Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное учреждение



Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Александра Матросова»

Принято на заседании Утверждаю
педагогического совета                                         Директор МБУДО ДДТ
Протокол №___                                                        ____________Т.А. Зернова
от «__» _________2017 г.                                             «__» ____________2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-педагогической направленности

«Музейон» как основа нравственного, духовного и художественного  воздействия на ребенка»

Возраст детей 10-17 лет

                                                   Разработчик:

                                                       Дроздова Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования

                                                           

г. Великие Луки

2017г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                     

                                                                                                   

1. Пояснительная записка                                                                                                                 

2. Учебно-тематический план (1 год обучения)                    

3. Содержание образовательной программы                            

4. Методическое обеспечение образовательной программы  

5. Литература                                                                          

6. Рекомендуемая литература для обучающихся                    

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Образовательная программа

«Музейон» как основа нравственного, духовного и художественного воздействия на ребенка» - одно из направлений деятельности Музея по приобщению обучающихся к истории и культуре нашей Родины, вводящей в мир Православия, ознакомления с основами краеведения, историей образования в г. Великие Луки. 

Программа реализуется в Музее истории образования ДДТ им. А. Матросова  и включает в себя такие проекты, как «Музейно-храмовый комплекс как основа нравственного, духовного и патриотического воздействия на учащихся» (на базе Педагогического лицея) в рамках интеграции основного и дополнительного образования. Программа детского объединения рассчитана на 2 группы, из которых старшая «Музейон» содержит 216  часов в год,  а младшая «Проба пера» - 144 час. Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью по 3 и  2 часа. Прием детей в объединение проходит на добровольной основе, без предъявления каких-либо требований. При этом учитывается возраст, психологические особенности, уровень образовательной подготовки.

    Программа имеет культурологическую направленность через интеграцию основного и дополнительного образования, углубление содержания образования и создание оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития ребенка     Основная черта проекта – различные формы интеграции учебного заведения и музея. Особенность интегрированных занятий в том, что они отходят от традиционной организации образовательного процесса, как по форме, так и по времени занятий и методу их проведения. Частично музейные занятия проходят в учебное время в стенах школы; либо в послеурочное время в помещении музея. Практикуются автобусные и пешеходные экскурсии.

    В процессе работы разработан механизм, вовлекающий в свою деятельность как учителя, так и ученика. Музейные занятия, интерактивные выставки, тематические экспозиции, лектории, беседы и встречи строятся таким образом, чтобы учитель и ученик, оказавшись в нетрадиционной обстановке, глубже расширил возможность активной деятельности ребенка на основе его интереса. При этом работают все каналы восприятия ребенка (логико-аналитический, психомоторный и чувственный). Постоянно меняется представление о музее. Это не закрытый урок, а «музей – встреча», «музей – игра», «музей – театр», где главное диалог между экспонатом и посетителем, реликвией и гостем. Так созерцатель становится участником, в некотором случае – учеником церковно-приходской школы или реального училища, т.е. активным участником образовательного процесса.

    На базе нашего музея действует несколько программ, но только проект

«Музейон» как основа нравственного, духовного и художественно-личностного воздействия на ребенка», носит не только развивающий характер, но имеет большие отличия, так как в нем востребованы такие принципы образования, как: историзм, проблемность, интегрированность, коммуникативность, рефлективность, рост музейной культуры в процессе обучения.

Говоря о музейной культуре, мы особенное внимание уделяем духовной составляющей. Исходя из этого, определены виды деятельности программы:

 

1. Педагогическое воздействие в форме:

музейных уроков, бесед, лекций, обзоров по изучению жизни и духовного просвещения. 

 

2. Экскурсии (пешеходные и автобусные) к местам бывших и ныне действующих храмов и монастырей на территории города и Великолукского района.

 

3. Полевые, трудовые десанты по благоустройству территории при храмах и другие послушнические работы по благословлению священства.

 

4. Научно-исследовательская работа с документами Архива, знакомство с правилами использования архивного материала в работе.

 

5. Работа с источниками (Центральная библиотека, библиотека Свято-Вознесенского монастыря).

 

6. Встреча с ветеранами педагогического труда, старейшими жителями города, писателями и краеведами, сбор воспоминаний о работе церковно-приходских школ, о духовном образовании в городе.

 

7. Беседы со священнослужителями, сотрудниками приходов, членами их семей, сбор материалов по данной теме.

 

8. Изучение материалов в Музее истории образования.

 

9. Написание рефератов по изучению материалов на избранную тему.

 

10. Подготовка праздника по итогам работы года, презентация выставки по изученной теме.

 

11. Изучение и организация внутришкольных мероприятий в соответствии с сезонными и календарными циклами духовных праздников.

 

12. Пополнение фонда Музея истории образования в результате поисковой работы, подготовка экспонатов для экспозиции.

 

13. Издание методического материала по итогам работы года в форме буклетов, методических пособий, сборников.

 

В этом и помогает музейная педагогика как предмет, формирующий историческое сознание и музейную культуру. Научно – методическая основа программы – социокультурный системный подход в развитии внутреннего мира ребенка, освоение системы ведущих ценностей, свойственных отечественному образованию.

