Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возрастные особенности суицидального поведения подростков



1.4. Возрастные особенности суицидального поведения подростков

 

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков.

Подростковый суицид отличается от взрослого целым рядом возрастноокрашенных особенностей:

• фиксация на темах смерти;

• страхи и любопытство к смерти;

• шантажно-демонстративные суицидальные попытки и суицидальное поведение, в нем есть признаки «игры на публику»;

• действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений;

• конфликт воспринимается как крайне значимый, вызывая драматизацию событий;

• суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение;

• суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности;

• средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка).

 

1.5. Личностные особенности как источники суицидального поведения

 

Особенности личности могут провоцировать суицидальную незащищенность. Для подросткового и юношеского возраста в целом характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. При переходе к юношескому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков и юношей.

Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

Приведём список наиболее значимых индивидуально-типологических характеристик суицидентов подросткового и юношеского возраста:

• акцентуации характера истероидного, сенситивного, эмоционально-лабильного, возбудимого и астенического типов;

• снижение личностных ресурсов, позволяющих противостоять трудностям: депрессия (хронические стрессовые состояния, беспомощность, болезни, переживание насилия в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности);

• высокий уровень агрессивности подростка;

• эмоциональная нестабильность;

• чувство ненависти, агрессивности, вины;

• чувство одиночества, тревоги;

• постоянно плохое настроения (неудовлетворенность жизнью, скованность в проявлении чувств, ранимость в межличностных отношениях);

• переживание отсутствия личной свободы;

• неуверенность в себе;

• неудовлетворённость своими успехами в жизни, в учёбе;

• несформированность ценностно-смысловой сферы личности (духовно-нравственных ценностей и смыслов жизни);

• несформированность идентичности;

• эгоцентризм, высокий уровень притязаний;

• неустойчивость самооценки;

• конфликтность;

• мстительность по отношению к другим: родителям, педагогам, сверстникам.

Для юношей факторами риска оказываются, прежде всего, инфантильная, незрелая позиция, отсутствие осмысления собственной жизни, недостаточное развитие ценностно-смысловой сферы; а также отсутствие системы саморегуляции, амбивалентное отношение к суициду, нечувствительность к другим людям. Например, любовные переживания – измена любимой, расставание могут стать причиной кризисной ситуации, потому что ценность собственной жизни становится значительно ниже, чем отношения со значимым для себя человеком.

Для девушек факторами суицидального риска выступают повышенная рефлексивность, высокая активность смысловой сферы, неготовность к отрицательным переживаниям, сверхоптимистические ожидания.

Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо формировать уже с детских лет, используя позитивный жизненный опыт родителей, мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу, правильное кино.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.