Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С Т Р А Т Е Г И Я 4 страница



Развитие агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, территории которых расположены в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества - плодородных земель, а также с применением передовых технологий ведения сельского хозяйства и модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции.

В Центрально-Черноземном регионе получат дальнейшее развитие отрасли, вырабатывающие социально значимые продукты питания. Масштабные инвестиции предполагается направить на модернизацию и новое строительство сахарных заводов в Липецкой, Тамбовской и Рязанской областях, единичной мощностью 8 - 9 тыс. тонн переработки свеклы в сутки.

Активное развитие животноводства будет сопровождаться строительством современных производств по первичному убою скота мощностью 100 тонн мяса в смену, а также техническим перевооружением действующих мощностей мясной отрасли. Важным направлением становится новое строительство молокоперерабатывающих заводов на
200 - 500 тонн переработки молока в сутки в районах, расположенных в территориальной близости к животноводческим комплексам.

Перспективным направлением развития станет промышленное производство плодоовощной продукции, ее переработка с использованием современных технологий быстрой заморозки. Это направление за рубежом получило широкое распространение, и Россия импортирует такую продукцию в большом количестве.

Развитие Северо-Западного региона определяется экономическим и инновационным потенциалом г. Санкт-Петербурга, выходом к важнейшим морским коммуникациям.

 

Наличие крупных городов в этом регионе будет создавать условия для развития рынков мясной, рыбной и молочной промышленности, поставку продукции на которые должны обеспечивать российские производители. В Вологодской области предполагается строительство молочного завода мощностью 400 тонн переработки молока в сутки с производством сухого молока.

Развитие южных регионов России основано на использовании конкурентных преимуществ - наиболее благоприятных природно-климатических условий для сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, транзитного приморского положения, а также значительных демографических ресурсов. Однако преобладание в структуре экономики большинства регионов секторов с низкой производительностью труда требует инновационного развития.

В Ставропольском крае значительный рост валового производства свеклы потребует строительства нового сахарного завода. Увеличение производства сои в Краснодарском крае потребует строительства заводов по ее переработке с выработкой растительного масла и соевых шротов для производства комбикормов для животноводства.

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии сельскохозяйственного туризма, виноделия и плодово-ягодного подкомплекса.

В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом научно-исследовательский и образовательный потенциал крупных городских агломераций юга Ростовской области и Краснодарского края создает основу для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики и биотехнологий. В указанных регионах будет активно развиваться производство и промышленная переработка плодоовощной продукции. В Ростовской области намечается строительство крупного современного завода по первичной переработке свиней общей мощностью 1 млн. голов в год.

Экономическое развитие Приволжского федерального округа будет опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала региона и новое строительство производственных объектов пищевой и перерабатывающей промышленности. На территории этого округа предполагается дальнейшее развитие молочной промышленности с выработкой широкого ассортимента цельномолочной продукции, масла сливочного и сыров. Строительство современных предприятий с суточной переработкой молока 400 - 500 тонн возможно в Республике Башкортостан, Республике Татарстан и Удмуртской Республике, а также в Кировской области.

Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в регионах Сибири и Дальнего Востока во многом будет зависеть от государственной политики по стимулированию роста населения на этих территориях и использованию огромных потенциальных возможностей по развитию рыбохозяйственного комплекса, сельскохозяйственного производства и переработки с целью экспорта сельскохозяйственной продукции и продукции рыбопереработки на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие этого направления будет происходить за счет модернизации действующих мощностей и нового строительства молочных и сыродельных заводов в Алтайском крае. Реализация региональных программ развития животноводства будет сопровождаться строительством производственных объектов по первичной переработке скота.

Алтайский край имеет огромный потенциал по производству зерна и мукомольно-крупяной продукции, которая успешно может экспортироваться в Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли.

В ряде регионов Дальнего Востока успешно реализуются программы по увеличению объемов выращивания сои, что требует создания современных производств в Амурской области.

Создание современной транспортной инфраструктуры позволит в обозримом будущем обеспечить доставку продовольственных товаров Азиатско-Тихоокеанского региона до территории Урала, повышая тем самым устойчивость продовольственного обеспечения населения.

Создание успешно функционирующих рынков и институтов регулирования, а также систем хранения, транспортировки и распределения с использованием инновационных технологий будет способствовать своевременной доставке качественной продукции потребителям.

 

 

Наличие большого ресурсного потенциала в этой части страны и его освоение потребуют создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в создание современной базы переработки в том числе и сельскохозяйственного сырья (сои).

 

VII. Сроки и этапы реализации Стратегии

 

Принимая во внимание большой вклад пищевой и перерабатывающей промышленности в экономику страны и решение демографических проблем, государственная поддержка должна быть оптимизирована с учетом макроэкономических показателей развития страны. Переход к инновационному типу развития предполагает включение новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Действие этих факторов обеспечит выход российской пищевой и перерабатывающей промышленности на траекторию устойчивого роста в диапазоне 3,5 - 5 процентов в год.

