Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валле Жак 12 страница



Так, мадридский репортер Армандо Пуенте утверждал, будто Сесма за три месяца предупредил его о предстоящем покушении на Роберта Кеннеди. Кроме того, Сеема "предсказал" волну наблюдений НЛО в Аргентине (гораздо более легкая задача!).

Аналогичная способность, которую люди приписывают обитателям тарелок, некогда была прерогативой эльфов и фей. В эту способность в равной степени верили и невежественные средневековые крестьяне, и ученые мужи. Поэтому одним из первых вопросов, которые инквизиторы задали Жанне д'Арк, был такой: "Знала ли она что-нибудь или принимала ли она участие в сборищах, устраиваемых у источника фей близ Домреми, вокруг которого пляшут злые духи?" Еще один вопрос и ответ на него были записаны в следующем виде: "Когда ее спросили, знала ли она (до сего дня), что феи - это злые духи, [она] ответила, что не знала".

Не касаясь всей проблемы колдовства, важно подчеркнуть непрерывность верований, идущих от примитивной магии через мистический опыт и веру в волшебство, через религию к современным похищениям людей летающими тарелками. Изучение колдовства показало, что эти сюжеты тесно переплетены между собой. В этой главе, не затрагивая индивидуальной веры, мы обратимся к социальному значению вполне реальных слухов, вне зависимости от того, истинна или ложна их основа.

Сила видений лучше всего прослеживается на примере ряда вошедших в историю человечества "чудес". В 1852 году в Ноке, Ирландия, свидетели созерцали Деву Марию в сопровождении светящихся существ.

Она стояла, вытянув руки вверх и в стороны. В такой позе никто из свидетелей до этого никогда не видел ее ни на картинах, ни в скульптурных изображениях.

Трое свидетелей обратили внимание на ее босые ноги. Бриджет Тренч, захваченная зрелищем, бросилась навстречу видению, желая облобызать ноги Богородицы. Но ее руки обхватили пустоту.

Пытаясь обнять Деву, я ничего не почувствовала, кроме стены, но фигуры выглядели такими объемными и живыми, что я никак не могла понять и удивлялась, почему руки не ощущают того, что так ясно и отчетливо видят глаза.

Бриджет еще отметила, как сильно лил тогда дождь, и добавила:

Я потрогала землю руками - она была абсолютно сухой. Ветер дул с юга, прямо в сторону фронтона, но в ту его часть, где находились фигуры, ни одна капля дождя не попадала.

Святой Иоанн стоял немного в стороне от остальных фигур. Одетый словно епископ, он в левой руке держал большую открытую книгу. Пальцы правой руки были подняты в наставительном жесте. Один из свидетелей, Патрик Хилл, подошел достаточно близко, чтобы рассмотреть в книге строчки и буквы.

Когда о видении дали знать приходскому священнику, тот предположил, что это, должно быть, отражение от цветных витражей церкви, и спокойно провел остаток вечера, не выходя из дому. Явление продолжалось несколько часов. Вымокнув насквозь, очевидцы вернулись домой только к полуночи. На следующее утро уже ничего не было видно.

Спустя десять дней после происшествия глухой ребенок обрел слух, а слепой от роду прозрел, совершив паломничество в Нок. Вскоре каждую неделю стало происходить по семь-восемь исцелений.

Находившийся при смерти человек, которого в дороге, пока его везли в Нок, рвало кровью и который по прибытии получил последнее причастие от архидиакона, мгновенно исцелился, как только выпил немного воды с растворенным в ней кусочком цемента от фронтона.

Все это случилось в тяжелые для ирландской католической церкви времена. Большинство священнослужителей, близких к архидиакону Кавана, сомневались и относились к происходившему неодобрительно. Как позднее в Лурде и Фатиме, духовенство вначале пыталось отмежеваться от паломничества. Оно даже обратилось с просьбой к местным и национальным газетам воздержаться от широкой огласки видения, однако пресса, настроенная против католицизма, напечатала насмешливые комментарии.

