Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мероприятия для родителей. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения развития личности – основное направление профилактики суицида. Памятка для подростков и юношества «Когда следует обращаться к психологу». Памятка родителям «Семейная про



3. Мероприятия для родителей

3.1

Родительское собрание «Психологическое здоровье и эмоциональное неблагополучие детей и подростков»

Особенности современной семьи. Детско-родительские отношения в современных семьях. Семья как психогенный фактор для детей и подростков. Критерии психологического неблагополучия детей и подростков. Навыки эффективного взаимодействия в семье.

Самооценка ребенка и подростка. Помощь родителя ребенку в формировании адекватной самооценки и уверенного поведения

3.2

Родительское собрание «Признаки эмоционального неблагополучия детей»

3.3.

Родительское собрание «Роль семьи в оптимизации общения ребенка со сверстниками»

Деструктивное общение со сверстниками как стрессогенный фактор. Роль семьи в оптимизации общения ребенка.

Любовь в подростковом и юношеском возрасте. Общение родителей с детьми в период подростковой влюбленности. Родительская помощь детям в овладении навыками общения с противоположным полом

3.4

Психологические консультации для родителей

По проблемам эмоционального неблагополучия и суицидальных намерений подростков и юношества

           

 


2.2. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения развития личности – основное направление профилактики суицида

 

Система психолого-педагогического сопровождения развития личности в подростковом и юношеском возрасте предполагает создание таких условий, в которых воспитанник сможет разрешить основные задачи возраста и найти конкретные практико-ориентированные ответы на вопросы своего бытия: кто я, какой я, как дружить, общаться, любить, как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах [3 с. 103].

Мы понимаем психолого-педагогическое сопровождение (в широком смысле) как систему комплексной работы педагогов, психологов образовательной организации, цель которой – помочь ребёнку сделать осознанный выбор на всех этапах его жизненного пути [3, с. 107].

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности направлено на движение вслед за подростком, рядом с ним по пути его личностного саморазвития. При этом цель сопровождения мы видим в создании таких психолого-педагогических условий в образовательной организации, в которых каждый воспитанник мог бы стать субъектом своей жизни, находя ответы на ключевые вопросы взросления. Центральный принцип психолого-педагогического сопровождения личностного развития подростка – ценность личностного выбора человека, его самоопределение в значимых жизненных ситуациях.

В рамках такой работы педагога, психолога, социального педагога молодой человек научается преодолевать жизненные трудности – в этом суть каузального подхода в профилактике как предотвращение причин суицидального и девиантного риска. При этом причины, лежащие в основе суидального поведения подростков, одновременно являются источником самого широкого круга проблем их девиантного поведения. Следовательно, программа психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка или представителя юношеского возраста является инвариантной частью целостной профилактической системы образовательной организации, направленной на профилактику всех видов отклоняющегося поведения.

Анализируя особенности подросткового возраста, мы выделили ключевые темы (табл. 2) для обсуждения с воспитанниками в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности [3].

 

Таблица 2

Тематика бесед с подростками
в системе психолого-педагогического сопровождения
личностного развития

 

