Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года 1 страница



 

 

I. Общие положения

 

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсное и финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий Стратегии и показатели их результативности. Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 (далее - Доктрина), и Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р, а также с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания, и ряда ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

Стратегия призвана создать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействовать реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Стратегическая цель, стоящая перед пищевой и перерабатывающей промышленностью, заключается в обеспечении гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов.

В Стратегии учитываются сложившиеся в последние годы позитивные и негативные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора экономики, усиление воздействия на него процессов, происходящих на мировых агропродовольственных рынках, вступление России во Всемирную торговую организацию и развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой экономики страны, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность.

В последние годы был принят ряд важных мер по развитию сырьевой базы промышленности. Реализуется приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», вступил в действие Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в соответствии с которым разработана и реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (далее - Государственная программа на 2008 - 2012 годы), и Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 года, утвержденная Федеральным агентством по рыболовству (далее - Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса).

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие отдельных отраслей промышленности, остается.

Прежде всего это относится к развитию сырьевой базы. Темпы производства сырья животноводческой отрасли не отвечают потребностям пищевой и перерабатывающей промышленности и не способствуют насыщению рынков мясной и молочной продукцией.

Российская Федерация обладает значительными запасами водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы), располагает значительной береговой материально-технической базой, осуществляющей переработку водных биоресурсов и реализацию рыбной продукции.

Важнейшим условием успешного развития перерабатывающей промышленности является преодоление ряда существующих системных проблем.

С учетом морального и физического износа основных производственных фондов организаций пищевой и перерабатывающей промышленности их обновление должно осуществляться в ускоренном режиме. Также требуют неотложного решения проблемы экологического характера.

В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо отметить следующие существенные преимущества условий функционирования отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в индустриально развитых зарубежных странах по сравнению с их возможностями в России:

более высокий технический уровень производства, позволяющий использовать современные достижения научно-технического прогресса;

более эффективные меры государственного регулирования и защиты продовольственного рынка;

развитие различных форм объединений организаций, отстаивающих их права и интересы на всех уровнях государственной власти и бизнеса.

Все это позволяет развитым странам обеспечить продовольственную безопасность и формировать необходимые ресурсы для экспансии на мировом продовольственном рынке.

Разработка Стратегии базируется на следующих методологических показателях:

доля отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, определенных Доктриной;

рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания и прогнозируемой численности населения Российской Федерации до 2020 года;

перспективные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Динамика развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относится определяющий спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения, а также вхождение России в мировое экономическое пространство и повышение вероятности рисков, угрожающих устойчивому и динамичному развитию пищевой промышленности со стороны мирового рынка продовольствия.

Необходимо внедрить новые технологии в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе био- и нанотехнологии, позволяющие значительно расширить выработку продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками, лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов. Необходимо повысить глубину переработки, вовлечь в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, что позволит увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья.

В 2020 году производство пищевых продуктов должно увеличиться в 1,4 раза при среднегодовом темпе прироста 3,5 - 5 процентов к уровню 2010 года. При этом предполагаются более высокие темпы прироста мяса и мясопродуктов, отдельных секторов молокопродуктов, сахара, крахмалопродуктов и плодоовощной продукции. Коэффициент использования производственных мощностей должен достигнуть 85 процентов.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов и решить основные задачи, определенные Доктриной.

Стратегия предусматривает комплексное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом развития основных направлений сельскохозяйственного производства.

Выделяются приоритеты 2 уровней - среднесрочного и долгосрочного периода.

Приоритетами среднесрочного периода являются:

в сфере производства:

развитие сырьевой базы растениеводческой продукции и продукции животноводства;

проведение технического перевооружения организаций с внедрением современных достижений научно-технического прогресса для снижения энергопотребления, уменьшения вредных выбросов в окружающую среду

и повышения доходности и конкурентоспособности вырабатываемой продукции на внутреннем и внешних рынках;

в социальной сфере - повышение мотивации к высокопроизводительному труду и сохранение трудовых ресурсов;

в экономической сфере - рост прибыльности организаций как основное условие перехода к инновационной модели развития;

в институциональной сфере - развитие конкуренции, кооперации, интеграционных связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, внедрение новых технических регламентов и стандартов;

в сфере научного и кадрового обеспечения - формирование инновационного ядра промышленности в качестве важнейшего условия.