Были, естественно, предприняты попытки объяснить явление с помощью физики. По просьбе комиссии по расследованию, образованной архиепископом Туамским, профессор из Мейнуфа провел специальный эксперимент. В присутствии двадцати священников он с помощью "волшебного фонаря" спроецировал картинку на фронтон и установил, что видение не могло быть результатом фотографической мистификации. Позднее корреспондент лондонской газеты "Дейли телеграф" устроил самостоятельную проверку и заявил следующее: "Какая бы причина ни лежала в основе видений, действие "волшебного фонаря" в любом случае следует исключить".

Многие детали этой истории сходны с сообщениями о наблюдениях НЛО: необычный пульсирующий огненный шар, светящиеся существа внутри или около него, отсутствие дождя в том месте, где наблюдалось видение, и, наконец, предполагаемые чудесные исцеления. Все это присутствует и в современных рассказах об НЛО.

Для тех, кто не следит внимательно за специальной литературой по НЛО, чудесные "исцеления" могут показаться неожиданными. Однако вот, к примеру, сообщение из Дэмона, штат Техас, от 3 сентября 1965 года. У полицейского, облученного светом, исходившим из парившего объекта, мгновенно зажила рана на руке. Или сообщение из Петрополиса (Бразилия) от 25 октября 1957 года, в котором говорится, что умиравшая от рака девочка была спасена благодаря фантастической операции, выполненной двумя мужчинами, спустившимися с неба. Или случай с "доктором X" - французским медиком, который в октябре 1968 года наблюдал около своего дома два странных объекта и мгновенно исцелился от обширной гематомы и разновидности паралича.

Случай в Ноке нельзя назвать самым замечательным примером схожести религиозных видений и наблюдений НЛО; к этому сюжету мы еще вернемся в седьмой главе. И хотя это событие произошло в Ирландии, оно имеет мало общего с классическими особенностями веры в эльфов.

Все наиболее типичные черты подобных инцидентов вобрало в себя событие, происшедшее на рассвете в субботу 9 декабря 1531 года в Мексике. Помимо громадного социального и психологического воздействия оно оставило и материальные следы, которые все еще можно увидеть и которые до сего дня являются объектом глубочайшего поклонения.

Пятидесятисемилетний индеец из племени ацтеков Хуан Диего, чье настоящее имя Нахуатль означало Поющий Орел, шел в церковь в Тлалтелолко близ Мехико. Вдруг он остановился как вкопанный, услышав приятное и мелодичное пение птиц. Было очень холодно, и ни одна порядочная птица не стала бы петь в такое время, однако ласкающая слух мелодия продолжала звучать, а потом внезапно оборвалась. Чей-то женский голос произнес его имя - Хуан Диего. Голос доносился с вершины холма, окутанной "морозной дымкой и светящимся облаком". Поднявшись на холм, индеец увидел ее. Как пишет Этель Кук Элиот в книге "Женщина, облаченная в солнце", еще не рассвело, но Хуан стоял будто против солнца, так как от всего ее тела - с головы до ног - истекали золотые лучи. Это была мексиканская девушка лет четырнадцати изумительной красоты.

Похоже на прекрасное начало для классического сказочного видения. Но из последующего разговора Хуан Диего узнал, что девушку зовут Мария и что она желает видеть именно на этом месте храм. "А теперь ступай в Теночтитлан [Мехико] и расскажи епископу все, что ты видел и слышал".

Такое было проще сказать, чем сделать. Бедные индейцы не имели обыкновения ходить в испанскую часть города, а тем более - в резиденцию епископа. Но Хуан, набравшись смелости, быстро спустился с холма и обратился к знатному епископу дону Фрею Хуану де Зумарраге с просьбой выслушать его. Епископ, хотя и выказал расположение к индейцу, естественно, не поверил ни единому его слову. Хуан вернулся обратно, вновь встретил девушку и посоветовал ей отправить к епископу более подходящего посланника.

"Послушай, сын мой, - живо ответила она. - Я могла бы послать многих. Но ты тот единственный, которого я выбрала для этого дела. Итак, завтра утром снова иди к епископу. Скажи ему, что тебя послала Дева Мария, и напомни о моем сильном желании видеть на этом месте храм".

