|
|||
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ТЕМПЕРАТУРОЙ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ТЕМПЕРАТУРОЙ 1. «Зависимость таяния снега от температуры». Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха: чем выше температура, тем быстрее растает снег. Материал: снег, блюдца, пластмассовая емкость для снега. Процесс. 1. В морозный день предложить детям слепить снежки. Спросите, почему снежки не получаются. (Снег рассыпчатый, сухой.) Что можно сделать? (Занести снег в группу; через несколько минут попытаться слепить снежок.) Снег стал пластичный. Снежки слепили. Спросите, почему снег стал липким. 2. Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему? Итог. Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства. 2. «Как работает термометр». Цель: посмотреть, как работает термометр. Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. Процесс. Предложите детям зажать пальцами у термометра один конец в виде шарика - резервуар с жидкостью. Спросите, как ведет себя столбик жидкости в термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду тем концом, где находится жидкость. Предложите детям снова посмотреть, как ведет себя столбик жидкости в термометре. Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик жидкости в термометре начинает подниматься; когда же вы опускаете термометр в холодную воду, столбик жидкости опускается. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке внутри термометра. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха. 3. «Далеко - близко». Цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха. Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр). Процесс. Дети зажигают лампу, представляют, что это Солнце, помещают два термометра на расстоянии 10 и 100 см (вдоль метра) от лампы. Определяют, где будет температура выше. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр, следовательно, они не смогут сильно его нагреть. Рассматривают с детьмимодель Солнечной системы; определяют удаленность разных планет от Солнца; отмечают, на какой из планет теплее всего (на планете, которая ближе к Солнцу, - на Меркурии). Поясняют это с помощью описанного выше опыта(чем ближе к Солнцу планета, тем больше она получает солнечной энергии; у более удаленных планет атмосфера холоднее). Итог. От лампы идут лучи света - тепло, и термометр, расположенный ближе, получает больше энергии и больше нагревается. 4. «Чем похожи?». Цель: выявить особенности изменения тел под воздействием температуры (расширение при нагревании). Материал: пластиковая бутылка с крышкой, пузырек со вставленным в крышку стержнем, флакон стеклянный с плотно подогнанной пробкой, емкость с горячей водой, мыльный раствор. Процесс. Дети рассматривают находящуюся на холоде пластиковую бутылку, плотно закрытую крышкой. Определяют, какой она формы, какая на ощупь (холодная, поверхность неровная, как будто помятая). Нагревают бутылку любым способом, предложенным детьми (руками, на батарее, горячей водой). Выясняют, какой она стала на ощупь, как изменилась ее форма, почему. (Бутылка стала горячей, выпрямилась; при открывании крышки из нее вырвался воздух, как будто его стало в бутылке больше.) Вновь закрывают бутылку, помещают ее в холод. Дети предполагают, что должно произойти и почему. Предположения детей проверяют через 15-20 минут. (На холоде бутылка как бы сжалась, опять стала неровной, воздух в ней занимает меньше места.) Дети рассматривают пузырек со вставленным стержнем. (Он полон воды, часть воды находится в стержне.) Наполняют стержень доверху мыльным раствором. Рассуждают: если воду нагреть, она займет места больше или нет. Для этого помещают пузырек в емкость с горячей водой (или согревают любым другим способом). Проверяют, что происходит, почему. (Из стержня выходят мыльные пузыри - значит, вода стала занимать больше места и выталкивает из стержня мыльный раствор.) Взрослый предлагает выяснить, что происходит с твердыми телами, если их нагревают. (Наверное, они тоже занимают больше места, расширяются.)Рассматривают флакон с плотно подогнанной пробкой, выясняют, что произойдет с пробкой, если ее нагреть. (Она не поместится в горлышке флакона.) Проверяют, нагревая пробку в горячей воде и вставляя ее во флакон. (Она не помещается в горлышке.) Делают вывод: и вода, и воздух, и твердые вещества при нагревании занимают больше места (расширяются). Итог. И вода, и воздух при нагревании занимают больше места (расширяются).
|
|||
|