№ п/п Темы бесед Цели психолого-педагогического сопровождения
Эмоции и чувства человека. Влияние эмоций на жизнь - Помощь в осознании своих чувств и их дифференциации. - Развитие навыка вербализации чувств. - Помощь в овладении навыками саморегуляции психического состояния и в выборе «безопасных способов разрядки»
Внутренний мир человека. Самопознание - Помощь в принятии своей личности и развитии адекватной самооценки. - Помощь в осознании исключительности внутреннего мира другого человека, развитие навыка поддержки. - Содействие осознанию исключительности своего внутреннего мира, своих позитивных и негативных качеств. - Помощь в становлении ценностно-смысловой сферы личности в контексте ценностей социальных
Общение со сверстниками - Помощь в определении своего места в группе одноклассников (реального и желаемого), своей роли в общении с близкими и друзьями. - Осмысление представлений об идеальном друге. - Помочь сопоставить требований, которые подросток предъявляет в дружбе к себе и к другим. - Содействие установлению правил общения в классе и наработка опыта коммуникации в атмосфере взаимного принятия
Моя семья - Помощь в осознании своей роли в семье и её динамики по мере взросления. - Знакомство с идеей партнёрских отношений в семье. - Помощь в принятии ответственности за свои поступки в семье. - Предоставление возможности разрядить чувства, связанные с семьёй. - Помощь в осознании родительских чувств, переживаний, которые у них возникают при общении со своим ребёнком
Свобода и ответственность Права и обязанности человека по отношению к себе, к другим Помощь в осознании своей свободы и ответственности как двух сторон одной медали. - Создание условий, при которых подросток может соотнести свободу/ответственность родителей со своей свободой /ответственностью
Женско-мужские отношения - Помощь в принятии своего пола (себя как девушку, себя как юношу. - Помощь в осознании женско-мужских стереотипов. - Помощь в разрядке чувств, связанных с отношениями в семье)
Преодоление жизненных трудностей - Содействие развитию «духа команды» в отношениях в классе. - Развитие навыка жить и заниматься одной деятельностью в команде. - Развитие эмоциональной устойчивости при трудностях в преодолении жизненных препятствий. - Развитие уверенности при достижении поставленной цели, помощь в преодолении страха перед будущим

 

Дополнительно систему психолого-педагогического сопровождения личностного развития пополнит социально-обусловленная профилактическая проблематика:

- «Насилие (Как противостоять насилию на улице? Мои права в семье и школе)»;

- «Алкоголизм» (Психологические причины алкоголизации в подростковом возрасте. Последствия употребления пива, алкоголя для здоровья и для жизни человека. Алкоголь и семья);

- «Наркомания» (С чего она начинается, и как люди попадают в сети зависимости? Как сказать «нет» в ситуации группового давления? Как продемонстрировать уверенное поведение?);

- «Новые религиозные движения и культы» (По каким психологическим причинам люди становятся адептами? Как попадает человек в религиозную группу помимо своей воли? Как распознать вербовщика и как вести себя в ситуации давления?);

- «Негативное влияние информации на личность» (Опасности информации Интернета, телевидения, а также игромания);

- «Новые молодёжные движения» (Субкультурные влияния на эстетические, духовные, нравственные гражданско-патриотические ценности личности).

При этом следует отметить, что 1) речь идёт о первичной профилактике суицидального поведения, в то время как при вторичной профилактике затрагивание отдельных тем (например, наркомания) может иметь обратный эффект; 2) профилактическая работа по всем названным выше направлениям может иметь алко- и наркогенный характер, если педагог не владеет основами методики профилактической деятельности – профилактика наркомании, алкоголизма требует специального обучения педагога.

Ещё одна группа возрастных задач у школьника и студента связана с профессиональным самоопределением: актуальны проблемы регуляции эмоционального состояния на экзамене, построения личных карьерных перспектив и профессионального плана, технологии жизненного выбора и принятия решения, преодоления страха перед будущим, развития навыков делового общения и уверенного поведения.

Профилактические и профессионально ориентирующие темы классных часов будут усвоены подростками, если они перекликаются с возрастно-значимыми темами, то есть содержание и методика бесед опираются на ключевые задачи возраста. Например, работая с подростками над актуальной для возраста темой уверенного поведения, на этапе закрепления возможно предлагать ролевые ситуации, которые связаны с социальными пробами практического применения усвоенных навыков: уверенное поведение на экзамене, уверенное поведение при отказе от алкоголя в ситуации группового давления, уверенное поведения при знакомстве с представителем противоположного пола, уверенное поведение при разрешении конфликта со взрослыми.

Классные часы педагогов и развивающие занятия психологов могут занять центральное место во внеурочной деятельности, направленной на психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом возрасте, так как только при такой организации сопровождения возможно обеспечить его системность.

