Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов



7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов

 

Принципы:

Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;

Применение психолого – педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приемы рациональной психотерапии.

Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка.

Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.

Обучение детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки.

Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с детьми с аффективными невротическими проявлениями;

Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;

Использование элементов психогимнастики.

 

Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:

 Имеется кабинет педагога - психолога с выделенными зонами: релаксационной, коррекционной, консультационной, оснащен аудиотехникой, методической литературой, наглядным и раздаточным материалом;

В детском саду работает педагог - психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей.

Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку.

Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

Коррекционно – развивающая среда организованна с учетом потребностей интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду достигается за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. В группах проводят празднования дней рождения. В д/с организуются  ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Веселые старты» и др.

Снижение утомляемости ребенка на занятиях достигается мотивацией к занятию построением занятий на интересе ребенка и индивидуальный подход к каждому ребенку, совместная деятельность взрослого и ребенка.

Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актер.

 Большая роль в психокоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребенку (успокаивает).

 

ПЕРСПЕКТИВА:

Учить приемам релаксации, выполняя упражнения не менее трех раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.

 

8.  Коррекционно – педагогическая работа с детьми

 

Цель: устранение дефектов в развитии детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Организация и проведение коррекционной работы осуществляется педагогом – логопедом детского сада в несколько этапов:

- Комплексное обследование детей;

- Отбор в индивидуальные подгруппы;

- Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы.

- Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);

- Обеспечение промежуточного и итогового контроля;

- Анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

Помимо непосредственной работы с детьми специалисты ведут консультативную коррекционно- педагогическую работу с родителями.

 

9. Лечебно – профилактическая работа

 

Осуществляет педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию. В нее входят:

- Элементы ЛФК: дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия.

- витаминизация блюд;

- Физкультурные занятия босиком;

- Подвижные игры и физические упражнения на улице;

- Утренняя гимнастика с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями;

- Дыхательную и пробуждающую гимнастику после сна;

- Спортивные игры и соревнования;

- Интенсивное закаливание стоп;

- Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья

- Общекорректирующие упражнения

- Элементы релаксации.

 

10. Летне – оздоровительные мероприятия

 

Формы организации оздоровительной работы;

Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусах, ходьба босиком;

Физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке)

Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе;

Интенсивное закаливание стоп;

Витаминизация: соки, фрукты.

 

Работа с педагогами:

      Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

- просветительная работа по направлениям проекта;

- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый дошкольник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.

 

Организационные методические мероприятия:

1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;

2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;

3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;

4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья;

5. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;

6. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;

7. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей;

8. Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;

9. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;

10. Пропаганда здорового образа жизни;

11. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

 

Методические рекомендации по оздоровлению:

Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

 

· Привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

· Обучение дошкольников здоровому образу жизни.

· Обучение дошкольников приемам личной самодиагностики, регуляции

· Беседы, валеологические занятия.

· Психологические тренинги.

 

Работа с родителями

 

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

 

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей;

- пропаганда общественного дошкольного воспитания;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;

- вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

- включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

 

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

1 Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2 Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3  Дни открытых дверей.

4 Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.

5 Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).

6 Совместные занятия для детей и родителей.

7 Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).

8 Родительский всеобуч: клуб «Здоровый дошкольник».

9 Организация совместных дел.

 

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).

Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов.

Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

 

Методы, используемые педагогами в работе:

Анкета для родителей.

Беседы с родителями

Беседы с ребенком

Наблюдение за ребенком

Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

 

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.

5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

6. Значение режимных моментов для здоровья ребенка.

7. О питании дошкольников.

8. Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.

9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.

 

План на ближайшие 3 – 4 года.

Продолжить проведение совместных мероприятий «Дней здоровья», праздников, субботников.

Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

Организовать новую форму работы с родителями - дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время)

Посещение родителей занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни

Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

- Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.

- Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.

 

Кадровое обеспечение проекта.

Заведующего ДОУ:

- общее руководство по внедрению проекта: анализ реализации проекта и коррекции; 

- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

 

Зам. зав. по УВР:

- нормативно – правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализации проекта;

- проведение мониторинга (совместно персоналом);

 

Старшая медицинская сестра:

- обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

- определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

- составление индивидуального плана реабилитации;

- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

 

Инструктор по физ. воспитанию:

- определение показателей двигательной подготовленности детей;

- коррекции отклонений в физическом развитии;

- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).

 

Воспитатели:

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- пропаганда ЗОЖ;

- закаливающие мероприятия;

- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

- дыхательная гимнастика;

 

Педагог – психолог:

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- коррекция отклонений в психическом развитии;

- методы психологической разгрузки.

 

Педагог – логопед:

- коррекция и устранение дефектов у детей;

- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

 

Зам. зав. по хозяйственной части:

- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;

- создание материально – технических условий;

- контроль за выполнением младшим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации проекта.

 

Повара:

- контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;

 

Младший обслуживающий персонал:

- соблюдение санитарно – охранительного режима;

- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.