Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЪЧАНIЯ



ПРИМЪЧАНIЯ

 

Ю. Щербакивскiй - "Формацiя украiнськой нацii", Прага 1942; тоже Нью-Иорк 1958.

Д. А. Одинец - "Из исторiи украинскаго сепаратизма". "Современныя Записки" No. 68.

Jan Potocki - "Voyage dans les steppes d'Astrakhan et du Caucase". 1829, Paris. Merlin.

Такое толкованiе принято было М. С. Грушевским. Но чувствуя его неудобство для украинофильства и для всей своей исторической схемы, он, тЪм не менЪе, ни к какому другому ясному объясненiю не пришел. Уже в 1919 г. в "Короткой Исторiи Украины", на стр. 3 он пообЪщал: "А звитки назва Украины пишла - се потим побачимо". Но ни в этой, ни в других книгах не посвятил нас в результаты "побачення". Один из его послЪдователей и кажется, учеников, СергЪй Шелухин, считает все его сужденiя по этому поводу - "хаосом догадок" См. СергЪй Шелухин - "Украина - назва нашой земли з найдавнийших часив". Прага 1936.

Tadeusz Czacki - "O nazwiku Ukrajnj i poczatku kozakow" Собр. соч. Варшава, 1843-1845.

См. об этом: Кн. А. М. Волконскiй - "Историческая правда и украинофильская пропаганда". Турин, 1920. - А. Царинный - "Украинское движенiе; краткiй историческiй очерк". Берлин, 1925.

A. Tarnowsky. Ks. W. Kalinka. Krakow 1887, c.167-170.

А. А. Корнилов - "Общественное движеiе при АлександрЪ II". М. 1909, стр. 182.

Особенно склонен к этому С. Н. Щеголев, собравшiй обильный матерiал в польской публицистикЪ XIX-XX вв. См. его "Современное украинство", 1914, а также, ранЪе вышедшее "Украинское движенiе, как современный этап южнорусскаго сепаратизма", Киев 1912.

А. Ю. 3. Р. т. III, No. 369.

Н. И. Костомаров - "Богдан Хмельницкiй, данник оттоманской порты". "ВЪстник Европы". Том VI. 1878.

Д. И. Эварницкiй - "Исторiя Запорожских казаков", Том II, стр. 248. СПБ, 1895.

А. Ю. 3. Р. т. III No. 369; Д. Н. Бантыш-Каменскiй, "Исторiя Малой Россiи", т. II, стр. 8.

"Do Polakow". Перепечатано П. Кулишем в приложенiи ко II т. его "Исторiи возсоединенiя Руси", с рЪдкаго изданiя, вышедшаго в КраковЪ в 1575 г.

См. Н. И. Костомаров - "Гетман Иван Свирговскiй", Историческiе монографiи т. 2, СПБ. 1863.

"Путешествiе попа Лукьянова". Цитируется по П. Кулишу - "Польская колонизацiя юго-западной Руси". "ВЪстн. Европы" том II. 1874 г. Кiев, 1957.

M. Kostomarow - "Knyhy bytija ukrains'koho narodu", texte publie par E. Borschak avec une introduction et des notes, Paris, 1947. Второе их изданiе с переводом на французскiй язык: "Le livre de la genese du peuple ukrainien", par Georges Luciani. Paris, 1956.

М. Драгоманов - "Великорусскiй интернацiонал и польско-украинскiй вопрос". Казань 1907. стр. 35.

Стр. 21.

См. Костомаров - "Богдан Хмельницкiй". т I, стр. 320-330. СПБ 1859.

С. М. Соловьев - ""Исторiя Россiи". Том XII, стр. 424. М. 1961 г.

П. Голубовскiй - "ПеченЪги, торки, половцы". Кiев, 1884.

См. об этом у П. Кулиша в его "Исторiи возсоединенiя Руси" Том I и в "Польской колонизацiи юго-западной Руси". А также: А. А. Новосельскiй - "Борьба Московскаго государства с татарами в первой половинЪ XVII вЪка". М.-Л. 1948; Gunter Stokl. "Die Entstehung des Kosaken tums". Isar-Verlag. Munchen, 1953.

Твори Пантелеймона Кулиша, т. VI, стр. 578 у Львовi 1910.

С. М Соловьев - "Исторiя Россiи". Том Х, стр. 438, М. 1961.

Г. Ф. Миллер. "Разсужденiе о запорожцах". Чт. Моск. О-ва Ист. и Др. Росс. 1846 No. 5 стр. 58.

П. Кулиш - "Польская колонизацiя юго-западной Руси".

С. М. Соловьев - Том XV, стр. 180. М. 1962.

Голубев "П. Могила", т. I, стр 403-407; М. Грушевскiй "Iсторiя Украiни-Руси", т. 8, ч. 1, стр. 143-144.

"Supplementum ad historica Russiae monumenta ex archivis ad bibliotecis extraneis". Petropoli, 1848, 185-187. Н. И. Костомаров - Богдан Хмельницкiй т. 1, СПБ, 1859, стр. 289.

Там же, т. II, стр. 9.

"Возсоединенiе Украины с Россiей. Документы и Матерiалы", т. III. М. 1954. No. 82.

Там же, No. 166.

Статейный список посольства В. В. Бутурлина. См. "Возсоединенiе Украины с Россiей. Документы и матерiалы", т. III. М. 1954. No. 205.

Там же.

Сюжет этот исчерпывающе освЪщен в работЪ В. А. Мякотина "Переяславскiй договор 1654 года". Прага, 1930.

