Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





утратившим претензии на всеобъемлющий охват законов бытия.



утратившим претензии на всеобъемлющий охват законов бытия.

4.Функция фантастики в немецкой романтической прозе

Излюбленным принципом художественного освоения действительности в

повествовательном искусстве немецких романтиков является фантастика. В

художественной практике она может быть тесно связана с гиперболой, гротеском,

сказкой, иметь форму каприччо или литературного мифа. Во всех случаях она

отражает неприятие существующей действительности, поиски реализации идеала и

ощущение невозможности этой реализации. Еще Гегель заметил, что «романтизм

полагает внешнюю реальность как некое несоразмерное ему существование».

Немецкие романтики неоднократно формулировали мысль о закреплении в

искусстве разлада между мечтой и действительностью. Август Шлегель писал: «...поэзия древних была поэзией обладания, наша поэзия — это поэзия томления.

Первая прочно стоит на почве действительности, вторая колеблется между

воспоминанием и предчувствием».

Ощущение абсурдности и запутанности жизненных отношений,

фантастической необъяснимости реальности приводило теоретиков романтической

литературы к признанию фантастики как эстетической категории, наиболее

соответствующей выражению романтического мирочувствования.

«...Романтическим является именно то, что дает нам сентиментальное содержание в

фантастической форме», — писал Фридрих Шлегель.

Фантастическая повесть, новелла или сказка являются одним из самых

основных жанров в литературе немецкого романтизма. Выдвижение такого жанра

на первое место соответствовало его главным эстетическим установкам. «Сказка

есть как бы канон поэзии. Все поэтическое должно быть сказочным», — писал

Новалис. Сказочные элементы и фантастические образы широко используются у

всех без исключения прозаиков немецкого романтизма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.