Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА I. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ФОРМЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ



 

 

Институт развития образования Кировской области

 

Кафедра педагогики, психологии
и управления образовательными системами

 

С.В. Кудинова

М.Н. Прозорова

 

Суицид в подростковой и молодёжной среде: профилактика, выявление,
психологическая помощь

 

Методическое пособие для образовательных организаций

Выпуск 3

Киров 2014

ББК 88.8

С

Печатается по решению
редакционно-издательского совета ИРО Кировской области

Рецензенты:

М.В. Злоказова,д.м.н., профессор кафедры психиатрии ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России;

С.А. Головина, к.п.н., декан факультета психологии Вятского социально-экономического института;

Г.П. Савиных, к.п.н., проректор по научно-исследовательской работе Института развития образования Кировской области.

 

Авторы:

С.В. Кудинова, ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области;

М.Н. Прозорова, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский медицинский колледж»

Кудинова С.В.

С   Суицид в подростковой и молодёжной среде: профилактика, выявление, психологическая помощь: методическое пособие для образовательных организаций / С.В. Кудинова, М.Н. Прозорова. – Вып. 3. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. – 42 с. – (Серия «Воспитание и развитие личности в условиях ФГОС»).

 

ISBN

 

Пособие посвящено актуальной проблеме суицида в подростковой и молодёжной среде. Содержит рекомендации по построению системы работы по профилактике суицидального поведения, выявлению признаков суицидального риска, оказывает психологической помощи в разрешении суицидогенных конфликтов, реабилитации и адаптации личности после суицидальной попытки. В оформлении книги использованы репродукции картин М.С. Юргановой, педагога-психолога КОГОАУ СПО «Вятский государственный торгово-промышленный техникум».

Предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, преподавателей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных организаций общего и профессионального образования. Может быть использовано в системе повышения квалификации педагогических работников по профилактическим программам.

 

ISBN

© ИРО Кировской области, 2014

© С.В. Кудинова, М.Н. Прозорова, авторы, 2014

 

Научный руководитель проекта:

С.В. Кудинова, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области

Участники проекта:

Е.В. Боровская, педагог-психолог КОГОБЦ СПО «Вятское художественное училище»;

Н.Н. Бояринцева, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Вятский автомобильно-промышленный колледж»;

И.А. Данилова, педагог-психолог КОГОБУ НПО профессиональное училище № 12;

О.В. Дудина, педагог-психолог Свечинского филиала КОГОБУ СПО КСХТ ПУ№37, п. Свеча Свечинского района;

Н.Е. Казакова, педагог-психолог, НОУ СПО «Вятский техникум сферы услуг, экономики и права», г. Киров;

И.Г. Калинина, педагог-психолог КОГОБХ СПО «ВГА – ПТ», с. Бобино Слободского района;

Т.Н. Кукарева, педагог-психолог, преподаватель КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум», г. Яранск;

Ж.А. Погудина, педагог-психолог, преподаватель КОГОАУ СПО «Колледж промышленности и автомобильного сервиса», г. Киров;

М.Н. Прозорова, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский медицинский колледж»;

С.Г. Рогожникова, педагог-психолог КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум», г. Киров;

И.А. Соловьёва, педагог-психолог КОГБОУ СПО ВАПК, г. Кирово-Чепецк;

Н.В. Соловьёва, педагог-психолог, преподаватель КОГБОУ СПО «Вятскополянский механический техникум», г. Вятские Поляны;

И.Н. Сырчина, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж»;

О.Н. Шаляпина, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий», г. Орлов;

М.С. Юрганова, педагог-психолог КОГОАУ СПО «Вятский государственный торгово-промышленный техникум», г. Кирс Верхнекамского района.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 7

 

Глава I. Суицидальное поведение: формы суицидальной
активности, источники и особенности суицида в подростковом
и юношеском возрасте. 11

