Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ



 

Картотека опытов и экспериментов

«Экспериментирование с песком»
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПЕСКОМ1. «Росток».

Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материалы: лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

2. «Песок».

Цель: рассмотреть форму песчинок.

Материалы: чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок.

Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий, и его песчинки бывают разной формы.

3. «Песчаный конус».

Цель: установить свойства песка.

Материалы: сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

4. «Рассеянный песок».

Цель: установить свойство рассеянного песка.

Материалы: сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

5. «Своды и тоннели».

Цель: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы: трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась несмятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

6. «Мокрый песок».

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы: мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть их. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ

1. «Свойства воды».

Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2. «Вкус воды».

Цель: выяснить, имеет ли вкус вода.

Материалы: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросите у детей перед опытом, какого вкуса вода. После этого дайте детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль, в другой - сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

3. «Запах воды».

Цель: выяснить, имеет ли запах вода.

Материалы: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите у детей, чем пахнет вода. После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. Снова спросите, чем теперь пахнет вода.

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

4. «Цвет воды».

Цель: выяснить, имеет ли цвет вода.

Материалы: несколько стаканов с водой, краска разного цвета, кисточки, белая бумажная салфетка.

Процесс. Попросите детей смочить салфетку водой. Салфетка останется белой. Затем попросите окунуть кисти в разные краски и ополоснуть их в стаканах с водой. Спросите, какого цвета вода теперь. Вода окрасится в тот цвет, в который обмакивали кисть. Попросите детей салфетки смочить окрашенной водой. Цвет смоченной салфетки изменится.

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

5. «Живая вода».

Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев с нераспустившимися почками, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними - на видное место. Пройдет время, и они оживут. Появятся первые листочки. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому.

6. «Вода при замерзании расширяется».

Цели: выяснить, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега; доказать, что вода при замерзании расширяется.

Материалы: две стеклянные бутылки или банки с водой.

Процесс. Предложите детям вынести на прогулку две емкости с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Спросите, что произошло с водой. Почему в снегу вода не замерзла?

Итог. В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло; на поверхности вода превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод: вода при замерзании расширяется.

7. Какие свойства?

Цели: сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия.

Материал: емкости со снегом, водой, льдом.

Процесс. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед в воде растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

Итог. Вода при растворении в ней льда или снега становится холоднее и увеличивается в объеме.

8. Откуда берется вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Процесс. Накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать рукой. Выяснить, откуда взялась вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Опыт повторить с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Итог. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.