|
|||||
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1 Учебный текстовый документ выполняется на одной стороне листа бумаги белого цвета формата А4 (210×297 мм). 3.2 Основным способом выполнения подлинника учебного текстового документа является компьютерный набор с использованием печатающих и графических устройств вывода. Цвет текста должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12, рекомендуется 14), полужирный шрифт не допускается. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах и т.д., применяя шрифты разной гарнитуры. 3.3 С разрешения руководителя допускается использовать другие способы выполнения учебного текстового документа: - рукописный - разборчивым почерком, перьевой или шариковой ручкой, черным или синим цветом, расстояние между строчками 6-8 мм; - машинописный - на пишущей машинке, лентой черного цвета, через 1,5 интервала. 3.4 Размеры полей: справа – не менее 10 мм, сверху и снизу – не менее 20 мм, слева – не менее 30 мм. 3.5 Незначительные опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим нанесением на том же месте исправленного текста (графика) рукописным способом с использованием черных чернил, пасты, туши или машинописным способом. Повреждения листов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.
4 ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ 4.1 Построение учебного текстового документа 4.1.1 Структурными элементами учебного текстового документа в порядке их расположения в документе являются: - титульный лист; - задание (при наличии); - реферат; - содержание; - определения, обозначения и сокращения (при наличии); - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников (при наличии); - приложения (при наличии). 4.1.2 Наименования структурных элементов служат их заголовками. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, например - ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и т.д. 4.1.3 Основную часть документа следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, делятся на подпункты. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать последовательно арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Номер подраздела (или пункта) включает номера раздела и подраздела (или пункта), разделенные точкой. Номер подпункта включает номера раздела, подраздела, пункта и подпункта, разделенные точкой. После последней цифры номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка не ставится. 4.1.4 Если раздел (подраздел) состоит из одного подраздела (пункта), то подраздел (пункт) не нумеруется. 4.1.5 Если текст подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего текста. 4.1.6 Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта. 4.1.7 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечислений, вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы «а» (за исключением букв й, ё, з, о, ч, ь, ы, ъ). После буквы ставится круглая скобка без точки. Каждый пункт, подпункт и перечисление записываются с абзацного отступа. 4.1.8 Разделы должны иметь заголовки. Подразделы, пункты и подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов. Заголовки начинаются с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркиваются. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок структурного элемента учебного текстового документа состоит из нескольких предложений, их разделяют точкой. В конце последнего предложения заголовка точка не ставится. 4.1.9 Каждый раздел учебного текстового документа следует начинать с новой страницы. 4.2 Нумерация страниц учебного текстового документа 4.2.1 Страницы учебного текстового документа и приложений, входящих в него, следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в середине нижней части листа без точки. 4.2.2 Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется, а только подразумевается. 5 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ 5.1 Титульный лист 5.1.1 Титульный лист является первой страницей текстового документа, оформляется, как правило, на бланке университета (кафедры, подразделения) и служит обложкой документа. При отсутствии бланка допускается самостоятельное оформление титульного листа по согласованию с руководителем на листе формата А4. 5.1.2 Пример оформления титульного листа пояснительной записки к дипломному проекту приведен в приложении А. 5.2 Задание 5.2.1 Задание, как правило, оформляется на типовом бланке. При отсутствии бланка допускается самостоятельное оформление задания по согласованию с руководителем на листе формата А4. 5.2.2 Пример оформления задания на дипломный проект приведен в приложении Б. 5.3 Реферат 5.3.1 Реферат должен содержать: - сведения о количестве страниц документа, рисунков, таблиц, приложений, использованных источников; - сведения о количестве листов графической документации, их формате; - перечень ключевых слов; - текст реферата. 