Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гневное небо Испании 7 страница



Первая группа наших лётчиков-добровольцев вернулась из Испании в апреле 1937 года. Среди них были Герои Советского Союза Павел Рычагов, Иван Копец, Сергей Чёрных. Их приглашали в гарнизоны. Они делились впечатлениями, рассказывали о событиях в Испании, о героической борьбе испанского народа.

Однажды Е. С. Птухин сказал:

— Наш гарнизон навестит Герой Советского Союза Сергей Чёрных.

Ожидали мы его с нетерпением. Готовились встретить достойно. Нам было очень важно узнать из первых рук о ведении настоящего воздушного боя.

Надеялся я и на откровенный личный разговор с Сергеем Чёрных. Ведь он несколько лет назад продолжительное время летал в моем звене. Расспросить его о воздушных боях в Испании я готовился с пристрастием.

Когда Сергей приехал в Бобруйск, мы его встретили с исключительным радушием. Гарнизонный клуб был переполнен.

Выступление Сергея было интересным, насыщенным пафосом фронтовых будней. Он подробно рассказывал о немецких и итальянских пилотах, с которыми вёл бои в воздухе, об их тактических приёмах, сообщил тактико-технические данные немецких и итальянских истребителей и бомбардировщиков. Остановился он и на том, как показали себя наши самолёты. Не обошёл Сергей и недостатки, которые, по его мнению, имелись в подготовке наших лётчиков и которые мешали успешному ведению воздушного боя. Отметил не оправдавшую себя плотность наших боевых порядков: малые интервалы и дистанции между самолётами в звене и между самими звеньями мешают манёвру, сковывают машины как ведущих, так и ведомых. Во время боев в Испании лётчики в эскадрилье Сергея Чёрных практически перестроили боевой порядок. Дела пошли куда лучше. Советовал Сергей нам при пилотаже и особенно в воздушных «боях» создавать большие перегрузки на вертикалях, стрелять по воздушным целям с дистанции 200 метров и ближе, научиться взлетать и садиться на площадки ограниченных размеров.

— Это очень важно прежде всего для тех, кто хочет поехать добровольцем. В Испании практически все аэродромы ограниченных размеров. Без хорошо отработанных навыков взлёта, а особенно посадки будет очень трудно.

Мы слушали Сергея Чёрных внимательно. Ярко и трогательно говорил Сергей о любви испанского народа к бойцам интернациональных бригад и особенно — к советским добровольцам: лётчикам, танкистам, пулемётчикам.

— Где бы мы ни беседовали с испанцами: в театре, в кино да и просто на улице, нас всюду встречали тепло, сердечно, по-братски.

После собрания я пригласил Сергея к себе.

— Не забыл, значит, подопечного, Александр Иванович.

Мы расцеловались. Я от души поздравил Чёрных с присвоением высокого звания Героя, пожелал новых успехов.

Сергей положил мне руку на плечо, дружески обнял:

— Тебе спасибо, товарищ командир звена. За учёбу. За требовательность. Ох, как она нужна, необходима для воспитания молодого лётчика… И, честно говоря, как мы её несправедливо недолюбливаем в дни учёбы. Это и вина наша, и беда.

Я порадовался за Сергея. Было приятно сознавать, что высокое звание не вскружило ему голову. Чёрных не зазнался, не задрал нос. Был по-прежнему простым, вдумчивым и хорошим парнем, каким я знал его с 1932 года, когда он прибыл в нашу часть по окончании лётной школы и был ведомым в моем звене.

Приятно было сознавать и то, что в воспитании Сергея Чёрных как лётчика и как человека есть доля, пусть небольшая, скромная доля, и моего труда.

Забегая вперёд, хочется отметить, что душевные качества и мастерство пилота Сергея Чёрных уважали во всех частях, где ему потом довелось служить.

Разговорились мы о товарищах, воевавших в Испании.

— Когда мы ехали в Испанию… Да и вы, и многие-многие другие не представляют себе, что такое фашизм, — нахмурил брови Сергей.