Приоритетами долгосрочного периода являются:

развитие импортозамещающих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, включая мясную, молочную, сахарную и рыбную отрасли;

переход пищевой и перерабатывающей промышленности к ресурсосберегающим технологиям, обеспечивающим безотходное производство и производство с минимальным воздействием на экологию;

переработка новых видов сырья, полученных с использованием био- и нанотехнологий;

производство экологически чистых продуктов питания;

экологическая безопасность продовольствия;

наращивание экспорта продовольствия по мере насыщения внутреннего рынка продуктами питания.

В ходе реализации Стратегии будут уточняться прогнозные показатели развития пищевой и перерабатывающей промышленности, а также вноситься корректировки в отдельные ее показатели и экономические механизмы с учетом реально складывающейся ситуации на внутреннем и внешнем рынках.

Основные положения Стратегии будут приняты в качестве целевых установок при разработке проекта государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - государственная программа на 2013 - 2020 годы). Это позволит придать реализации намечаемых мероприятий сбалансированный, целевой и адресный характер, подкрепляемый необходимыми ресурсами.

 

 

II. Анализ состояния пищевой и

перерабатывающей промышленности

 

За последнее десятилетие в пищевой и перерабатывающей промышленности полностью завершен процесс приватизации, что позволило организациям пищевой и перерабатывающей промышленности адаптироваться к условиям рыночной экономики. Перед пищевой и перерабатывающей промышленностью стоит задача повышения эффективности работы организаций, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции.

За период перехода к рыночной модели экономики в стране сформировался большой круг развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем продовольственном рынке и рынках государств - участников СНГ, а также активно привлекающих капитал для своего развития.

Пищевая и перерабатывающая промышленность сохраняет свое лидирующее положение в структуре промышленного производства России, занимая долю в 11,5 процента, и наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции. Индекс производства пищевых продуктов в 2000 - 2007 годах в среднем составлял 106 - 107 процентов (за 2010 год - 105,4 процента).

Пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя более 30 отраслей, объединяющих 43 тыс. действующих организаций, где занято около 1,3 млн. человек.

В структуре оборота розничной торговли за 2010 год удельный вес продовольственных товаров составил 48,9 процента, или 8 трлн. рублей.

Организациями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2010 году было отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 3117 млрд. рублей (в ценах текущих лет), или на 10,5 процента больше, чем в 2009 году.

Работа организаций, обеспечившая в 2010 году получение прибыли в размере 174,4 млрд. рублей, или на 15 процентов больше, чем в 2009 году, позволила перечислить в бюджетную систему страны 476,6 млрд. рублей (рост - 32,9 процента), средний уровень рентабельности составил 12,2 процента.

Пищевая и перерабатывающая промышленность остается инвестиционно привлекательной для российского и иностранного бизнеса,

это демонстрирует динамика объемов инвестиционных вложений в ее модернизацию, которые за 2005 - 2010 годы составили 905,7 млрд. рублей.

По сравнению с 2009 годом отмечался рост производства:

мяса и субпродуктов - на 15 процентов;

колбасных изделий - на 8,7 процента;

мясных полуфабрикатов - на 7,7 процента;

рыбной продукции - на 1,5 процента;

кондитерских изделий - на 2,8 процента;

плодоовощных консервов - на 8,4 процента;

макаронных изделий - на 8,3 процента.

Несмотря на увеличение объемов производства российских продуктов питания, сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В 2010 году на продовольственном рынке страны за счет импорта формировалось 25 процентов ресурсов мяса и мясопродуктов, 24,6 процента рыбы и рыбопродуктов и 19,2 процента молока и молокопродуктов. В стоимостном выражении было ввезено сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 36,4 млрд. долларов США.

Остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребление населением таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, овощи, фрукты и ягоды. Так, в 2010 году среднедушевое потребление составило:

мяса и мясопродуктов - 68 кг при норме 70 - 75 кг;

молока и молокопродуктов - 247 кг при норме 320 - 340 кг;

рыбы и рыбопродукции - 21,2 кг при норме 22 - 28 кг;

овощей и бахчевых культур - 105 кг при норме 120 - 140 кг;

фруктов и ягод - 57 кг при норме 90 - 100 кг.