5.3.2 Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста документа, которые в наибольшей степени характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые. 5.3.3 Текст реферата должен отражать: - объект исследования или разработки; - цель работы; - результаты работы и их новизну; - основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики объекта исследования; - область применения полученных результатов; - экономическую эффективность или значимость результатов работы (для дипломных проектов). 5.3.4 Рекомендуемый объем текста реферата – не более 700 знаков. 5.3.5 Реферат не является разделом текстового документа, поэтому не имеет нумерации. 5.3.6 Пример оформления и составления реферата приведен в приложении В. 5.4 Содержание 5.4.1 Содержание включает введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти структурные элементы документа. 5.4.2 Содержание не является разделом текстового документа, поэтому не имеет нумерации. 5.5 Введение 5.5.1 Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основные исходные данные для разработки, обоснование выбора методики исследования, ссылку на директивный документ (если таковой имеется). Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы. 5.5.2 Введение не является разделом текстового документа, поэтому не имеет нумерации. 5.6 Основная часть 5.6.1 Материал основной части учебного текстового документа определяется кафедрой, выдавшей задание в соответствии с государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки специалистов. 5.6.2 В основной части документа приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты работы. 5.6.3 Основная часть излагается в виде текста, таблиц, иллюстраций или их сочетания. Как правило, основная часть делится на разделы, подразделы, пункты, подпункты, отличающиеся смысловым содержанием. 5.7 Заключение 5.7.1 Заключение должно содержать краткие выводы и оценку полученных результатов. В заключении могут приводиться рекомендации и предложения по дальнейшему использованию разработанного документа или полученных результатов. 5.7.2 Заключение не является разделом текстового документа, поэтому не имеет нумерации. 5.8 Список использованных источников 5.8.1 Список должен включать все использованные источники: книги, статьи из журналов и сборников, авторские свидетельства, государственные стандарты и т.п., сведения о которых располагаются в порядке их упоминания в тексте документа. 5.8.2 Оформление списка использованных источников осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. 5.8.3 Список использованных источников не является разделом текстового документа, поэтому не имеет нумерации. 5.8.4 Примеры оформления списка использованных источников приведены в приложении Г. 5.9 Приложения 5.9.1 В приложения рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть помещены в основной части и дополняют текст документа. 5.9.2 В приложения включаются: - промежуточные доказательства; - громоздкие формулы и расчеты; - таблицы и графики большого формата; - массивы данных; - описания приборов, применяемых для проведения измерений и экспериментов, использованные методы и методики исследования; - инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы; - описания алгоритмов и программ; - иллюстрации вспомогательного характера; - другие материалы, загромождающие основную часть документа.
6 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ 6.1 Оформление иллюстраций 6.1.1 Иллюстрации (рисунки, чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки и другие наглядные материалы) являются дополнением текста. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого материала. Иллюстрации могут располагаться как по тексту документа, так и в приложениях. 6.1.2 Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, на следующей странице или в приложениях. На каждую иллюстрацию должна быть ссылка в тексте. Иллюстрации в текстовом документе обозначаются как рисунки. 6.1.3 Иллюстрации должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации. Допускается выполнение иллюстраций вручную, с помощью фотографической и компьютерной печати, ксерокопированием, в том числе и в цветном варианте. 6.1.4 Фотоснимки размером менее формата А4 наклеиваются на стандартные листы белой бумаги формата А4. 6.1.5 Иллюстрации, за исключением иллюстраций в приложениях, нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами. Если в документе одна иллюстрация, то она обозначается «Рисунок 1». 6.1.6 При большом количестве иллюстраций допускается нумеровать их в пределах данного раздела. В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, которые разделяются точкой. Например - Рисунок 1.12. 6.1.7 При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 1…» (при сквозной нумерации) или «…в соответствии с рисунком 1.12…» (при нумерации в пределах раздела). 6.1.8 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Пояснительные данные располагаются под иллюстрацией. Слово «Рисунок», его номер и через тире наименование иллюстрации, с прописной буквы без точки в конце, помещаются ниже иллюстрации, после пояснительных данных. Например - Рисунок 1.14 – Детали прибора. Пример оформления иллюстрации приведен на рисунке 1.