— Представляем, — ответил я. — Фильм «Болотные солдаты» смотрели, газеты читали.

— Все это не то… Один из наших лётчиков выбросился из горящего самолёта. Ветер отнёс его к позициям фашистов. На другой день при налёте на Мадрид немецкие пилоты из эскадрильи «Кондор» сбросили на парашюте тюк. В брезент было завёрнуто изрубленное на куски тело нашего товарища… Врачи нам сказали, что его рубили топором живого… Это не «Болотные солдаты», хотя фашистский концлагерь — самое дикое и жестокое на земле. В Испании мы лучше поняли, что такое ненависть. Научились ненавидеть фашистов.

Беседовали долго. И все же мне не удалось узнать у Сергея Чёрных, кому же всё-таки надо писать и куда, чтобы войти в число добровольцев и поехать сражаться с фашистами в Испанию.

— Никуда и никому не надо писать… Понадобишься — найдут. Ты же в армии.

Время пребывания Чёрных в нашем гарнизоне истекло быстро. Мы тепло распрощались. Он поехал в другие лётные части. А потом получил заслуженный отдых. Вновь я встретился с Сергеем в Одессе уже в 1940 году. Несколько месяцев мы опять работали вместе. Потом Чёрных отправился в Белосток. Здесь его застала война. Вскоре я потерял его след. И лишь много времени спустя узнал, что Сергея нет в живых.

Родом Сергей с Урала, из индустриального Нижнего Тагила. У него была чудесная семья: хорошая жена и двое отличных сыновей. Где они сейчас и что с ними — не знаю.

Надеюсь, они откликнутся, сообщат о себе.

В яркие наряды одевала весна белорусские поля и леса. Шёл 1937 год. Наш гарнизон жил размеренной и напряжённой жизнью. Мы усердно занимались учебно-боевой тренировкой. Постепенно вводили в неё те элементы, о которых говорил Сергей Чёрных. Сообщения из Испании продолжали беспокоить нас. Никто не оставался равнодушным к тому, что бои между республиканцами и фашистами разгорались все жарче и жарче.

Неожиданно в мае Е. С. Птухина вызвали в Москву. Одни утверждали, что начальника нашего гарнизона переводят с повышением в Киев. Другие предполагали, что его оставят в Управлении Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Обычно редко ошибавшийся «солдатский вестник», как выяснилось, дал на этот раз осечку. Некоторое время спустя мы узнали, что Евгений Саввич Птухин уехал в Испанию.

Мы приуныли.

Вскоре прибыл новый начальник нашего соединения — Герой Советского Союза, доброволец национально-революционной войны в Испании, участник боев над Мадридом и Гвадалахарой Сергей Прокофьевич Денисов.

Приняв соединение, Денисов строго проверил учебно-боевую и лётную подготовку частей. Сергей Прокофьевич оказался и требовательным, и приятным в обращении командиром. Разбирая полёты, он часто приводил поучительные примеры воздушных боев с фашистскими асами. В каждом из эпизодов содержалось нечто новое и необходимое для нас, военных лётчиков. Суровый опыт войны, оплаченный кровью наших лучших товарищей, определил основные направления учёбы  лётчиков.

Теперь уже не рассказ, а показ полётов более расчленёнными боевыми порядками сделался законом. Мы начали чаще проводить учебные стрельбы. В ведении воздушного боя и пилотажа большие перегрузки на вертикалях стали доминирующими приёмами схваток «противников». Больше внимания уделялось посадкам и взлётам с ограниченных площадок без опознавательных знаков. Обстановка полётов максимально приближалась к боевой.

Затем, к нашему удивлению, мы стали нарушать официальные инструкции по эксплуатации самолётов И-16. Нарушения, с точки зрения буквы инструкции, казались вопиющими.

Денисов заявил, что будем проводить взлёты и посадки при боковом и попутном ветре и в разных направлениях.

