Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характеристика координационных способностей



2. Характеристика координационных способностей

Понятие «координационные способности». До настоящего времени не существует единого подхода к определению понятия «координационные способности» (КС), и это является основным препятствием к разработке методологии их развития (совершенствования).

Л.П. Матвеев (год) рассматривает координационные способности в тесном единстве со способностями регулирования тонуса мышц. Он отмечает, что понятие «координационные способности» выделяется из более общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию [10].

     Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить (формировать, соподчинять, связывать воедино) целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющихся условий. Воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон подготовки, а составляет как бы одну из стержневых основ всего ее содержания [7].

В.И. Лях ( )  к координационным способностям относит: способность к ориентированию в пространстве, сохранению статической позы и динамической устойчивости, точность воспроизведения, дифференцирования и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, поддержанию ритма, произвольному расслаблению мышц и др. [9].

Координацию движений можно также характеризовать, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа и превращение его в управляемую систему.

По мнению других авторов, координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых приводит к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие [3].

В целом, координационные способности относятся к способности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Важной предпосылкой для развития координации, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми комбинациями вступают в специфические соединения и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, тем больше запас условно-рефлекторных связей, тем больше двигательных навыков, которыми владеет спортсмен, тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям. [9].

     Координационные способности можно разделить на общие, специальные и специфические её виды. [13].

     К важнейшим специфически проявляющимся координационным способностям в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:

– способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);

– способности к ориентированию в пространстве;

– способность сохранять равновесие;

– чувство ритма;

– способность к перестроению двигательных действий;

– статокинетическая устойчивость;

– способность к произвольному мышечному расслаблению [9].

     Способность к ориентированию в пространстве. Под этой способностью понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и двигаться в правильном направлении. Эта способность человека в соответствующие условия, любая активность (гимнастика на спортивной площадке, на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого следует, что способности к ориентированию в пространстве конкретной проявляется в каждом виде спорта.

Ее проявление и развитие в значительной степени зависит от скорости восприятия и оценки пространственных условий, которые достигается путем комплексного взаимодействия анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному). Основной методическому подходу, является направленный на совершенствование этой способности, система выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к скорости и точности ориентации в пространстве [9].

Способность сохранять равновесие. Рост спортивного мастерства в гимнастике в значительной мере зависит от деятельности вестибулярного анализатора. Вместе с мотором и зрительного анализаторов обеспечивает ориентацию в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и баланса. Наблюдения показывают, что гимнастки, у кого плохо развит вестибулярный анализатор, обычно трудно освоить материал. Они испытывают трудности в усвоении вращательных движений и сохранении равновесия.

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, или иных положениях тела или при выполнении движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия. Проявление баланса разнообразны. В некоторых случаях нужно сохранять равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положении «ласточка», стойка на руках в гимнастике и акробатике); в других случаях, во время выполнения движений (ходьба и бег на бревне или другой узкий предмет и т. д.) – динамическое равновесие [2].

    Различают и третью форму равновесия – балансирование предметами и на предметах, например, балансирование гимнастической булавой, стоящей на ладони; удержание мяча на голове, стоя на месте или в движении; равновесия, стоя на валике и т. д. Совершенствование статической и динамической устойчивости на основе развития двигательных навыков, и в процессе систематического применения общих и специальных подготовительных упражнений, координации. Элементы равновесия являются составной частью почти всех движений: циклических, ациклических, метательных, акробатических, спортивных и т. д. [7].  

Разнообразие проявлений равновесия требует уточнения его разновидности. Изучение устойчивости тела в двигательной деятельности находится в поле зрения многих авторов. Однако, до настоящего времени не определены: структура, основные компоненты, факторы, ответственные за разработку и критерии устойчивого положения тела. Поэтому сначала необходимо определить и обосновать каждый из структурных элементов этого качества.

Равновесие имеет следующие компоненты:

– рациональное расположение звеньев тела;

– дозировку и перераспределение мышечных усилий;

– минимизацию количества степеней свободы движущейся системы;

– уровень пространственной ориентации [10].

     Основание управления любым равновесием составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость. Первый компонент рационального расположения частей тела – способствует лучшему равновесию. Правильная осанка в положении сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела. Рациональное распределение звеньев тела существенно влияет на активность мышц. Так, в положения приседа на одной ноге резко возрастает как активность мышц туловища и опорной ноги.

Таким образом, расположение частей тела не только значительно влияет на внешнее восприятие любого двигательного действия, но и способствует сохранению устойчивости. Второй компонент равновесия – дозировка и перераспределение мышечных усилий. Сложность сохранения устойчивого положения тела после выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, сальто) заключается в том, что усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и в конце движения величина этих усилий. Объем прилагаемых мышечных усилий в значительной степени определяется конкретным проявлением равновесия. Например, равновесие на повышенной поддержки и после выполнения вращения требует совершенно разного характера усилий. Во втором случае им нужно больше, что связано с наличием компенсаторной реакцией. Сохранение устойчивости после выполнения различных прыжков требует преодоления определенных инерционных сил.

