Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет



3. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет

Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды. Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов. Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективных методов тренировки [8].

Рассматриваемый нами возраст 13-14 лет относится к четвёртому периоду телесного развития. Он характеризуется активным ростом костно-мышечного скелета. Данный период относится к подростковому возрасту.

Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения проведения с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психологического, физического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усвоение социальных ценностей. Но не только сложные психологические процессы приобретают новый вид в этот период жизни человека, но и происходит существенная перестройка всего организма подростка [12].

Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V-IX классов. Это период нравственного развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идёт интенсивный процесс окостенения скелета.

Мышечная система в этом возрасте развивается быстрыми темпами. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других [17].

Самый важный факт физического развития подростка – половое созревание, происходит прибавка роста около 6-10 см в год. Масса тела возрастает на 4-6 кг, а окружность грудной клетки увеличивается на 3-5 см, увеличение роста и массы тела в период от 12 до 16 лет составляет 25-30 см и 25-40 кг. Всё это тренер или учитель физкультуры должен принимать во внимание в практике проведения уроков, тренировок, соревнований и других спортивных мероприятий [8].

В этот период идёт второй ростовой скачок организма [12]. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.

В подростковом возрасте у детей рождается потребность самоутверждения и самостоятельности. Характерной чертой подростков является повышенное внимание к соревнованию, демонстрации физических способностей, они далеко не всегда в состоянии объективно оценить свои силы и возможности. За 10-11 лет обучения с 7 до 17 лет, показатели, характеризующие скоростные проявления человека, улучшаются на 20-60% и более [14].

В подростковом возрасте фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Для подростков характерно ухудшение двигательной координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. При этом базовым элементом всего комплекса физических качеств является быстрота. Целенаправленное воздействие или занятия разными видами спорта накладывают положительный след на скоростные способности. К примеру, при звуковом и световом сигнале латентное время реакции не занимающихся равно 0,17-0,25 и 0,2-0,35 с., а у спринтеров высшей квалификации – 0,05-0,1 и 0,1-0,2с. соответственно [14].

Задачи физической подготовки в это время состоят, прежде всего, в формировании двигательной функции спортсменов, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание стоит уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этих важнейших физических возможностей. Следует заметить, что на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации быстрота воспитывается в тесной связи с ловкостью, что создает необходимую основу для успешного овладения рациональной техникой передвижения. В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным ростом быстроты движений, а в возрасте 13-14 лет скорость повышается главным образом благодаря увеличению скоростно-силовых качеств и мышечной силы [17].

По этой причине при воспитании быстроты надо стремиться к максимальному увеличению темпа бега и частоты движений, не требующих больших мышечных усилий. Предпочтение следует отдавать естественным движениям. Значительную помощь могут оказать спортивные и подвижные игры, упражнения, выполняемые в игровой форме, в виде соревнований. [18].

Возраст детей 13-14 лет, является подростковым и характеризуется активным ростом костно-мышечного скелета. В этом возрасте происходят интенсивные перестройки в организме. При тренировке с девушками следует учитывать индивидуальные биологические ритмы, в связи с этим, менять интенсивность нагрузки. В данный период уровень развития координации может снижаться, но в то же время он быстро восстанавливается в процессе дополнительных занятий для поддержания координационных способностей. Также тренеру следует обращать внимание на формирование доверительных отношений подростка и взрослого, это может проявляться в создании общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.