибудь противоядие нашему тактическому приёму с высотными чистильщиками. А пока нам удавалось ловить их на тот же крючок. В одном из боев я подбил Ме-109. Мы с ведомым сопровождали «мессер» до посадки, а потом патрулировали его, пока не увидели, что к машине подбежали солдаты и забрали пилота.

Вернувшись на базу, я приказал группе из охраны аэродрома выехать на тот участок фронта, где мы посадили Ме-109, найти пленного и привезти к нам. Начальник охраны был парнем расторопным. Часа через три он явился с пленным. Лётчик оказался командиром эскадрильи «мессершмиттов». Капитаном люфтваффе. Звали его Мюллер. Я доложил о задержанном на КП ВВС и получил приказание командующего генерала Сиснероса держать капитана Мюллера у себя в подразделении и обеспечить охрану, исключающую возможность побега.

Приказу я несколько удивился: к чему такие строгие напоминания? Поговорил с Кригиным, на которого возлагалась персональная ответственность за исполнение приказа командующего. Тот глянул на меня с улыбочкой:

— А про «пятую колонну» забыл?

Снова мне показалось, что Михаил Викторович несколько преувеличивает:

— Как же они узнают, где капитан?

— Это не самое сложное.

— А что же сложнее?

— Украсть. Но они непременно попробуют. Капитан люфтваффе — фигура значительная. Во всяком случае, в Испании.

— Но как они узнают, что капитан у нас? Ворона на хвосте им эти сведения не принесёт.

— Ворона не ворона, а ворон принесёт. Например, я думаю, что бомбёжка Альканьиса прекратилась не потому, что ракетчики перевелись. Дело, по-моему, сложнее. Ваши «заместители» в Альканьисе — отличные, преданные и проверенные ребята. И никто из обслуживающего персонала не знает толком, куда вы уезжаете вечером, где высаживаетесь по дороге. Но про то, что вы не ночуете в городе, «пятая колонна» узнала. Вот ночные налёты и прекратились. До выяснения…

— Так бывает в кино, — попробовал я отшутиться.

— Поживём — увидим.

«Если дело обстоит действительно так, то понятно, почему штаб ВВС принял столь строгие меры, — подумал я. — Тогда ясно и другое распоряжение, которое показалось мне поначалу необычным. За капитаном должны были приехать именно из штаба ВВС, а до этого предлагалось никому не передавать пленного и никому ничего о нем не говорить…»

Так капитан люфтваффе стал нашим непрошеным и таинственным «гостем». Его пришлось отвезти в наш секретный домик, приставить часовых.

На второй день мы, вернувшись с аэродрома, собирались на отдых. Сделали пять вылетов и порядочно измотались в воздушных боях. После ужина меня отозвал в сторонку Михаил Викторович.

— Идёмте к вам в комнату, — сказал начальник штаба. — Новости есть.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.