2.3. Памятка для подростков и юношества «Когда следует обращаться к психологу»

 

Вам необходима помощь профессионального психолога, если вы переживаете следующие проблемы:

• Вы чувствуете, что грусть, апатия, отсутствие мечты и надежды начинают подавлять вас.

• Жизнь кажется бесполезной, бессмысленной, возникают мысли о смерти, возможно, вы даже думаете о самоубийстве.

• Постоянная усталость, утомление мешают вам сконцентрироваться и принять какое-либо решение, собраться и что-то сделать.

• Все вокруг воспринимаете угрожающим и чувствуете себя одиноким, непонятым и отвергнутым.

• Низкая самооценка мешает вам достигать цели, воплощать в жизнь ваши мечты и желания, препятствует серьезным отношениям.

• Вы думаете, что неудача целиком захватила вас, что все в вашей жизни идет плохо, и что ничего не будет меняться к лучшему.

• Вы измучены страхом, который мешает вам выходить на улицу, общаться с другими людьми, находиться в замкнутом пространстве, говорить публично, путешествовать, развивать свои способности.

• Беспокойство и тревога проявляются ежедневно, нарушают ваш покой и стабильность жизни, лишают вас уверенности в завтрашнем дне.

• Если стресс начинает проявляться через психосоматические симптомы: бессонница, проблемы пищеварения, сердечно-сосудистые и другие проблемы.

• Если вы чувствуете себя постоянно в нервном напряжении и почти в любой ситуации теряете контроль, можете ответить агрессивностью или срываетесь на плач.

• Молчание, грубость или крик заменяют диалог, и проблемы в общении портят отношения с людьми, которые вас окружают.

• Вы замечаете, что курение, употребление алкоголя, наркотиков, игра превращаются в зависимость, от которой вы не можете избавиться, и которая наносит серьезный ущерб вашей жизни или жизни тех людей, которые вас окружают.

• Если потеря близкого человека вызывает длительную депрессию.

Помните, что обращение за профессиональной помощью отнюдь не является слабостью, а, наоборот, говорит о мужестве и решимости.

2.4. Памятка родителям «Семейная профилактика суицида у детей»

Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг, количество самоубийств значительно ниже. Но там, где связь с родителями прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения.

Сохраняйте контакт со своим ребенком:

• Проявите к личности ребёнка интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Выясняйте, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

• Научитесь внимательно слушать своего ребенка, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

• Не стоит задавать вопрос о суициде, если подросток сам не затрагивает эту тему.

• Проявляйте любовь и заботу по отношению к своему ребенку.

• Не начинайте общение с претензий, даже если ваш подросток не прав.

• Хвалите его чаще, за мелочи, за намерения, за решения, даже если он кажется вам уже взрослым.

• Эффективным способом решения спорных проблем является способность договариваться.

• Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию и аутоагрессию.

Говорите о перспективе в жизни и будущем:

• Делитесь с подростками своими планами. Пусть он критикует вас и дает наивные советы, но он должен научиться участвовать в обсуждении, принимать решения и отвечать за них.

• Интересуйтесь планами ребенка, его целями (кем он хочет стать? чего добиться в жизни?).

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое дружба, любовь? Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Данные темы очень интересуют подростков. Если избегать разговоров по данным темам, то дети спросят сверстников или обратятся к интернету, где информация может быть недостоверной и небезопасной.

Найдите баланс между самостоятельностью и поддержкой ребенка.Предоставляя свободу подростку, важно помнить, что он еще не умеет с ней обращаться и часто путает ее со вседозволенностью. Родителю важно распознать ситуации, в которых подросток уже может проявлять самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

Дайте ребенку понять, что ошибки формируют личность. Скажите подростку, что на ошибках учатся и что в трудной ситуации он может обратиться за советом к близким людям.

