|
|||
Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов
Принципы: Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей; Применение психолого – педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приемы рациональной психотерапии. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка. Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом. Обучение детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки. Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с детьми с аффективными невротическими проявлениями; Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции; Использование элементов психогимнастики.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия: Имеется кабинет педагога - психолога с выделенными зонами: релаксационной, коррекционной, консультационной, оснащен аудиотехникой, методической литературой, наглядным и раздаточным материалом; В детском саду работает педагог - психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе. Коррекционно – развивающая среда организованна с учетом потребностей интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду достигается за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. В группах проводят празднования дней рождения. В д/с организуются ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Веселые старты» и др. Снижение утомляемости ребенка на занятиях достигается мотивацией к занятию построением занятий на интересе ребенка и индивидуальный подход к каждому ребенку, совместная деятельность взрослого и ребенка. Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актер. Большая роль в психокоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребенку (успокаивает).
ПЕРСПЕКТИВА: Учить приемам релаксации, выполняя упражнения не менее трех раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.
8. Коррекционно – педагогическая работа с детьми
Цель: устранение дефектов в развитии детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе). Организация и проведение коррекционной работы осуществляется педагогом – логопедом детского сада в несколько этапов: - Комплексное обследование детей; - Отбор в индивидуальные подгруппы; - Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы. - Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный); - Обеспечение промежуточного и итогового контроля; - Анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей. Помимо непосредственной работы с детьми специалисты ведут консультативную коррекционно- педагогическую работу с родителями.
9. Лечебно – профилактическая работа
Осуществляет педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию. В нее входят: - Элементы ЛФК: дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия. - витаминизация блюд; - Физкультурные занятия босиком; - Подвижные игры и физические упражнения на улице; - Утренняя гимнастика с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями; - Дыхательную и пробуждающую гимнастику после сна; - Спортивные игры и соревнования; - Интенсивное закаливание стоп; - Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья - Общекорректирующие упражнения - Элементы релаксации.
10. Летне – оздоровительные мероприятия
Формы организации оздоровительной работы; Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусах, ходьба босиком; Физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке) Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе; Интенсивное закаливание стоп; Витаминизация: соки, фрукты.
Работа с педагогами: Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах: - актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль; - просветительная работа по направлениям проекта; - консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый дошкольник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник; Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия: 1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста; 2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе; 3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения; 4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья; 5. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп; 6. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания; 7. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей; 8. Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции; 9. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений; 10. Пропаганда здорового образа жизни; 11. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению: Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях. Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
· Привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье. · Обучение дошкольников здоровому образу жизни. · Обучение дошкольников приемам личной самодиагностики, регуляции · Беседы, валеологические занятия. · Психологические тренинги.
Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями: - повышение педагогической культуры родителей; - пропаганда общественного дошкольного воспитания; - изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания; - установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка; - вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары; - валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье; - включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями: 1 Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций. 2 Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. 3 Дни открытых дверей. 4 Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей. 5 Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших). 6 Совместные занятия для детей и родителей. 7 Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача). 8 Родительский всеобуч: клуб «Здоровый дошкольник». 9 Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи: Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.). Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов. Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе: Анкета для родителей. Беседы с родителями Беседы с ребенком Наблюдение за ребенком Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми. С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний. 2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях. 3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей. 4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы. 5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении. 6. Значение режимных моментов для здоровья ребенка. 7. О питании дошкольников. 8. Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей. 9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. 10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей. 11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников. 12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей. 13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.
План на ближайшие 3 – 4 года. Продолжить проведение совместных мероприятий «Дней здоровья», праздников, субботников. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов. Организовать новую форму работы с родителями - дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время) Посещение родителей занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
Ожидаемые результаты реализации проекта: - Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка. - Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний. - Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья. - Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях. - Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. - Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. - Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников. - Повышение квалификации работников дошкольных учреждений. - Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.
Кадровое обеспечение проекта. Заведующего ДОУ: - общее руководство по внедрению проекта: анализ реализации проекта и коррекции; - контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Зам. зав. по УВР: - нормативно – правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализации проекта; - проведение мониторинга (совместно персоналом);
Старшая медицинская сестра: - обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей; - определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья; - составление индивидуального плана реабилитации; - гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.
Инструктор по физ. воспитанию: - определение показателей двигательной подготовленности детей; - коррекции отклонений в физическом развитии; - дыхательная гимнастика, физкультурные занятия; - закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).
Воспитатели: - внедрение здоровьесберегающих технологий; - пропаганда ЗОЖ; - закаливающие мероприятия; - пропаганда методов оздоровления в коллективе детей; - дыхательная гимнастика;
Педагог – психолог: - внедрение здоровьесберегающих технологий; - коррекция отклонений в психическом развитии; - методы психологической разгрузки.
Педагог – логопед: - коррекция и устранение дефектов у детей; - предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Зам. зав. по хозяйственной части: - обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ; - создание материально – технических условий; - контроль за выполнением младшим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации проекта.
Повара: - контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;
Младший обслуживающий персонал: - соблюдение санитарно – охранительного режима; - помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
|
|||
|