Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерий.



Тема. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерий.

Литература.Уч. Обществознание для СПО под ред. А.А.Сычев стр.87 – 100;

Уч. Обществознание, 10 кл. под ред. Л.Н.Боголюбов стр.58 – 62.

Основные понятия и термины:познание, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, объективная истина, субъективная истина, критерий истины.

План изучения темы (вопросы обязательные к изучению )

1.Познаваем ли мир?

2.Структура познавательной деятельности.

3 Основные этапы (ступени) познания.

4. Истина, критерий истины.

Методические рекомендации:начиная изучение данного темы, нужно отработать понятия, повторить структуру деятельности, постараться понять – можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств, как отличить знание истинное от неистинного?.

Краткое содержание теоретических вопросов.

1.Познаваем ли мир?

Существуют различные философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира.

Агностицизм (от греч. agnostos — «недоступный познанию»). Агностики отрицают возможность познания мира.

Скептицизм (от греч. skeptikos — «рассматривающий, иссле­дующий»). Скептики сомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Оптимизм (от лат. optimus — «наилучший»). Оптимисты уверены в познаваемости мира.

2.Структура познавательной деятельности.

Познание мира— творческая деятельность человека, направленная на получения достоверных знаний об окружающем мире.

Процесс познания мира предполагает наличие субъекта и объекта.

Субъект познания — человек, наделённый волей и сознани­ем; всё человеческое общество.

Объект познания — весь окружающий мир (человек, общество, природа).

От понятий «субъект и объект» образованы термины «субъективный»и «объективный».

Субъективно все то, что связано с субъектом, его воля, желания, стремления, чувства, эмоции и т.д. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личное воздействие, которое наше сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли и желаний. Например, объективными фактами является впадение Волги в Каспийское море, утверждение « Ф.м. Достоевский- русский писатель» и т.д.- они не зависят от наших личных желаний: волга не потечет вспять, Земля не прекратит свое вращение и т.д.

Мотивы познание разнообразны, они могут быть практичными: мы пытаемся узнать что- то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или использовать более эффективно; теоретические: человек часто получает удовольствие от решения интеллектуальной проблемы или открытия чего - то нового.

Средства познания в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д.

Действия – в процессе познания многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания – это собственно знания о предмете: его внутренних и внешних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.