Чем сложнее техника прыжка, тем более значительные силы необходимо преодолеть. В краткосрочной перспективе характер выполнения двигательных действий, возникают дополнительные трудности, связанные с задачей сохранения равновесия в максимально короткий период времени.

Это резко повысит требования к демонстрации высокого уровня внутримышечной и межмышечной координации. Различные группы мышц, как известно, имеют разную степень активности. Большинство обладают мышцы, выполняющие основную нагрузку при удержании частей тела в равновесии. Например, в стойке на руках более высокая характеристика активности мышц руки и мышц спины. [9].

Третий компонент сохранения устойчивого положения тела – пространственной ориентации. Для выполнения каких-либо физических действий, элементарных естественных движений: удержание позы, ходьба, бег – до технически сложных упражнений необходима определенная степень ориентации в пространстве. Чем оно лучше, тем легче сохранить устойчивое положение.

Пространственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении тела и его отдельных частей. В различных видах двигательной деятельности большое значение имеет пространственная точность движений.

Например, точность броска мяча зависит от степени точности оценки пространственных характеристик движений. Каждый мотор имеет определенную структуру, и параметры передаются через специальные каналы в системе управления. Такие понятия, как «чувство дистанции», «чувство мяча» и так далее, имеют своей основой взаимодействие комплекса функциональных систем, позволяющее определить и контролировать расстояние. Поэтому сохранение устойчивости тела при выполнении многих двигательных действий с закрытыми глазами гораздо сложнее, чем с открытыми. Существует два основных вида равновесия: статическое и динамическое. Однако в литературе не представлены различные проявления статического и динамического равновесия, что приводит к различному толкованию ведущей роли некоторых факторов в развитии и совершенствовании данного качества. [3].

Поэтому определение конкретных проявлений статического и динамического равновесия имеет важное значение. Специальное исследование показало, что как у статического, так и у динамического равновесия существует ряд специфических и неспецифических проявлений. Специфические связаны с конкретными видами спортивной деятельности, неспецифические чаще всего характерны для трудовой и бытовой деятельности.

Деление на специфические и неспецифические проявления весьма условно, так как невозможно провести четкое разграничение в сложной двигательной деятельности без нарушения структуры движения. Тем не менее, выделение этих двух относительно самостоятельных групп оправданно с точки зрения развития и совершенствования устойчивости тела. Необходимо иметь в виду, что добиться абсолютной устойчивости тела невозможно. При сохранении любого равновесия мышцы находятся в состоянии определенного тремора, который более выражен у нетренированных, поэтому это трудно для них, чтобы достигнуть баланса [11].

Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной системы. Известно, что во время вынужденного дыхания колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим усилиям для поддержания баланса. Однако задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вызывает снижение колебаний тела [14].

Одним из факторов, которые влияют на способности поддержания стабильного положения тела, является уровень развития физических и координационных качеств, определенная степень силы и скорости мышц позволяет многократно повторять усилия различного характера с максимально возможной скоростью. Усиливают проявление устойчивости тела определенные показатели устойчивости. Чем выше уровень общей и специальной выносливости, тем быстрее спортсмен осваивает различные разновидности равновесия [16].

Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития подвижности в суставах. Чем выше степень мобильности (до некоторой степени), тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его отдельных частей и таким образом для того, чтобы контролировать стабильность [18].

