Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Способы торможения



4.3 Способы торможения

 

В эксплуатации применяются следующие способы торможения: торможение двигателем, торможение с отключен­ным двигателем, торможение с неотключенным двигателем (ком­бинированное торможение), торможение тормозом-замедлителем (вспомогательным тормозом) и торможение с периодическим прекращением действия тормозной системы.

Торможение двигателем подвижного состава осуществляется без использования тормозных механизмов колес. В этом случае тормо­зом является двигатель, который не отъединяется от трансмис­сии, но работает на режиме холостого хода (с уменьшенной по­дачей горючей смеси) или на компрессорном режиме (без подачи в цилиндры горючей смеси). Ведущие колеса принудительно вра­щают коленчатый вал двигателя. В результате в двигателе за счет трения возникает сила сопротивления, которая замедляет движе­ние подвижного состава.

Торможение двигателем применяется в горных условиях, при движении на длинных затяжных спусках и в тех случаях, когда требуется небольшое замедление. Оно обеспечивает плавность тор­можения, сохранность колесных тормозных механизмов и устой­чивость подвижного состава против заноса (обеспечивается рав­номерность распределения тормозных сил по колесам). Однако тор­можение двигателем на режиме холостого хода очень вредно для окружающей среды, загрязняемой отработавшими газами, с кото­рыми на этом режиме выбрасывается большое количество окис­лов углерода.

Торможение с отключенным двигателем осуществляется только тормозными механизмами колес подвижного состава и без ис­пользования двигателя. Двигатель отключается от трансмиссии вык­лючением сцепления или установкой нейтральной передачи в ко­робке передач. Торможение с отключенным двигателем — основной способ служебного торможения. Оно чаще используется в экс­плуатации, так как обеспечивает необходимую величину замедле­ния. Однако торможение с отключенным двигателем уменьшает устойчивость подвижного состава на дорогах с малым коэффици­ентом сцепления (скользких, обледенелых и др.).

Торможение с неотключенным двигателем — комбинированный способ торможения, который осуществляется совместно тормоз­ными механизмами колес и двигателем подвижного состава. Пе­ред приведением в действие тормозных механизмов колес умень­шается подача горючей смеси в цилиндры двигателя. Угловая ско­рость коленчатого вала двигателя уменьшается, чему препятству­ют ведущие колеса, принудительно вращающие коленчатый вал через трансмиссию. В результате происходит торможение двигате­лем, после чего приводятся в действие тормозные механизмы ко­лес. Торможение с неотключенным двигателем увеличивает срок службы тормозных механизмов, которые при длительных тормо­жениях с отъединенным двигателем сильно нагреваются и выхо­дят из строя. Оно также увеличивает устойчивость подвижного состава против заноса вследствие более равномерного распреде­ления тормозных сил по колесам подвижного состава.

Торможение с периодическим прекращением действия тормозной системы обеспечивает наибольший эффект при торможении по­движного состава. При таком способе торможения колеса подвиж­ного состава необходимо удерживать на грани юза, не допуская их скольжения. Колесо, катящееся и нескользящее, обеспечивает большую тормозную силу, а при движении колеса юзом его сцеп­ление с дорогой резко уменьшается. При скольжении колеса в месте контакта шины с дорогой резина протектора нагревается и размягчается. При многократном последовательном нажатии на тормозную педаль и затем частичном ее отпускании с дорогой соприкасаются все новые (ненагретые) части протектора шины, вследствие чего сохраняется максимальное сцепление колеса с дорогой.

Торможение с периодическим прекращением действия тор­мозной системы рекомендуется только водителям высокой ква­лификации, так как для удержания колес подвижного состава на грани юза без их скольжения необходимы большой опыт и внимание.

Торможение тормозом-замедлителем производится с помощью вспомогательного тормозного механизма, действующего на вал трансмиссии подвижного состава. Этот способ обеспечивает плав­ное торможение с замедлением 1...2 м/с2 в течение длительного времени. Торможение тормозом-замедлителем целесообразно в горных условиях, где при частых торможениях наступает быстрый нагрев и выход из строя колесных тормозных механизмов. Так, например, число торможений подвижного состава в горных усло­виях производится в 8— 10 раз чаще, чем в обычных условиях на загородном шоссе. При торможении тормозом-замедлителем по­вышается безопасность движения и уменьшается износ тормозных механизмов, шин и двигателя. Тормозами-замедлителями обычно оборудуются грузовые автомобили и автобусы, работаю­щие в особых условиях эксплуатации (горных и т.п.).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.