|
|||
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ 1. «Свойства воздуха». Цель: познакомить детей со свойствами воздуха. Материал: ароматизированные салфетки, корки апельсинов. Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. 2. «Воздух сжимается». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы: пластмассовая бутылка, ненадутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается. 3. «Как обнаружить воздух». Цели: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении. Материалы: полиэтиленовый пакет, стеклянные шарики или крупные бусины, свеча. Процесс. 1. Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой - воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий. 2. Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать «змейку» (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к «змейке», и «змейка» вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух. 3. Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема или форточки. Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее - он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе. Итог. Воздух окружает нас; теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. 4. «Где теплее?». Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Материал: два термометра, чайник с горячей водой. Процесс. Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее - на полу или на диване, то есть выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу. Итог. Теплый воздух легче холодного, и поэтому сверху теплее. 5. «Реактивный шарик». Цели: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы: воздушные шары. Процесс. Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. Итог. Воздух обладает упругостью, его сила может заставить двигаться предмет. 6. «Большие - маленькие». Цель: выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места). Материал: пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка. Процесс. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодивная, обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы. (Воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь.) Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму. (Воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их.) Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит. (Воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету.) Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком. (Он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его.) Итог. Воздух при нагревании увеличивается в объеме. 7. «Подводная лодка». Цели: обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Материал: изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Процесс. Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него. Итог. Воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан. 8. «Упрямый воздух» (1). Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Материал: шприцы, емкость с водой (подкрашенной). Процесс. Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результа-ты опыта: рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. Итог. Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы. 9. «Упрямый воздух» (2). Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Материал: пипетки, емкость с водой (подкрашенной). Процесс. Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок). Итог. Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
|
|||
|