Органы дыхания. Увеличение размеров и изменение формы грудной клетки приводит к повышению резервов дыхательной системы. Однако функция дыхания еще несовершенна и характеризуется поверхностным и частым дыханием, что делает его менее производительным по сравнению со взрослыми. Задержки дыхания во время физической нагрузки могут вызвать быстрое уменьшение насыщения крови кислородом. Эту особенность нужно учитывать при проведении занятий, строго следить и обучать детей согласовывать дыхание с движением. Обмен веществ и энергии. Основной обмен веществ у младших школьников значительно выше, чем у взрослого человека. Энергетические и окислительные процессы у ребенка в организме идут более напряженно, т. к. большое количество энергии необходимо на процессы роста и ассимиляции. Данные особенности обмена веществ объясняются несовершенством регуляции со стороны ЦНС и нейрогуморальных механизмов [59, с. 92; 60. с. 89]. По мнению В. И. Ляха [61, с. 14] возраст 10-11 лет является благоприятным для развития координационных способностей. Грамотно и умело подобранные средства и методы позволяют получить максимальный тренировочный эффект по повышению координационных возможностей. К основной задаче по развитию и совершенствованию координационных качеств для данного возраста относят создание в тренировочном процессе многообразия движений (банка движений), что будет являться отличным фундаментом для разностороннего развития координационных способностей [62, с. 146]. Эффективное воспитание координационных способностей связано с развитием тонкого мышечного чувства и совершенствованием аппарата проиприоцепции. Для этого необходимо включать в программу упражнения с ограничением зрительного контроля, с непредельным напряжением мышц, соблюдать точное выполнение упражнения. Следует помнить, что хорошо освоенные координационные упражнения в дальнейшем не оказывают развивающего эффекта. Поэтому программу тренировок нужно постоянно дополнять новыми упражнениями, методическими приемами и подходами [63, с. 90]. Выводы по первой главе 1 Художественная гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта и позволяет развивать не только основные физические качества, но и другие умения и навыки: умение перемещаться по площадке и работать со своим телом, согласовать движения с размерами и темпом музыкального сопровождения, двигательную память и внимание. 2 При определении понятия «координационные способности» нет единства во мнении. Анализ литературных источников показывает, что в общем понимании координационные качества определяются как способность выполнять движения точно и согласованно. К основным видам координационных способностей можно отнести способность ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, точно и быстро выполнять движения, предугадывать положение движения объекта и др. 3 К характерным анатомо-физиологическим особенностям детей 10-11 лет относят необратимость, постепенность, цикличность, герехрония, индивидуальное однообразие. Этот возраст является сенситивным для развития координационных способностей, что повышает эффективность применения средств и методов воздействия. Все это необходимо учитывать при построении тренировочных программ.   Органы кровообращения. Сердечно-сосудистая система детей претерпевает дальнейшие морфофункциональные перестройки. С возрастом увеличивается масса и объем сердца, что влияет на понижение частоты сердцебиений, увеличению мощности сердечного выброса и минутного объема крови, как в состоянии покоя, так и под влиянием физической нагрузки. Увеличение толщины, длины, диаметра, площади поперечного сечения стенок кровеносных сосудов приводит к повышению артериального давления и общей экономизации работы сердца. Причем у детей-спортсменов такие изменения происходят гораздо быстрее, чем у нетренированных детей. Вышеперечисленные изменения наблюдаются при адекватном выборе тренировочных нагрузок [57, с. 181]. Органы дыхания. Увеличение размеров и изменение формы грудной клетки приводит к повышению резервов дыхательной системы. Однако функция дыхания еще несовершенна и характеризуется поверхностным и частым дыханием, что делает его менее производительным по сравнению со взрослыми. Задержки дыхания во время физической нагрузки могут вызвать быстрое уменьшение насыщения крови кислородом. Эту особенность нужно учитывать при проведении занятий, строго следить и обучать детей согласовывать дыхание с движением. Обмен веществ и энергии. Основной обмен веществ у младших школьников значительно выше, чем у взрослого человека. Энергетические и окислительные процессы у ребенка в организме идут более напряженно, т. к. большое количество энергии необходимо на процессы роста и ассимиляции. Данные особенности обмена веществ объясняются несовершенством регуляции со стороны ЦНС и нейрогуморальных механизмов [59, с. 92; 60. с. 89]. По мнению В. И. Ляха [61, с. 14] возраст 10-11 лет является благоприятным для развития координационных способностей. Грамотно и умело подобранные средства и методы позволяют получить максимальный тренировочный эффект по повышению координационных возможностей. К основной задаче по развитию и совершенствованию координационных качеств для данного возраста относят создание в тренировочном процессе многообразия движений (банка движений), что будет являться отличным фундаментом для разностороннего развития координационных способностей [62, с. 146]. Эффективное воспитание координационных способностей связано с развитием тонкого мышечного чувства и совершенствованием аппарата проиприоцепции. Для этого необходимо включать в программу упражнения с ограничением зрительного контроля, с непредельным напряжением мышц, соблюдать точное выполнение упражнения. Следует помнить, что хорошо освоенные координационные упражнения в дальнейшем не оказывают развивающего эффекта. Поэтому программу тренировок нужно постоянно дополнять новыми упражнениями, методическими приемами и подходами [63, с. 90]. Выводы по первой главе 1 Художественная гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта и позволяет развивать не только основные физические качества, но и другие умения и навыки: умение перемещаться по площадке и работать со своим телом, согласовать движения с размерами и темпом музыкального сопровождения, двигательную память и внимание. 2 При определении понятия «координационные способности» нет единства во мнении. Анализ литературных источников показывает, что в общем понимании координационные качества определяются как способность выполнять движения точно и согласованно. К основным видам координационных способностей можно отнести способность ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, точно и быстро выполнять движения, предугадывать положение движения объекта и др. 3 К характерным анатомо-физиологическим особенностям детей 10-11 лет относят необратимость, постепенность, цикличность, герехрония, индивидуальное однообразие. Этот возраст является сенситивным для развития координационных способностей, что повышает эффективность применения средств и методов воздействия. Все это необходимо учитывать при построении тренировочных программ.  
Важную роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и скока упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень мышечной и внутримышечной координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач. Поэтому, чем сложнее спортивное упражнение, тем больше ловкости требуется для сохранения устойчивого положения тела. В каждом виде спорта проявление ловкости при сохранении устойчивости имеет свою специфику. Ловкость проявляется и в надлежащих действий, времени выполнения движений, в мгновенной правильной оценке ситуации и адекватной реакции. Немаловажное значение имеет точность движений, обеспечивающая рациональное расположение частей тела над опорой и в безопорном состоянии. Точность двигательных действий способствует их высокой эффективности, производительности меньше мышечных усилий и энергии. Он находится в отличной форме (видимой стороне) движений и четкой структуре (содержанию) физического действия [4].