— Прежде всего, — сказал Денисов, — я покажу все эти элементы сам. Потом их тщательно отработает руководящий состав, вплоть до командиров звеньев. Только после того как вы научитесь это делать на «отлично», приступим к отработке со всем лётным составом.

Приказы начальства с начальством не обсуждаются, но в домашней обстановке мы часто спорили. Возможно ли сделать на истребителе И-16 то, о чём говорил Денисов? Этот вопрос интересовал всех. Сошлись на том: кому-кому, а Сергею Прокофьевичу лучше знать — получится или не получится. Припомнились тут мне слова Валерия Павловича Чкалова: «Я думаю, что ещё далеко не все возможности самолёта И-16 открыты. Вот о чём покумекайте…» Рассказал я о разговоре с Чкаловым своим товарищам. Многие скептики после этого поутихли, призадумались. Порешили на том, что инструкция — документ не только нужный, но и обязательный, однако он всё-таки не крылья, с помощью которых машина летает, и совсем не лётчик, который управляет машиной.

Посмотрим, как летает Денисов, а там и сами научимся.

Наутро собрались на аэродроме. Погода стояла будто на заказ. Далеко, значит, не идеальная. Дул порывистый ветер. По небу грядами скользили облака. Полосатый матерчатый конус на шесте то надувался колбасой, то бессильно опадал.

Появился Денисов, спокойный, улыбчивый. Прищурясь, посмотрел на нас:

— Под Мадридом бывало похуже. Там голое плоскогорье. Ветер гуляет и крутит, как ему вздумается. Только примеришься к нему, а он, черт, под другое крыло как шарахнет. Успевай вертеться.

Командир уверенно прошёл к подготовленной машине.

Его самолёт взлетел, не пробежав и половины взлётной полосы. Да, впрочем, какой взлётной полосы! Денисов повёл машину по полю, а ветер бил под левое крыло, грозя опрокинуть, едва она оторвётся от земли. Мы затаили дыхание, готовясь к самому худшему. Мы-то уж знали, как капризничает И-16, «ишак», когда на нем пробуют выделывать этакие фортели!

Но самолёт оказался послушным в опытных руках. Едва Денисов оторвался от земли, как тут же подвернул машину к ветру. Взлетел, набрал скорость и взмыл почти вертикально вверх. Сделал боевой разворот, вошёл в пике. После пике выполнил петлю, боевой разворот, бочку, иммельман, выпустил шасси и пошёл на посадку, опять держа ветер сбоку.

Присев на корточки, мы следили за приземлением. То ли нам показалось, то ли действительно так и было, ветер раза три крепко, «апперкотом» бил самолёт под крыло. Он чуть кренился, тотчас выравнивался и касался земли на повышенной скорости. Денисов быстро убрал газ, и машина будто замерла на месте, не пройдя и половины положенного при посадке пробега.

Мы облегчённо вздохнули и кинулись с возгласами радости к самолёту. Не каждый день доводилось нам видеть столь блистательный взлёт и посадку, да ещё при боковом ветре!

Подбежали к самолёту, а Денисов и не думал покидать его. Развернул его по ветру и снова взлетел. Сделал несколько фигур высшего пилотажа, как бы имитируя бой с противником. Снова с напряжённым вниманием следим за посадкой теперь уже при попутном ветре. Подталкивая друг друга локтями, восхищённо улыбаясь, мы чувствовали и понимали, что с таким учителем наверняка овладеем сложными приёмами, расширим возможности нашего лётного мастерства.

Денисов все ещё не покидал кабины И-16. Он приказал лишь убрать посадочные знаки. Вот командир опять в воздухе. Короткий, энергичный воздушный «бой». Как бы вынуждая противника к посадке, Денисов прижимает его к земле и, точно рассчитав место приземления и пробег машины, останавливается неподалёку  от нас, сгрудившихся на старте.

Мы были покорены его мастерством. Денисов практически показал: на самолёте И-16 можно выполнять полёты, не предусмотренные инструкцией по эксплуатации.