Спрос на продукцию отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты (мукомольно-крупяная, хлебопекарная, рыбная, молочная, мясная, сахарная и масложировая отрасли), имеет устойчивый характер. Этот фактор во многом предопределяет развитие сырьевой базы для этих отраслей и приток инвестиций в модернизацию технологической базы организаций пищевой и перерабатывающей промышленности.

Технический и технологический потенциал этих отраслей за время становления рыночной экономики формировался под воздействием различных факторов, связанных с развитием внутренних рынков продукции указанных отраслей, поиском каналов для реализации продукции на внешних рынках, а также с проведением государственной политики по защите внутреннего продовольственного рынка страны. Совокупность этих факторов создавала благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие технической базы пищевой и перерабатывающей промышленности. С учетом адаптации работы предприятий к условиям рыночной экономики, выстраивания современных форм организации производства и маркетинговой политики масштабы и динамика инвестиций в этих отраслях носили неоднозначный характер.

Проведенный анализ показывает, что в масложировом секторе за небольшой период времени удалось провести масштабное техническое перевооружение организаций на основе инновационных технологий и современного оборудования, диверсифицировать производство и вырабатывать конкурентоспособную продукцию, свидетельством чему является экспорт готовой продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Однако темпы обновления основных производственных фондов в других отраслях недостаточны, чтобы в полной мере обеспечивать внутренний рынок отечественной продукцией на основе импортозамещения. Производственные мощности мукомольно-крупяной, хлебопекарной, сахарной, молочной и мясной промышленности в настоящее время в основном морально и физически устарели и используются не полностью, что связано с дефицитом сельскохозяйственного сырья.

Модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности за последние годы осуществляется в основном на базе импортируемого технологического оборудования, что создает дополнительные риски по развитию отраслей промышленности.

Увеличение производства продукции животноводства и растениеводства в рамках реализации Государственной программы на 2008 - 2012 годы выявило наличие диспропорций в объемах производства сырья и имеющихся производственных мощностей по его своевременной переработке. Прежде всего это относится к свеклосахарному подкомплексу, для сбалансированного развития которого необходимы инвестиции в размере более 120 млрд. рублей.

Недостаточное использование рыбоперерабатывающих мощностей в целом по стране на фоне увеличения добычи водных биоресурсов (с 3348,7 тыс. тонн в 2008 году до 4027,9 тыс. тонн в 2010 году) определяется сезонностью добычи водных биоресурсов и неравномерностью обеспечения сырьем рыбоперерабатывающих организаций.

Слабая материально-техническая база многих организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и холодильной обработки скоропортящегося сырья и продовольствия не позволяют комплексно перерабатывать исходное сырье и создавать оптимальные условия для хранения, что приводит к дополнительным потерям, снижению безопасности и качества.

Уровень внедрения в производство современных видов упаковки недостаточен для решения вопросов повышения качества и безопасности продукции, оптимизации процесса товародвижения.

Отсутствие достаточных финансовых средств у организаций тормозит внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий, диверсификацию производства, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды.

Физический износ и моральное старение основных фондов являются главными причинами недопустимо высокого уровня образования отходов производства, сброса неочищенных производственных стоков в открытые водоемы и выбросов промышленных загрязнений в атмосферу.

Сдерживающим фактором дальнейшего развития промышленности является неразвитая инфраструктура продовольственного рынка, что негативно отражается на формировании справедливых цен на социально важные виды продовольствия и решении вопроса их физической доступности для населения.

Ситуация еще более осложнится при вступлении страны во Всемирную торговую организацию, когда свобода действий в части защиты внутреннего рынка страны и финансовой поддержки производителей будет ограничена правилами этой организации и принятыми Россией обязательствами.

Решение вопросов улучшения демографического состояния страны и здоровья нации требует разработки государственных мер по развитию социального питания, выработки продуктов диетического и лечебно-профилактического назначения для разных возрастных групп населения.

Таким образом, оценивая технико-технологический уровень развития указанных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, необходимо отметить наличие ряда ограничений, препятствующих реализации имеющегося у них потенциала.

III. Основные системные проблемы пищевой

и перерабатывающей промышленности

 

Основными системными проблемами, характерными для всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, являются:

недостаток сельскохозяйственного сырья с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки;

моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;

низкий уровень конкурентоспособности российских производителей пищевой продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках;

неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции;

недостаточное соблюдение экологических требований в промышленных зонах организаций пищевой промышленности.