"Возсоединенiе Украiины с Россiей", т. III, No. 82.

Там же. No. 205, No. 243.

Эта цитата, приведенная В. А. Мякотиным, в его трудЪ "Очерки сов. исторiи Украины", взята повидимому из неопубликованной еще работы Д. М. Одинца.

Акты Южн. и Западн. Россiи, III No. 369.

С. М. Соловьев - "Исторiя Россiи", т. XI. М. 1961, кн. VI, стр. 116.

Н. И. Костомаров - "Руина". "ВЪстн. Европы", т. IV, август 1879 г.

С. М. Соловьев - "Исторiя Россiи", т. XII. М. 1961, кн VI, стр. 487.

С. М. Соловьев - "Исторiя Россiи", т XI. М. 1961. кн. VI, стр. 21.

Русский Бiографич. Словарь, т. 23, стр. 145. СПБ, 1911.

Г Карпов. - "Критическiй обзор разработки главных русских источников до исторiи Малороссiи относящихся". М. 1870, стр. 25.

С. М. Соловьев - "Исторiя Россiи", т. XI. М. 1961, кн. VI, стр. 16.

Там же, стр. 14.

Н. И. Костомаров - "Гетманство Выговскаго". Историч. монографiи и изслЪдованiя, т. II, СПБ. 1863, стр. 186.

Там же, стр. 142.

С. М. Соловьев - "Исторiя Россiи", т. XI. М. 1961, кн. VI, стр 51.

С. М Соловьев - "Исторiя Россiи", т. XI, М. 1961, кн. VI, стр. 54.

Там же, стр. 384.

Н. И. Костомаров - "Гетман И. С. Мазепа". Русск. Исторiя в жизнеописанiях. Вып. VI. СПБ. 1876.

С. М. Соловьев - "Исторiя Россiи", т. XIV. М 1962, кн. VII, стр. 597-598.

Н. И. Костомаров - "Руина". "ВЪстн. Европы", т. III, iюнь 1879, стр. 449.

С. М. Соловьев, т. XII, М. 1961, стр. 366.

Там же, стр. 868.

С. М. Соловьев, т. XII, стр. 374.

А. Ефименко - "Малорусское дворянство". "ВЪстник Европы", т. IV, август 1891.

Александра Яковлевна Ефименко создала себе крупное имя в наукЪ и неоднократно чествовалась на ученых съЪздах. Она открыла на сЪверЪ Россiи древнюю форму крестьянского хозяйства, так наз. "дворище", а некоторое время спустя, это же явленiе обнаружила в БЪлоруссiи ("печище"). Ея перу принадлежит ряд цЪнных работ по русской и по украинской исторiи. В 1919 г., она была разстрЪляна петлюровцами за то, что дала у себя прiют преслЪдуемому ими человЪку. См. ея некролог, написанный С. Ф. Платоновым, в журналЪ "ДЪла и Дни", No. 1, 1920.

С. М. Соловьев - т. XII, стр. 389.

"Бумаги Императрицы Екатерины II", СПБ. 1871, т. I, стр 389.

Соловьев - т. XII, стр. 384.

Н. И. Костомаров - "Гетман Ив. Степ. Мазепа". Русская Исторiя в жизнеописанiях ея главнЪйших дЪятелей. Вып. VI. СПБ. 1876.

С. М. Соловьев. - Исторiя Россiи, т. XII, М. 1961, кн. VI, стр. 388.

С. М. Соловьев, т. XI, М. 1961, кн. VI, стр. 16.

Там же, т. XII, стр. 371.

Голиков И. И. - Дополненiе к дЪянiям Петра Великаго, т. XV. М. 1795, стр. 216-218.

Соловьев, т XII, стр. 370.

Н. И. Костомаров - "Гетманство Выговскаго", Истор. монографiи и изслЪдованiя, т. II, СПБ. 1863, стр. 142.

"Исторiя о невинном заточенiя боярина МатвЪева". М. 1785, стр. 61.

"Исторiя Русов" - Чтенiя в Моск. О-вЪ Истор. и Древностей Россiйских. No. 4, 1846, стр. 98.

Костомаров - "Гетманство Выговскаго", стр. 142.

Александер Оглоблин - "Annales de la Petite Russie", Шерера и "Исторiя Русов". Науковий Збiрник Украiнського Вiльного Университету. т. V, Мюнхен, 1948.

Соловьев - т. XIV, стр. 499. М. 1962, кн. VII. Том II, стр. 469. М. 1951. Учпедгиз. стр. 402.

Полное Собр. Законов Россiйской Имперiи, т. XXI, No. 15.724, стр. 907.

А. М. Лазаревскiй. Описанiе Старой Малороссiи, 3 тома. - Его же - Малороссiйск. посполитые крестьяне. - Его же - Историч. очерки полтавской Лубенщины. - Его же - Из исторiи сел и селян ЛЪвобережной Малороссiи. - А. Я. Ефименко "Малорусское дворянство". ВЪстник Европы, т. IV, авг. 1891. - А. Романович-Словатинскiй - "Дворянство в Россiи". Кiев 1912 г. - В. А. Мякотин. "Очерки Соцiальной Исторiи Украины в XVII-XVIII в.". Прага, 1924-1926. III выпуска. Фрагменты ея печатались в "Русском БогатствЪ" в 1912 г. No. 8, 10, 11.

А. Я. Ефименко - Малорусское дворянство. (ВЪстник Европы, т. IV, авг. 1891, стр. 533).