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, чтобы в условиях глобальной конкуренции достичь уровня развитых стран по показателям эффективности производства, возможного в условиях модернизации технической базы промышленности, приоритетного развития отраслей, ориентированных на выпуск социально значимых продуктов питания, обеспечения опережающего развития отраслей, позволяющих в максимальной степени реализовать российские конкурентные преимущества. Такой подход требует реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований.

Инновационное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в 2013 - 2020 годах предполагается осуществить в 2 этапа, обусловленных развитием агропромышленного комплекса и возможностью привлечения инвестиций в модернизацию промышленности, а также выделения бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Последовательность решаемых задач будет определяться рядом факторов, оказывающих влияние на развитие отраслей промышленности. В среднесрочной перспективе к основным факторам следует отнести:

формирование Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);

 

 

вступление России во Всемирную торговую организацию и связанная с этим дальнейшая либерализация агропродовольственного рынка;

бюджетные ограничения по оказанию отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности государственной поддержки;

ужесточение контроля за соблюдением требований в области охраны окружающей среды;

ожидаемая новая технологическая инновационная волна в ведущих странах мира, связанная с внедрением новых технологий, позволяющих использовать при переработке нетрадиционные виды сырья и вырабатывать продукцию с заданными параметрами.

В этих условиях в первые 4 года (2013 - 2016 годы) должны решаться следующие задачи:

расширение конкурентных преимуществ быстроокупаемых отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, выпускающих социально значимую продукцию и требующих больших капитальных затрат;

создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения сторонних инвестиций и налаживания сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций в рамках ЕврАзЭС, формирование экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность;

гармонизация законодательной и правоприменительной практики со странами ЕврАзЭС, стандартов отдельных стран с международными стандартами серии ИСО, разработка стандартов в области охраны окружающей среды;

создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления;

обеспечение системы подготовки кадров среднего и низшего звена, способных управлять современными технологическими процессами.

Решение этих задач создаст основу для начала перехода к новому технологическому укладу с использованием ресурсосберегающих био- и нанотехнологий, расширению диверсификации производства и соблюдению новых требований законодательства Российской Федерации в области экологии.

На этом втором этапе (2017 - 2020 годы) будут решаться следующие задачи:

 

внедрение инновационных технологий во всех отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, решение проблемы их кадрового обеспечения;

дальнейшая интеграция науки, образования и бизнеса;

расширение позиций российских компаний на мировых продовольственных рынках, создание тем самым необходимых условий для экономического роста;

обеспечение интенсивной технической модернизации производств на базе ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;

снижение территориальной дифференциации по потреблению основных продуктов питания и доведение потребления до уровня рациональных норм.

К 2020 году накопленный потенциал технологий и инвестиций, соответствующий промышленно развитым странам, определит сохранение тенденций устойчивого развития пищевой и перерабатывающей промышленности с опорой на инновационный вектор развития как основной движущей силы экономического роста.

 

 

VIII. Организационно-экономический механизм

реализации Стратегии

 

Организационно-экономический механизм реализации Стратегии определяет состав ее исполнителей, формы их взаимодействия между собой, комплекс мер нормативно-правового и экономического характера, направленных на решение поставленных задач.

Реализацию Стратегии обеспечивают:

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

отдельные средние и крупные перерабатывающие организации, интегрированные формирования, занимающиеся переработкой продукции, а также организации, занимающиеся малой переработкой;

общественные некоммерческие организации (отраслевые союзы, ассоциации и объединения);

транспортные организации, организации хранения, финансового и информационного обеспечения;

 

научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, высшие и средние учебные заведения, научно-производственные объединения, консалтинговые компании и др.

Экономический механизм реализации Стратегии строится на ценовой, финансово-кредитной, налоговой и таможенно-тарифной политике, определяемой существующей нормативно-правовой базой.

Необходимость перехода на инновационный тип развития требует на всех уровнях управления создания условий для:

функционирования организаций, занятых разработкой и внедрением инновационных проектов;

осуществления деятельности различных финансовых институтов и частных лиц, инвестирующих в инновационные проекты модернизации существующей производственно-технической базы и производства продуктов нового поколения;

внедрения производителями в организациях инновационных технологий (био- и нанотехнологий, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий).

 

IX. Научное обеспечение развития пищевой и

перерабатывающей промышленности

 

Успешная реализация поставленных в Стратегии задач зависит от обеспечения устойчивого развития пищевой и перерабатывающей промышленности на основе наукоемких подходов и инновационных решений.