Затем состоялся детальный разбор полётов в необычных для нас условиях. Денисов, совсем не уставший, а только разгорячённый и взволнованный полётами, объяснял и показывал жестами, как это обычно делается у лётчиков, приёмы в условиях сложных полётов.

— Есть вопросы? — заканчивая объяснения, спросил Денисов.

Вопросы были. И много. Командир терпеливо и подробно отвечал.

Потом на учебно-тренировочной машине УТИ-4 он приступил к вывозке командиров частей и подразделений. После вывозных полётов каждый из нас на истребителе И-16 произвёл по нескольку самостоятельных вылетов при боковом и попутном ветре. Не скажу, будто эти, как бы теперь сказали, экспериментальные полёты дались нам легко, без труда, без напряжения, этак — сели и полетели. Уже каждый вывозной полет стоил не мало нервов. Денисов предупреждал ещё на земле, что возьмёт управление на себя лишь в критическом случае. Конечно, кто из нас хотел, чтоб командир соединения определил, будто пилот и машина находятся в критическом состоянии. Старались изо всех сил, вылезали из кабин мокрые, как мыши. Не от жары, конечно. Но ни один из командиров частей и подразделений не осрамился.

Когда вывозка, а затем и самостоятельные экспериментальные полёты завершились, мы пришли к чёткому и интересному выводу. Оказалось, истребитель И-16 вполне сносно, даже уверенно ведёт себя при взлёте и посадке при боковом и попутном ветре. Правда, при таких полётах от лётчика требуется неослабное внимание, предельная собранность и самообладание.

Лётный день прошёл без происшествий. Командир соединения поблагодарил нас за отличное выполнение задачи.

В последующие дни мы доводили отработку взлётов и посадок, но уже без стартовых знаков и на ограниченной размерами полосе.

Мы понимали: война в Испании — прелюдия к более ожесточённым боям. И тем, кому доведётся повоевать добровольцем в республиканской армии, и тем, кому не доведётся, одинаково жизненно необходим опыт воздушных боев в небе Испании. Этот опыт стал практически осваиваться в частях и подразделениях нашего гарнизона.

Учёба лётного состава продолжалась на земле и в воздухе. Постепенно, но неуклонно, переходя от простого к более сложному, мы осваивали практический боевой опыт испанской войны.

О наборе добровольцев в испанскую республиканскую армию по-прежнему ничего не было слышно. Молчал, словно воды в рот набрал, даже «солдатский вестник».

Тем временем газеты писали и радио сообщало об упорных, ожесточённых боях в Испании. Особенно на севере, в районе Бильбао.

В Советском Союзе продолжался сбор средств в помощь народу героически борющейся Испании. Писалось много и о том, что в ряды республиканцев изо дня в день вливаются все новые и новые добровольцы-интернационалисты, прибывающие из различных стран мира.

А у нас в соединении о наборе добровольцев — ни гу-гу…

Прошло некоторое время, и молнией облетела наш гарнизон весть:

— Москва прислала к нам комиссию…

По сообщениям «солдатского вестника», члены комиссии будут беседовать с лётчиками, изъявившими желание поехать добровольцами в Испанию.

Ожидая собеседования, мы как бы готовились к серьёзному экзамену. Омрачало нас то, что «вакантных» мест всего десять-пятнадцать. А лётчиков, уже давно подавших письменные рапорты, насчитывалось более пятидесяти. Наше волнение достигло предела.

«Кого возьмут? Каковы мои личные шансы на успех?» — так мысленно спрашивал себя каждый.

Начали приглашать на собеседование. Многие лётчики выходили из комнаты, где проходили беседы, недовольные собой. Хотелось сполна излить свои чувства, убедить членов комиссии, что именно ты достоин высокой чести стать добровольцем, именно ты отлично зарекомендуешь себя в боях с фашистами. А с языка срывались — так думалось — дежурные фразы: «Хочу помочь испанскому народу», «Хочу сразиться с фашистами…»

Лица членов комиссии были непроницаемы. Лётчики покидали кабинет с убеждением, что не смогли доказать представителям: «Меня, именно меня и прежде всего меня необходимо послать добровольцем в армию Испанской республики!»