А. М. Лазаревскiй. Очерки малороссiйских фамилiй. Русскiй Архив, 1875, кн. 9.

Ефименко, стр. 532.

Лазаревскiй. Русскiй Архив, 1875, кн. 8, стр. 408.

А. Я. Ефименко, стр. 543.

С. М. Соловьев. - Ист. Россiи, М. 1961, т. XII, стр. 356 (кн. VI).

Проф. Мих. Грушевскiй. - Иллюстрированная Исторiя Украины. СПБ 1913, стр. 486.

"Велика Исторiя Украины". Львов - 1948 - Виннипег. Стр. 553.

"Велика Исторiя Украины". Львов - 1948 - Виннипег. Стр. 527.

Газета "Америка", 12 жовтня 1946 г. Филадельфiя.

Кiевская старина 1893, I, 41-76

Собр. Госуд. Грамот и Договоров, т. III, No. 137.

Г. Карпов - Критич. обзор разработки главных русских источников до исторiи Малороссiи относящихся. Москва, 1870 г.

Письмо в редакцiю "ВЪстник Европы", т. IV, авг. 1882 г. Там же Костомаров предостерегает от неосторожнаго пользованiя казацкими ЛЪтописями, составленными сплошь людьми, занимавшими видные казачьи чины. "Во всЪх наших лЪтописях, - замЪчает он, - необходимо пройтись рукЪ безпристрастнаго и добросовЪстнаго критика". Это завЪщанiе до сих пор не выполнено украинофильской исторiографiей.

Современному читателю не трудно замЪтить сходство этого мотива с пропагандой наших дней, утверждающей, будто Гитлер не утвердился на ВолгЪ и не завладЪл всЪм мiром исключительно по винЪ самостiйнических партизан Бандеры и Бульбы.

С. М. Соловьев - т. XV, стр. 271. М. 1962.

Василь Шимко - "Полтавська трагедiя" - "Наш Вик" (Our Age). Торонто, 3 вересня (сент.) 1949 г.

Соловьев - т. XV, стр. 215.

Соловьев - т. XVI, стр. 592.

См. Соловьев - т. XV, глава IV.

К МазепЪ пришли в шведскiй лагерь только сЪчевики-запорожцы в количествЪ от 1.500 до 2.000 человЪк.

Н. И. Костомаров - "Мазепа". Историч. монографiя. М. 1883, стр. 446.

Соловьев - т. XVI, стр. 592.

Александер Оглоблин - "Les Annales de la Petite Russie" Шерера и "Исторiя Русов". Науковый Збирник Украинського Вильного Университету, т. V. Munchen, 1948.

С. М. Соловьев - т. XVIII, глава III. Н. И. Костомаров - "Русская Исторiя в жизнеописанiях ея главнЪйших дЪятелей". Вып. VI, "Петр Великiй". А. М. Лазаревскiй - Павел Полуботок. Русск. Архив 1880.

Кiевская Старина, 1893, 1, стр. 54.

А. М. Лазаревскiй - Отрывки из семейнаго архива Полетик, Кiевская Старина, 1891, No. 4.

Кiевская Старина, 1882, II; 1888, III.

М. Грушевскiй - Иллюстрированная Исторiя Украины. СПБ, 1913. стр. 430.

Там же, стр. 431.

А. Н. Пынин - Исторiя русской этнографiи, т. III, стр. 20. СПБ. 1891.

М. Н. Катков - Передовицы за 1863 г., вып. 1, стр. 276-279, М. 1887.

"Листы на Надднипрянскую Украину".

Листы.

"Русская Старина", 1888, декабрь, стр. 599.

И. Беккер - Декабристы и польский вопрос. (Вопросы Исторiи, 1948, No. 3).

Возстание декабристов. Матерiалы т. IX, стр. 73, 1950.

Там же, стр. 72.

В. И. Семевскiй - Политическiя и общественныя идеи декабристов. СПБ, 1909, стр. 300.

М. В. Нечкина - Общество Соединенных Славян. ГИ3 1927.

Georges Luciani - La Societe des Slaves Unis. Universite de Bordeaux 1963. На стр. 34 здЪсь можно прочесть: "Pas un mot, pas une allusion dans leurs declarations, pas un geste de leur comportement de supposer qu'ils aient le moins sympathise avec une forme quelconque de l'ukrainisme".

В. И. Семевскiй - Политич. и общ. идеи декабристов. стр. 303.

Возст. декабристов. Матерiалы т. IX, стр. 41.

Там же.

Кiевская Старина, 1903, No. 12, стр. 137; Семевскiй, стр. 302.

Возстание декабристов. Матерiалы т. IX, стр. 189.

Там же, стр. 40, 62.

Центрархив - Возстанiе Декабристов. Матерiалы, т. I, стр. 180.

С. Н. Щеголев - Украинское движенiе, как современный этап южно-русскаго сепаратизма, Кiев, 1912, стр. 27.

"Былое", 1919 г., XIV, стр. 94.

"Власть и общественность на закатЪ старой Россiи", т. I, стр. 222. Париж, 1936 г.

М. Драгоманов - "Шевченко, Украiнофiли i соцiализм". "Громада". No. 4, 1879 г.

"Основа", 1861 г., IV, стр. 53.

М. Драгоманов - "Громада" No. 4, 1879 г.

П. Кулиш - Исторiя возсоединенiя Руси, т. II, стр. 25.

M. Kostomarow - "Knyhy bytija ukrainskoho narodu", Paris, 1947.

Воспоминанiя о двух малярах. "Основа", 1861 г., IV, стр. 53.