На следующее утро Хуан Диего вернулся в Мехико и опять встретился с терпеливым епископом. Индеец был так настойчив, а его рассказ казался таким искренним, что Фрей Хуан де Зумаррага заколебался. Он велел Хуану попросить у видения какое-нибудь осязаемое знамение, а двум своим слугам приказал следовать за индейцем и наблюдать за его действиями. Слуги шли за Хуаном по городу, отметили, что он ни с кем не разговаривал, и видели, как он взбирался на холм, а затем... исчез. Они обыскали окрестности, но не нашли никаких его следов! (Вновь прекрасная волшебная сказка.) Но Хуан таки поднялся на холм и передал видению просьбу епископа. Девушка ответила:

"Очень хорошо, сын мой. Приходи завтра на рассвете и получишь знамение. У тебя из-за меня много неприятностей, но я воздам тебе за них. Иди с миром и отдыхай".

На следующее утро Хуан не пошел на свидание. Его единственный родственник родной дядя - был при смерти. Целый день Хуан провел у его постели, пытаясь облегчить страдания больного, и покинул его только во вторник, отправившись за священником. Когда он бежал в Тлалтелолко, видение снова преградило ему дорогу. Смущенный, Хуан принялся объяснять, почему не выполнил указаний, но девушка промолвила:

"Сын мой, ты не должен горевать и бояться. Не здесь ли я, твоя Матерь? Разве ты не под моей защитой и покровительством? Твой дядя не умрет. Как раз сейчас к нему возвращается здоровье. Теперь тебе нет смысла никуда торопиться, и ты можешь спокойно выслушать меня. Поднимись на вершину холма, нарви растущие там цветы и принеси их мне".

Хуан Диего хорошо знал: на вершине холма нет никаких цветов. В середине декабря их там просто и не могло быть, однако, достигнув места, он увидел кастильские розы "с покрытыми росой лепестками". Хуан сорвал их и, спрятав от жестокого мороза в длинную индейскую накидку - тильму, - принес видению. Та аккуратно разложила цветы, сваленные в накидку, завязала два нижних угла тильмы у него на шее так, чтобы ни одна роза не выпала, и, посоветовав Хуану никому не показывать свою ношу, кроме епископа, которому и предназначалось это знамение, исчезла. Больше Хуан Диего никогда ее не встречал.

Слуги в резиденции епископа принялись подшучивать над индейцем-фантазером. Они "пихали его со всех сторон" и пытались выхватить цветы. Но, увидев, что розы будто растворяются, стоит только протянуть к ним руку, они, изумленные, оставили его в покое. Хуан вновь предстал перед епископом.

Хуан Диего поднял руки и развязал на шее концы грубой ткани. Тильма распахнулась, и из нее посыпались цветы (Хуан думал, что они и есть то самое драгоценное знамение), образовав на полу беспорядочную груду. Увы, они никак не напоминали букет, заботливо уложенный Пресвятой Девой! Однако смущение, охватившее Хуана из-за этой оплошности, было несравнимо с тем, какое он испытал потом. Не прошло и нескольких секунд, как епископ вскочил со стула и бросился на колени перед Хуаном; за ним последовали все присутствовавшие в комнате.

Епископ стоял на коленях перед тильмой Хуана, и, как отмечает Этель Кук Элиот, "с тех пор ей поклоняются миллионы людей", поскольку она размещена над высоким алтарем базилики Девы Марии Гуадалупской в Мехико. Тильма сделана из двух сшитых вместе кусков ткани, сотканной из манговых волокон, общим размером метр на метр семьдесят. На этом грубом материале цвета необработанного льняного полотна можно видеть прелестную фигуру ростом 1 м 40 см.

Окруженная золотистыми лучами, она как будто выступает из световой оболочки, ясно различимая и восхитительная каждой своей черточкой и цветовым оттенком. Голова слегка и очень изящно наклонена вправо ровно настолько, чтобы уклониться от длинного шва. Глаза опущены вниз, но зрачки видны. Это создает впечатление неземной нежности и привлекательности. На зеленовато-синей мантии, покрывающей голову и ниспадающей до ног, разбросаны золотые звезды, а край отделан чистейшей золотой нитью. На розовой тунике кружевами вышиты золотые цветы. Внизу находится полумесяц, а еще ниже, по-видимому, голова и руки херувима.

