![]()
|
|||||||
Группа: ПК-125. Семкина Н.И. адрес: nisem14@mail.ru. Предмет: Обществознание.. Тема. Человек в профессиональной деятельности.. План изучения темы.. Краткое содержание теоретических вопросов.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Дата.02.06.20. Группа: ПК-125 Преподаватель: Семкина Н.И. адрес: nisem14@mail.ru Предмет: Обществознание. Тема. Человек в профессиональной деятельности. Литература.Уч. Обществознание для СПО под ред. А.А.Сычев стр.68 – 74 Основные понятия и термины по теме:профессия, специалист, профессионал, профессиональное становление, выбор профессии - внешние факторы, внутренние факторы, непрерывное образование. План изучения темы. 1.Профессиональная деятельность. 2.Профессиональное становление. 3.Выбор профессии. Методические рекомендации: Начиная изучение темы, нужно обратить внимание на основные понятия, значение которых Вы должны понимать – проработать их; необходимо понять, что такое профессиональная деятельность, как связаны между собой личное и профессиональное становление человека, что необходимо, чтобы стать профессионалом, что понимается под профессионализацией работника, какие факторы выбора профессии считаете самыми важными, что понимается под непрерывным образованием и почему непрерывное образование сегодня очень востребовано. Краткое содержание теоретических вопросов. Профессиональная деятельность- специфический вид трудовой деятельности человека, включаете основные характеристики: целесообразность, преобразовательный характер, направленность на удовлетворение социальных и личных потребностей. Трудовая деятельность может быть профессиональной и непрофессиональной; профессиональной деятельность станет при условии наличия образования, официально подтвержденной квалификации, общественное признание, отнесенность к той или иной профессии. Профессия – это совокупность специальных знаний и навыков, которые требуют теоретической и практической подготовки. Личность не просто участвует в трудовой деятельности, а утверждает себя посредством трудовой деятельности. Ощущение востребованности, уважение к себе, удовлетворенность жизнью зависят от профессиональных успехов человека, степени его грамотности и мастерства. Уровни осуществления профессиональной деятельности определяются понятиями: - специалист – человек, подготовленный к профессиональной деятельности: имеет проф. образование, квалификацию специалиста, официально подтвержденную проф. образовательным учреждением – обладает необходимыми знаниями, умениями, навыками для выполнения той или иной работы, а также знает четкие алгоритмы их применения в типичных ситуациях; профессионал – это специалист, который обладает богатым профессиональным опытом и способный успешно решать сложные задачи в нестандартных ситуациях. Профессионал способен самостоятельно определять цели профессиональной деятельности, критически оценивать ее результаты и изменять характер деятельности, уходя от алгоритмов, чтобы добиться лучших результатов. Профессионализация– это движение от специалиста к профессионалу. Профессиональное становление – это форма личностного становления человека в ходе профессиональной деятельности, показателем профессионального становления являются формальные критерии(официальные) – диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность и неофициальные – профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда. Этапы профессионального становления: - предварительный этап – человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности, в конце этого этапа молодой человек переходит к выбору своей будущей профессии; - подготовительный этап – человек получает среднее и высшее проф. образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учиться одновременно4 - этап адаптации – начало проф.деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы; - этап профессионализации – этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования в ходе трудовой деятельности. Именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы – только подготовка к нему; - этап уменьшения активности – снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста. Непрерывное образование – человек не должен останавливаться в развитии, ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в проф.сфере; современная проф.деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в современных технологиях, поэтому проф. образование не прекращается в течение всей жизни. Выбор профессии. Факторы выбора профессии делятся на внешние факторы – это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких; внутренние факторы – это возможности, способности и интересы самого человека. Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей, но возможен переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу. О востребованности можно сказать тоже самое – профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, завтра могут оказаться невостребованными и наоборот. Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, т.к. оплачивается не профессия, а должность. Необходимо обращать внимание на возможность карьерного роста. Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д.( можно взять кредит, найти альтернативное учебное заведение и т.д.) Мнение и желания близких – следует учитывать, но надо понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому. Внутренние факторы касаются самой личности , на них необходимо обращать особое внимание. Для лучшей ориентации в профессиях существует их классификация, которая помогает сузить область поиска. Например, типы профессий: отношение « человек – природа» - это биолог, агроном, геолог; « человек – человек» - учитель, менеджер; « человек – техника» - ремонтник, инженер; « человек – знак» - языковед, программист; и т.д. Для каждого типа характерны особые способности и умения. Только серьезный подход к выбору профессии поможет отдать предпочтение той профессии, которая будет способствовать раскрытию личностных качеств человека.
|
|||||||
|