"Громада" No. 4, 1879.

Сбiрник памяти Тараса Шевченко, Киiв, 1915. Аналогичныя высказывания можно найти в незаконченном романЪ Костомарова "Паныч Наталыч". См.- Georges Luciani: "Le livre de la genese du peuple ukrai- nien". Paris, 1956, р. 46.

А. Н. Пыпин - "Исторiя Русской Этнографiи". т. III, стр. 156-157.

Автобiографiя - "Литературное НаслЪдiЪ", СПБ, 1890, стр. 28.

Книги бытiя украинского народу.

А. Пыпин - Некролог Костомарова. ВЪстн. Европы, май 1885.

"ДвЪ русскiя народности", Историч. Монографiи и изслЪдованiя, т. I, стр. 229. СПБ, 1863.

Книги бытiя.

"По поводу книги М. О. Карловича", В. Е., т. II, апрЪль 1885.

"ВЪст. Европы", т. 1, февраль 1882.

Записки о жизни Гоголя, 185, стр. 6.

"Основа", 1861. Обзор литературы.

П. Кулиш - "Крашанка".

Костомаров - "Историческая поэзiя", ВЪстн Европы, т. VI, де- кабрь 1874.

Словарь Брокгауза-Эфрона, т. 41, стр. 314.

"Опыт украинской политико-соцiальной программы", Женева, 1884.

См. его Некролог М. А. Максимовича - "ВЪстн. Европы", 1874, март.

Опыт Укр. полит.-соц. программы, стр. 31-32.

"La litterature oukrainienne proscrite par le Gouvernement Russe". Rapport presente au Congres litteraire de Paris (1878) par Michel Dragomanow. Geneve, 1878.

М. Лемке - "Эпоха Цензурных реформ 1859-1865 годов". СПБ., 1904, стр. 302-304. Хрестоматiя по исторiи СССР, т. III, 1952, стр. 157-158.

М. Драгоманов - Листы на наднипрянську Украину, Кiев, 1917, стр. 47.

Новое Русское Слово, 25 iюня 1953. New York.

М. Грушевскiй - Иллюстрированная Исторiя Украины, стр. 512, СПБ. 1913.

М. П. Драгоманов - "Великорусскiй Интернационал и польско-украинскiй вопрос". Казань, 1907, стр. 55.

Великорусскiй интернацiонал, стр. 82-83.

В. Яновскiй - "Спогади волонтьора". Лiтерат.-Науковiй Вiстнiк, 1911, VII-VII, стр. 92-93.

"Великорусскiй интернацiонал и польско-украинскiй вопрос", стр. 61.

"Свiтло", 1912, III, стр. 71; "ПослЪднiе Новости", 1912, No. 174. С. Н. Щеголев - Украинское движенiе, 1912, стр. 483-84.

С. Н. Щеголев, - стр. 477.

Игорь Бутенко - "Что должен знать каждый об украинцах", Мюнхен, 1948 г., стр. 14

Там же, стр. 15.

А. Н. Пыпин - "Малорусско-польскiя отношенiя", ВЪстн. Европы, т. I, февраль 1886 г. М. П. Драгоманов - "Шевченко, Украинофилы i соцiализм", Громада, No. 4, 1879 г.

"Историчне значиння Унии". "Украинськи Висти", 15 февр. 1946 г.

"Литературный сборник" Дедицкаго. II-III, стр. 121.

Иллюстрированная исторiя Украины, СПБ., 1913, стр. 507.

Потрясающую картину австрiйских звЪрств, не уступающих по жестокости гитлеровским, дают 4 выпуска "Талергофскаго Альманаха", вышедших во ЛьвовЪ между 1924 и 1934 гг. В 1964 г. они переизданы П. С. Гардым под заглавiем "Военные преступления Габсбургской монархии 1914-1917 гг. Галицкая Голгофа". Trumbull, Conn., U.S.A.

Драгоманов - "Листы на Наднiпрянскую Украину".

Там же, стр. 72.

Журнал "Молодая Украина". См. предисловiе Юрiя Колларда к новому изданiю "Самостiйной Украины" Михновскаго, стр. 8. Видавнитство "Украинский Патриот" 1948.

Львов, 1944 г.

Твори Л. ГлЪбова, К. Климковича и В. Шашкевича. Львiв, 1911.

"Украинська Хата" 1912, VI, стр. 350.

Д. Корсаков - Конст. Дмитрiевич Кавелин. "ВЪстн. Евр.", авг 1887.

Литер. Науковiй Вiстнiк, 1898.

"Дiло", 1899. No. 288.

"Укр. ВЪстник" No. 2. Перепечатана в сборникЪ "Освобожденiе Россiи и украинскiй вопрос". СПБ, 1907.

С. Н. Щеголев - Украинское движенiе. Кiев 1912, стр. 106.

Свободное слово Карпатской Руси. No. 9-10, 1965, U.S.A.

И. Франко - "Молода Украiна", стр 37.

О. Огоновскiй - Исторiя литературы русской, ч. I, Львов, 1887.

Н. Костомаров - Задачи украинофильства. ВЪстн. Европы т. I, февраль 1882.

В частности, от многого что писал раньше, он отказывается, и многое из прежних высказыванiй не раздЪляет.

М. Драгоманов, Листы на наднiпрянску Украину, стр. 63-64.

Там же.

С. Тимошенко - Воспоминанiя, стр. 283-84. Париж 1963.

Драгоманов - Листы, стр. 62; 67.

Листы на наднiпрянску Украину, стр. 43.

Воспоминанiя, стр. 283-84.

