Гештальт в работе с тревогой и тревожностью
Данная программа представляет собой серию групповых занятий по 40 минут. Групповой эффект от занятий заключается в возможности у участников группы получить поддержку и обратную связь от сверстников; увидеть, что они не одиноки в своих переживаниях, — это само по себе уже имеет терапевтический эффект. Кроме того, проблемы, вызывающие у людей тревогу, часто схожи между собой, и посредством присоединения во время индивидуальных сессий человек, не решившийся на индивидуальную работу, имеет возможность завершить свои незавершенные ситуации, оставаясь в тени.
Цель: снижение уровня личностной тревожности у учащихся основной и средней школы, склонных к тревожным реакциям.
Задачи:
• создание условий для исследования участниками группы своих личностных границ;
• обучение членов группы навыкам сосредоточения на дыхании;
• оказание участникам группы помощи в завершении незавершенных гештальтов;
• обучение членов группы навыкам эффективного взаимодействия (активного слушания, Я-заявления).
Целевая группа: учащиеся основной и средней школы, склонные к тревожным реакциям.
Теоретическое обоснование
Предметом изучения в гештальт-психологии являются отношения между организмом и средой. Это обусловлено тем, что ни один индивид не самодостаточен. Он может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое поле. Поведение индивида — функция этого поля; оно определяется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно удовлетворительны, то поведение индивида считается нормальным. Если отношения конфликтны, то поведение индивида описывается как ненормальное.
Функционирование человека в среде происходит на контактной границе между ним и его средой. Там же возникают и психологические события, которые являются предметом исследования в психологии. Под границей здесь понимается точка, в которой происходит отделение Я от не-Я. Наши мысли, действия, поведение, эмоции — это способ выражения и принятия событий, происходящих на границе. Граница в рамках гештальт-подхода представляет собой функцию поля организм/среда. Она позволяет индивиду чередовать пребывание в контакте с отделением от среды. Если граница между организмом и средой становится неясной или утрачивает свою проницаемость, то это приводит к нарушению контакта, осознавания и отделения себя от другого. Граница между организмом и средой должна поддерживаться в состоянии проницаемости, чтобы происходил обмен, и в то же время быть достаточно прочной для сохранения автономии.
Индивид вступает во взаимодействие со средой посредством двух систем: сенсорной и моторной. Сенсорная система обеспечивает ему ориентацию, а моторная — манипуляцию. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен найти в среде необходимые материалы, а затем манипулировать ими таким образом, чтобы органический баланс был восстановлен, и тогда гештальт будет завершен. Это можно представить в виде следующей схемы.
В результате выделения фигуры из фона возрастает мобилизация энергии — возникает возбуждение, необходимое для совершения манипуляции, удовлетворяющей потребности индивида. Возбуждение всегда сопровождается усиленным метаболизмом — окислением накопленных пищевых субстанций, и потому возникает насущная потребность в большом количестве кислорода. Организм реагирует на это учащением и увеличением амплитуды дыхания.
Если по каким-либо причинам (внутренним или внешним) манипуляция не может быть совершена, то организм старается заблокировать возникшее возбуждение с помощью контроля дыхания. Вместо спонтанного углубления дыхания — как вдохов, так и выдохов — человек продолжает дышать так, как он дышал перед возбуждением. Затем грудная клетка сжимается, чтобы усилить выдох и избавить легкие от углекислого газа (продукта окисления). Вместе с непроизвольным сжатием груди возникает тревога. Она возникает во всех случаях, когда организму не хватает кислорода.
Итак, тревога, с точки зрения гештальт-подхода, — это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения.
В тот момент, когда индивид старается заблокировать возникшее возбуждение посредством контроля дыхания, нарушается функция границы контакта. Она утрачивает свою проницаемость, что препятствует удовлетворению потребности и завершению гештальта.
Если индивид часто использует такой способ прерывания контакта со средой, то тревога накапливается и становится недифференцированной. Развивается такая черта личности, как тревожность. В рамках гештальт-подхода тревожность понимается как склонность индивида к тревожным реакциям.
Исходя из всего вышесказанного работа с тревожностью включает в себя три направления:
I. Обучение навыкам сосредоточения на собственном дыхании (помогает исследовать, каким образом различными структурами мышечных напряжений индивид останавливает полный выдох).
II. Исследование личностных границ (помогает восстановить способность к контакту с окружающей средой).
III. Перевод тревоги в возбуждение и нахождение таких путей удовлетворения потребностей, вызвавших это возбуждение, которые безопасны для других функций организма (помогает завершить незавершенные гештальты).