Дядя Хуана выздоровел. Он был настолько слаб, что, ожидая священника, даже не смог выпить лекарство, приготовленное заранее племянником. Вдруг он увидел, как комната наполнилась мягким светом. Прямо перед ним появился светящийся девичий силуэт. Дева уверила его, что он вскоре поправится, и рассказала о миссии, порученной Хуану Диего. Потом она добавила: "Взывай ко мне и к моей иконе святой Марии Гуадалупской". Так или примерно так были поняты ее слова.

В последующие шесть лет более восьми миллионов индейцев приняли христианскую веру. И сегодня к тильме Хуана Диего все еще приходят до полутора тысяч человек ежедневно, чтобы склонить перед ней колени.

Этот рассказ напоминает некоторые важные детали многих рассмотренных нами историй об эльфах: таинственная приятная музыка, извещающая о приближении эльфов; цветы (розы), растущие в невероятных местах; наконец, знак, врученный человеческому посланнику и меняющий свою природу после того, как удалились эльфы (подобно углю, данному повивальной бабке гномами и превратившемуся в золото). Похожие символы встречаются во множестве сказок. Действительно, невозможно удержаться от того, чтобы не вспомнить слова Хартленда из его книги "Наука волшебных сказок": "Этот акт дарения как будто ничего не стоящего предмета, который при соблюдении определенных рекомендаций прямо на глазах превращается в нечто совершенно противоположное, имеющее огромную ценность, является обычным для эльфов делом. Это одно из наиболее очевидных проявлений сверхчеловеческой силы". И наконец, последний аспект - космический символизм. Полумесяц в ногах Пресвятой Девы - прямо как в Апокалипсисе:

И явилось на небе великое знамение - жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. (Отк.12, 1).

Обман в действии

Что все это означает? Насколько обоснованно проведение параллелей между религиозными видениями, верой в эльфов, историями о карликовых существах, обладающих сверхъестественной силой, рассказами вековой давности о воздушных кораблях в Соединенных Штатах и современными сообщениями о посадках НЛО? Я готов решительно утверждать, что обоснованно, поскольку механизм, порождающий эти различные верования, один и тот же. Их социальный контекст и их воздействие на людей неизменны. Решающим поэтому становится изучение этого глубоко скрытого механизма. Совсем недостаточно заниматься лишь познавательной стороной проблемы - являются ли НЛО материальными объектами или нет. Попытка понять смысл и намерения так называемых летающих тарелок так же тщетна, как и погоня за эльфами, когда преследователь не в состоянии отличить видимое от реального. Феномен имеет устойчивые, неизменные признаки, некоторые из которых мы попытались определить и четко обозначить. Но мы обязательно должны отметить и хамелеоноподобный характер вторичных черт наблюдений: форма объектов, внешний вид "пилотов" и их высказывания меняются в зависимости от той культурной среды, в которую они оказываются погруженными.

В историях о воздушном корабле, как мы уже видели во второй главе, большинство бородатых личностей, совершавших в 1897 году посадки на Среднем Западе или в каких-нибудь других местах, просили колодезную воду, медный купорос или еще что-то в этом роде. Рассказы очевидцев выглядели вполне здраво, хотя и казались несколько странными американским фермерам того времени. Сам воздушный корабль соответствовал тогдашним представлениям о сложном летательном аппарате: у него были колеса, турбины, крылья, мощные прожекторы. Но есть одно обстоятельство, о котором мы пока еще не упоминали: воздушный корабль, вполне правдоподобный для очевидцев 1897 года, отнюдь не является таковым для нас. Мы знаем, что подобный аппарат, судя по его описаниям, не в состоянии летать, если только его внешний вид не был предназначен для введения в заблуждение потенциальных свидетелей. Но если это так, то зачем? И что это было? В чем состояла цель такой мистификации?

Может быть, воздушный корабль, как и шалости эльфов или летающие тарелки, является настолько хорошо организованным обманом, что его образ способен глубоко проникнуть в человеческое сознание, а затем забыться, как периодически забывают о посадках НЛО и как забывали в средние века облик сверхъестественных существ? Но забыто ли все это на самом деле?

Действия людей основаны на воображении, вере и убеждениях, но не на объективных наблюдениях; это хорошо знают военные и политики. Даже наука, претендующая на рациональное развитие своих методов и теорий, подвержена воздействию эмоций, прихотей или страхов. Управлять воображением индивида значит формировать судьбу всего человечества.