Исторiя литературы русской. Напiсав Омелян Огоновскiй, ч. I-II, Львiв, 1887-1889.

А. Пыпин - "Особая исторiя русской литературы", ВЪстн. Европы, т. V, сент. 1890.

Кiев, 1910 г.

Проф. Михаил Грушевскiй - Очерк исторiи украинскаго народа. Изд. второе, СПБ, 1906.

Иллюстрированная Исторiя Украины. СПБ, 1913, стр. 312.

Иллюстр. Исторiя Украины, стр. 312.

Микола Михновскiй - "Самостiйна Украина", стр. 20. Видавництво "Украинск. Патрiот", 1948 г. Перепечатано с издания 1900 г.

В. Садовскiй - Студентське життя у Киевi у 1904-1904 роках. Сборник "3 мiнулого", т. II, 1939, Варшава, стр. 10.

См. предисловiе Ю. Колларда к изданiю "Самостiйной Украины", 1948 г.

С. Щеголев, Современное украинство. Кiев 1914, стр. 78.

Украинська Хата, 1911. Цитируется по С. Н. Щеголеву - Украинское Движенiе, Кiев, 1912, стр. 152.

П. Н. Милюков - Россiя на переломЪ, т. I, стр 217.

С. П. Мельгунов - Золотой нЪмецкiй ключ большевиков. Париж, 1940, стр. 18.

Там же, стр. 90-91.

Сборник статей по славяновЪдЪнiю, 1904.

См. также "Литературное НаслЪдство", вып. 3, 1932 г.

"Листы", стр 80.

Niederle, L.: "La race Slave". Trad. du cheque. Paris, 1911, p. 58.

"На разныя темы". - Русская Мысль, январь 1911 г. "Общерусская культура и украинскiй партикуляризм". - Русская Мысль, январь 1912 г.

Одна еврейская газета на русском языкЪ, издававшаяся в КiевЪ, писала, что она отнюдь не противница и не ненавистница малороссов, "но когда Шекспира и Ибсена переводят на мертвое, для оживленiя измЪненное профессором Грушевским до неузнаваемости и непонимаемости нарЪчiе - это противно. Таких явленiй мы, конечно, противники и будем с ними бороться и будем их высмЪивать". ("Южная Копейка" 1911, No. 309. Цитируем по С. Н. Щеголеву, стр. 472).

См. интервью д-ра Крамаржа, данноЪ сотруднику "Новаго Времени". "Новое время", октябрь 1911. No. 12804.

С. Н. Щеголев - Украинское движенiе 1912, стр


ОТКЛИКИ

Сборник статей памяти Николая Ивановича Ульянова (1904-1985). Редактор Всеволод Сечкарев

 

ЖИЗНЬ - ЭТО ТВОРЧЕСТВО

Петр Муравьев

[...]

Родился Николай Иванович 23-го декабря 1904 г. (по ст. ст.) в С. Петербурге. Там же, в 1922 г., окончил гимназию. Семья была не из богатых и какое либо баловство исключалось. Отметить это обстоятельство следует потому, что уже с ранних лет возникла у Н.И. страсть - к театру. Мать всячески поддерживала увлечение сына, но далеко не всегда могла ему помочь. В театр и на концерты приходилось проникать "зайцем". Эта страсть оставила на Н.И. неизгладимый след: уже позднее, будучи студентом, он, одновременно с университетскими занятиями, посещал курсы сценического мастерства, а затем был направлен в Мариинский театр для практики. Одно время даже увлекся мыслью стать режиссером, но закулисная психологическая атмосфера его оттолкнула.

В 1922 г. Н.И. поступает на Историко-Филологический факультет Петроградского Государственного Университета, каковой оканчивает в 1927 г., успешно защитив диссертацию на тему "Влияние иностранного капитала на колонизацию русского севера в XVI-XVII вв.". Хоть работа эта и осталась ненапечатанной, но была удостоена лестного отзыва академиком С.Ф. Платоновым в докладе на "Неделе русских историков" в Берлине, в 1927 г., а позднее была упомянута в "Летописи занятий Археографической комиссии", том 33-й.

По окончании университета, Н.И. оставлен Платоновым при кафедре для подготовки к дальнейшей научной деятельности, но самую подготовку, проходит до 1930 г. при Институте истории Ранион, под руководством С.В. Бахрушина и А.Е. Преснякова. Одновременно Н.И. участвует в семинаре М.И. Покровского по русской историографии.

За годы аспирантуры Ульяновым написаны три исследовательских трактата: - "Торговая книга конца XVI в.", "Колонизация Мурмана в XVII в.", напечатанная в 1-м ном. "Исторического сборника "Академии Наук в 1934 г. и "Общественно-политические воззрения Б. Н. Чичерина". Кроме того составлен обзор архивных материалов по истории Кольского полуострова, напечатанный в "Кольском сборнике" Академии Наук в 1930 г. и еще - популярный очерк о восстании Разина, изданный брошюрой в Харькове в 1930 г.

В 1930 г. Н.И. командирован лектором в Архангельский Педагогический Институт, где и остается до 1933 г. За это время из под его пера выходит книга "Очерки по истории народа Коми-Зырян" изданная в 1932 г. За эту работу Академией Наук присуждена Н.И.-чу ученая степень Кандидата исторических наук. Кроме того, в Архангельском Губархиве им найдено "Дело о Панфинской пропаганде в Карелии" и написана на эту тему работа, принятая к печати и находившаяся уже в гранках, когда последовал арест автора в 1936 г.

