Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первая часть. Женские обители (Itthi-Vimanam)



 

Виманаваттху
Полная версия с прозаическими предысториями


 

«Рассказы о небесных обителях» – шестая книга Кхуддака Никаи Палийского Канона (Типитаки). Сборник, объединяющий 85 историй, в которых описаны встречи с божествами, живущими в виманах.[1] Книга состоит из двух частей: «Женские обители», которая включает в себя четыре главы, и «Мужские обители», которая состоит из трех глав. Собеседники, в этих историях, в стихотворной форме спрашивают у божеств (дэвов), путем каких заслуг и добродетелей, совершенных в мире людей, они достигли рождения в божественных мирах. В полной версии, эти диалоги в стихах, предваряются прозаическими историями из предыдущей земной жизни этих божеств (комментариями). Эти истории, дают представление о том, какую благую камму[2] создают добродетели, такие как: ведение нравственной жизни, вера в Три Драгоценности (Будду, Дхамму и Сангху) и подношение даров Будде, Арахантам[3] и сангхе монахов, а также помогают сложить представление о жизни в божественных мирах. Виманаваттху, Петаваттху, Джатаки, Ападана и Чарияпитака в отличие от сутт, можно отнести к популярной буддийской литературе.


Английский текст, прозаических историй взят с сайта http://tipitaka.wikia.com
Текст стихотворных диалогов, с сайта шри-ланкийского монастыря «Mahamevnawa» http://mahamevnawa.lk


Перевод на русский, а также комментарии в сносках и квадратных скобках – Шаповалов Леонид [Antaradhana]


Только для бесплатного распространения.

 

 

Первая часть. Женские обители (Itthi-Vimanam)

1. Глава сидений (Ritha-vaggo)


1.1 (1) Первая вимана-трон (Pathama-Pitha-vimana)

Однажды Благословенный (Будда) пребывал в Саватхи, в Джетаване, в монастыре Анатхапиндики. После того, как царь Пасенади из Косалы, в течение семи дней, раздавал беспрецедентную милостыню для монашеской сангхи во главе с Буддой, и Анатхапиндика, великий казначей, раздавал милостыню в течение трех дней, после королевской милостыни, и великая мирская последовательница Висакха, дала большую милостыню подобным образом, новость о беспрецедентной раздаче милостыни стали известны по всей Джамбудвипе (Индии). Тогда люди повсюду стали задаваться вопросом: «Дает ли щедрость особенно великие плоды только тогда, когда она столь велика, как эти подаяния, или их можно обрести и тогда, когда щедрость проявляется в соответствии с собственными возможностями?»

Когда монахи услышали эти обсуждения, они сказали о них Благословенному. Благословенный сказал: «не только за счет пожертвования больших даров, можно обрести великие результаты, но и за счет радости в уме дающего, а также за счет высокого развития, принимающего подаяние. Поэтому даже такой маленький дар, как горсть риса или фасоли, или кусок ткани, или сиденье для медитации из травы или листьев, или красящие орехи, растворенные в коровьей моче[4], дарованные с искренним сердцем и преданностью, человеку, который достоин получения даров, то это приведет к великому результату, к сиянию и величию».

Как было сказано Саккой (царем богов):

«Ибо, если ум дающего преисполнен радости, то нет такого подношения, которое можно было бы назвать незначительным даром, полностью пробужденному Татхагате, или его ученикам».

Эта история стала широко известна по всей Джамбудвипе. Люди давали милостыню, в соответствии со своими возможностями монахам и брахманам, бродягам, путникам и нуждающимся. Они обеспечивали их питьевой водой, и располагали сиденья в своих дворах.

В то время, некий тхера[5], совершенный в поведении, пришел к одному дому, и стоял в ожидании милостыни. Там благочестивая женщина, добродетельная домохозяйка, приветствовала его, поклонилась ему и расстелила гладкую, желтую ткань на собственном сиденье, предложив ему присесть. Преподнеся ему такую пищу, какую она могла себе позволить, и обмахивая его (веером), с умом наполненным радостью, подумала: «Вот, возникла сфера высшей заслуги для меня». Когда тхера съел принятую еду, он произнес наставления о Дхамме, о пользе пожертвования пищи, предложения сиденья, и т. п. Пока женщина слушала наставления, она думала о данной милостыне, и была в восторге от счастья, что предоставила тхере сиденье.