1.1. Определение понятия. 11

1.2. Мифы о суициде. 12

1.3. Мотивы суицидальных проявлений. 13

1.4. Возрастные особенности суицидального поведения подростков. 14

1.5. Личностные особенности как источники суицидального поведения. 15

1.6. Психотравмирующие обстоятельства как источники суицида. 17

1.7. Возможности образовательных организаций в сокращении числа суицидов среди подростков и молодёжи. 19

 

Глава II. Скрытая профилактика суицидального поведения
у подростков и молодёжи. 22

2.1. Содержание, меры, мероприятия скрытой профилактики
суицидального поведения. 22

2.2. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения развития личности – основное направление профилактики суицида. 25

2.3. Памятка для подростков и юношества «Когда следует обращаться
к психологу». 28

2.4. Памятка родителям «Семейная профилактика суицида у детей». 29

2.5. Организационно-управленческие меры предотвращения
суицидального риска в образовательном пространстве. 31

 

Глава III. Выявление признаков суицидального риска. 36

3.1. Признаки суицидального риска. 36

3.2. Памятка для педагога «Как заподозрить готовящийся суицид». 38

3.3. «Карта наблюдения» для выявления суицидного риска. 40

3.4. Рекомендации для психолога по психодиагностике эмоционального
неблагополучия. 42

 

Глава IV. Психолого-педагогическая помощь подросткам с суицидальными намерениями. 47

4.1. Ресурсы психолого-педагогической помощи. 47

4.2. Памятка педагогу «Что делать, если обнаружены признаки неблагополучия ребёнка». 47

4.3. Памятка «Принципы первичной беседы с подростком в предсуицидальной ситуации». 48

4.4. Памятка психологу «Правила ведения беседы с подростками с суицидальными намерениями». 49

4.5. Памятка родителям «Как построить беседу с ребёнком,
если вы заметили у него суицидальные наклонности». 50

 

Глава V. Психологическая помощь подростку-суициденту. 52

5.1. Памятка «После суицидальной попытки». 52

5.2. Антисуицидальный контракт и психологическая работа
с подростком после суидальной попытки. 53

 

Список литературы.. 57

 

 


 

 

Какое ужасающее противоречие в том,

что ребенок, рожденный и предназначенный

непосредственно для радостного и невинного

наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки.

А. Байер

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема суицида среди детей и подростков является одной из актуальных социальных проблем в России. Почти ежедневно СМИ передают информацию о новых жертвах. Отмечается увеличение числа детско-юношеского суицида. В 2010 их было в 1,2 раза больше чем в 2009. У нас в стране происходит порядка двадцати случаев самоубийств на 100 тысяч подростков. Это в 3 раза больше, чем мировой показатель. В последние годы имеет место массовый суицид, когда в попытке или завершенном суициде участвуют два и более человек. Показатель неудавшихся попыток в среднем в 10 раз выше показателя состоявшихся самоубийств [12].

В подростковом и юношеском возрасте человек крайне неустойчив в самооценке. При этом, подростки большие максималисты, постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях, подвержены частым сменам настроения, тревожны, у них легко возникают страхи.

Согласно информации, приведенной уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астаховым, и другими экспертными данными, ситуация с подростковым и юношеским суицидом в России крайне неблагоприятна. Ежегодно у нас сводят счеты с жизнью от полутора до двух с половиной тысяч детей и подростков. В последние 6-7 лет частота суицида в России составляет 19-21 случай на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. По данным ВОЗ, Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и шестое место в мире среди всех возрастов. Это стабильная ситуация последних лет [7].

По статистике чаще всего подростки и представители юношеского возраста заканчивают жизнь самоубийством весной и летом (апрель, май, июнь, июль). Пик приходится на конец мая и начало июня – период сдачи итоговых экзаменов, ЕГЭ, потому что многие из выпускников не уверены в своих силах, переживают опасность собственной нереализованности и страх перед будущим.

В конце 2011 – начале 2012 гг. широко освещенные в средствах массовой информации случаи подростковых суицидов повлекли за собой волну аналогичных действий. С целью анализа ситуации по профилактике подростковых и юношеских суицидов в образовании в рамках государственного задания Минобрнауки России была поставлена задача мониторинга состояния работы по профилактике суицида в образовательных организациях России.