6.1.9 Иллюстрации в приложениях имеют отдельную нумерацию арабскими цифрами с добавлением перед номером буквенного обозначения приложения через точку. Пример - Рисунок А.3 – Принципиальная схема устройства. 6.2 Построение таблиц 6.2.1 Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. 6.2.2 Таблицу следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором она впервые упоминается, или на следующей странице. 6.2.3 На все таблицы должны быть ссылки в документе. При ссылке в тексте следует писать слово «таблица» с указанием её номера. Например - «…анализ данных, представленных в таблице 3, показывает, что…». Пример оформления таблицы приведен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пример оформления таблицы 6.2.4 Таблицу с большим количеством граф (столбцов, колонок) допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы документа. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части повторяется головка (строка или строки для заголовков) таблицы, а во втором случае - боковик (графа для заголовков) таблицы. При делении таблицы на части допускается её головку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы, с повторением этой нумерации в последующих частях таблицы. Если в разных строках одной графы повторяющийся текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических, физических, химических и других символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо ячейке таблицы не приводят, то в ней ставится прочерк. Пустые ячейки в таблице не допускаются. 6.2.5 Таблица может иметь наименование. Наименование таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Наименование помещается над таблицей слева, без абзацного отступа, после слова «Таблица», с прописной буквы, в одну строку с её номером, через тире. Точка в конце наименования таблицы не ставится. 6.2.6 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему документу. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, которые разделяются точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой буквенного обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1», или «Таблица Д.1» (если она приведена в приложении Д). 6.2.7 Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе. Если подзаголовки граф составляют одно предложение с заголовком, то они пишутся со строчной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят. 6.2.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничиваются линиями. Головка таблицы отделяется линией от остальной части таблицы. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и графы таблиц, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. 6.2.9 Заголовки граф, как правило, записываются параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное строкам расположение заголовков граф. Допускается применять размер шрифта в таблице меньше, чем в тексте документа. Заголовок графы «Номер по порядку» в таблице не рекомендуется. 6.2.10 Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа. 6.2.11 При переносе таблицы слово «Таблица», её номер и наименование указываются только один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы без точки в конце. 6.2.12 Если в конце страницы таблица прерывается и её продолжение размещается на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят. 6.2.13 При наличии в документе небольшого по объему материала, его нецелесообразно оформлять в табличном виде, а следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок. Пример - Предельные отклонения размеров профилей всех полок: по высоте …………………………. ± 2,5 %; по ширине ………………………… ± 1,5 %; по толщине стенки ………………... ± 0,3%; по толщине полки ………………… ± 0,2%. 6.3 Формулы и уравнения 6.3.1 Формулы и математические уравнения (далее - формулы) следует выделять в тексте отдельной строкой. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена на следующую строку после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умножения (×), деления (:) или других математических знаков, причем этот знак повторяется в начале следующей строки. При переносе формулы на знаке, означающем умножение, применяется только символ (×). Применение компьютерных знаков умножения (* или ·) и деления (/) при написании формул не допускается. 6.3.2 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, с левой стороны листа, начиная со слова «где» без двоеточия. Для размерных параметров обязательно указывается их размерность. Пример – Плотность каждого образца ρ (кг/см3) определяется по формуле: , (1) где m - масса образца, кг; V - объем образца, м3. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой или точкой с запятой. 6.3.3 Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, нумеруются арабскими цифрами по порядку, без точки после последней цифры, помещаются в круглых скобках и располагаются в правой стороне листа документа на одной строке с формулой. При переносе формулы на другую строку нумерация формулы проставляется на последней строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, которые разделяются точкой. Например - (3.1). Формулы, помещенные в приложения, нумеруются отдельно в пределах каждого приложения арабскими цифрами с добавлением перед каждым номером буквенного обозначения приложения. Например, вторая формула в приложении Б обозначается (Б.2). 6.3.4 Ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в круглых скобках, например - «…расчет выполнялся по формуле (2.1)…». 6.3.5 Формулы могут быть выполнены компьютерным или рукописным способами черным цветом. Использование разных способов выполнения в одной формуле не допускается. Допускается выполнение отдельных формул в текстовом документе разными способами. Пример написания формулы с помощью компьютерного редактора формул представлен на рисунке 3. (2)
|
|||||
|