Два дня томительных ожиданий казались бесконечными.

Наконец треволнения улеглись. Нам объявили имена тех, кто зачислен добровольцем. В группу вошло двенадцать лётчиков: Платон Смоляков, Иван Панфилов, Виктор Годунов, Виктор Скляров, Иван Соколов, Георгий Шубин, Евгений Соборнов, Алексей Ильин, Андрей Микулович, Илья Базаров, Петр Сильвестров. Старшим группы назначили меня.

Все мы хорошо знали друг друга. Ещё бы! Служили в одном соединении.

Самому старшему из нас едва стукнуло двадцать шесть, а младшему — двадцать два. Здоровья всем не занимать. Каждый из нас — спортсмен. Каждый освоил истребитель И-16.

Наша группа представляла собой весёлую, жизнерадостную компанию. Ребята всегда были готовы незлобиво подшутить над приятелем и понять шутку. Резвые, остро чувствовавшие юмор, мы могли дружно и громко хохотать, потому что жизнь била в нас ключом, все было впереди, мы — счастливчики, и любая опасность — трын-трава, коли рядом друг. «Один за всех, все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай» — эти заповеди воинского братства воспринимались нами не как красивые слова, а как закон, цель и смысл нашей жизни и нашей борьбы.

Когда я узнал состав группы, во мне появилась твёрдая убеждённость, что никто из ребят не подведёт ни себя, ни товарища, что мы с честью оправдаем доверие партии, комсомола, Родины.

Не на прогулку мы едем за Пиренеи, а воевать.

Прощание с семьями… Они не знают, куда именно мы отправляемся. Догадываются, может быть, но вида не подают. Матери, жены военных — это особые матери и особые жены. Разлуки, тревоги за дорогих им людей они переносят мужественно, сознавая, что сын или муж идёт на риск ради сотен, тысяч других людей, ради счастья сотен, тысяч не только родных, но и чужих детей… Да, сознавать это и провожать сыновей и любимых с сухими глазами, с улыбкой гордости…

Всё-таки матери и жены военных — особые матери и особые жены!

Прощаемся с «невезучими» товарищами и друзьями, остающимися в гарнизоне. Утро свежее, ясное, ласковое.

— Ребята, пишите! — слышалось с перрона.

— Напишем, напишем! Каждый день по строчке! — отвечали мы, высовываясь из окон вагона, хотя не знали точно, но догадывались, что весточку, наверное, скоро послать не удастся.

Последний звонок станционного колокола. Три мерных звучных удара. Поезд двигается мягко, набирая скорость, унося каждого навстречу своей судьбе.

Москва… Сутолока прокалённых меж домами улиц, размягчённый жарой асфальт под ногами, прохладные коридоры толстостенных высоких зданий… Назойливые мысли: а вдруг в последнюю минуту что-то случится и мы или я один никуда не поедем. Но вот нам выдали документы, гражданскую одежду.

Через три дня мы оказались в Ленинграде. Можно сказать, прямо с Московского вокзала попали на борт теплохода «Кооперация». Перед отплытием, как по старому русскому обычаю перед дорогой, помолчали. Бывает молчание, которое насыщено смыслом и содержанием больше, чем шумные и многословные тирады.

Балтийское море не бушевало. В ярких лучах солнца серебрились его волны. «Кооперация» взяла курс на Гавр — французский порт. Находясь на борту, я ощутил досаду: мы, несколько коренных ленинградцев, даже не смогли увидеть родных, знакомых, проститься с ними. Потом порешил: лишние расспросы, лишние проводы, лишние слезы. Успокоился.

