|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 13. к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам № 16-1-2008 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях». ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ. Приложение 14. ОПРЕДЕЛ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Приложение 13 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам № 16-1-2008 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях»
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
______________________________________________________________________ + улучшение; - ухудшение; 0 без изменений Итого: процент детей с выраженным оздоровительным эффектом; процент детей со слабым оздоровительным эффектом; процент детей с отсутствием оздоровительного эффекта Выраженный оздоровительный эффект отмечается при преобладании положительной динамики в большинстве (более 50%) тестов; слабый оздоровительный эффект – при отсутствии положительной динамики функциональных проб, физического развития. В случае отсутствия оздоровительного эффекта медицинским работникам вместе с начальником (директором) оздоровительного лагеря анализируются причины, недостатки в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, определяются меры по их устранению.
Приложение 14 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам № 16-1-2008«Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях» ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В качестве прямых показателей здоровья предлагаются показатели, которые отражают влияние факторов внешней среды, характеризуют эффективность проводимых профилактических мероприятий. Прямыми показателями здоровья являются следующие: длина тела; масса тела; индекс массы тела — расчетный показатель; жизненная емкость легких (ЖЕЛ); мышечная сила рук (сила левой кисти, сила правой кисти) и др. 1. Индекс массы тела - индекс Кетле(далее — ИМТ) определяется по соответствию массы и длины тела, позволяющий оценить массу тела ребенка как оптимальную, избыточную или недостаточную. ИМТ = М Р² , где
М - масса тела (кг), Р - длина тела (м). Норма ИМТ, свидетельствующая о гармоничности физического развития, дифференцирована для различных возрастных групп и составляет для: 9-10- летних детей (дети обоего пола) - 17 11- летних детей (дети обоего пола) - 18 12- летних детей (дети обоего пола) - 19 13 - 16-летних мальчиков - 20 Увеличение индекса на 2 единицы свидетельствует об избыточности массы тела, снижение на 2 единицы – о дефиците массы тела. 2. Мышечная сила у детей определяется с помощью динамометра. Измеряется сила мышц кисти кистевым динамометром сильнейшей правой (у левшей — левой) рукой, отведенной в сторону. Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы кисти представлены в таблице 1.
Мышечная сила рук у детей (кг) Таблица 1
Увеличение мышечной силы на 10% и более свидетельствует о правильной постановке физического воспитания в оздоровительном лагере, об использовании упражнений силовой и скоростно-силовой направленности в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Снижение мышечной силы на 10% в процессе динамического наблюдения свидетельствует об отрицательной динамике показателя. 3. Мышечная выносливость определяется также с помощью динамометра. Ребенок должен сжимать динамометр 5 раз с максимальным усилием с перерывом на отдых 5—7 сек, затем сравниваются первое и пятое показания динамометра. Показатель мышечной силы в среднем снижается на 10—15% в зависимости от состояния ребенка и ее исходной величины. Чем эта разница меньше, тем выше силовая выносливость. У выносливых детей, относящихся к типу «стайеров», показания динамометра в начале и в конце измерений совпадают. Уменьшение разницы между этими измерениями от начала к концу оздоровительной смены свидетельствуют о развитии или повышенной выносливости. 4. Жизненная емкость легких(далее — ЖЕЛ) определяется с помощью сухого или водяного спирометра. Обследуемый ребенок делает 2-3 вдоха, после этого производит максимальный вдох и плавно выдыхает в мундштук до отказа. Чтобы воздух не выходил через нос, исследуемый зажимает его пальцами свободной руки. ЖЕЛ измеряют 3 раза и фиксируют лучший результат. Средние возрастно-половые стандарты жизненной емкости легких представлены в таблице 2.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) Таблица 2
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
Проба с задержкой дыхания. Позволяет выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом у детей с заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Оценивается по задержке дыхания на вдохе (проба Штанге) или на выдохе (проба Генча). При пробе Штанге ребенок делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяется время задержки дыхания, которое у здоровых детей от 6 до 15 лет равно 16-34 секунд. Проба Генча проводится следующим образом: испытуемый, сидя с зажимом на носу, делает свободный выдох через рот и сидит с закрытым ртом до появления неприятных ощущений. Время задержки дыхания регистрируется секундомером. В таблице 3 приведены средние значения данного показателя (+/- ошибка средней) для детей разного возраста и пола.
Среднее значение времени задержки дыхания Таблица 3
Оздоровительный эффект пребывания детей в оздоровительных лагерях проявляется в совершенствовании глубоких тканевых биохимических процессов – повышении устойчивости к гипоксии. Увеличение за время отдыха показателя задержки дыхания ребенка на 10% и более характеризуется как положительный сдвиг; снижение времени задержки дыхания на 10% характеризуется отрицательно и свидетельствует о снижении устойчивости к дефициту кислорода. Проба с дозированной нагрузкой по Н.А. Шалкову. Всостоянии покоя у ребенка определяется частота сердечных сокращений и измеряется артериальное давление (АД). Затем устанавливается минутный объем (МО) крови (МО =пульсовое давление, умноженное на частоту пульса в минуту). Затем ребенок делает десять глубоких приседаний в течение 20 секунд и вновь измеряются частота пульса и АД, рассчитывается МО сразу после нагрузки, через 3, 5 минут а при необходимости и 10 минут. При благоприятной реакции на физическую нагрузку, как правило, отсутствуют одышка, утомление. По сравнению с состоянием покоя пульс учащается не более чем на 25%, максимальное АД умеренно повышается, а минимальное не изменяется или незначительно снижается. МО после нагрузки повышается не более чем на 30% исходного уровня и на третьей минуте восстановительного периода возвращается к исходному уровню. Через 3 минуты после нагрузки все показатели у ребенка возвращаются к норме. При неадекватном ответе на физическую нагрузку пульс резко учащается (на 50% и более, чем в состоянии покоя), максимальное давление снижается, а минимальное не изменяется или повышается, восстановительный период длится 5-10 минут и более. Ортостатическая проба.Ребенок 5-10 минут находится в горизонтальном положении на спине, после чего у него определяют частоту сердечных сокращений (ЧСС) и измеряют артериальное давление (АД) по 10-секундным отрезкам. Затем обследуемый быстро встает и сразу повторяют определение АД и частоту пульса вположении стоя. Учащение пульса не более чем на 10-14 ударов в минуту, а прирост максимального давления на 10 мм ртутного столба считается нормальной реакцией и принимается за индекс равный 100. Оценка индекса ортостатической пробы проводится по таблице 4. Таблица 4
Наилучшими индексами считаются 100 - 85, допустимыми – 84 - 75 и худшими – 74-60. Увеличение индекса в процессе динамического наблюдения свидетельствует о тренирующем влиянии проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|