Основными направлениями в этой сфере являются:

разработка принципиально новых технологий и оборудования, обеспечивающих глубокую, комплексную, энерго- и ресурсосберегающую переработку сельскохозяйственного сырья на основе современных физико-химических и электрофизических способов (в том числе мембранные, экструзионно-гидролитические, гипербарические, кавитационные и биотехнологические способы) для создания экологически безопасного производства социально значимых пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами;

создание на основе новейших достижений генетики, микробиологии, нанотехнологий и информатики, современных принципов пищевой комбинаторики технологий производства качественно новых, импортозамещающих пищевых продуктов с направленным изменением состава и свойств, с использованием нано- и микрокапсул для адресной доставки биологически активных веществ в продукты массового потребления для различных возрастных групп населения, продукты лечебно-профилактического назначения;

совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, получения новых видов продуктов повышенной пищевой и биологической ценности с использованием высокоактивных рекомбинантных и мутантных штаммов и консорциумов микроорганизмов - продуцентов ферментов, незаменимых аминокислот, бактериоцинов, витаминов и других биологически активных веществ;

создание биокаталитических и биосинтетических технологий производства функциональных продуктов питания с использованием биологически активных добавок иммуномодулирующего, антиоксидантного и биокоррегирующего действия, пре- и пробиотиков для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в зонах экологического неблагополучия;

разработка научных основ прижизненного формирования заданных качественных и функциональных характеристик сырья животного и растительного происхождения с целью создания дифференцированных технологий его переработки и хранения для обеспечения стабильного качества, хранимоспособности и минимизации потерь целевой продукции;

разработка интегральной системы мониторинга, управления, контроля, прослеживаемости безопасности и качества сырья и готовых продуктов на всех этапах, включая производство, хранение, транспортирование и реализацию;

использование в качестве вторичного сырья отходов основного производства продуктов промышленной переработки.

С целью инновационного развития пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо создание многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров на основе интеграции научного и образовательного потенциалов научно-исследовательских учреждений.

 

X. Риски реализации Стратегии

 

Реализации Стратегии может препятствовать целый ряд существенных факторов, которые необходимо предвидеть и максимально снизить их возможные негативные последствия. Эти факторы можно объединить в группы риска, среди которых можно выделить:

агроэкологические риски;

макроэкономические риски на уровне страны (политические, социальные, внешнеторговые, конъюнктурные);

микрориски на уровне отдельных производителей.

Агроэкологические риски могут оказывать влияние на отрасли переработки через сокращение объемов и снижение качества сельскохозяйственного сырья, поступающего на переработку по причине неблагоприятно складывающихся погодно-климатических условий, а также природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. К этой же группе следует отнести и риски в животноводстве (птичий и свиной грипп, африканская чума свиней, коровье бешенство, ящур и др.) и связанный с этим забой большого числа поголовья скота и птицы с последующей утилизацией туш.

Это повлечет за собой снижение объемов выпуска пищевых продуктов и использования производственных мощностей перерабатывающих предприятий, создаст дефицит продовольствия на внутреннем рынке, сокращение или запрет экспорта и нарушение обязательств по экспортным контрактам, увеличение импорта сырья и продовольствия.

Снижение этих рисков требует повышения интенсивности ведения отраслей растениеводства и животноводства (поскольку уровень их развития связан с устойчивостью сельскохозяйственного производства), а также создания и поддержания необходимого объема переходящих запасов сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия (зерно, крупа, сухое молоко, животное масло, сыры, консервы и др.), что, в свою очередь, требует наличия необходимых емкостей для их хранения.

Макроэкономические риски связаны с темпами роста российской экономики и доходов населения, тарифно-таможенной, курсовой и внешнеторговой политикой, ужесточением конкуренции на мировом рынке и др. Эти риски можно разделить на внешние и внутренние.

К основным внешним рискам следует отнести торгово-экономические риски, обусловленные либерализацией внешнеэкономической деятельности, расширением в ряде стран масштабов протекционизма, возможностями введения ограничений по мерам аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин. Эти риски особенно усилятся в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

 

Снижение таких рисков следует связывать с повышением доходов населения, что позволит ему приобретать более дорогую и качественную продукцию.

К этой же группе рисков следует отнести и конкуренцию со стороны Казахстана, Белоруссии и Украины, выходящих на внешний рынок самостоятельно и конкурирующих на нем между собой, что не позволяет каждой из этих стран противостоять конкуренции со стороны развитых зарубежных стран. Снижению этого риска будет способствовать быстрейшее достижение согласованности их внешнеторговой политики в рамках ЕврАзЭС.

Торгово-экономическим риском для реализации Стратегии является сохранение объемов импорта в Россию сырья и готового продовольствия из стран дальнего зарубежья. Мировые цены на продовольствие имеют устойчивую тенденцию роста, что будет вести к повышению расходов на импорт единицы продукции и росту цены на нее на внутреннем рынке.

