![]()
|
|||||||
Истина, критерий истины. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 4.Истина, критерий истины. .Главная цель познания — достижение истины. Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания. Объективная истина не зависит от человека, т. к. существует в объективной реальности. Объективная истина всегда конкретна. Субъективная истина зависит от сознания субъекта познания. Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютная истина — полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. По своему содержанию истина объективна, а по форме — относительна, относительная истина – это знание, которое приближенно и ограниченно верно воспроизводит действительность ( знания неполные и неточные). Из относительных истин складывается абсолютная истина. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика (от греч.praktikos — «активный») — это активная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира. Роль практики в процессе познания: • практика — источник познания. Запросы практики вызывают к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания; • практика — цель познания. Знания, получаемые человеком, предназначены для их использования в жизни; • практика — критерий истинности человеческих знаний. Но практика не является универсальным способом проверки истинности знаний, т. к. не всё можно проверить практически; именно поэтому наука использует логические доказательства. Эмпиризм и рационализм — направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании. Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Представители другого направления — рационалисты — критерием истины считали разум. Заблуждение — это непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту. Заблуждение — это ложное знание, принимаемое за истинное. Ложь - это сознательное искажение реальности объекта. Вопросы для самопроверки. 1.Что такое познание? 2.Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? 3. В чем особенность рационального познания? 4.Что такое истина, назовите виды истины. 5.Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?. 6.В драме «Борис Годунов» А.С.Пушкина старый летописец Пимен поучал Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ обоснуйте, аргументируйте.
|
|||||||
|