2.5. Организационно-управленческие меры предотвращения суицидального риска в образовательном пространстве

 

Эффективность профилактической деятельности в системе образования можно повысить за счет:

- совершенствования организации управления этой деятельностью;

- повышения уровня профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров;

- стимулирования общественной активности в решении проблем профилактики;

- использования мер финансовой поддержки эффективной профилактической деятельности;

- взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников школы через реализацию комплексного подхода при четком руководстве их деятельностью администрации;

- организации тесного профессионального сотрудничества всех субъектов профилактической деятельности в рамках подготовки и проведения психолого-педагогического консилиума (административного совета, малого педсовета по проблемам трудных подростков) на пути поиска наиболее эффективных, индивидуально обусловленных, гуманистически ориентированных методов и приемов помощи подростку;

- построения четких организационно-управленческих моделей взаимодействия образовательных организаций с медицинскими учреждениями, комиссией по делам несовершеннолетних, отделами по делам молодежи, учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры, детскими общественными организациями.

Очевидно, что система образования является важным, но не единственным социальным институтом, который несет ответственность за предупреждение суицидального поведения детей и подростков. Основными структурами, которые должны играть ведущую роль в формировании и совершенствовании системы профилактики асоциального поведения, могут стать органы государственного управления, занимающиеся вопросами семьи, детства и молодежи, органы местного самоуправления, общественные организации (при поддержке государства) и органы внутренних дел. Вместе с тем, система образования несёт свою долю ответственности за решение проблем профилактики. Система образования имеет наибольшие возможности для обеспечения ранней профилактики и выявления суицидального поведения. Раннюю профилактику суицидального поведения в условиях образовательного учреждения следует рассматривать как необходимое звено воспитательной и образовательной деятельности, направленной на решение проблем социализации учащихся.

В самом общем понимании профилактика – это совокупность мероприятий образовательной организации, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков.

Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение учащихся в жизнь образовательной организации и предупреждать их неуспеваемость, создавая условия для нормального развития подростков. Смысл этих мер заключается в обеспечении условий, необходимых для удовлетворения значимых для учащихся потребностей, обусловленных спецификой их возраста, и блокированием факторов, которые могут оказать негативное воздействие на поведение учащихся в кризисной ситуации. Это, по сути, система психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка. В условиях, когда образовательное учреждение вынуждено решать всё новые и новые профилактические задачи (предотвращение табакокурения, алкоголизма, наркомании, проституции, безнадзорности и беспризорности, правонарушений и преступности, негативного влияния СМИ, насилия и жестокого обращения) – невозможно бесконечно множить всё новые и новые программы и проекты в образовательном процессе. Упор следует делать на единую систему общей профилактики отклоняющегося поведения в каузальном (причинном) подходе.

Меры специальной профилактики направлены в основном на предупреждение конкретных видов отклонений: суицида, а также табакокурения, алкоголизма, наркомании, проституции, безнадзорности, насилия, правонарушений. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления учащихся, имеющих индикаторы суицидального риска и нуждающихся в особом педагогическом внимании, в проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Формы такой работы: педагогические беседы с подростками и родителями, психологическое консультирование по разрешению проблем для подростков и их семей, социальная помощь в урегулировании конфликтных ситуаций как источников суицидального риска, углублённая психологическая диагностика личности подростка.

В целях предупреждения и профилактики нарушений прав воспитанников в образовательной организации, в том числе проявления неуважения к их человеческому достоинству, применения методов физического и психического насилия по отношению к ним, государственная политика в образовании предполагает реализацию ряда первоочередных мер:

1. Включать в планы работы органов, осуществляющих контроль в образовании, инспекционные проверки государственных и муниципальных образовательных организаций, направленные на выявление исполнения норм законодательства Российской Федерации, предусмотрев контроль за исполнением пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 ном.12-ФЗ о недопущении применения методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам.

2. При проведении аттестации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих работников учитывать результаты инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения стиля педагогического общения (системы отношений учащийся – педагог), наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб.

3. В целях исключения случаев назначения на должность руководителя образовательной организации случайных лиц, не отвечающих квалификационным требованиям, а также в целях развития и укрепления демократического характера управления в системе образования: утверждать на должность руководителя только лиц, прошедших соответствующую профессиональную аттестацию; предусмотреть при назначении руководителя возможность конкурсного отбора с учетом мнения педагогической общественности.

4. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 ном.120-ФЗ (статья 9) незамедлительно информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений, грубого обращения с несовершеннолетними и обсуждать такие случаи нарушений их прав и законных интересов на координационных совещаниях органов системы профилактики.

5. Предусмотреть создание и развитие по месту жительства системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему образования, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию обучающихся.

6. Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с общественными объединениями, религиозными и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье подростков и юношей.

7. Создавать психологические службы в образовании, расширять их кадровый состав и усиливать контроль за результативностью деятельности психологических служб и отдельных психологов в образовательных организациях, а также направлять их деятельность на необходимость изучения проблем семьи и молодежной среды. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности.

Условиями эффективности специальной профилактики суицида являются:

- компетентность педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития личности и профилактики суицида;

- отработанность механизмов и согласованность действий экстренного реагирования педагогического коллектива в ситуации суицидального риска;

- тесное сотрудничество педагогического коллектива и семьи;

- ффективный механизм межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в оказании помощи суициденту;

- доступность для подростка информации о его правах и способах получения помощи в трудных жизненных ситуациях;

- возможность непосредственно в образовательной организации получить психологическую помощь;

- системность работы педагогического коллектива по профилактике суицида в контексте общей профилактической модели образовательной организации.

 


 

 

От внимания педагога к внутреннему миру воспитанника часто зависит выявление подростка, склонного к суициду. Именно педагог видит молодого человека большую часть времени в течение дня. Зачастую даже родитель в такой мере как преподаватель не обладает возможностью увидеть изменения в поведении своего ребёнка. А между тем, любая заметная перемена в поведении воспитанника является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как учащийся медленно теряет интерес к занятиям, или внезапно, как у подростка, который с утра был в прекрасном расположение духа, а затем вдруг говорит о намерении покончить с жизнью. Важнейшим условием своевременного выявления предсуицидальной ситуации является доверительный контакт педагога с подростком.


ГЛАВА III. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

 

3.1. Признаки суицидального риска

Признаки (индикаторы) суицидального риска – это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.

В образовательной организации педагог – главный субъект в системе выявления подростков и юношей, склонных к суициду. Именно педагог видит молодого человека большую часть времени в течение дня. Зачастую даже родитель в такой мере как преподаватель не обладает возможностью увидеть изменения в поведении своего ребёнка. А между тем, любая заметная перемена в поведении воспитанника является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как учащийся медленно теряет интерес к занятиям, или внезапно, как у подростка, который с утра был в прекрасном расположение духа, а затем вдруг говорит, что он намерен покончить с жизнью. Важнейшим условием своевременного выявления предсуицидальной ситуации является доверительный контакт педагога с подростком, способствующий росту авторитета и формированию статуса «доверенного лица» учителя в глазах ученика.

В подростковом и юношеском возрасте суицидальное поведение отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. До 13-летнего возраста суицидальные попытки встречаются относительно редко. Начиная с 14-15 лет, эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам. Психологу необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам предрасположенности того или иного подростка к суициду. Следует обращать внимание на следующие факторы суицидального риска.

Социально-демографические факторы:

- Пол – мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).

- Возраст – подростки и молодые люди 14-24 лет.

- Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).

Медико-психологические факторы:

А) Психическая патология: депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом; алкогольная зависимость; зависимость от других психоактивных веществ; расстройство личности; циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.

Б) Соматическая патология: тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание: врожденные и приобретенные уродства; потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции); ВИЧ-инфекция.

Биографические факторы:

- Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).

- Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.

- Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т.д.).

Индикаторы суицидального риска – это признаки, которые указывают на суицидальную готовность личности. Различают три группы таких признаков, которые косвенным образом могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень большой.

Первая группа – словесные признаки. Это то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности; беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; амбивалентность оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.

Вторая группа – эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова); переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения или страхи; выраженная растерянность; импульсивные действия.

