Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы развития романтизма в Германии. Эволюция жанра литературной сказки



2 .Этапы развития романтизма в Германии. Эволюция жанра литературной сказки

Возникновению немецкой романтической сказки предшествовал сложный и длительный процесс сближения литературы и фольклора, появления в литературе Италии и Франции произведений с чертами, заимствованными из народных сказок. Как и во Франции, немецкая литературная сказка зарождается в эпоху Просвещения. Немецкие романтики создали особую форму фантастического, связанную с поэтикой тайны, с фантастикой необъяснимого и несказанного. Таковы и не подлежащие рациональному истолкованию сказки Тика, и кошмарная романтика Арнима, и «страшные» рассказы Гофмана. Фантастическое начало прочно входит в ткань художественных произведений романтиков. Оно может образовывать особое художественное пространство, может вторгаться в повседневную жизнь, можетискажать ее до гротеска. В немецком романтизме фантастика становится полноправной эстетической категорией. Она диктует и свойственное именно немецким романтикам представление о сказке как о «каноне поэзии», как о своеобразном жанре жанров. Сказка возникла как порождение чистой фантазии, как игра духа, претендующая, впрочем, на глубинное постижение сути бытия и на своеобразное постижение разноликих и «чудесных» явлений жизни. Сказки создавали почти все немецкие романтики. Трудно найти хоть одну творческую индивидуальность в немецком романтизме, какая не оставила бы ни одной попытки попробовать себя в этом жанре. Иронический дух, свойственный романтическому мирочувствованию, разрешал безграничный полет фантазии и вместе с тем, как уже говорилось выше, предполагал «рефлексию». Сказка поэтому воспринималась

как наиболее свободная форма для самовыражения творящего субъекта и как

своеобразный миф, закрепляющий в художественной форме некие изначальные

основы мироздания и его проявлений.

Традиции, заложенные немецкими романтиками в жанре романа и новеллы,

были по-настоящему оценены и восприняты не их непосредственными потомками,

а значительно позже. По словам Гельмута Шанце, «только в ХХ веке теоретики и

практики современного романа открыли в романтиках своих духовных отцов»23.

Связь с романтической традицией достаточно отчетливо видна в романах Т. Манна,Г. Гессе, Р. Музиля, М. Фриша и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.