Анализируя причины суицида, регионы отмечают, что суицидальные попытки и намерения зачастую возникают у обучающихся в ответ на систематическое словесное унижение, при игнорировании их мнения близкими людьми, при ущемлении самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголя и приемом наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

Школьная жизнь сегодня максимально сосредоточена на интеллектуальном развитии школьников, накоплении максимального багажа знаний. При этом подростки и старшеклассники проводят в школе весь день до вечера, посещая факультативы, дополнительные уроки, в том числе по подготовке к сдаче ЕГЭ. Времени на общение со сверстниками и взрослыми, на внешкольную жизнь совсем не остаётся. И как следствие, выпускники школ выходят в жизнь неготовыми к решению взрослых проблем, с нерешёнными задачами подросткового возраста, без опыта коммуникации с разными людьми и без навыков преодоления жизненных трудностей. В перспективе суицид может стать их способом решения проблем, за неимением других, адекватных.

Не последнюю роль играют возрастные особенности этого возраста – импульсивность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, растерянность в конфликтных ситуациях. Часто суицид связан с неумением подростков преодолеть обиды, пережить неразделенную любовь, с непониманием со стороны взрослых. И тут сложно определить, кто виноват родители, учебное заведение, среда. Для того чтобы суицид состоялся, чаще всего соединяются воедино несколько факторов: обида на педагога, подружку или друга, невнимание со стороны родителей, неготовность эмоциональной сферы справиться с этими событиями. Предвкушая месть способом суицида, подросток не понимает, что это будет безвозвратный уход, и он уже не порадуется тому, что проучил своих обидчиков.

Несмотря на предпринятые государством в последние годы ограничения, по-прежнему в Интернете можно найти огромное количество сайтов, в которых выкладывается пошаговый алгоритм действий, направленных на уход из жизни. Координатор Центра безопасного Интернета в России У.У. Парфентьев обратил особое внимание на такие причины подросткового суицида, как школьная «дедовщина», перешедшая на новый уровень – Интернет. Так называемое «киберунижение», когда ролики с тобой снимают на мобильный и выкладывают в Сеть, где они становятся общедоступными, стремительно набирает обороты. Мнение родителей о том, что Интернет безопаснее улицы – скорее, заблуждение. Интернет, по мнению Урвана Парфентьева, – та же самая улица, только виртуальная, и поэтому родителям необходимо уделять особое внимание тому, чем ребенок занимается в Интернете, какие сайты посещает, с кем знакомится [12].

Основные идеи, в очередной раз подтверждённые результатами мониторинга, позволяют усматривать педагогический аспект профилактики суицида у подростков и юношей, а также определяют характер мер по профилактике суицида в условиях образовательных организаций.

Идея первая: подростки не знают или недооценивают летального потенциала средств и методов, ими применяемых, и шантажно-демонстративные аутоагрессивные суицидальные попытки часто «переигрываются» ими и приводят к завершенному суициду.

Идея вторая:у самоубийц нет многомерного понимания ситуации, на первом плане стоит уход от проблемы или неудовлетворённая потребность.

Идея третья: у подростков отсутствуют представления о смерти как о факте индивидуальной жизни. Смерть и сон для подростка почти одно и то же, жизнь не воспринимается как конечная, а смерть, как необратимая.

Идея четвёртая: при развитых учебных интеллектуальных способностях, подросток не имеет опыта решения жизненных проблем, преодоления преград, опыта коммуникации с разными людьми.

Идея пятая: суицидальные примеры заразительны для подростков.

 


Из всех созданий, живущих на земле, только человек может изменить себя. Только человек является архитектором своей судьбы.

В. Джеймс

 

 


ГЛАВА I. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ФОРМЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Загадка суицидального поведения – это область, в которой может и должна проявить себя современная философская теория, учитывая, конечно, достижения исследователей во всех возможных аспектах данного мрачного явления. Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт. Значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах [11].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.