Обходя стороной вопрос о физической природе НЛО, мы должны сосредоточить внимание на более сложной проблеме - их воздействии на наше воображение и нашу культуру. Сегодня невозможно оценить, как в перспективе феномен НЛО повлияет на наши взгляды на науку, религию, на освоение космоса. Между тем, похоже, он все же достигает желаемого результата. И своеобразная особенность этого механизма такова, что он одинаково воздействует как на тех, кто "верит", так и на тех, кто сомневается в его физической реальности.

Пока мы можем сделать лишь одно наблюдение: существует возможность формирования у большой части общества веры в реальность сверхъестественных существ, летающих машин, в множественность обитаемых миров путем организации тщательно обставленных показов, детали которых уже усвоены культурой и символикой соответствующих эпох и территорий.

Может быть, встречи с существами, выходящими из НЛО, предназначены для управления нашими верованиями? Обратимся к их изменчивому характеру. В Соединенных Штатах они появляются в виде чудовищ из научно-фантастических романов. В Латинской Америке - кровожадны и сразу вступают в схватку. Во Франции - ведут себя благоразумно, по-картезиански, как миролюбивые туристы. Ирландские джентри, если верить их представителям, были аристократическим народом, организованным на манер военно-религиозного ордена. Пилоты воздушного корабля напоминали сильные личности со всеми характерными чертами, присущими американским первопроходцам.

Для иллюстрации сказанного обратимся к следующему случаю. Дата - 23 октября 1954 года. Место - окрестности Триполи, Ливия. Около трех часов ночи итальянский фермер увидел летательный аппарат, приземлявшийся в десятке метров от него. Он напоминал яйцо, расположенное горизонтально. Его верхняя, прозрачная половина была залита очень ярким светом, а нижняя казалась металлической. В носовой части по бокам имелись две двери, а в центральной внешняя лестница. В задней части находились два вертикально расположенных колеса, одно над другим, и две торчавшие из них цилиндрические трубки. Во время посадки аппарат издавал звук, похожий на работу компрессора, "используемого для надувания автомобильных камер". Ничего похожего на пропеллер не наблюдалось. Над фюзеляжем возвышались две антенны, одна позади другой, а внизу располагалось нечто вроде шасси с шестью колесами (две пары в головной части аппарата и одна сзади). Размеры машины составляли метров пять-шесть в длину и два с половиной-три в ширину. Внутри находились шесть человек в желтоватых комбинезонах и противогазах. Один из них снял противогаз и стал дуть в какую-то трубку. Его физиономия напоминала обыкновенное человеческое лицо.

Когда очевидец приблизился к объекту и коснулся лестницы, его отбросил на землю сильный электрический удар. Один из пилотов сделал такой жест, как будто хотел предупредить свидетеля, чтобы тот в своих же интересах держался подальше от аппарата. Другой пилот вынул какое-то колесо, потом положил его на прежнее место, а затем нажал на кнопку какого-то небольшого устройства, и колесо закрыла крышка. Внутри кабины стояло что-то вроде радиоприемника, опутанного проводами, за которым сидел оператор в наушниках. Каждый из шести пилотов был занят своей приборной панелью.

Все это продолжалось минут двадцать. Потом объект бесшумно поднялся метров на сорок пять над землей и улетел на восток с ошеломляющей скоростью.

Следы, оставленные колесами шасси на мягком грунте, позднее были сфотографированы. Они напоминали следы от обыкновенных резиновых колес. Их длина составляла всего около шестидесяти сантиметров.

Если бы существовала возможность создания идеальных, обладающих массой трехмерных голограмм и их транслирования в иную эпоху, я бы предположил, что именно это и видел фермер. С помощью такой гипотезы мы могли бы объяснить и многие другие видения. Часто во время наблюдений НЛО, а также и религиозных чудес фигуры представляются трехмерными изображениями, чьи ноги не касаются земли. Но как же тогда быть с другими материальными проявлениями, физическими воздействиями, такими, как электрические удары?

После прочтения сообщения о ливийской посадке возникает соблазн предположить, что фермер вовсе не случайно наблюдал маневры межпланетных визитеров, а был намеренно подвергнут воздействию этого хорошо подготовленного показа, предназначенного для того, чтобы быть запечатленным и переданным дальше: отсюда и противогазы, и приборные панели, а также радиоприемник, "опутанный проводами".

