![]()
|
|||||||
Тема. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерий.Тема. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерий. Литература.Уч. Обществознание для СПО под ред. А.А.Сычев стр.87 – 100; Уч. Обществознание, 10 кл. под ред. Л.Н.Боголюбов стр.58 – 62. Основные понятия и термины:познание, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, объективная истина, субъективная истина, критерий истины. План изучения темы (вопросы обязательные к изучению ) 1.Познаваем ли мир? 2.Структура познавательной деятельности. 3 Основные этапы (ступени) познания. 4. Истина, критерий истины. Методические рекомендации:начиная изучение данного темы, нужно отработать понятия, повторить структуру деятельности, постараться понять – можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств, как отличить знание истинное от неистинного?. Краткое содержание теоретических вопросов. 1.Познаваем ли мир? Существуют различные философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира. Агностицизм (от греч. agnostos — «недоступный познанию»). Агностики отрицают возможность познания мира. Скептицизм (от греч. skeptikos — «рассматривающий, исследующий»). Скептики сомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Оптимизм (от лат. optimus — «наилучший»). Оптимисты уверены в познаваемости мира. 2.Структура познавательной деятельности. Познание мира— творческая деятельность человека, направленная на получения достоверных знаний об окружающем мире. Процесс познания мира предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект познания — человек, наделённый волей и сознанием; всё человеческое общество. Объект познания — весь окружающий мир (человек, общество, природа). От понятий «субъект и объект» образованы термины «субъективный»и «объективный». Субъективно все то, что связано с субъектом, его воля, желания, стремления, чувства, эмоции и т.д. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личное воздействие, которое наше сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Объективно все то, что не зависит от сознания, воли и желаний. Например, объективными фактами является впадение Волги в Каспийское море, утверждение « Ф.м. Достоевский- русский писатель» и т.д.- они не зависят от наших личных желаний: волга не потечет вспять, Земля не прекратит свое вращение и т.д. Мотивы познание разнообразны, они могут быть практичными: мы пытаемся узнать что- то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или использовать более эффективно; теоретические: человек часто получает удовольствие от решения интеллектуальной проблемы или открытия чего - то нового. Средства познания в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. Действия – в процессе познания многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории. Результат познания – это собственно знания о предмете: его внутренних и внешних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.д.
|
|||||||
|