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: познакомить участников группы с целями групповой работы и друг с другом.
Материалы: бланки к упражнению «Мой личный герб» (см. Приложение 1), листы обратной связи (см. Приложение 2).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Упражнение «Снежный ком».
2. Упражнение «Пары». В парах в течение минуты рассказать о себе, а затем в кругу рассказать о своем партнере от первого лица.
3. Упражнение «Мой личный герб». Участники рисуют свой герб на заранее приготовленных бланках, затем гербы вывешиваются и участники в течение 5 минут знакомятся с ними.
4. Ведущий объясняет цели и режим работы группы.
5. Шеринг или письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 2
Цель: создание в группе атмосферы безопасности.
Материалы: ватман, маркеры, газета, листы обратной связи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Мозговой штурм «Ожидания/Соглашения». На ватмане цветными маркерами записываются сначала ожидания, затем соглашения или правила работы группы.
3. Упражнение «Все на борт». Вся группа должна уместиться на газетном листе и простоять 5 секунд, не касаясь пола.
Или упражнение «Узелки». Участники группы встают в круг, протягивают руки в центр и берутся за руки, образуя замкнутую цепочку; далее они должны распутаться в кругу, не размыкая рук.
4. Шеринг (эмоциональный обмен).
5. Письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: обучение навыкам сосредоточения внимания на дыхании.
Материалы: гимнастические коврики, листы обратной связи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Упражнение «Осознавание дыхания». Участникам предлагается лечь или сесть удобно, закрыть глаза и в течение 5–7 минут обращать внимание на свое дыхание, поочередно сосредоточиваясь на вдохе, выдохе, мышечных ощущениях, особенностях дыхания. (Подробно см.: Ф. Перлз. Практика гештальт-терапии. с.156.)
3. Шеринг (эмоциональный обмен).
4. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проанализировать и осмыслить опыт, полученный во время выполнения упражнения.
5. Письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: исследование границы контакта.
Материалы: листы формата А3, цветные карандаши, листы обратной связи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Упражнение «Мой мир». Участникам предлагается нарисовать на листах формата А3 мир, который существует вокруг них, оставив в центре пустое место размером с ладонь. Затем им надо нарисовать в центре себя и то, как они взаимодействуют с этим миром.
3. Шеринг (эмоциональный обмен).
4. Индивидуальная сессия (по итогам упражнения).
5. Письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 5
Цель: создание условий для приобретения участниками группы позитивного опыта контактирования.
Материалы: листы обратной связи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Упражнение «Волшебные ладошки». Прохлопать друг друга в парах по очереди по всей поверхности тела в течение 15 минут.
3. Шеринг (эмоциональный обмен).
4. Индивидуальная сессия (по итогам упражнения).
5. Письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия на границе контакта.
Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Я-заявление», листы обратной связи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Теоретический блок «Я-заявление» (см. Приложение 3).
3. «Я-заявление» — практическая часть (см. Приложение 4).
4. Письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 7
Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия на границе контакта.
Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Активное слушание», листы обратной связи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Теоретический блок «Активное слушание» (см. Приложение 5).
3. «Активное слушание» — практическая часть (см. Приложение 6).
4. Письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 8–14
Цель: создание условий для перевода участниками группы своей тревоги в возбуждение и безопасное удовлетворение потребностей, вызвавших это возбуждение (создание условий для завершения незавершенных гештальтов).
Материалы: листы обратной связи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проработать ситуацию вызывающую у него тревогу, беспокойство.
3. Шеринг (эмоциональный обмен).
4. Письменная обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 15
Цель: подведение итогов, завершение групповой работы.
Материалы: кисточки для «обнималок» или свечи и фольга по количеству участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Шеринг (кто с чем пришел).
2. Подведение итогов групповой работы: анализ ожиданий, шеринг.
3. Упражнение «Обнималки». Участникам раздаются кисточки разных цветов, они в свободном порядке подходят друг к другу, благодарят за работу, говорят теплые слова на прощание и завязывают несколько нитей из своей кисточки на нить партнеру. В конце упражнения вместо кисточек у каждого участника получается разноцветное ожерелье.
Или упражнение «Свечи». Участники зажигают свечи, в свободном порядке подходят друг к другу, прощаются и капают воск на ладошку, застеленную фольгой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мой личный герб
Имя_______________________
То, что я действительно люблю делать
| То, что я, по моему мнению, делаю хорошо
| Моя любимая вещь из того, что я имею
| Мой девиз
| Места, которые я посетил
| | |