Вместе с нами на теплоходе находилась ещё одна группа лётчиков-добровольцев. Они из Ленинградского военного округа. Старший группы Иван Девотченко оказался моим однокашником по лётному училищу. Остальные быстро перезнакомились. В группе Девотченко находились Шестаков, Матвеев, Ларионов, Зубарев, Степанов, Доброницкий, Журавлёв, Буряк и другие.

Погода стояла прекрасная. Форштевень, окутываясь пеной, вспарывал густые волны. На корме, на фоне длинной белой дорожки, стелющейся за кораблём, трепетал под ветром красный флаг Страны Советов. Мы ещё жили на плывущей частичке Родины. Но в ближайшем будущем предстояло расставание и с ней. Оттого на душе становилось грустно.

На палубе ли, в каютах главной темой разговоров была Испания. Всех тревожило положение на фронтах. Оно оставалось нестабильным. Радио доносило до нас известия о неравных воздушных боях в испанском небе. И нам хотелось как можно скорее попасть за Пиренеи. Скоро ли удастся? Нам сказали: французское правительство не только член, но и организатор пресловутого Комитета по невмешательству в дела Испании. А поскольку наш путь в Испанию лежит через территорию Франции, мы беспокоились, не задержат ли нас парижские власти. Из сообщений прессы мы знали: Комитет ведёт хитрую политику — на помощь республиканской Испании смотрит как бы в бинокль с десятикратным по меньшей мере увеличением, а на поставки немецкого и итальянского оружия и солдат бандам мятежников — с обратной стороны, с уменьшением во сто крат.

Объединённые общими мыслями, общими идеями и одной целью, лётчики нашей группы очень скоро установили тёплые товарищеские отношения с ленинградцами. В дальнейшем эти отношения переросли в крепкую боевую дружбу. Забегая вперёд, скажу: это очень помогло нам в период тяжёлых воздушных боев. Презирая опасность, лётчики спешили друг другу на выручку, не задумываясь, грудью прикрывали товарища, подставляя себя под удар противника и порой принимая на себя свинцовую очередь.

А пока мы восторгались морем, любовались переливистой лунной дорожкой, большую часть времени, проводя на палубе. Потом разыгрался шторм. Поначалу вид седого моря, взлёты корабля на гребни и скольжение в межхребетья волн даже забавляли нас. Но погода испортилась не на шутку. На второй день с удивлением да и просто с ужасом узнали, что многие из нас, лётчиков, несмотря на крепкое здоровье, тренажи и тысячу раз пережитую болтанку в воздухе, страдают — да и как ещё! — морской болезнью. «Шутки» шторма пришлись нам не по нутру. При виде колбасы или сливочного масла нас мутило, а отчаянные, рискнувшие пойти в столовую, почти неизменно «дарили» морю свой обед.

Почти не поднимаясь с коек, мы, кряхтя и постанывая, ворочались с боку на бок. Старались отыскать то немыслимое положение, при котором могло бы наступить хоть крошечное облегчение. Но такого положения не существовало. По ночам в полутьме каюты мы теряли пространственную ориентацию. Потолок чудился внизу, пол — наверху, а сам ты вроде бы стоишь на голове, пока очередной вал не накренит теплоход и ты не почувствуешь, что внутренности твои подкатывают к горлу. В голове шум, будто испытываешь двигатель в бетонном бункере, в желудке ералаш… И чтоб этому морю ни дна, ни покрышки!

Капитан и члены команды частенько нас навещали. Успокаивали: мол, и опытные моряки, бывает, всю жизнь страдают морской болезнью и, тем не менее, плавают. Очень приятное утешение! Кое-кто из страдальцев пытался изобразить улыбку — понимаем, мол, понимаем ваши добрые чувства, спасибочки. Глядя на розовые лица моряков, — а не на наши, цвета морской волны, — никак не подумаешь, будто они говорят правду. Великая благодарность вам, моряки, за сочувствие! Не всякий рождённый летать может ещё и плавать!

Ох, морская служба…

То ли дело в авиации! Сидишь себе, держишь ручку управления, глядишь по сторонам и с высоты орлиного полёта оглядываешь землю. Красота!