Ритмичность также имеет определенное значение в устойчивом положении тела, обеспечивая равномерное распределение и перераспределение мышечных усилий. Это обусловливает оптимальное соотношение отдельных частей двигательного действия, их непрерывность в течение заданного времени, а также характер, согласованность и амплитуду отдельных движений. В любом упражнении есть определенная продолжительность во времени (темп) и естественное распределение сил (динамика). Темп и динамика тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Оптимальное сочетание обеспечивает гармонию движений. В данном случае есть ритм в ходьбе, беге, что невозможно без устойчивого положения тела. Один из факторов, повышающих способность сохранять равновесие, является психологический настрой и эмоциональное состояние. Высокий уровень психологической подготовки способствует уравновешенности нервных процессов – важного условия устойчивого положения.

Положительные эмоции также способствуют повышению работоспособности, мышечной активности и, следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела [15].

Критерии оценки устойчивого положения тела, следующие:

– пространственная оценка и самооценка расположения звеньев тела при сохранении отдельной позы: в движении и в сочетании с другими видами двигательных действий;

– степень соответствия оценки и самооценки расположения звеньев тела;

– степень устойчивости тела после отклонения от основного положения в пределах 5-15°;

– степень устойчивости тела при дополнительных движениях (головой, руками и т. д.);

– степень устойчивости тела в определенной позе;

– степень устойчивости тела при различных способах перемещения в пространстве (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах и др.);

– степень устойчивости тела в различных условиях опоры: повышенная, наклонная, упругая, мягкая, жесткая и т. д.;

– степень устойчивости тела в безопорном состоянии;

– степень устойчивости тела до нагрузки (начала тренировки), в середине занятия и после нагрузки;

– степень устойчивости тела в сочетании с другими видами двигательных действий: вращениями, прыжками, поворотами;

– степень устойчивости тела при балансировке предметами [20].

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение данному виду координационных способностей: равновесие – это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности

Исследования В.И. Лях ( ) показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности, достаточно специфичны. Это способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения.

Объяснить наличие довольно широкого спектра так называемых простых способностей можно, скорее всего тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов [14].

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятии, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми способностями. При малом моторном опыте ощущения и восприятия детей еще слишком грубы, не точны, плохо осознаваемы ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движения. По мере приобретения опыта ощущения и восприятия параметров выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными.

В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. Это зависит от своеобразия координации движений, условий окружающей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известные чувства: дистанции – у фехтовальщиков и боксеров; предмета – у гимнасток; воды – у пловцов; времени – у бегунов, велосипедистов, лыжников. Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движении, действий или деятельности в целом, основанные на точности и тонкости, специализированных восприятий («чувств»), весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта [9].

Вместе с тем данные способности изолированно встречаются крайне редко. К тому же они находятся в определенных связях с другими специальными и специфическими КС, а также с физическими и психологическими особенностями. Эти связи обусловлены тем, что в двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в единстве и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные (программирующие и смысловые), сенсорные, сенсомоторные и моторные (исполнительские, физические) [7].   

Способность точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развивается, прежде всего, при систематическом применении обще- и специально-подготовительных координационных упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС. Для повышения эффективности педагогического воздействия используют методические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Методы развития КС основаны на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений.

Различают задания аналитические (избирательные) – на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движения (пространственного, временного или силового) и систематические – на точность управления двигательными действиями в целом. Понятно, что такое разделение условно, ибо точность воспроизведения, оценки и т. п., скажем, пространственного параметра изолированно от точности воспроизведения, оценки и т.п. временного или силового признака движения не встречается. В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в органическом единстве. Поэтому, хотя и возможно преимущественное дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движения, обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом [7].

В процессе выполнения упражнений с предметами в условиях соревновательной деятельности гимнастки различного возраста и квалификации допускают две группы ошибок: ошибки тела и ошибки предмета. Независимо от возраста и уровня спортивной квалификации у гимнасток преобладают ошибки предмета преимущественно координационного характера.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.