Вся работа строится по следующим направлениям:

1. консультационно-методическое – обеспечение методическими разработками, дидактическим материалом; проведение индивидуальных консультаций;

2. информационное – проведение семинаров, деловых встреч по вопросам методики; освоение музейного пространства; изучение образовательных программ, действующих в музее;

3. практическое – участие в организации и проведении музейных занятий: интеграция уроков, салонов, уроков-вернисажей и т.д.

Нетрадиционные формы занятий вызывают у учащихся творческий интерес к теме, желание исследовать глубже данное направление. Итоговое занятие – «Праздник по итогам года» - своеобразный отчет о проделанной работе, который проходит в форме выставки, театрализованной постановки.

Благодаря данной программе духовно-нравственные идеалы воспринимаются как надежный и верный ориентир в быстро меняющемся мире. 

    Именно через данную форму музейной работы стало возможным более сильное воздействие на интеллектуальные, духовные и эмоциональные процессы развития личности ребенка.

    Образовательные задачи музея в данном проекте – формирование ценностного, личностно окрашенного отношения к культурному наследию Л. Н. Толстого через освоение мира музея.

    Наш Музей содержит огромный потенциал для работы в данном направлении. Соприкосновение с литературным богатством писателя происходит одновременно с познанием эпохи того времени через экспонаты музея, сакральное воздействие вещей, предметов, книг той поры. Открытки начала ХХ века с портретом писателя, кошелек учительницы, прялка, керосиновая лампа, свечи и лучины, журналы и учебники – живые свидетели прошлого, соучастники толстовских историй.

    Хочется отметить, что продуктивное обучение в клубе стало возможным при наличии в работе таких компонентов:

1) развитие активности учащихся и готовности к самостоятельной работе с музейными предметами;

2) неформальное общение, вытекающее в сотрудничество музейного педагога и ученика;

3) популяризация и использование передовых технологий;

4) творческие задания на музейных уроках и домашние задания, вызывающие процесс самовыражения;

5) использование театрализованных праздников по итогам работы года;

6) адресность или постоянность музейной аудитории;

7) разнообразие форм, методов и мест проведения музейных занятий.

Хочется заметить, что метод «От простого – к сложному» оправдал себя уже за 2 года обучения, доказав, что даже сложные темы музейного дела доступны освоению через определенное время, нужное для восприятия данного материала, в ходе циклов занятий, имеющих развивающий характер. Таким образом, музейно-педагогическая задача успешно реализуется, ненасильственно прививая детям интерес к изучению наследия Л. Н. Толстого и содержанию музейной работы.

Прежде редкие в музее литературные клубы доказали право на существование не только в музее, но и внутри школы, с широким спектром общекультурных, педагогических и социокультурных задач.     

Ребенку представляется возможность самостоятельного освоения музейно-педагогической программы. 

    Так, одной из форм стало использование на занятиях декоративно- прикладного мастерства, углубляющего понимание творчества писателя.

    В результате работы объединения «Музейон» у ребенка происходит формирование исторического сознания и музейной культуры, что служит основой для приобретения общечеловеческих ценностей, что есть конечный результат музейной педагогики.

     С целью получения дополнительных знаний в области краеведения был разработан цикл занятий «Музей внутри Дома Детства» с посещением выставок в Музее, проведением бесед, лекций, встреч для детских объединений ДДТ (1 раз в месяц).

При разработке программы учитывались следующие педагогические принципы обучения и воспитания:

- добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию);

- адекватности (учет возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых групп);

- доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка);                                                                                                             

- систематичности, последовательности, преемственности (изучение нового материала подготавливается предшествующим обучением, дает базу знаний для последующих этапов обучения);

- интеграции (взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности);

- обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);

- ориентации на успех;

- взаимоуважения;

- связи обучения с жизнью; 

- гуманизация (предлагает гуманный характер отношений, личностный подход к каждому ребенку в объединении);

- индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);

- сознательности, творческой активности и самостоятельности);

- научности содержания и методов образовательного процесса;

- опоры на интерес (все занятия интересны ребенку). 

Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, каждое занятие должно быть увлекательным, с использованием различных форм и методов педагогической деятельности. Без применения соответствующих методов невозможно реализовать запланированные цели и задачи обучения.

Учитывая возрастные особенности обучающихся (10 -17 лет) используются следующие формы и методы проведения занятий. 

Методы обучения по способу передачи знаний:

словесные (рассказ, объяснение, беседа и др.);

наглядные (демонстрация изучаемых объектов, их изображений, наблюдение, демонстрация приемов работы);

Методы обучения по уровню познавательной активности (объяснительно – иллюстративный, частично поисковый, исследовательский).

Методы проблемного обучения (проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему).

Проектные методы обучения (создание творческих работ).

Методы воспитания (убеждения, личного примера, самовоспитания).

Методы педагогического мониторинга (наблюдение, итоговое занятие, игровые методики).

Для отслеживания результатов образовательного и воспитательного процессов применяются различные методы:

- итоговое занятие (в конце каждого раздела программы);

- тестирование (для изучения личности ребенка, с целью учета индивидуальных и половых особенностей, для установления деловых и творческих отношений );

- диагностика (общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе);

- подготовка сообщений, докладов, рефератов, эссе;

- проведение конкурсов, выявление победителей, награждение;

- работа с родителями.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.