С 1933 по 1936 г. Н.И. состоит Старшим научным сотрудником Постоянной историко-археологической комиссии при Академии Наук в Ленинграде. Одновременно он приглашен вести семинар, а потом и читать лекции по русской истории в Ленинградском Государственном Университете.

В 1935 г., в одну из своих служебных поездок в Москву, Н.И. знакомится со своей будущей супругой, Надеждой Николаевной, студенткой медицинского факультета. На этом связь не обрывается, возникает переписка, а в следующем году, когда Н.Н., окончив университет, переезжает в Ленинград, молодые люди сочетаются браком.

*

2-го июня 1936 г. Н.И. арестован НКВД по обвинению в контр-еволюционной пропаганде и приговорен к 5 годам концлагеря. Заключение отбывает сперва в Соловках, затем в Норильске, на Таймырском полуострове. Об этих мрачных годах Ульянов вспоминал неохотно; иногда лишь рассказывал отдельные эпизоды. Как-то вспомнил, с благодарностью, заключенного-дантиста, который, работая на лагерной кухне, принес однажды Н.И.-чу две сырых картофелины, чем буквально спас от начавшейся цынги... Рассказал Н.И. еще, что в лагере он жил в хорошем культурном "обществе" - ведь там в те времена собрались сливки интеллигенции... Выполнять трудовые нормы было тяжело, но переносил Н.И. все стоически, хотя и был обессилен. Больше всего угнетала безнадежность, сознание своей бесполезности, потерянных лет, невозможность продолжать творческую работу. Приходили на ум и мрачные мысли, что если срок будет продлен - такое нередко случалось - то он покончит с собой.

В 1941 г., в самый канун войны, Н.И. освобожден и направлен по месту назначенного жительства, но из-за начала военных действий добирается только до Волги. Здесь, в Ульяновске (бывший Симбирск), он вынужден осесть и, за невозможностью получить другую работу, промышляет до осени простым ломовым извозчиком.

В сентябре взят на окопные работы под Вязьмой и там попадает в плен к немцам. Вскоре, однако, ему удается бежать из Дорогобужского лагеря и он, пройдя около 600 верст по немецким тылам, пробирается под осажденный Ленинград. В одном из оккупированных немцами пригородов, Н.И. разыскивает свою супругу. Ульяновы уезжают в глухую деревню, где Н.Н. работает врачем среди местного населения.

Жизнь в деревне была полуголодная, полухолодная и тоскливая; угнетало отсутствие газет, книг, каких бы то ни было духовных контактов. Чтобы заполнить образовавшийся умственный вакуум, Н.И. принимается за составление местного народного словаря, собирает старинные песни, записывает по памяти стихи Блока, Ахматовой, Фета, Гумилева, Волошина и других. Стихов и целых поэм он знал множество и помнил их до самых последних своих дней.

В этот же период Н.И. начинает работать над историческим романом "Атосса", который закончит значительно позднее, по окончании войны, когда откроется доступ к необходимым историческим материалам и, прежде всего, к трудам Геродота.

Осенью 1943 г. Ульяновы отправлены оккупационными властями, как "остарбайтеры", на работы в Германию, в лагерь Карлсфельд под Мюнхеном, где и остаются до окончания войны. Н.И. работает автогенным сварщиком на заводе BMW, а Н. Н. - врачем в лагерном госпитале.

С окончанием войны и приходом американских войск, возникает новая опасность - насильственной репатриации в "социалистический рай", а позднее - проблема дальнейшего "мирного" существования. В течение двух лет приходится как-то перебиваться а затем, в 1947 г., Ульяновы, через организацию И.Р.О., эмигрируют в Марокко и оседают на годы в Казабланке. Теперь уж Н.И. работает "по специальности", т.е. сварщиком на заводе Schwartz Haumont. Кстати, ряд его статей за тот период, среди них и отрывок из будущей книги "Происхождение украинского сепаратизма", вышли под шутливым псевдонимом "Шварц Оманский".

Так, несмотря на полное отсутствие необходимых условий для умственного труда, начал Н.И. свою творческую деятельность в свободном мире. Позднее, благодаря наладившимся поездкам в Париж, положение улучшается: удается приобрести нужные книги, а в архивах библиотек откопать недостающие для исторических работ материалы.

Да и русский Париж встретил Н.И. приветливо. Тут он познакомился с Б.К. Зайцевым, П.Е. и С.П. Мельгуновыми, Н. Берберовой, Н.М. Херасковым, Г. Ивановым, с французским профессором Андрэ Мазоном, прекрасно владеющим русским языком. Вот что писал Н.И. о своих впечатлениях - жене в Марокко: "Очень доволен тем, что впервые за свою эмиграцию увидел настоящую культурную Россию. Это было глотком свежей воды. Буквально отдохнул душой".

Не следует, однако, рисовать себе творческую природу Н.И. Ульянова слишком идиллически. Был он не только кабинетным ученым. Уже тогда, в "марокканский" период, проявилась в нем и другая его сторона - яркого и страстного полемиста, с каким мало кто мог скрестить оружие. На одном из ежегодных эмигрантских торжеств в Казабланке, - "День русской культуры" -, Н.И. выступил с докладом, в котором утверждал, что после Достоевского и Толстого, Мусоргского и Чайковского, не пристало рядить русскую культуру в сарафаны и кокошники!