Но всему приходит конец, даже шторму.

Несколько часов сна, и мы словно воскресли. Только диву давались — как это вдруг? Бодрой рысью потянулись к обеденным столам, куда нас гнало ощущение, которое в литературе именуется «волчьим голодом». Вид хлеба вызвал восторг, и, не дожидаясь, когда на столе появятся тарелки с едой, мы густо мазали горчицей и солили вдосталь ломти чёрного вкусно пахнущего хлеба и уплетали его за обе щеки. Думаю, утром, днём и вечером мы умяли подчистую весь рацион, «сэкономленный» нами за несколько суток шторма.

Довольные, с лоснящимися от сытной пищи щеками, мы подняли наши отяжелевшие тела на палубу. Перед взором открылась чудесная панорама. Спокойное, отражающее чистую гладь неба море, а впереди по горизонту — берег и город. Гавр.

Спустя несколько часов, тепло распрощавшись с экипажем «Кооперации», сходим на берег. Французы и француженки, толпившиеся в порту, то улыбались, то хмурили брови. Некоторые из них, прикрываясь зонтиками, настороженно всматривались в русские лица. Я видел, как пухлые щеки одного французского толстяка наливались синеватой бледностью.

На пирсе нас встретил военный атташе советского посольства во Франции Васильченко. Немного минут потребовалось, чтобы почувствовать, что человек он очень хороший, душевный, простой. Позже мы узнали, что Васильченко — один из героев гражданской войны. Нам особенно приятно, что он наш коллега по профессии. Уже в первые послеоктябрьские годы он был лётчиком. На висках Васильченко вдоль и поперёк пересекались тоненькие бороздки. Когда он пожимал наши руки, его добрые синеватые глаза блестели молодо…

— Не слишком ли увлекаешься, Саша, воспоминаниями о днях мирных, учебных? Давай-ка лучше продолжим начатый разговор о наших промашках с «ромео».

Голос Смолякова отрывает меня от воспоминаний. Я-то думал, полночи прошло, а Платон едва успел, морщась, съесть пол-апельсина. Остатки кинул через плечо.

Белые рубашки Панфилова и Смолякова в лунном свете казались голубыми, а лица более взрослыми и мужественными. Странная штука — воспоминания. Перед твоим мысленным взором прошлое не появляется кадр за кадром, как в кино, а возникает ощущение пережитого, вся картина сразу.

Вот рядом со мной сидят два моих друга. С ними я служу вот уже несколько лет. Они действительно одни из лучших лётчиков Бобруйского гарнизона. На учебных стрельбах, тренировочных полётах Платон и Иван всегда сохраняли выдержку. Но поди ж ты, в первом же бою с «ромео» куда девалось их да и моё самообладание! Мы вели себя словно мальчишки-приготовишки. А о том, как преследовали самолёт-разведчик, припомнить стыдно: четыре против одного, израсходовали почти весь боекомплект. И едва добились успеха.

Словно угадав мои мысли, а вернее, мы просто одинаково думали об одном и том же, Панфилов сказал:

— Конечно, «мудрое» студенческое изречение «Теория — это то, что не применяется на практике» — глупость. Но спаять и то и другое в одно целое не так-то легко и просто.

— Ещё бы! — прервал Ивана несколько экспансивный Смоляков. — Про себя скажу. На учениях думаешь вот этим, — и он ткнул себя пальцем в лоб. — Заранее раз и навсегда усвоил — ничегошеньки-то с тобой не случится. А в бою каждая пуля может быть твоей. Тут начинаешь соображать уже не только лбом, но и затылком. Это происходит непроизвольно. Помимо твоей воли. Начинаешь нервничать.

«Ну уж если Смоляков о нервах заговорил…» — подумал я, но в душе невольно согласился с ним.