Через некоторое время после этого, она умерла от болезни и возродилась в царстве (небесах) Тридцати Трех, в золотой обители размером 12 йоджан. И у нее была свита (слуг) из тысячи нимф. И из-за ее дара сиденья (монаху), у нее появился золотой трон, йоджану размером, который стремительно перемещался по небу, напоминая дом с остроконечной крышей, именуемый «дворец-трон». Так как сиденье (предложенное монаху), было покрыто тканью золотого цвета, то дворец был золотой, демонстрируя сходство, между поступком и его следствием. Так как сиденье, было предложено с сильным радостным порывом, дворец был очень стремительным. Дар был дан тому, кто был достоин получить его, и дворец мог передвигаться, в соответствии с волей и желанием его обладателя. Из-за присутствия у женщины радостной веры, дворец был роскошным и сияющим.

В праздничный день, дэвы явились, посредством разнообразных, присущих им божественных сил, в райскую рощу Нандана, для развлечений и наслаждений. Эта богиня прибыла в сад наслаждений, облаченная в божественные одежды и украшения, в сопровождении тысячи нимф, на величественном и быстром дворце-троне.

И в то время, Достопочтенный тхера Маха-Моггаллана, путешествуя по божественным мирам, прибыл в царство (небо) Тридцати Трех, и появился рядом с богиней. Когда она увидела его, с великой радостью и благоговением, она быстро спустилась с трона, подошла к тхере, пятикратно простерлась перед ним, и встала, поклонившись ему, воздев руки, со сложенными вместе пальцами и ладонями. Хотя тхера, посредством разнообразных сил своей мудрости, видел ясно, как видят плод миробалана, лежащий на ладони, хорошие и плохие поступки, которые были накоплены ею, а также другими существами, за счет его способности (силы) знания каммических результатов поступков. Тем не менее, поскольку сразу после их возрождения, божества интересуются: «Где я жил и умер, до того как переродиться в этом мире?», «Какое доброе дело я сделал, чтобы получить такое счастье?», и как правило они приходят к правильному пониманию этого, поэтому тхера, желая прояснить результаты каких поступков привели в мир дэвов, решил попросить эту богиню (дэви) сказать о том, какое дело она сделала (в прошлом), и сказал следующие слова:

«Уважаемая дэви, вы сидите на золотом троне. Он летит туда, куда вы хотите, со скоростью мысли. Вы красиво одеты, с гирляндами цветов, вы сияете, подобно яркой молнии сквозь тучи.

Какие добродетельные дела вы совершили, когда вы были в человеческом мире, приобретя теперь эту красоту, которая сияет во всех направлениях, и получив все эти замечательные вещи?»

Эта богиня, была восхищена вопросом Араханта Моггалланы, и охотно объяснила, что она сделала, дабы обрести такое большое счастье.

Дэви:

«Достопочтенный, когда я была в человеческом мире, монах посетил наш дом, и я приготовила сиденье, чтобы он сидел на нем. Подняв руки и сложив ладони и пальцы вместе, я почтительно приветствовала монаха. Я также предложила ему угощение.

Благодаря этому благому делу, я родилась очень красивой богиней, и наслаждаюсь этим божественным счастьем, которое радует мое сердце.

Достопочтенный, такие добродетельные дела я сделала, чтобы иметь это прекрасное тело, которое сияет во всех направлениях».


1.2 (2) Вторая вимана-трон (Dutiya-Pitha-vimana)

История, схожая с предыдущей, только здесь уточняется, что данная женщина жила в Саватхи, и также с умом, наполненным радостью, предложила тхере, совершенному в поведении сиденье, укрыв его голубой тканью. Вследствие чего Дворец-Трон был не золотой, а из драгоценного берилла.


1.3 (3) Третья вимана-трон (Tatiya-Pitha-vimana)

История, схожая с 1.1, происходит в Раджагахе, женщина, предлагая монаху свое сиденье, делает пожелание: «Пусть это дело, станет причиной получения мною в будущем золотого сиденья!» В соответствии с этим было сказано:

Трон-Дворец из золота, как в 1.1. В диалоге с Маха-Моггалланой, богиня уточняет по поводу качеств монаха: «Достопочтенный, когда я была в человеческом мире, я совершила одну небольшую добродетель. Однажды я увидела монаха, лишенного загрязнений, со спокойным умом, свободного от волнений. Мой ум был радостен, при виде этого монаха. У меня возникло большое доверие к нему. Я предложила ему сидение, которое я приготовила своими руками».


1.4 (4) Четвертая вимана-трон (Catuttha-Pitha-vimana)

История, схожая с предыдущей. Действия также происходит в Раджагахе. Женщина укрыла сиденье голубым платком, поэтому дворец богини сделан из берилла.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.