"Посеявший ветер пожнет бурю". Доклад, попавший затем на страницы печати, вызвал целый полемический шторм. Традиционно-консервативной части эмиграции новшество Н.И. пришлось не по душе; более "прогрессивные" приветствовали его заявление. Но поднятый шум не испугал Н.И.; скорей наоборот - вдохновил его на дальнейшее углубление "опасной" темы. И возможно, что его интересное эссе "Патриотизм требует рассуждениiя" уходит корнями в казабланкский дебют.

В 1952 г. в "Чеховском издательстве" выходит в свет первый исторический роман Ульянова - "Атосса" - из эпохи войны Дария со скифами.

В 1953 г. Ульяновы вторично эмигрируют - в Канаду, где Н.И. продолжает исследовательскую работу о корнях украинского сепаратизма. Двумя годами позже, Ульяновы перебираются в США и не надолго оседают в Нью Йорке. Здесь автор этого очерка и познакомился с Н.И.

Знакомство состоялось сперва на политической почве, в рамках "Союза борьбы за свободу России", созданного известным историком и публицистом С.П. Мельгуновым в 1947 г. Прямого участия в политической работе Н.И. не принимал, это было не его стихией; примкнул к Союзу скорей по причине духовной близости к участникам организации, культурный уровень которой в те времена несомненно выделялся среди эмигрантских политических организаций. В Союзе Н.И. представлял как бы "культурную" оппозицию, противопоставляя политическим вылазкам серьезную культурную работу. Но верен Союзу оставался до конца, т.е. до его ликвидации в 1961 г.

В Нью Йорке Н.И. много работает, печатается в газетах и журналах, часто выступает с докладами в "Обществе друзей русской культуры", где сразу завоевывает себе прочную аудиторию. Работа теперь значительно облегчена наличием прекрасной городской библиотеки, где Н.И. пропадает днями. Этот период и следует рассматривать как начало расцвета научной и литературной деятельности Н.И. в эмиграции.

В 1955 г. Н.И. приглашен лектором по русской истории и литературе в Йельский университет. После недолгих колебаний он принимает предложение и Ульяновы, вновь снявшись с якоря, переезжают в Нью Хэвен в штате Коннектикут. Здесь Н.И. преподает в течение 17 лет - до выхода на пенсию в 1973 г.

[...]

В доме у Ульяновых можно было встретить не мало интересных людей: Г.В. Вернадского с женой, М.М. Карповича, писателя А. Парри, декана Св. Владимирской Академии о. А. Шмемана, сорбоннского профессора и писателя Р. Герра, М. Корякова, коллег из Йельского университета и других людей интеллектуальной формации.. Устраивались чтения, происходил оживленный обмен мнениями.

Все свободное от университета время Н.И. попрежнему посвящает научной и писательской работе, чтению докладов в Нью Йорке и других городах, а также подготовке к изданию окончательно созревших трудов. Статьи Н.И-ча увидели свет во многих русских изданиях: в газетах "Новое русское слово" и "Русская мысль", в журналах "Новый журнал", "Российский демократ", "Возрождение", "Воздушные пути", "Опыты", а также по английски в "Encyclopedia of Russia and the Soviet Union", "Review of National Literatures", "Canadian Slavic Stu- dies" и в "Russian Review".

Одна за другой выходят книги Ульянова: "Происхождение украинского сепаратизма" - единственный научный труд на эту тему, вышедший когда либо, сборники эссе: "Диптих", "Свиток", "Спуск флага", "Скрипты"; сборник рассказов "Под каменным небом", и, наконец, большой исторический роман "Сириус", охватывающий предреволюционные годы и Февральскую революцию в России - единственный по теме и проникновению в смысл развернувшейся вокруг российского трона трагедии. Этот труд дался Н.И-чу не легко и потребовал многих лет работы.

[...]

Отдельными тетрадями, в разное время, вышли и другие значительные работы Н.И.: "3амолчанный Маркс", "Исторический опыт России", "Северный Тальма".

Труды Н.И. всегда получали "большую прессу", многие вызывали горячую полемику, подчас переходящую в штормы. К таковым, помимо уже упомянутого доклада о русской культуре, следует отнести и "Ignorantia est" - о роли русской интеллигенции в судьбах России, "Басманный философ" - о взглядах Чаадаева на Россию, "Замолчанный Маркс" - ценнейший обзор забытых газетных статей К. Маркса, наполнен- ных ненавистью к славянским народам. Эта статья, кстати, была совсем недавно опубликована в журнале "Континент" но. 43.

Выпадали на долю Н.И. и общепризнанные триумфы. Так, в 1961 г., в Нью Йорке, на праздновании 1100-летия российской государственности, перед аудиторией более чем в 800 человек, Н.И. выступил с докладом "Исторический опыт России". Пересказать доклад трудно, его нужно прочесть. Одно можно сказать: по эрудиции, художественности формы и, наконец, по страстному внутреннему убеждению, это выступление стало подлинным историческим манифестом, разбивающим на голову накопленные в веках ложь и хулы клеветников России. Зал пребывал в трансе, захваченный правдивой проповедью, болью и гневом докладчика.

[...]

Приходят на память и другие "кульминационные" доклады Ульянова; среди них назову: "Комплекс Филофея", развенчивающий миф о яко-бы империалистической сущности идеи "3-го Рима", "Шестая печать" - о закате европейской культуры, "Патриотизм требует рассуждения" - о различии между национальным самосознанием и ложной "национальной идеей"... Всех не перечтешь.