— Это верно, — поддержал Платона и Панфилов. — Только тут важны и различия в тактике — нашей и нашего врага. Чтобы изучить её, надо делать очень тщательные разборы каждого боя, каждой встречи с противником. Без этого мы можем понести неоправданные потери…

На КП раздаётся телефонный звонок. Спешу туда. Слышится знакомый, мягкий голос Евгения Саввича:

— Ещё не спишь, Александр Иванович? А пора бы. Работёнка завтра предстоит горячая…

Сделав секундную паузу, Евгений Саввич продолжал доброжелательным тоном:

— Москву, Брянск, Бобруйск, Гавр да Париж приятно вспомнить. Я тоже вспоминаю, тоскую по краям родным. Но завтра, повторяю, ждут нас жаркие дела. Ложись-ка спать! Приятного тебе сна.

— И вам, Евгений Саввич, спокойной ночи.

Сон ко мне не приходит ещё долго. Ворочаюсь под простыней. В уме прикидываю, как сложится для нас приближающееся утро.

 

Глава 4. Эстафета мужества

На арагонском направлении. — Прикрываем штурмовиков. — Противозенитный манёвр Алонсо. — «Фиаты» уклонились от боя. — Сквозь огненную бурю. — Колонна мятежников разгромлена. — Ещё один экзамен на зрелость. — Щедрость сердец, солидарность, дружба

 

Утро 24 августа 1937 года. Республиканские войска перешли в наступление в Арагоне. Рассвет застал нас уже на аэродроме. Наши боевые друзья — техники, оружейники, работники штаба, тыла во главе с Кригиным, инженеры Лопес и Луис, начальник по снабжению Мануэль — подготовили самолёты эскадрильи к предстоящему вылету.

Подтянутый, гладко выбритый В. М. Кригин доложил:

— Все самолёты к выполнению боевого задания готовы. Связь с командным пунктом ВВС фронта, с аэродромом штурмовиков и соседними авиабазами в порядке.

Завтрак лётчикам подали своевременно. Поели с аппетитом. За столами не слышалось обычных шуток. Лица ребят были сосредоточены, спокойны. Лётный состав собираю у КП. Уточняю порядок взлёта и прикрытия группы штурмовиков. Ещё раз напоминаю, как должна действовать каждая наша пара, если нас атакуют истребители противника. Сомнений нет, что лётчики правильно поняли свои задачи. Расходимся по самолётам, занимаем свои места. Готовность № 1.

Наступили томительные минуты ожидания. Кругом тишина. Солнечный шар выскочил из-за горизонта с такой необыкновенной для нас, северян, скоростью, будто футбольный мяч от крепкого удара форварда. Встрепенулись пичуги. Местность показалась мне удивительно знакомой. Она напомнила степь под Одессой, выжженную, осеннюю. Но вскоре дневное светило стало припекать сильнее и сильнее. Мы опять почувствовали себя на жаркой земле Испании.

С базы штурмовиков сообщили: экипажи тоже в кабинах. По расчётному времени запуск моторов и взлёт — через несколько минут.

Я и начальник штаба эскадрильи томились на КП у стола с телефонами. Но нам было легче, чем ребятам в тесных кабинах. Мы не сидели, будто связанные по рукам и ногам. На телефоны старались не смотреть. И вдруг звонок заставил нас вздрогнуть. Заливался не тот аппарат. Я взял трубку и услышал голос Е. С. Птухина. Он находился на командном пункте ВВС фронта.

— Гусев?

— Так точно!

Доложил о готовности к вылету.

— Как самочувствие ребят?

— Боевое.

— Настроение?

— Отличное.

— Напоминаю: успех действий штурмовиков зависит от надёжности прикрытия их вашими истребителями.

— Понятно.

— Как с родных спрошу! Желаю всем успеха и благополучного возвращения! Ни пуха, ни пера! Не зарывайтесь. Ваша задача — надёжное прикрытие. Все!

— Так точно! Надёжно прикроем!

— Мы будем наблюдать за вашими действиями с КП. И ещё: раньше вас по целям бомбовый удар нанесёт группа СБ. Район операции прикрывает группа И-15 и И-16.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.