То же самое справедливо и для другого, итальянского случая, имевшего место 24 апреля 1950 года в Аббиат-Буаззоне, близ Варесе:

Примерно в десять часов вечера Бруно Факкини, услышав какието звуки и увидев вспышки, решил, что это гроза; но вскоре он заметил темную массу, зависшую между столбом и деревом в двухстах метрах от его дона. Затем появился человек в плотно облегающем костюме и шлеме на голове, который как будто собирался делать ремонт. Еще три фигуры уже трудились возле огромного летательного аппарата. Когда работа была закончена, люк, из которого вырывался свет, закрылся, и объект улетел. Вот еще некоторые подробности: объект издавал звук, похожий на гул гигантского улья, а воздух вокруг него казался невероятно горячим. Две фигуры стояли на земле около лестницы, третья - на телескопическом подъемнике, нижняя часть которого упиралась в землю. В руках у этой фигуры были какие-то трубки. Они-то и генерировали вспышки, замеченные Факкини. Рост пришельцев составлял примерно 1 м 70 см, и одеты они были в серые водолазные костюмы. Через овальное прозрачное стекло просматривались лица, скрытые серой маской. Из нижней части маски на уровне рта выходила гибкая трубка. У каждого к голове крепились наушники. Внутри аппарата виднелось нечто похожее на кислородные баллоны и много-много всяких циферблатов. Когда Факкини предложил свою помощь, люди обменялись между собой гортанными звуками, а один из них вынул откуда-то из-за пазухи приборчик, похожий на фотоаппарат, и направил на Факкини луч света, отбросивший того на несколько метров. Затем Факкини подхватил воздушный поток и снова бросил на землю. Не обращая больше на него внимания, люди встали на подъемник и вернулись в аппарат, который тут же улетел. После бессонной ночи Факкини вернулся на место происшествия и нашел несколько кусочков металла, оставшихся после пайки, а также четыре круглых отпечатка и пятна вырванной травы. Он рассказал о своем наблюдении только спустя десять дней, когда врач, осмотревший его синяки, оставшиеся после падения, посоветовал ему обратиться в полицию. Специалисты министерства обороны, исследовавшие образцы металла, обнаружили в них "антифрикционный материал, обладающий высокой жаростойкостью". Свидетелями этого происшествия были и другие люди, но их опрашивали частные расследователи.

Был ли г-н Факкини преднамеренно подвергнут воздействию инсценированного явления космических пришельцев? Какова может быть цель столь тщательно продуманной мистификации?

Кто может позволить себе затеять такое сложное дело ради столь мало видимого результата? Способно ли человеческое воображение на подобный самообман? Или мы должны допустить, что некая высокоразвитая цивилизация из далекого космического пространства и иного времени на протяжении двух последних тысячелетий показывает нам трехмерные космические представления, пытаясь направить развитие человечества? Если это так, то заслуживает ли она нашей благодарности?

Или же мы имеем дело с параллельной вселенной, с другим измерением, где живут похожие на нас люди и куда мы можем отправиться, лишив себя возможности вернуться в настоящее? Являются ли эти существа только полулюдьми, которым для поддержания контакта с нами требуются смешанные браки с земными мужчинами и женщинами? Не в этом ли источник тех многочисленных сказаний и легенд, где генетика играет большую роль: символика Пресвятой Девы в оккультизме и религии, волшебные истории о повитухах и подменышах, интимные детали в сообщениях о летающих тарелках, библейские сказания о женитьбе ангелов Господних на земных женщинах, чьи отпрыски были исполинами? Не из этой ли таинственной вселенной сверхсущества посылают к нам объекты, способные в любой момент исчезнуть и вновь материализоваться? Может быть, НЛО скорее некие "окна", чем "объекты"? Сегодня мы не располагаем какими-либо доказательствами, подтверждающими эти предположения, но все же с точки зрения исторического постоянства феномена трудно найти им альтернативу, если не отвергать реальности всех этих фактов, что, конечно, было бы предпочтительнее для спокойствия нашего рассудка.