Третья группа – поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, тусовки на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, так как при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются: расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют почувствуешь что-нибудь или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом и своей собственной в частности.

 

3.2. Памятка для педагога «Как заподозрить готовящийся суицид»

 

Помышляющие о самоубийстве подростки и юноши испытывают замешательство, их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях Подоплека всех их действий – найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. В первую очередь, необходимо быть внимательным к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

Поведенческие знаки:

• Заметная перемена в обычных манерах поведения.

• Разговоры на темы самоубийств, смерти.

• Бессонница или сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью.

• Повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни.

• Рассуждения об утрате смысла жизни.

• Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание их. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок. Делает последние приготовления.

• Разговоры прощального характера. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

• Негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего.

• Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

• Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

• Словесные указания или угрозы.

• Рисунки на черновиках и на полях ученических тетрадей аналогичного содержания.

• Вспышки гнева у импульсивных подростков.

• Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки.

• Потеря дома.

• Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в ближайшем окружении.

• Наличие признаков насилия по отношению к ребенку в семье, или недавний случай пережитого насилия.

• Проведение времени у телевизора, интерес к передачам соответствующего содержания.

• Увлечение Интернетом.

• Причастность к молодёжной субкультуре, молодёжному движению, одевается и ведётся себя соответствующим образом.

• Излишний риск в поступках, рисковые спортивные увлечения.

• Недостаток сна или повышенная сонливость.

• Ухудшение или улучшение аппетита.

• Склонность к быстрой перемене настроения, признаки беспокойства, усиленное чувство тревоги, признаки вечной усталости, необычные вспышки раздражительности или любвеобильности, выражение безнадежности.

• Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.

• Усиление жалоб на физическое недомогание.

• Отдаление от семьи и друзей.

•  Отказ от работы в клубах и организациях.

• Эскейп-реакции (уход из дома и т. п.).

• Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем.

• Ситуационные проблемы: смерть любимого человека, расставание с любимой(ым), смерть кумира, вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства), сексуальное насилие, нежелательная беременность, позор или унижение – «потеря лица».

• Гомосексуальная ориентация, прогрессирующее заболевание, инвалидность, физическая неполноценность.

Словесные знаки:

• «ненавижу свою жизнь»,

• «они пожалеют о том, что мне сделали»,

• «не могу больше этого вынести… надоело… сколько можно! сыт по горло!»,

• «я решил покончить с собой»,

• «просто жить не хочется… пожил и хватит»,

• «никому я не нужен… лучше умереть»,

• «это выше моих сил…»,

• «ненавижу всех и все»,

• «единственный выход – умереть»,

• «больше ты меня не увидишь»,

• «ты веришь в переселение душ? когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир»,

• «если мы больше не увидимся – спасибо за все».

3.3. «Карта наблюдения» для выявления суицидного риска

 

«Карта наблюдения» для выявления суицидного риска заполняется классным руководителем, воспитателем или иным педагогом, который больше других находится в коммуникации с подростком. Заполнение карты необходимо в случае, когда педагог уже обнаруживает некоторые индикаторы суицидального риска, начинает беспокоиться и решает приступить к системному наблюдению. «Карта наблюдения» предназначена для построения аргументированных бесед с родителями, с психотерапевтами и психиатрами, администрацией учреждения, а также для построения воспитательной работы с подростком.

 

 

Таблица 3

 

«Карта наблюдения» для выявления суицидного риска

Ф.И. учащегося _____________________________

Возраст ____________________________________

 

Индикаторы суицидального риска Наличие индикаторов суицидального риска у подростка Прим.
Заметная перемена в обычных манерах поведения    
Разговоры на темы самоубийств, смерти    
Бессонница или сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью    
Повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни    
Рассуждения об утрате смысла жизни    
Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание    
Разговоры прощального характера. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни    
Негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего    
Внешняя удовлетворенность – прилив энергии    
Письменные указания (в письмах, записках, дневнике)    
Словесные указания или угрозы    
Рисунки на черновиках и на полях ученических тетрадей аналогичного содержания  


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.