Принимаемые меры по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности должны быть ориентированы на решение основных системных проблем, формирование нового промышленного потенциала, модернизацию и развитие инноваций в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение качества жизни различных социальных слоев населения.

 

IV. Решение основных системных проблем пищевой и

перерабатывающей промышленности и индикаторы ее развития

 

Решение задачи увеличения поставок сельскохозяйственного сырья на переработку будет осуществляться в рамках реализации государственной программы на 2013 - 2020 годы, поставок рыбной продукции - в рамках Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака должен вырасти в 2020 году по отношению к 2010 году в 1,4 раза.

В рамках проекта государственной программы на 2013 - 2020 годы предусматривается увеличение производства:

зерна - до 125 млн. тонн;

подсолнечника - до 7,5 млн. тонн;

сахарной свеклы - до 42 млн. тонн;

картофеля - до 34 млн. тонн;

овощей - до 17,9 млн. тонн;

плодов и ягод - до 4,13 млн. тонн;

скота и птицы на убой (в живом весе) - до 14,1 млн. тонн, в том числе крупного рогатого скота - до 3,15 млн. тонн, свиней - до 4,53 млн. тонн, птицы - до 5,8 млн. тонн, прочих - до 127,5 тыс. тонн;

молока - до 38,2 млн. тонн;

муки - до 10,3 млн. тонн;

крупы - до 1,4 млн. тонн;

рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных - до 5,2 млн. тонн;

хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами - до 300 тыс. тонн;

сахара из сахарной свеклы - до 5,4 млн. тонн;

цельномолочной продукции - до 13,5 млн. тонн;

сливочного масла - до 280 тыс. тонн;

сыра и сырных продуктов - до 546 тыс. тонн;

плодоовощных консервов - до 11597 муб;

подсолнечного масла - до 3,3 млн. тонн;

кондитерских изделий - до 3175 тыс. тонн;

соли поваренной - до 1290 тыс. тонн.

В результате решения задачи модернизации производства и наращивания мощностей за счет проведения технического перевооружения, реконструкции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и нового строительства на основе инновационных технологий и ресурсосберегающего оборудования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экологии индекс физического объема инвестиций к 2020 году должен возрасти по отношению к 2010 году в 1,2 раза.

Для этого потребуется привлечение инвестиций в 2013 - 2020 годах в размере 777,83 млрд. рублей, в том числе на развитие:

мукомольно-крупяной промышленности - 18,4 млрд. рублей;

хлебопекарной промышленности - 98,2 млрд. рублей;

мясной промышленности - 99,15 млрд. рублей;

рыбоперерабатывающей промышленности - 36,86 млрд. рублей;

молочной промышленности - 99,7 млрд. рублей;

сахарной промышленности - 136,7 млрд. рублей;

плодоовощной промышленности - 27,1 млрд. рублей;

масложировой промышленности - 98 млрд. рублей;

кондитерской промышленности - 79,9 млрд. рублей;

крахмалопаточной промышленности - 25,6 млрд. рублей;

соляной промышленности - 16,3 млрд. рублей.

Для перехода к модели инновационного развития и создания нового технологического уклада пищевой промышленности предполагается использовать новые формы государственно-частного партнерства на базе технологических платформ.

Для решения задачи повышения конкурентоспособности продукции российских организаций пищевой промышленности, создания условий для обеспечения импортозамещения в отношении социально значимых продуктов питания и наращивания экспортного потенциала необходимо осуществить:

разработку государственных мер по проведению разумной протекционистской политики с целью обеспечения импортозамещения в отношении продукции, имеющей социальное значение;

выстраивание приоритетов для проведения модернизации промышленности;

внедрение современных методов управления и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортирования и хранения;

внедрение биотехнологий, технологий замкнутого цикла с более эффективной выработкой целевого продукта, с сокращением потерь сырья, производством пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами, что позволит повысить степень переработки сырья, расширить ассортимент выпускаемой продукции и нарастить кормовую базу для животноводства и птицеводства, решить экологические проблемы;

обеспечение всей продукции упаковкой, которая позволит сохранить ее качество и безопасность, создание и внедрение в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, которые продлевают срок годности продукции, а также биоразлагаемой упаковкой;

подготовку современного квалифицированного промышленно-производственного персонала с учетом требований инновационной экономики.

