|
|||
Способы торможения4.3 Способы торможения
В эксплуатации применяются следующие способы торможения: торможение двигателем, торможение с отключенным двигателем, торможение с неотключенным двигателем (комбинированное торможение), торможение тормозом-замедлителем (вспомогательным тормозом) и торможение с периодическим прекращением действия тормозной системы. Торможение двигателем подвижного состава осуществляется без использования тормозных механизмов колес. В этом случае тормозом является двигатель, который не отъединяется от трансмиссии, но работает на режиме холостого хода (с уменьшенной подачей горючей смеси) или на компрессорном режиме (без подачи в цилиндры горючей смеси). Ведущие колеса принудительно вращают коленчатый вал двигателя. В результате в двигателе за счет трения возникает сила сопротивления, которая замедляет движение подвижного состава. Торможение двигателем применяется в горных условиях, при движении на длинных затяжных спусках и в тех случаях, когда требуется небольшое замедление. Оно обеспечивает плавность торможения, сохранность колесных тормозных механизмов и устойчивость подвижного состава против заноса (обеспечивается равномерность распределения тормозных сил по колесам). Однако торможение двигателем на режиме холостого хода очень вредно для окружающей среды, загрязняемой отработавшими газами, с которыми на этом режиме выбрасывается большое количество окислов углерода. Торможение с отключенным двигателем осуществляется только тормозными механизмами колес подвижного состава и без использования двигателя. Двигатель отключается от трансмиссии выключением сцепления или установкой нейтральной передачи в коробке передач. Торможение с отключенным двигателем — основной способ служебного торможения. Оно чаще используется в эксплуатации, так как обеспечивает необходимую величину замедления. Однако торможение с отключенным двигателем уменьшает устойчивость подвижного состава на дорогах с малым коэффициентом сцепления (скользких, обледенелых и др.). Торможение с неотключенным двигателем — комбинированный способ торможения, который осуществляется совместно тормозными механизмами колес и двигателем подвижного состава. Перед приведением в действие тормозных механизмов колес уменьшается подача горючей смеси в цилиндры двигателя. Угловая скорость коленчатого вала двигателя уменьшается, чему препятствуют ведущие колеса, принудительно вращающие коленчатый вал через трансмиссию. В результате происходит торможение двигателем, после чего приводятся в действие тормозные механизмы колес. Торможение с неотключенным двигателем увеличивает срок службы тормозных механизмов, которые при длительных торможениях с отъединенным двигателем сильно нагреваются и выходят из строя. Оно также увеличивает устойчивость подвижного состава против заноса вследствие более равномерного распределения тормозных сил по колесам подвижного состава. Торможение с периодическим прекращением действия тормозной системы обеспечивает наибольший эффект при торможении подвижного состава. При таком способе торможения колеса подвижного состава необходимо удерживать на грани юза, не допуская их скольжения. Колесо, катящееся и нескользящее, обеспечивает большую тормозную силу, а при движении колеса юзом его сцепление с дорогой резко уменьшается. При скольжении колеса в месте контакта шины с дорогой резина протектора нагревается и размягчается. При многократном последовательном нажатии на тормозную педаль и затем частичном ее отпускании с дорогой соприкасаются все новые (ненагретые) части протектора шины, вследствие чего сохраняется максимальное сцепление колеса с дорогой. Торможение с периодическим прекращением действия тормозной системы рекомендуется только водителям высокой квалификации, так как для удержания колес подвижного состава на грани юза без их скольжения необходимы большой опыт и внимание. Торможение тормозом-замедлителем производится с помощью вспомогательного тормозного механизма, действующего на вал трансмиссии подвижного состава. Этот способ обеспечивает плавное торможение с замедлением 1...2 м/с2 в течение длительного времени. Торможение тормозом-замедлителем целесообразно в горных условиях, где при частых торможениях наступает быстрый нагрев и выход из строя колесных тормозных механизмов. Так, например, число торможений подвижного состава в горных условиях производится в 8— 10 раз чаще, чем в обычных условиях на загородном шоссе. При торможении тормозом-замедлителем повышается безопасность движения и уменьшается износ тормозных механизмов, шин и двигателя. Тормозами-замедлителями обычно оборудуются грузовые автомобили и автобусы, работающие в особых условиях эксплуатации (горных и т.п.).
|
|||
|