Со временем и материальная сторона жизни Ульяновых благоустраивается; открываются возможности ежегодных поездок в Европу, которую за четверь века они исколесили вдоль и поперек. Это были не увеселительные каникулярные прогулки, скорее наоборот, это была упорная "конквистадорская" страда - осмотр старинных городов, знакомство с историческими памятниками, посещение библиотек и, конечно, музеев. В музеях Н.И. мог проводить не дни, а недели; в одной только Равенне он т.о. "непредвиденно" задержался больше месяца. Вообще Италии было отведено первое место, но также влекла его Испания, главные столицы Европы - Париж, Вена... Следует отметить, что самые путешествия предпринимались не "с кандачка"; готовился Н.И. к каждому заранее, месяцами изучая историю запланированных к посещению мест, копаясь в музейных альбомах и иных пособиях. Впечатления и открытия отливались в очерки, поражавшие как эрудицией автора, так и его наблюдательностью и неутомимостью: "Орвието", "Мертвые города", "Восставшие из мертвых", "Алжезирас", "Севилья" и многие другие.

[...]

Из всего сказанного не следует однако, что творческий путь Н.И. был отныне отмечен только радостями. Оставалась в нем и непреходящая грусть о том, что не сбылась главная мечта - посвятить себя целиком русской истории. Пятнадцать лет жизни на отшибе, вдали от культурных центров, библиотек и архивов, лишили его этой возможности. А "спекулировать", т.е. выносить суждения вне прочных данных, не опираясь на серьезную документацию, было не в его характере. И потому, хотя исторические труды Ульянова и были написаны со знанием дела и добросовестностью ученого, он всеже вынужден был склониться к другому жанру - эссе. И тут он выявил себя непревзойденным мастером, чье имя, не страшась преувеличений, можно поставить рядом с крупнейшим эссеистом нашей диаспоры - М. Алдановым.

Невольно напрашивается вопрос: чем объясняется такой успех - энциклопедическим складом ума? Оригинальностью мышления? Ответим: и тем и другим. Меньше всего походил Н.И. Ульянов на ремесленника, талдычащего о незыблемости таблицы умножения; с другой стороны, перефразируя поэта, - никогда он не утомлял читателя скучными намеками на содержимое выеденного яйца. Ульяновское эссе это - преодоление мертвящей схоластики, вспышки прозрения там, где под пластами ходячих истин погребены ростки умственной эволюции. Иногда эти вспышки настолько ярки, что кажутся парадоксами; но кто определит их истинную природу? И сколькие из них со временем станут ходячими истинами?

[...]

Не всегда стимулом для тонкого словесного выражения у Н.И. была потребность в "кинжальной" краткости или в художественном приеме. Иногда яркость слова вызвана яркостью и глубиной чувства, особенно там, где речь идет о России.

[...]

Н.И. не был монархистом, но раскроем "Сириус" там, где описана сцена объявления царем манифеста о вступлении России в войну и тогда поймем, что так мог писать лишь человек, кровно связанный с историей России. И вообще истории не ставил Н.И. никаких условий, не пропускал ее через фильтры политики или надуманного "любомудрия", а от историка требовал лишь знания и честности.

Одинаково чужды были Ульянову и тщеславие, и стяжательство.

Вспоминается, как кто-то спросил его - каким образом мог он отказаться от предложенного ему почетного и доходного поста главы русского отдела в одном из лучших колледжей. Н.И. удивленно посмотрел на вопрошающего, затем ответил: - Я считаю преступлением тратить время на заработки сверх того, что необходимо для существования; остальное время и силы следует беречь для творческого труда!

Не будучи тщеславным, он и льстить не умел. Не умел и не старался завязывать "полезных" связей, столь необходимых для проталкивания своих работ, не заискивал у критиков, меценатов и издателей, и не поступался своими убеждениями. Бесстрашно ставил самые щекотливые вопросы, зная наперед, что подвергнется жестоким нападкам со стороны потенциальных оппонентов. Но умел и рассердиться и тогда от противников, бывало и маститых, только пух летел. Справедливости ради должно отметить, что среди последних было немало и таких, кто, "враждуя" с Н.И., отдавалаки дань восхищения его эрудиции, блеску его формулировок и характеристик.

В "Листках из блокнота" М. Корякова, печатавшихся в "Новом русском слове", встречаем строки, прекрасно характеризующие духовную стойкость Ульянова. Описывая одну из "баталий", где Н.И. подвергся шквальному огню из стана социалистов-меньшевиков, автор "Листков" пишет, что "значительней всего вот этот урок, который Ульянов преподает нам всем - урок внутренней свободы... Должен признать - продолжает Коряков - что мне хотелось бы быть его учеником, усвоившим его уроки". И далее: "Я завидую Н.И. Ульянову как раз за то, что он сделан из такого крепкого материала, не поддающегося никакому давлению, никакой "штамповке".

Отклики на творчество Н.И. со стороны видных деятелей культуры были всегда лестными. Высоко оценили его работы Б. Зайцев, М. Алданов, А. Ремизов, Г. Вернадский, В. Вейдле, М. Карпович, А. Седых, Г. Адамович, И. Одоевцева, Л. Ржевский, С. Мельгунов, В. Сечкарев, Н. Первушин, Н. Андреев, Ю. Мацкевич, А. Парри...

Правда, приходилось подчас слышать и упреки по адресу Ульянова - не слишком ли сумрачно живописует он нашу современность? Что ж, возможно, это так и было; ни веселья, ни оптимизма - того, который Шопенгауэр окрестил "нечестивым", - в писаниях Ульянова не найти. Скорее найдем в них боль и прежде всего - боль за Россию. И это законно, ведь сказано было поэтом: "Кто живет без страданья и гнева, тот не



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.