Мировой финансовый кризис ярко показал негативные последствия для перерабатывающей отрасли валютного риска. Он проявился при заимствовании кредитных ресурсов у отечественных и международных финансовых институтов через повышение платы за их пользование и сокращение объема инвестиций.

Среди внутренних макроэкономических рисков наиболее серьезными могут быть социальный, технологический и институциональный риски.

Социальный риск связан с ростом цен на продовольствие, отставанием от них роста душевых доходов населения, снижением его покупательной способности, сохранением высокого разрыва между различными социальными группами населения по экономической доступности продуктов питания.

Снижение этого риска в первую очередь должно заключаться в оказании помощи российским товаропроизводителям по увеличению и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции, в формировании организованных товаропроводящих сетей продвижения продукции «от поля до прилавка», в регулировании торговой деятельности, что будет способствовать снижению стоимости сельскохозяйственного сырья, издержек товародвижения и цен на продукты питания.

Вторым направлением снижения этого риска следует считать создание системы гарантированного доступа потребителей к продовольствию по приемлемым ценам. Это может осуществляться через различные формы социальной помощи незащищенным слоям населения, чему будет способствовать развитие индустриального производства пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов.

К риску технологического характера следует отнести высокую зависимость модернизации перерабатывающих организаций от поставок импортного оборудования. Практически во всех отраслях обновление технологической базы производства опирается преимущественно на импорт технологий, а не на российские разработки.

При сохранении такой ситуации изменение в политической и торгово-экономической политике может стать существенным фактором сдерживания этого процесса, сохранит отставание страны от развитых стран в уровне технического развития, что особенно опасно в связи с объективной необходимостью перехода на инновационный тип развития.

Снижение технологического риска и внедрение инноваций в производство могут сдерживаться слабым научно-методическим и опытно-конструкторским обеспечением разработок по созданию инновационных технологий и оборудования, новых продуктов питания и др., что требует повышения уровня финансирования научно-исследовательской, опытно-конструкторской и внедренческой деятельности в сфере агропромышленного производства.

Институциональный риск выражается в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию агропродовольственного рынка и взаимоотношениям между его хозяйствующими субъектами, отсутствии гармонизации российских и международных требований по безопасности продовольствия.

Микрориски на уровне отдельных производителей связаны с невозможностью проведения обновления материально-технической базы для модернизации производства по причине отсутствия необходимых собственных финансовых средств. Достаточно сказать, что в 2010 году каждая четвертая организация пищевой и перерабатывающей промышленности была убыточной, а средний уровень рентабельности по всей промышленности составил 12,2 процента. Это не позволяет им внедрять ресурсоэнергосберегающие технологии, достигать необходимой глубины переработки сырья, решать экологические проблемы, связанные с защитой окружающей среды, выходить с конкурентоспособной продукцией на внешний рынок.

    Риском для каждого отдельного производителя может стать дефицит квалифицированных кадров, особенно среднего звена, что будет ограничивать возможность внедрения в производство инновационных

технологий, а также экологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими условиями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

 

XI. Источники финансирования

 

В настоящее время государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется в соответствии с Государственной программой на 2008 - 2012 годы и выражается в предоставлении субсидий организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на:

закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;

строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, мясохладобоен, пунктов по приемке или первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции;

строительство объектов глубокой переработки высокопротеиновых сельскохозяйственных культур;

приобретение технологического оборудования для осуществления первичной переработки сельскохозяйственных животных и молока;

приобретение оборудования для холодильной обработки и хранения мясной и молочной промышленности при первичной переработке сельхозсырья;

приобретение оборудования для первичной переработки льняного сырья;

строительство, реконструкцию и модернизацию сахарных заводов.

Финансовые ресурсы для реализации положений Стратегии будут складываться из средств частных инвесторов и кредитов банков.

 

XII. Мониторинг и контроль реализации Стратегии

 

Комплексное управление реализацией Стратегии осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое:

определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по выполнению Стратегии;

осуществляет согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Стратегии;

координирует работу исполнителей мероприятий Стратегии;

определяет приоритеты, принимает меры по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования Стратегии;

обеспечивает контроль за ходом реализации Стратегии, в том числе за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, за качеством проводимых мероприятий Стратегии, за выполнением сроков их реализации;

осуществляет сбор отчетности о ходе выполнения мероприятий Стратегии, подготавливает и в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации информацию об их реализации.

Оценку эффективности реализации мероприятий Стратегии целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые позволяют отслеживать динамику развития отраслей пищевой промышленности на протяжении всего периода реализации Стратегии.

 

 

____________

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период

до 2020 года

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.