Пока еще не пришло время для разрешения этой проблемы. Если же нам абсолютно необходимо во что-то верить, мы можем присоединиться к одной из многочисленных групп людей, у которых на все есть свои, готовые "ответы". Прочитайте книги Д. Мензела или отчет Э. Кондона - превосходные образцы научной беззаботности. Или подпишитесь на журналы, "доказывающие", что "летающие тарелки действительно существуют и прилетают из далекого космоса". Я пишу не для таких людей, а для тех немногих, кто уже через все это прошел и достиг более высокого и совершенного уровня восприятия, для тех, кто распознал многочисленные кошмары человеческой истории, для тех, кто уже понял тонкие механизмы коллективного бессознательного.

Догадки

Кому-то может показаться бессмысленным построение догадок вокруг тайны, которая по всем признакам до сих пор остается непознанной. Но в этой книге мы уже видели, что феномен НЛО оставил целую серию отметин в представлениях и взглядах наших современников в форме, не только поддающейся распознанию, но даже имевшей свои прецеденты. Представляется не лишенной смысла попытка разработать строгие тесты, как социологические, так и физические, для того чтобы установить, содержат ли в себе описанные очевидцами явления заранее обусловленную цель или нет.

Всякий раз, когда обнаруживаются необычные обстоятельства, человеческому сознанию свойственно анализировать их до тех пор, пока они на некотором уровне не облекаются в рациональные формы. Однако вполне возможна ситуация, когда природа сталкивает нас со столь сложно организованными обстоятельствами, что наши визуальные и логические ошибки полностью затмевают опознаваемую форму. Ученые не найдут ничего нового в этом утверждении. История науки свидетельствует о прогрессе в двух направлениях: в усовершенствовании исследовательской техники и в улучшении аналитических методов. Кроме того, предположение о возможном существовании во Вселенной разумных существ, обнаруживающих такую организацию, модель которой нельзя построить на основе наших современных понятий, также теоретически правдоподобно. Поступки этих существ непременно будут казаться беспорядочными и абсурдными или вообще останутся незамеченными, особенно если эти существа владеют физическими средствами выхода в любой момент за пределы сферы человеческого восприятия или в другие измерения. Такие физические действия останутся в научных архивах как некие чисто случайные события, легко объяснимые инструментальными погрешностями или разнообразными естественными причинами.

Рассматривая феномен НЛО как особую часть гораздо более фундаментальной проблемы, мы должны осознавать возможность двоякой перспективы: неразрешимость проблемы вообще и продолжение проявления феномена на очень длительном отрезке времени; это справедливо независимо от того, является ли феномен по своей природе естественным или искусственным.

Развитие нового мифа, взращенного на этой двойственности, вполне предсказуемо. При отсутствии рационального разрешения тайны и благодаря значительному общественному интересу к проблеме вполне вероятно, что в предстоящие годы все разновидности шарлатанства будут использовать феномен в своих целях" хотя точно предсказать, в какие это выльется формы, конечно, невозможно. Может быть, мы явимся свидетелями зарождения нового мифологического движения, которое в конечном счете даст нашему технологическому веку свой Олимп или свою Вальхаллу, независимо от того, будем ли мы рассматривать такое развитие как достояние нашей культуры или как ее несчастье. Так как многие наблюдения феномена НЛО кажутся достаточно достоверными и в то же время противоречащими научному знанию, образующийся при этом логический вакуум человеческое воображение пытается заполнить своими собственными фантазиями. Подобные ситуации часто наблюдались и в прошлом, и они дали наиболее сильные и основополагающие формы религиозной, поэтической и политической активности. Вполне возможно, что и феномен НЛО даст толчок аналогичным процессам, поскольку его проявления совпадают с возрождением интереса к технике в системе человеческих ценностей.

Это справедливо, ибо наука представляет собой такой деятельный процесс, при котором необъяснимые эмоциональные аргументы могут трансформироваться в системы организованных "подпроблем", способных рационально осмыслить необходимость проявления интереса к проблеме НЛО. Поэтому разговор о том, что феномен НЛО не является "научной" проблемой, или даже просто постановка такого вопроса представляются полной нелепостью. Научной проблемы как таковой не существует; есть человек, который видит проблему и решает ее со своей точки зрения, научна она или нет. Наука - это продукт человеческого интеллекта, а не какая-то характеристика, которой мы вольны наградить или, наоборот, лишить любой непонятный феномен, встречающийся на нашем пути.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.