К 2020 году предусматривается довести долю российского производства (с учетом переходящих запасов):

 

сахара - до 96,7 процента в общем объеме (при этом доля сахара, произведенного из сахарной свеклы, в общем объеме его производства составит 91,5 процента);

растительного масла - до 84 процентов в общем объеме;

мяса и мясопродуктов - до 88,3 процента в общем объеме;

пищевых рыбных товаров - до 82 процентов в общем объеме;

молока и молокопродуктов - до 85,3 процента в общем объеме.

Выполнение задачи развития инфраструктуры и логистического обеспечения продовольственной группы товаров позволит повысить к 2020 году уровень товарности сельскохозяйственной продукции на 5 процентов. Организация оптовых распределительных центров позволит создать условия для развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков зерна, сахара, плодоовощной продукции и картофеля, мяса, рыбы, молока и других продовольственных товаров.

Осуществление мероприятий, направленных на снижение вредных выбросов в окружающую среду и охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения, снижение расходов речной и артезианской воды на технологические нужды, предусматривается при реконструкции, техническом перевооружении организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и новом строительстве.

Внедрение оборотных систем водоснабжения для очистки сточных вод на предприятиях сахарной, молочной и мясной промышленности позволит высвободить земельные участки, занимаемые очистными сооружениями, для возобновления сельскохозяйственного производства.

В настоящее время значительная часть вторичных ресурсов, образуемых в результате промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, используется неэффективно, нередко идет в отвалы или выливается в водоемы, что наносит природе большой экологический ущерб.

Необходимо обратить внимание на увеличение использования отходов пищевых и перерабатывающих организаций для производства энергоресурсов и вторичных ресурсов, что обеспечит повышение эффективности производства и снизит вредное воздействие организаций на окружающую среду.

К 2020 году предусматривается:

доведение производства жмыхов и шротов маслосемян всех видов до 5,6 млн. тонн, жома - до 12 млн. тонн, кормовой рыбной муки - до 240 тыс. тонн;

повышение степени переработки водных биоресурсов за счет внедрения безотходных технологий - до 80 процентов;

увеличение глубины переработки скота (доведение съема продукции с 1 тонны живого веса убойного скота) - не менее 90 процентов;

вовлечение в хозяйственный оборот молочной сыворотки -
до 1 млн. тонн.

К 2020 году планируется увеличение кормовой базы для животноводства:

на 705 тыс. тонн кормов - из отходов крупяной промышленности;

на 500 тыс. тонн сушеного жома - из отходов сахарной промышленности;

на 7870 тыс. тонн шротов маслосемян всех видов - из отходов масложировой промышленности.

Кроме того, в молочной промышленности использование сыворотки на пищевые цели достигнет 1 млн. тонн.

Индикаторы развития пищевой и перерабатывающей промышленности приведены в приложении № 1. Объемы инвестиций в развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности приведены в приложении № 2.

 

V. Отраслевые целевые программы и комплекс обеспечивающих

мероприятий по решению проблем

 

В целях повышения эффективности развития отраслей пищевой промышленности предпочтительной становится практика разработки и принятия отраслевых программ.

Для повышения эффективности свеклосахарного подкомплекса и достижения показателей по объему производства сахара из сахарной свеклы, установленных Государственной программой на 2008 - 2012 годы, реализуется отраслевая целевая программа по развитию свеклосахарного подкомплекса России на 2010 - 2012 годы.

Рост производства животноводческой продукции и отсутствие современных производств по убою скота потребовали разработки и принятия отраслевой программы по развитию первичной переработки скота на 2010 - 2012 годы.

С целью повышения потребления сыра и сливочного масла и наращивания объемов их производства, сокращения импорта утверждена отраслевая целевая программа по развитию маслоделия и сыроделия России на 2011 - 2013 годы. Стратегической задачей программы является создание нового технологического уклада в маслоделии и сыроделии на инновационной основе, повышающего их конкурентоспособность с учетом современных вызовов и угроз со стороны мирового рынка.

Поддержка социальной стабильности и обеспечение социальной защиты различных категорий граждан будут стимулировать экономический рост в отраслях пищевой промышленности и создавать условия по расширению внутреннего спроса на продовольственном рынке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.